Дача        29.03.2024   

Географическая игра «Что? Где? Когда? Интеллектуальная игра по географии «что, где, когда Что где когда по географии

Класс: 8

8 класс

«Родина» мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха,
И дымится луг в рассветный час.
Речка, вспоминается, наверное,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе
И в траве тропиночка видна.
Родина! Отечество святое.
Перелески. Рощи. Берега.
Поле, от пшеницы золотое.
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть-чуть не долетев.

Сегодня в нашем интеллектуальном клубе знатоков проводится игра «Что? Где? Когда?», в которой все вопросы посвящены России. Играют знатоки 8 классов.

Правила игры:

  1. Игра идет до 6 баллов.
  2. На обсуждение вопроса у команды есть 1 минута.
  3. Если ответ досрочный – 1 минута сохраняется у команды.
  4. В течение игры команда только 1 раз может воспользоваться помощью зрителей (болельщиков).
  5. На игровом поле – 2 музыкальные паузы. Команда может ими воспользоваться по своему желанию.
  6. Зрители (болельщики) не подсказывают!

Вопрос 1.

В морях какого океана находится самое наибольшее количество островов России? Какой из российских островов:

а) самый большой
б) самый северный
в) самый восточный?

Ответ: Наибольшее количество российских островов находится в Северном Ледовитом океане.
Самый большой – о. Сахалин.
Самый северный – о. Рудольфа в архипелаге Земля Франца-Иосифа.
Самый восточный – о. Ратманова в Беринговом море.

Вопрос 2.

Эти моря соединены между собой проливом. Глубина одного из них достигает 2211м, а другое в 245 раз меньше и хороший пловец может нырнуть в нем до дня. Второе море является маленьким, его площадь в 11 раз меньше площади первого. Отличительная особенность первого моря – отсутствие жизни на глубинах свыше 200м. Во втором море вся толща воды обитаема. Назовите эти моря и пролив их соединяющий.

Ответ: Черное и Азовское моря. Керченский пролив.

Вопрос 3.

Русского мореплавателя и предпринимателя Григория Ивановича Шелихова называли «Русским Колумбом». А знаете ли вы почему?

Ответ: С именем Шелихова связано начало исследования и освоения русскими обширных территорий на северо-западном побережье Америки, которое мы знаем под названием «Аляска». Много лет отдал он изучению и освоению этого края. Его экспедиции изучали побережье, наносили его на карту. Он руководил переселением русских в новые земли, первым подал мысль ходить к берегам Америки из портов Балтики, т.е. вокруг света.

Вопрос 4.

В 1763 году им было создано «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в восточную Индию».
В нем он говорил, что путь на восток прокладывается неутомимыми трудами народа, имя в виду русских землепроходцев. Он не сомневался, что Дежнев «доказал проход морской из Ледовитого в Тихий». Это открытие вселяло в него надежду, что против «Чукотского носа лежит остров или матерая земля».
Его предвидение предвосхитило открытие великих рек Аляски. В его книге говорилось: «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном и достигнет до главных поселений Европейских в Азии и Америке». Назовите имя ученого.

Ответ: Михаил Васильевич Ломоносов.

Вопрос 5.

Блиц-вопросы для команды (по 30 сек.)

1. На улицах нашего поселка встречаются неровности, названия которых состоят из двух местоимений. Как они называются?

Ответ: Ямы.

2. По радио можно услышать такую информацию:

– в столице – 15 часов.
– в Саратове, Астрахани – 16 часов.
– в Екатеринбурге – 17 часов.

А сколько часов будет в Магадане?

Ответ: 23 часа.

3. В одном из стихотворений Михаила Пляцковского есть такие слова:

– Треплет вьюга белой лапой по плечу,
Я живу на половину суток раньше…
И когда домой со льдины прилечу,
Это значит – возвращусь я в день вчерашний!

Возможно ли это? Где это может быть?

Ответ: Возможно. На линии перемены дат или при пересечении границ часовых поясов с востока на запад.

Вопрос 6.

На границе Тихого океана и Берингова моря, в 200-ах км от полуострова Камчатка расположены острова. Крупнейший из них (85км в длину и около 40км в ширину) как и весь архипелаг, назван в честь Витуса Беринга. Здесь он умер и похоронен. Длина острова Медный – 56км, ширина 5-7км. Острова же Топорков и Арий камень – совсем крошечные.
Вопрос: Как называется этот архипелаг?

Ответ: Командорские острова.

Вопрос 7 (черный ящик).

Эта горная порода органического происхождения. Залегает среди осадочных пород (глина, песчаник и др.) пластами, которые иногда достигают значительной мощности.
Данная порода используется для получения горючего газа в качестве сырья для химической промышленности, а также является одним из видов энергоносителей.
Вопрос: какая горная порода находится в черном ящике?

Ответ: Каменный уголь в черном ящике.

Вопрос 8.

По словам академика Сергея Владимировича Обручева «Вечный памятник этому исследователю Сибири имеет 1000км длины, 300км ширины и до 3000м вышины; по площади больше Кавказа и выше всех гор Северной Сибири».
Вопрос: что это за вечный памятник и кому он посвящен?

Ответ: Хребет Черского. Иван Дементьевич Черский – исследователь Сибири, берегов Байкала.

Вопрос 9.

Блиц-игра для 1-го знатока.
Блеф-игра (ответы да или нет )

Вопрос 10.

Этот отрывок взят из повести А. Гайдара «Дым в лесу».

