Баня        06.04.2024   

«Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы. Лента: Вопросы и комментарии Я сказал вы боги и сыны всевышнего

Аз рех: бози есте, и сынове вышняго вси

Человек, как сотворенный из ничего, по природе смертен; но, по причине подобия Сущему, если бы сохранил оное устремлением к Нему ума своего, мог замедлять в себе естественное тление, и пребыл бы нетленным, как говорит Премудрость: «хранение законов утверждение нерастления » (Прем. 6:18) . Будучи же нетленным, он жил бы уже как Бог, о чем дает разуметь и божественное Писание, говоря в одном месте: «Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси ; вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете ».

Слово о Вочеловечении Слова и явлении Его к нам в теле.

Толкование на псалмы.

Блж. Феодорит Кирский

«Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси». Я почтил вас, сообщил вам имя Мое, и нарек сынами Моими.

Евфимий Зигабен

Аз рех: бози есте и сынове Вишняго вcи

Где Бог сказал сии слова? Некоторые говорят, что Бог, сказывая: сотворим человека по образу нашему и по подобию (Быт. 1:26) , показал, что люди суть боги по сыноположению, как сотворенные по образу Божию. А я нашел еще, что Бог назвал богами начальствующих и судей, сказывая в Книге Судей народу: богам не говори зло и начальнику народа твоего не говори худо (Исх. 22:28) . Далее сынами Вышнего назвал Израильтян, сказав: сын первенец мой Израиль (Исх. 4:22) .

Слова Божественного Кирилла . Поелику мы сделались сынами Божиими, приняв в душе посредством Святаго Духа естественного и истинного Сына рожденного от вечного Отца нераздельно и бесстрастно, то посему мы и почтены сим названием или именем богов, хотя не по природе мы таковы, а по чести и славе. Тот же Кирилл говорит, приводя из Евангелия Иоанна следующие слова: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? Если он назвал богами тех, к которым было Слово Божие, и не может нарушиться Писание,-Тому ли, которого Отец освятил, и послал в мир вы говорите: богохульствуешь; потому что Я сказал: Я сын Божий? (Ин. 10:34) . Слова Феодорита : И так Я вас почтил и сообщил вам Мое имя, и нарек Моими сынами. Евсевий , приводя на сие пример, говорит: ты уразумеешь, как приобрели честь Божию получившие начальство над подначальными, когда вникнешь в то, что сказано Моисею: вот Я поставил тебя богом Фараону, и Аарон, брат твой будет твоим пророком (Исх. 7:1) . Итак как Моисей человек Божий, получив от Него честь, назван богом Фараона, так и все, которых почтил Бог, получили у своих подчиненных место богов.

Евагрий Понтийский

Ст. 6-7 Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси: вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете

Из нечистых бесов одни искушают человека как человека, а другие приводят его в смятение как неразумное животное. Когда на нас нападают первые, они внедряют в нас мысли тщеславия, гордости, зависти и осуждения, которые не встречаются ни в одной из неразумных [тварей]; а когда приближаются вторые, то они приводят в противоестественное движение яростное или желательное [начала души], ибо эти страсти суть общие для нас и для неразумных животных, хотя у нас они скрываются под разумной природой. Поэтому тем [людям], которые впадают в [чисто] человеческие помыслы, Святой Дух речет: «Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси. Вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете ». А что глаголет Он тем, которые приводятся в движение [вторыми бесами и поступают] неразумно? - «Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягниши, не приближающихся к тебе »

  • «Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы» (Пс. 81: 6)
  • «…и не может нарушиться Писание» (Ин. 10: 35)​
  • «Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги?» (Ин.10: 34)

Стоит обратить внимание на слово «все», не обусловленное никакими «если».

«Вселением в него Духа человек получил достоинство пророка, апостола, ангела, бога, быв до того землей и прахом».
Свт. Василий Великий​

«То, что движимо Духом Святым, стало движением вечным, живым, святым; со вселением в него Духа, человек получил достоинство пророка, апостола, ангела, Бога, будучи раньше землей и пеплом».
Свт. Василий Великий​

«Моё тело подчиняется законам физики?» - «Да!» - «Оно состоит из атомов?» - «Да!» - «Я управляю своим телом?» - «Без сомнения!» - «Тогда возникает вопрос: кто такой «я», который управляет телом, состоящим из атомов, подчиняющимся законам физики? Очевидно, что «я» - это бог».
Физик Э. Шрёдингер «Что есть жизнь?»