«Летчик Федосеев задумался:
– Послушай, спросил он, – ты карту знаешь?
– Знаю! – ответил Генка. – Москва, Ленинград, Минск, Киев, Тифлис…
– Эх ты, хватил в каком масштабе. Ты бы еще начал: Европа, Америка, Африка, Азия. Я тебя спрашиваю, если я тебе по карте начерчу дорогу, та разберешься?
Генка замялся:
– Не знаю, Василий Семенович. У нас это по географии проходили, да я что-то плохо…
– Эх, голова, то-то и плохо. Ну ладно, раз плохо, тогда лучше и не надо. Вот смотри. – Он вытянул руку – Отойди на поляну дальше, повернись лицом к солнцу. Теперь повернись так, чтобы солнце светило тебе как раз на край левого глаза. Это и будет твое направление».

Определите, в каком направлении должен идти Генка.

Ответ: На запад.

Вопрос 11.

Писатель Н.Н. Михайлов (он был географом) в своей книге «Иду по меридиану» пишет «День длился 180 суток. Солнце ходило по кругу почти на одной высоте и невозможно было ни угадать, который час, ни сообразить, в какой стороне юг». О каком месте пишет автор?

Ответ: О широте 90° (т.е. СП).

Вопрос 12.

Многие СМИ пишут о загрязнении окружающей среды, т.е. экологической опасности в России и за ее пределами. Часто и мы с вами причастны к гибели нашей природы.
Задание: за 1 минуту вспомнить и исполнить хором несколько строк народной или современной песни «антиэкологического» содержания.

Ответ:

Во поле береза стояла…
Срубил он нашу елочку
Под самый корешок…

6 класс

Я сорвал цветок – и он завял,
Я поймал жука – и он умер у меня в ладонях.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.

П. Гвездослов

– Сегодня в нашем интеллектуальном клубе знатоков проводится игра «Что? Где? Когда?», в которой все вопросы посвящены охране природы на планете Земля. Играют знатоки 6 классов.

Правила игры:

1. Игра идет до 6 баллов.
2. На обсуждение вопроса у команды есть 1 минута.
3. Если ответ досрочный – 1 минута сохраняется у команды.
4. В течение игры команда только 1 раз может воспользоваться помощью зрителей (болельщиков).
5. На игровом поле – 2 музыкальные паузы. Команда может ими воспользоваться по своему желанию.
6. Зрители (болельщики) не подсказывают!

Вопрос 1.

Если вырубить лес в бассейне реки, то больше или меньше станет в ней воды: а) весной; б) летом?

Ответ: Весной – половодье – больше воды; летом – меньше воды.

Вопрос 2.

Задание: за 1 мин. вспомнить и исполнить хором народную или современную песню «вредного» для природы содержания.

Ответ:

1. «Во поле берёза стояла»
2. «Ёлочка» (срубил он нашу ёлочку под самый корешок)
3. «Букет» (А. Барыкин).

Вопрос 3.

Каков природоохранный смысл народных пословиц и поговорок:

  1. Репу да горох не сей подле дорог.
  2. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться?

Ответ:

  1. Загрязнение выделяющимися выхлопными газами со свинцом.
  2. Сброс мусора в колодцы, отвалы, загрязнение подземных вод.

Вопрос 4.

Задание: за 1 мин. вспомнить и исполнить хором современную или народную песню природоохранного содержания.

Ответ:

1) «Не рвите цветы» (Ю.Антонов)
2) «Не рубите, мужики, не рубите дерева» (гр. «Любэ»)

Вопрос 5.

Как с точки зрения охраны природы выглядят такие сказки и загадки:

а) «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;
б) Зимой в поле лежали, летом в реку побежали?

Ответ:

а) Иванушка выпил загрязнённую воду и стал козлёночком.
б) Вместе с талым снегом в реку попадают минеральные удобрения.

Вопрос 6.

В современное время основным источником загрязнения вод Мирового океана является нефть. Какими путями она попадает в океан, и как можно очистить поверхность воды от нефти?

Ответ: Нефть перевозят нефтетанкеры. Во время аварий на них, нефть попадает в океан. Нефтяную плёнку удаляют с помощью специальных бактерий.

Вопрос 7 (чёрный ящик).

Эта вещь помогает защищать природу не только нашей области, но и всей Земли. Знатоки, за 1 мин. угадайте, что находится в чёрном ящике?

Ответ: «Красная книга Белгородской области».

Вопрос 8.

Назовите основных виновников гибели природы Земли.

Ответ: люди.

Вопрос 9 (блиц-игра для 1 игрока)

1. Как называется слой атмосферы, который защищает планету Земля от жёсткого космического излучения? (10 сек.)
2. Какие вещества разрушают озоновый слой Земли? (10 сек.)
3. В настоящее время площадь озоновых дыр:

а) не изменяется;
б) уменьшается;
в) увеличивается? (10 сек.)

Ответ:

1. Озоновый слой.
2. Фреоны.
3. Увеличивается.

Вопрос 10.

В мире насчитывается более 2600 заповедников. В нашей стране их более 100. Что такое заповедник? Какие заповедники вы знаете?

Ответ: Заповедник – участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства. Воронежский, Ямская степь, Лес на Ворскле и т.д.

Вопрос 11.

Вспомните и назовите отрицательные изменения, происходящие в природе нашего города и его окрестностей.

Ответ:

1) вырубка деревьев;
2) свалки мусора на окраинах города;
3) стоки с ферм, удобрения с полей, бытовые отходы.

Вопрос 12.

Знатоки, за 1 мин. вспомните и перечислите «Правила поведения в лесу».

Ответ:

1) умей вести себя в лесу, будь вежливым гостем;
2) не рви цветы, смотри, любуйся, рисуй, фотографируй;
3) не ломай деревья, не делай на них вырезки;
4) не лови ради забавы животных;
5) не шуми в лесу;
6) не сори в лесу: сколько мусора принёс, столько унеси с собой.

Подведение итогов игры. Награждение участников.

Литература

  1. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2006.
  2. Герасимова Т.П. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/ Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова . – М.: Дрофа, 2002. – 176 с.: ил., карт.
  3. «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2007.
  4. Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии: Кн. для учащихся 6 – 8 кл. – 2 – е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
  5. Энциклопедия для детей. Т.12. Россия. – М.:Мир энциклопедий Аванта +, 2007.
  6. Баринова И.И. География России: Рекомендации к планированию уроков. – М.: Дрофа.
  7. Раковская Э.М. География: Природа России. – М.: Просвещение.
  8. Хрестоматия по физической географии СССР. – М.: Просвещение, 1974.
Открытие Недели географии.
Цели проведения Недели географии.

1. Расширить и углубить знания, полученные учащимися на уроках географии.
2. Занимательная форма проведения недели используется для того, чтобы прививать интерес к изучению географии, любознательность, познавательный интерес.
3. Внеурочное проведение мероприятий является одной из форм отдыха учащихся.
Слово учителя.

С сегодняшнего дня у нас в школе проводится Неделя географии.

План проведения Недели географии.

30.01. Открытие Недели Географии. Беседа о материках: «Почему их так назвали?»

31.01. Конкурс знатоков географии «Что? Где? Когда?» для учащихся 6-9 классов.

1.02. Конкурс плакатов: « Охранять природу - значит охранять Родину!» (5-9 классы).

2.02. КВН «Занимательная география» между командами 6-9 классов.

3.02. Проведение интеллект – шоу «Эврика» на тему «География – наука о тебе и о Земле».

Приглашаем всех отгадывать вопросы викторины. Ответы отдавать учителю географии до 2.02. Победителей ждёт приз!

Дерзайте, удачи Вам!

1 день.

Слово «география» в переводе с греческого означает «землеописание».

Можно считать, что первыми географами были путешественники и мореплаватели. Возвращаясь из дальних странствий, они рассказывали своим соотечественникам о природе и людях, о растениях и животных других стран и о многом, многом другом, т.е. как бы описывали отдельные участки Земли.

А что собой представляет строение планеты Земля мы сейчас узнаем из сообщения учащегося 6 класса Рудого Дмитрия. (Демонстрация иллюстрации «Строение Земли».)

- «Земная кора состоит из твёрдого вещества. Это твёрдое вещество обладает свойством текучести, как лёд, воск и свойством упругости, то есть способностью к вертикальным движениям под действием внешних сил. Учёные считают, что в начале геологической истории земли формировалась только тонкая базальтовая земная кора типа океанической. Затем на ней в разных местах возникли глубокие прогибы, в которых был накоплен рыхлый материал. Через какое-то время в местах прогибов произошли мощные поднятия, образовались мощные складки горных сооружений, рыхлые породы сильно уплотнились, кристаллизовались.

Территория с океанической корой сокращалась, а выросшие территории с континентальной корой превращались в материки, окружённые водой мирового океана. Таким образом, поверхность планеты Земля составляют материки, Мировой океан, атмосфера (воздушная оболочка Земли) и биосфера (растительный, животный мир Земли и человечество)».
^ Сообщения учащихся 8 класса об истории названия материков и частей света «Почему их так назвали?» (Показ материков и частей света на физической карте.)

«На протяжении всей жизни мы привычно употребляем названия частей света, редко задумываясь над историей их возникновения и значением.

Специалисты считают, что основой слова «Азия» стало ассирийское «аззу», переводимое как «блестящая». Так моряки древности, проходившие Средиземным морем, называли восточное(ныне азиатское) побережье, откуда восходило Солнце. Ту область, где Солнце заходило (т. е. Европу), называли «эреп», что означает – сумерки, темнота. Правда, что касается Европы, есть ещё одна гипотеза, авторы которой придерживаются иного мнения. Они считают, что континент получил своё название по имени дочери финикийского монарха – Европы.

Название африканского континента происходит от слова «афри». Так называло себя одно из местных племён. Древние римляне обозначали им вначале средиземноморское побережье материка, а позже название распространилось на весь континент.

В конце 15-начале 16 веков флорентиец Америго Веспуччи обследовал в ходе длительной экспедиции северное и восточное побережья нынешней Южной Америки. Тогда открытый Колумбом материк называли ещё «Новый свет». Но уже в 1538 году картограф Меркатор, отмечая заслуги Веспуччи, назвал в его честь новый континент Америкой, закрепив название на всех картах.

Австралия была открыта несколько позже – в начале 17 века. Однако её существование предсказывалось ещё древними учёными. Они называли земли, расположенные к югу от Азии,- «терра аустралис», что в переводе с латинского языка означает «южная земля».

В начале 19 века экспедиция русских мореплавателей Беллинсгаузена и Лазарева открыла ещё один континент, получивший имя «Антарктида». Слово это имеет древнегреческое происхождение и состоит из двух частей: «ант», «анти» (в переводе – против, противоположный) и «арктос» (в переводе – медведь). Дело в том, что ещё с незапамятных времён области, прилегающие к Северному полюсу, получили название Арктика (т.е. медвежий край). Новый континент был расположен на противоположном – Южном полюсе. Иначе говоря, находился в краю, противоположном Арктике, и поэтому стал именоваться Антарктика, Антарктида.