По своей божественной, логосной сути, жизнь есть рай.
Прп. Иустин (Попович)

Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд.
Псалтирь 81:1

Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком.
Исход 7:1

...но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
Бытие 3:5

  • Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас (Мф.17:20).
  • Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите,- и будет вам (Мк.11:22-24).

​Горчичное зерно можно рассматривать двояко, как крохотное семя, и как семя, имеющее в себе большую внутреннюю силу, потенциал для роста, ведь из этого крохотного семени вырастает большое дерево.

Это подтверждают слова Христа: «И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно - как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные» (Мк. 4: 31-32).

...и чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное перед Ним (1Ин.3:22).

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто (1Кор.13).

Из Жития преподобного отца нашего Марка Афинского :
Потом он спросил меня:
   - Есть ли ныне среди мира некоторые святые творящие чудеса, как сказал Господь в Евангелии Своем: «если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф.17:20).
   В то время как святой произносил эти слова, гора сдвинулась со своего места приблизительно на пять тысяч локтей2407 и приблизилась к морю. Святой Марк, приподнявшись и заметивши, что гора двигается, сказал, обратясь к ней:
   - Я тебе не приказывал сдвинуться с места, но я беседовал с братом; посему ты встань на место свое!
   Когда только он сказал это, гора действительно стала на своем месте. Увидав сие, я упал ниц от страха. Святой между тем, взяв меня за руку и поставив на ноги, сказал мне:
   - Разве ты не видывал таких чудес в течение дней жизни твоей?
   - Нет, отче, - отвечал я.
   Тогда святой, вздохнувши, горько заплакал и сказал:
   - Горе земле, потому что христиане на ней таковыми только по имени нарицаются, а на деле не таковы!

«Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба» (1 Кор. 15, 47). Внимай сказанному. Итак, каков первый, перстный, такими и все рождаются от него - перстными. А каков Христос, Небесный Владыка, такими - небесными - являются и все уверовавшие в Него (1 Кор. 15, 48), свыше родившиеся и крестившиеся Духом Всесвятым. Божествен.- родивший и воистину Бог, таковы и рождающиеся от Него, от Бога - боги по усыновлению «и сыны Вышнего все» (Пс. 81, 6), как говорят Божественные уста.

Ибо если Ты невидим для них существом и естеством неприступен, мне же Ты видишься и совершенно смешиваешься со мною сущностью естества (Своего), ибо они не отделены в Тебе и совершенно не разделяются, но естество (есть) существо Твое и существо - естество; то поэтому, причастившись плоти Твоей, я приобщаюсь естества (Твоего) и поистине бываю причастником существа Твоего, (делаясь) соучастником и даже наследником Божества и бывая в теле выше бестелесных, я полагаю, (что) и сыном Божиим соделываюсь, как сказал Ты не к Ангелам, но к нам, Богами так (нас) назвав:
«Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего» (Псал. 81, 6; Иоан. 10, 34).
Так как Ты соделался человеком, будучи Богом по естеству, неизменно и неслиянно, пребыв тем и другим, то и меня, человека по природе, соделал Богом по усыновлению и по благодати Твоей чрез Духа Твоего, чудным образом, как Бог, соединив разделенное».
Те же, которые восприняли Бога делами веры и, возрожденные Духом, наименовались богами, видят Его Самого - Отца их, всегда обитающего во Свете неприступном, имея Его обитателем, живущим в них самих, и сами обитают в Нем - совершенно неприступном».

Св. Симеон Новый Богослов

«Ибо нам как подобает быть деятельными во благом, чтобы быть бесстрастными, так и созерцательными по отношению к истине, чтобы быть боговидными, служа Богу, превосходящему все, и стремясь стать богами по положению и быть ими по законному подобию первообразу.
Итак, насколько есть сил, следует стремиться к бесконечному, исследовать превышающее ум, созерцать безвидное единое и непосредственно постигать непостижимое, чтобы быть в состоянии получить единственное наследие единого вышнего Бога, благодатию Господа нашего Иисуса Христа и Животворящего Духа, через Которых осияваемые мы сподобляемся созерцательной благодати, и обoженные по положению своему, мы становимся богами по дару Божию».

Спрашивает kkf
Отвечает Виталий Колесник, 17.08.2011


Сказано, что "Бог стал в сонме богов", и мы понимаем, что данная фраза используется не буквально, а метафорически, то есть иносказательно, образно. Ведь Библия говорит, что есть только единый Бог в трех Личностях, это Бог Отец, Бог Сын, и Бог Дух Святой, которые равны между собой, и на самом деле нет никакого сонма богов.