^ Чтение учащимся 7 класса Белоконевым Ю. стихотворения «На уроке географии».

Я повторяю слово: «Кругосветное».

Оно, как глобус, круглое и светлое.

И видятся мне сразу

Море, скалы.

И много приключений небывалых,

Обиды вдруг скрываются куда-то,

Дороже мне мои друзья-ребята,

И кажется:

Вот счастье постучится!

И почему-то хочется учиться…
^ 2 день. Конкурс знатоков географии «Что? Где? Когда?» для учащихся 6-9 классов.

Оргмомент.

Слово капитана знатоков.

Команда знатоков присутствует в полном составе и готова играть.

Ведущая.

За правильный ответ каждый знаток зарабатывает себе баллы в виде жетонов. Минута на обсуждение, кто правильно отвечает, получает 1 жетон, а за быстрый ответ без обсуждения – 2 жетона. Итак, крутим барабан(у нас это юла).

(На столе лежат 15 писем - вопросов, составленных учителем географии и учителей – предметников, 4 музыкальных паузы.) Учащиеся крутят барабан, начиная с капитана, по часовой стрелке.

Вопросы:


  1. «Уважаемые, знатоки! Я живу в Сибири, мечтаю выращивать хлеб. Ведь хлеб - всему голова. Как вы думаете, какая пшеница – яровая или озимая – будет давать у нас более высокие урожаи?
Ответ . Яровая. Озимая пшеница в Сибири не растёт, так как там неглубокий снежный покров и сильные морозы, её посевы будут вымерзать.

  1. Где в апреле и мае много овощей и фруктов?
Ответ . В Австралии, Южной Америке, Южной Африке, где эти месяцы соответствуют- осенним, т.е. сбору урожая.

  1. «Когда я прихожу летом, становится холоднее и дождливее. Когда я прихожу зимой, становится теплее. Кто я?
Ответ. Морская умеренная воздушная масса. Летом она приносит дождь и похолодание, зимой – оттепели и снегопады, часто с дождём.

  1. Что такое мелиорация, вы, конечно, знаете. В Грузии осушать земли мелиораторам помогают растения, которые любят влагу. Что это за растения? И откуда они появились на Кавказе?
Ответ. Это деревья – эвкалипты, которые завезли в Закавказье из Австралии. Их мощная корневая система помогает осушать заболоченные места.

  1. Заспорили как-то Кавказ и Восточно-Европейская равнина о том, кто из них мудрее. Кавказ и говорит: «Прожитые годы дают мудрость. Голова моя убелена сединами. Да и люди называли издавна меня «седой незыблемый Кавказ». А ты вся в кудрявой зелени и цветах, значит, значит, я старше и мудрее тебя».
Уважаемые, знатоки! Прав ли Кавказ?

Ответ. Не прав. Снега на горных вершинах, наоборот, говорят не о старости гор, а о их молодости. А самыми старыми участками земной коры являются платформы, например, Восточно-Европейская платформа.


  1. «Уважаемые, знатоки! Вы находитесь в пустыне, заблудились, компаса нет, кругом – песчаное море. Единственное, что вы знаете, это то, что в данной местности преобладают южные ветры, но и ветра нет. Что вы будете делать?
Ответ. Можно ориентироваться по дюнам: наветренный склон – пологий, подветренный – обрывистый.

  1. «Уважаемые, знатоки! Когда мы путешествовали по Африке, то от местных жителей слышали выражение «сухой дождь». Где мы могли это слышать?
Ответ. В пустыне Сахара. Там иногда идут дожди, но их влага не достигает земли, испаряясь в сухом горячем воздухе. Поэтому они и получили название «сухих».

  1. Недавно я был в гостях у своего друга. Он угостил меня очень вкусной рыбой. Я спросил: «Как она называется?» Друг ответил: «Так же, как один из городов в Липецкой области». Помогите мне узнать название рыбы.
Ответ. Елец.

  1. Среди растений, привезённых в Европу матросами Колумба, был всем известных сейчас овощ. Что это?
Ответ. Картофель.

  1. Название какого города говорит о том, что он сердитый?
Ответ. Грозный.

  1. Какая сибирская река носит название посуды?
Ответ. Река Таз.

  1. Какое хвойное дерево сбрасывает хвою?
Ответ. Лиственница.

  1. Какой город «летает»?
Ответ. Город Орёл.

  1. Какая тайга в России напоминает тропические джунгли?
Ответ. Уссурийская тайга.

  1. Не найдёшь ли ты такого
Удивительного слова.

Если буква в нём меняется –

Птица в рыбу превращается.

^ Ответ. Фазан - Сазан.

3 день. Конкурс плакатов: « Охранять природу - значит охранять Родину!» (5-9 классы).

Учащимся заранее даётся задание (в начале недели), где они вместе с классным руководителем рисуют плакаты на данную тему. В этот день они выступают с защитой своих плакатов – рассказывают о значимости данной темы.

Например, были нарисованы плакаты на тему: «Защитим птиц!», «Охрана окружающей среды», «Мать – водица – всему царица», «Красная книга».

^ 4 день. Проведение интеллект – шоу «Эврика» на тему «География – наука о тебе и о Земле».

Ход игры.

Ведущая:

Берегите Землю! Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стебле повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

Очень просто в ясную погоду

Помечтать в лесу иль у пруда.

Но любить по-настоящему природу –

Это значит действовать всегда.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.
- Сегодня в этом зале мы проведём самую популярную игру среди молодёжи –интеллект-шоу «Эврика». Я представляю наших участников.

Учащиеся рассказывают о себе, своих увлечениях, желают успеха соперникам.

Мы начинаем нашу игру.

^ Первый конкурс «Тема». Задаются вопросы по темам по очереди каждому участнику.

Физическая география.


  1. Какую погоду приносит циклон? (Пасмурную, дождливую).

  2. Кто осуществил первое кругосветное путешествие? (Ф. Магеллан)

  3. Кто первым посетил Южный полюс? (Амундсен)

  4. В каком созвездии находится Полярная звезда? (В созвездии Малой Медведицы).
Экономика.

  1. Как называется финансовое предприятие, где накапливаются и распределяются финансы? (Банк).

  2. Какая страна выпускает автомобили марки «Вольво»? (Швеция)

  3. Как называется отрасль металлургии, которая производит сталь и чугун? (Чёрная).

  4. Как называют заём банком денег? (Кредит).
Страны и народы.

  1. Какие страны экспортируют тюльпаны? (Голландия, Дания).

  2. Который из городов – Монреаль или Мельбурн расположен в Южном полушарии? (Мельбурн).

  3. Назовите славянское государство, в котором картофель называют бульбой? (Белоруссия).

  4. В какой стране исповедуют синтоизм? (В Японии).
Экология.

  1. Как называют тучу, образующуюся над большими городами и содержащую пыль, газы, сажу? (Смог).

  2. Назовите научно-исследовательское учреждение, в котором сохраняются типичные или уникальные для определённой территории природные комплексы? (Заповедник).

  3. Что называют техногенной катастрофой? (Катастрофу, связанную с объектом, созданным человеком).

  4. Куда заносят редкие и исчезающие виды животных и растений? (В Красную книгу). А почему она называется Красной книгой? (Красный – цвет предостережения).
Ведущий: У нас появился лидер! В эфире …(Вместе с ведущей) Шоу «Эврика»!

^ Ведущий: Следующий конкурс – конкурс ораторов.

Магия слов – огромная сила. Когда-то в Африке лучших ораторов съедали, а мы сегодня награждаем баллами. Оценивать этот конкурс будут наши зрители и жюри из состава учителей русского языка и литературы по 4-балльной системе. Тема для обсуждения «География – наука о тебе и о Земле». Каждый участник поочерёдно выступает, а жюри и зрители (тайно) оценивают лучшего оратора.

^ Третий конкурс «Дуэль».

Ведущий: я задаю вопросы, а вы, кто быстрее ответит на заданный вопрос. Тот и заработает себе балл.

Вопросы:


  1. Какой остров говорит о себе, что он спортивная одежда? (Ямайка).

  2. Какая река протекает у вас во рту? (Десна).

  3. Самый твёрдый минерал на Земле? (Алмаз).

  4. Как называли Днепр древние греки? (Борисфен).

  5. Северский Донец – приток Дона или Днепра? (Дона).

  6. Бриз – это ветер ил волна? (Ветер).

  7. Киви – это птица или фрукт? (И птица, и фрукт).

  8. Как называют новую европейскую валюту? (Евро).

  9. Население какой из европейских столиц самое многочисленное? (Лондона).

  10. Какое государство мира самое большое по площади? (Россия).
Музыкальная пауза.

Определился наш победитель. Награждение призами тех, кто набрал большее количество баллов в игре. Благодарим всех.

^ 5 день. КВН «Занимательная география» между командами 6-9 классов.

Ход мероприятия:

Ведущий 1.

Сегодня между командами сраженье,

Но пусть обид не будет среди вас,

Ведь победитель или побежденный

Сегодня будем рады, если вы в сраженьях

Покажете находчивость свою.

Уменье, знанья и веселье позволят вам

Сыграть вничью.

Ведущий 2.

Не в театре телевизионном,

А среди наших школьных стен

Начнем сейчас мы традиционный

Наш ГеоКВН.

(Команды приветствуют друг друга. Капитаны расшифровывают эмблемы команд «Радуга» и «Земля»).

^ 1. Разминка. Ведущий задает вопросы командам:

1). Когда и где день бывает равен ночи? (Два раза в год в дни равноденствия – 21 марта и 23 сентября Северное и Южное полушарие освещены одинаково)

2). Как называется самая глубокая часть океана? (Марианская впадина, 11022 м)

3). Какая река дважды пересекает экватор? (Река Конго в Африке.)

4). Для какого материка характерно большое количество эндемиков и реликтов? (Для Австралии).

6). Какой рыбой можно забивать гвозди? (Рыбой – молот)

^ 2. Команды передают друг другу заранее заготовленные вопросы: (по 3 вопроса)

1) Где расположены самые «страшные» горы в мире? (Драконовы в Африке.)

2) В чем различие Русской и Западно- Сибирской равнин? (Русская – холмистая равнина, а Западно-Сибирская низменная равнина).

3) Что общего между баобабом и верблюдом? (Делают запас воды).
1) Чем отличаются тутси и пигмеи? (Ростом).

2) Остров, откуда нам возят цейлонский чай? (Шри-Ланка)

3) Где камень «стреляет»? (В Сахаре)
^ 3. Разгадайте ребус и прочтите пословицу.

4. Игра «Флюгер». В ней участвуют 3 человека от каждой команды, которые умеют хорошо ориентироваться.

Ведущий: Ветер дует с севера (учащиеся поворачиваются лицом к югу).

Ветер дует с юго- востока (учащиеся поворачиваются лицом к северо- западу).

Ураган (все кружатся).

Штиль (все стоят).

Кто не правильно выполняет задания, выбывает из игры.