Далее Бог "среди богов произнес суд", Он спрашивает их доколе они будут неправедно судить и оказывать лицеприятие нечестивым? Из этих слов понятно, что Бог обращается не буквально к богам, а к высокопоставленным чиновникам, которые неправедно судят, оправдывая при этом нечестивых. И далее идут наставления относительно того, как следовало бы им поступать.

Фраза "Я сказал: вы - боги" объясняется следующей фразой "и сыны Всевышнего - все вы", то есть в данном случае "боги", это "сыны Всевышнего", используется литературный прием, который называется подхватом . К тому же "боги" и "сыны Всевышнего" здесь противопоставляются "человекам" и "князьям". Нечто подобное можно увидеть в следующем стихе: "...тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих , что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал" (). Здесь идет противопоставление по духовному признаку, Божьи сыны, то есть верные Богу люди, берут в жены себе неверных Богу женщин, которые потом развращают их и уводят от истинного Бога. И можно предположить, учитывая контекст, что в Псалме 81 Господь предупреждает свой народ, что они называются богами, то есть сынами Всевышнего, а на самом деле их история может закончиться плачевно, то есть их может постигнуть участь нечестивых.

Иисус, цитируя этот Псалом, обращается к благочестивым иудеям, которые собирались побить Его камнями за богохульство. Возможно, Христос тем самым хотел напомнить им, что они сыны Всевышнего, но поступают совсем не так, как ожидает от них Бог, и что они рискуют своей вечной участью, не принимая Спасителя, Единородного Сына от Бога Отца.

С уважением,
Виталий

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Есть фраза, и ей подобные, которая мусолится в устах некоторых христиан: "...у сатаны есть определённая сила там, где Бог позволяет ему..."

Разве наш Господь Бог, который сказал: "не убей" позволяет убивать? А может это сам человек, взявший на себя роль бога, решает кому жить, а кому умереть - позволяет себе быть богом - богом этого мира???

Конечно же такие люди, которые сами решают вопрос добра и зла в СВОЮ пользу, по своей корысти, которые сами (без Господа Бога) решают что такое добро и что такое зло со СВОЕЙ точки зрения, которые за непослушание им, предают души сатане, водимы богом этого мира - сатаною. Эти люди рабы тьмы, они дети тьмы.

"...Но знает Бог (сказал сатана), что в день, в который вы вкусите их, откроются (закроются - сатана обманщик) глаза ваши, и вы будете, как боги (сделаетесь богами этого мира), знающие (по СВОЕМУ, для своей корысти использующие) добро и зло"" (Быт.3:5).

Поэтому Господь Бог будет судиться с такими богами:

"Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд: доколе будете вы судить неправедно (со своей, падшей точки зрения) и оказывать лицеприятие нечестивым? Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость; избавляйте бедного и нищего; исторгайте [его] из руки нечестивых (богов=людей). Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются. Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей. Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы" (Пс.81:1-8).

"Иисус отвечал им: не написано ли в законе ВАШЕМ: Я сказал: вы боги (вы сделали себя богами, вы пошли СВОИМИ путями)?" (Иоан.10:34).

И наследство Его будет наше.

Некоторые пастора сделали себя богами, отцами, пасторами церквей, ведущими людей не к Господу, а за собой. Они стали ворами Славы Божьей, ворами, ворующими людей у Господа. Они сами не входят как дети и другим не дают войти в Божью Благодать. И для этого поставили над людьми многочисленных надзирателей, лидеров, СВОИХ рабов.

"...В свое время (Отец Небесный) послал к виноградарям раба, чтобы они дали Ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем. Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем. И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали. Тогда сказал Господин (Господь) виноградника: что мне делать? Пошлю Сына Моего возлюбленного; может быть, увидев Его, постыдятся. Но виноградари (пастора, лидеры), увидев Его, рассуждали между собою, говоря: это Наследник; пойдем, убьем Его, и наследство Его будет наше. И, выведя Его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними Господин виноградника (Своего)? Придет и погубит (отстранит от Себя) виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие (пастора) же это сказали: да не будет! Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: Камень, который отвергли строители (Дома Божьего), Тот Самый сделался главою угла? Всякий, кто упадет на Тот Камень, разобьется, а на кого Он упадет, того раздавит. И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу" (Лук.20:10-19).