^ 5. Занимательные загадки:

1) Этот город очень странный,

Чересчур всегда туманный,

Люди днем идут с огнем,

Все живут, как будто в банке

Со сгущенным молоком. (Лондон)

2) Мы знаем эту линию,

То черную, то синюю.

На карте эта линия

Очень нам нужна,

Чтоб нам не спутать вдруг,

Где там север, где там юг. (Компас)

3) К названию животного приставь одну из мер – получишь полноводную реку России. (Вол-га)

4) К торжественному крику

Прибавь согласный звук,

Чтоб протянулись горы

С севера на юг. (Ура-л)

5) Название какого цветка надо соединить с титулом тюркского князя и мягким знаком, чтобы получить торговый город в России? (Астра-хан-ь)

6) С птицы начинается,

Зверьком кончается.

Как город называется? (Воронеж)

^ 6. Члены команд задают друг другу вопросы:

Кто первым открыл Северный полюс? (Георгий Седов)

Кто первым доплыл до Южного полюса? (Джеймс Кук)
Где находится «крыша мира»? (Памир)

Где на земном шаре тень в полдень падает полгода в одном направлении и полгода – в другом? (Экватор)

^ 7. Команды получают конверты, в которых находят рассказы. Задача команд – найти в рассказах географические ошибки.

Рассказ охотника.

Это было в пустыне Каракум, в Туркмении. Три дня мы гонялись за тигром, изнемогая от жажды и палящего зноя. Верблюды не выдержали и пали. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскаленные камни и щебень, мы едва добрели до большой реки. Здесь мы утомили мучавшую нас жажду и, скинув пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали мы в тихой прозрачной воде, а затем укрылись от палящего зноя в тени саксаульного леса, раскинувшего у самой реки. Стали думать: что же нам делать дальше? Наконец, сообразили: построили из сауловых бревен плот и благополучно достигли на нем ближайшего селения.

^ Рассказ бывалого моряка.

По небу плыли белые кучевые облака, но вдруг полил сильный дождь. Громадная волна – цунами – то поднимала нас, то бросала в бездну. Вскоре море успокоилось. Наш вахтенный сообщил, что корабль следует по своему курсу, приближаясь к Антарктиде. Ночью яркая Полярная звезда была ориентиром. Увидев остров, мы решили выйти на берег и набрать пресной воды; но не успели сделать несколько шагов, как увидели белого медведя. Высадившись в другом месте, мы направили к лесу, в котором нашли родник и набрали пресной воды.

Есть ли в списке лишнее название -
Это ваше следующее задание.

^ 8. Игра "Пятый лишний".
Выбрать из списка названий пятое лишнее:

Ориноко
Парана
Калахари
Днепр
Дон

Байкал
Ладожское
Килиманджаро
Чад
Танганьика

9 задание.

Ведущий 1. Потеряли мы покой
От вопросов: что такое? кто такой?
Если кто-то нам поможет,
То рассчитывать уж может
На удачу в этот раз.
Что ж, начнем уже сейчас.

(^ Объяснить географические термины : торнадо, крики, самум, вади, косцюшко, пиранья, Аконкагуа, Анхель, Эребус, оазис, Намиб, гевея, сельва, прерии, Парана, Аппалачи, Пуэрто-Рико)

Ведущий 2. Портретная галерея на стенах у нас
Прошу разобраться, не медля, я вас.
Кто какую пользу географии принес
Это, я так думаю, потрудней вопрос.

^ Вопросы о путешественниках: (Учащийся показывает портрет путешественника)
- Кто совершил первое кругосветное плавание? (Ф. Магеллан)
- Какой материк был открыт на судах "Восток" и "Мирный"? И кем было совершено это открытие? (Беллинсгаузен, Лазарев)
- Кому принадлежат эти строки:
"Я обошел южный океан на высоких широтах и... неоспоримо отверг возможность существования здесь материка, который, если и может быть обнаружен, то лишь вблизи полюса, в местах, недоступных для плавания"...) (Д. Кук)
-Кто из европейцев открыл первым проход в Индийский океан, обогнув Африку? (Б. Диаш)
-Кто первым достиг южного полюса? (Р. Амундсен)
- "Величайшая ошибка, которая привела к величайшему открытию" - Об открытии какого (материка) путешественника сказал французский географ Ж.-Б. Анвель (Открытие Америки Х. Колумбом)
-Кто из английских исследователей посвятил свою жизнь изучению Африки? (Д. Ливингстон)
-Какой материк исследовал Александр Гумбольдт? (Южную Америку).

Учитель географии:

Что ж, я рада, что мои
Знания пригодились.
Вы не зря, мои друзья,
Сегодня потрудились.
Всех я щедро награжу
Знаками внимания:
Всем подарки я вручу
За смелость и за знания!
А также присуждаю титулы: мальчикам - граф-географ, девочкам - графиня-географиня.

(Учитель вручает подарки).

Ведущий: Ребята, мы здесь сегодня собрались, чтобы проверить ваши знания по географии. Помните или нет? Сейчас проверим. Но прежде чем перейти к игре, выберем жюри.
Участники делятся на 2 команды, на обсуждение ответа отводится 2 минуты
1 вопрос (+ 2 очка)
Погода и климат – понятия разные.
Вопрос: есть ли на Земле такое место, где между двумя понятиями нет разницы?
Ответ: экватор.
2 вопрос (+ 2 очка)
Известно, что расстояние между городами или селами отсчитывается от центральных почтамтов. Такая практика возникла еще в те времена, когда почту перевозили на лошадях. Позднее она стала правилом. НО для одного города есть исключение.
Вопрос: что это за город и какое у него исключение?
Ответ: Москва, расстояние отсчитывается от Красной площади.
3 вопрос (+ 2 очка)
Много удивительного и непонятного на свете. Но если хорошо подумать, то всему можно найти объяснение.
Вопрос: почему в холодные ночи зимой в теплицы ставят бочки с водой?
Ответ: замерзая, вода выделяет тепло и тем самым согревает воздух.
4 вопрос (+ 2 очка)
В Закарпатье, неподалеку от села Делового, лежащего между старинными городками Тячевым и Раховым, на берегу р. Тисы, у обочины шоссейной дороги стоит каменный столб с полустёртой надписью на латыни: «Вечное место, старательнейшим образом определенное по приборам, измерением градусов меридиана и параллели.»
Вопрос: чем примечательно это место?
Ответ: здесь центр Европы.
Музыкальная пауза: учащиеся 9 класса исполняют песню «Остров невезения.»
5 вопрос (+ 2 очка)
К некоторым географическим объектам нашей страны можно добавить такие прилагательные, как «самый», «самая», «самое». Вопрос: чем примечательны объекты – г. Оймякон, о-ва Ротманова, Каспийское море.
Ответ: г. Оймякон – полюс холода нашей страны и всего Северного полушария, о-ва Ротманова – самые восточные острова России, Каспийское море – самое большое озеро мира.
6 вопрос (+ 2 очка)
«С Памирских гор – с крутых вершин Земли,
Она, как песня, мчится в край угрюмый.
Налево Каракумы залегли,
Направо притаились Кызылкумы.
Ей нипочем пустынь палящий зной…»
Вопрос: о какой реке говорит поэтов Х. Сеитов?
Ответ: Амударья.
7 вопрос (+ 2 очка)
Очень разнообразен рельеф всего мира. Есть высокие горы и низменности. Многие горы получили свое название не случайно. Вопрос: горы, название которых на языке местных жителей означает «медные»?
Ответ: Анды.
8 вопрос (+ 2 очка)
В долине самой длинной реки мира растет растение, которое издавна использовали как материал для записей.
Вопрос: как называется река и растение?
Ответ: Нил, папирус.
Музыкальная пауза: девочки 10 класса исполняют песню «Надежда» 9 вопрос (+ 2 очка)
В основном вся посуда африканской семьи «растет» возле дома. Плоды растения перевязывают в нескольких местах и выращивают до нужных размеров. Образуются разные бутылки, кувшины, миски и другая посуда самой удивительной формы.
Вопрос: какое это растение?
Ответ: тыква.
10 вопрос (+ 2 очка)
Одно из удивительных явлений, которое происходит на реке, это водопад. На земном шаре существует множество водопадов.
Вопрос: назвать самый большой водопад мира, на какой реке, высота. Ответ: Анхель, Ориноко, 1054 м.
Вопросы к капитанам
1. Какие горы самые высокие в мире?
2. Что такое «урбанизация»?
3. Что объединяет страны – США, Германия, Япония?
4. Что такое атолл?
5. Что такое Гринвич?
Музыкальная пауза: учащиеся 11 класса исполняют песню «Где-то на белом свете…»
Ведущий: Сейчас жюри подведет итоги и огласит результат игры. Спасибо за участие!







АБВГДЕЖЗИЙКЛ МНОПРСТУФХЦЧ ШЩЪЫЬЭЮЯ Как зовут представителей негроидной расы, название которых переводится, как люди величиной с кулак. 4, 3, 1, 4, 2, 3 ПИГМЕИ




1.Какой областной центр России летает? Город Орел 2.Какой полуостров России жалуется на свои размеры? Ямал 3.Какие птицы не умеют летать?Пингвины, страусы 4.Кто самый крупный зверь?Синий кит 5.Как называется личинка бабочки?Гусеница 6.Кого из простейших зоологи относят к животным, а ботаники к растениям? Эвглена зеленая 7.Какой хищный город Вологодской области летает? Сокол 8.Государство Центральной Америки и его столица, которые можно носить на голове. Панама


9. Мыс в который можно трубитьГорн 10.Европейская столица, по которой протекает кровь. Вена 11.Именем какого полуострова нашей страны называют дальние ряды парт в классе, аудитории? Камчатка 12.Что есть и у ботинка, и у горы, и у волны?Подошва 13. Место, где берет начало река.Исток 14. Что такое Везувий. Вулкан 15.Самое глубокое озероБайкал 16. Самая полноводная река мира? Амазонка 17. Высочайшая вершина мира Джомол. Эверест 18.Федеральный округ в котором мы живем Северо-западный


19.Самый тонкий и острый мыс. Игольный 20.Какой континент тянется от буквы А до буквы Я Австралия 21.Самый большой полуостров РоссииТаймыр 22. Граница в России между Европой и Азией Уральские горы 23.Река вокруг острова ЗаостровьеЗаостровка 24.Президент Российской федерацииМедведев 25. Пигмент зеленого цвета в растенияхХлорофилл 26. Комплекс производящий компьютерыМашиностроительный 27.Самая длинная река в мире Нил 28.Сколько в мире цветных морей6 29.Промышленность производящая удобрения, пластик. Химическая


30. Самая большая река русской равнины Волга 31.Столица РоссииМосква 32.Реки в России с женскими именамиЛена, Яна 33. В какое море впадает ВолгаКаспийское 34.С каким государством у России самая длинная граница Казахстан 35.На каком материке живут КоалыАвстралия 36.Самая большая природная зона в РоссииТайга 37.Что есть в растительной клетке и нет в животной Вакуоль 38.Самый большой остров в РоссииСахалин 39.Губернатор Архангельской областиМихальчук 40.Самая большая трава в миреБамбук, банан 41.В какое море впадает С.ДвинаБелое