Есть выход из пасторской, звёздной болезни - признание этой своей болезни, и покаяние, и посвящение плодов - людей Господу Богу Иисусу Христу, Который Есть Истинный Пастор и Истинный Отец Небесный.

Иисус Господь, прости нас за то, что мы заняли Твоё место, что мы сели на Твоё седалище, что мы собою заменили Тебя, что мы ведём себя как боги. Мы посвящаем всех людей и себя, в том числе, Тебе. Исцели нас от всякой болезни, в том числе от звёздной болезни. Ты Глава Церкви, Ты Истинный Пастор, Ты Истинный отец наш. Аминь.

"Есть пути, которые кажутся человеку (в его глазах) прямыми (хорошими, добрыми); но конец их - путь к смерти" (Прит.14:12).

Без ежедневного Божьего Водительства, человек не может знать, что находиться в конце, выбранного им самим, пути.
_________________

Что Библия имеет в виду, говоря «вы – боги» в Псалме 81:6 и в Евангелии от Иоанна 10:34?

Давайте начнем с рассмотрения Псалма 81, псалма, цитируемого Иисусом в Евангелии от Иоанна 10:34. Еврейское слово, переведенное как «боги» в Псалме 81:6, в оригинале – «элохим». Оно обычно относится к единому истинному Богу, но у него есть и другие значения. Псалом 81:1 говорит: «Встал на Божьем совете Господь и богам произнес приговор». Из следующих трех стихов видно, что слово «боги» относится к судьям и другим людям, занимающим руководящие и правящие должности. Название человеческого судьи «богом» указывает на три вещи: 1) он имеет власть над другими людьми; 2) власть, которой он обладает как представитель гражданской власти, следует уважать; 3) он получает свою силу и власть от Самого Бога, Который изображается как судья всей земли в стихе 8.

Это использование слова «боги» в отношении к людям встречается редко, но мы можем увидеть его и в другом месте Ветхого Завета. Например, когда Бог послал Моисея к фараону, он сказал: «Я сделаю так, что ты будешь для фараона богом» (Исход 7:1). Это просто означает, что Моисей как посланник Бога передавал Его слова и, следовательно, был представителем Бога перед правителем. Еврейское слово «элохим» переводится как «судья» в книге Исход 21:06 и 22:8, 9 и 28.

Весь смысл Псалма 81 заключается в том, что земные судьи должны действовать с беспристрастностью и истинной справедливостью, потому что даже они однажды предстанут перед высшим Судьей. Стихи 6 и 7 предупреждают человеческих судей об этом: «Хоть Я и сказал вам: «Вы – боги, и все вы – сыны Вышнего, но вы умрете смертью людей, как земной владыка падете»». Этот отрывок говорит, что Бог назначил людей на руководящие посты, на которых они рассматриваются как боги для людей. Они должны помнить, что даже представляя Бога в этом мире, они – смертны и в конечном итоге дадут отчет Богу за то, как они использовали эту власть.

Теперь давайте рассмотрим, как Иисус использует этот отрывок. Перед тем Он заявил, что является Сыном Божьим (Иоанна 10:25–30). Неверующие евреи возмутились, обвиняя Иисуса в богохульстве (стих 33). Затем Иисус процитировал Псалом 81:6, напоминая оппонентам, что Писание называет людей – хотя и людей с авторитетом и престижем – «богами». Иисус указывает на следующее: «Вы обвиняете Меня в богохульстве за то, что Я использую имя «Сын Божий», в то время как ваши собственные писания применяют тот же термин к судьям». Если тех, кто занимает руководящее положение, назначенное Богом, можно считать «богами», то насколько больше таковым может называться Тот, кого избрал и послал Бог (стихи 34–36)?

В противоположность этому, у нас есть ложь змея, сказанная Еве в саду. Его заявление «вы … прозреете и сами станете как боги – познаете добро и зло!» (Бытие 3:5), было полуправдой. Их глаза открылись (стих 7), но они не стали, как Бог. На самом деле, они потеряли власть, а не обрели ее. Сатана обманул Еву относительно ее способности стать похожей на единого истинного Бога. Иисус аргументировал Свое утверждение о том, что Он – Сын Божий, на библейском и семантическом основаниях – есть значение, в котором влиятельные люди могут считаться богами, поэтому Мессия может по праву применять этот термин к Себе. Но человеческие существа не являются «богами» или «маленькими богами». Мы – не Бог. Бог есть Бог, а мы, знающие Христа, являемся Его дети.