42. Сколько раз в России можно встретить новый год Самые высокие горы РоссииКавказ 44.На каком озере выиграл битву А. НевскийЧудское 45. Океан омывающий Россию с востокаТихий 46.Полюс холода в РоссииОймякон 47. На какой ГЭС в прошлом году произошла авария Саяно- Шушенская 48. Незамерзающее море РоссииБаренцево 49.Где живут жирафыАфрика 50.Сколько субъектов в Российской Федерации Самый теплый город РоссииСочи 52.Самое большое озеро в России Каспийское море


53. Эндемики АвстралииКенгуру, Коала, Эвкалипт 54.Самое большое теплое течение Гольфстрим 55.Линия, которая делит Землю на северное и южное полушарие Экватор 56.В каком городе проходит нулевой меридианГринвич 57.Какое давление на экватореНизкое 58. Какой материк пересекают все меридианыАнтарктида 59.Как называют жителей Архангельской области Поморы 60.Какие организмы растут всю жизньРастения 61. Часть клетки отвечающая за наследственность Ядро 62.Как в Африке называется степьСаванна 63.Кто открыл Америку Колумб




В одном из австралийских штатов была организована геолого- разведочная экспедиция для поисков золота и драгоценных металлов. Её путь начался в городе Сидней, а конечным пунктом маршрута была точка с координатами 22 ю.ш. и 130 в.д. С какими трудностями пришлось столкнуться участникам экспедиции?






При составлении списка растений для Королевского ботанического сада придворный ботаник был ужасно рассеян и в разделе «Австралия» допустил несколько ошибок, при этом забыв внести в него самое широко распространенное австралийское дерево. Исправьте в списке ошибки и допишите название этого дерева: зонтичная акация, казуария, финиковая пальма, бутылочное дерево, гевея, фикус, пирамидальная сосна.




Ассоциации Северо-запад России Краснодарский Край Урал Западно-Сибирская равнина Кавказ Лес, алмазы, подводные лодки, рыба Фрукты, овощи, консервы, рекреационные ресурсы Руда, металлы, драгоценные камни, чугун, железо Нефть, газ, холод Овцы, лошади, минеральная вода, вино, рекреационные ресурсы


Плод, употребляемый в свежем, сушеном и моченом виде. Это плод принадлежит растению класса двудольных. Дикие предки его растут на Кавказе и в Средней Азии. Растение весьма морозоустойчивое, выдерживает морозы до –30 С! Плоды полезны, содержат вещества, выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы. О каких плодах идет речь?




Клуб знатоков географии «Что? Где? Когда?»

Устройство рулетки и подготовка вопросов к игре: рулетка представляет собой обычный круг диаметром 40 см., разделённый на сектора, которые закрашены в различные цвета. В центре стола вращается стрелка. На каждом конверте с вопросом стоит цифра, соответствующая номеру сектора.

Вопросы.

1 . Уважаемые знатоки! Я живу в Сибири, мечтаю выращивать хлеб. Ведь хлеб -всему голова. Как вы думаете, какая пшеница – яровая или озимая – будет давать у нас более высокий урожай.

Ответ: Озимая пшеница в Сибири не растёт, так как там неглубокий снежный покров и сильные морозы, её посевы будут вымерзать.

2. Где в апреле и мае много овощей, фруктов?

Ответ: В Австралии, Южной Америке, Южной Африке, где эти месяцы соответствуют осенним, т.е. сбору урожая.

3.Когда я прихожу летом, становится холоднее и дождливее. Когда я прихожу зимой, становится теплее. Кто я?

Ответ : Морская умеренная воздушная масса. Летом она приносит дождь и похолодание, зимой – оттепели снегопады, часто с дождём.

4. Что такое мелиорация, вы, конечно, знаете. В Грузии осушать земли мелиораторам помогают вещества, которые любят влагу. Что это за вещества?

И откуда они появились на Кавказе?

Ответ : Это растения, точнее деревья эвкал ипты, которые завезли в Закавказье из Австралии,их мощная корневая система помогает осушать заболоченные места.

5. Уважаемые знатоки! Решите, пожалуйста, такую задачу. «С вершины холма, изображённого на рисунке, одновременно на запад и восток съезжают два велосипедиста. Скорость какого из них будет больше?»

Ответ: На рисунке изображён не холм, а впадина. Но если всё – таки велосипедисты будут спускаться, то скорость с восточной стороны будет больше, так как склон круче.

6. Заспорили как – то Кавказ и Восточно -Европейская равнина о том, кто из них мудрее. Кавказ и говорит: «Прожитые годы дают мудрость. Голова моя убелена сединами. Да и люди называли меня «седой незыблемый Кавказ». А ты вся в кудрявой зелени и цветах, значит, я старше и мудрее».

Уважаемые знатоки! Прав ли Кавказ?

Ответ: Не прав. Снега на горных вершинах, наоборот, говорят не о старости гор, а о их молодости. А самыми старыми участками земной коры являются платформы. Например, Восточно – Европейская равнина.

7. Уважаемые знатоки! Вы находитесь в пустыне, заблудились, компаса нет, кругом – песчаное море. Единственное, что вы знаете, - это то, что в данной местности преобладают южные ветры, но и ветра нет. Что вы будете делать?

Ответ: Можно ориентироваться по дюнам: наветренный склон – пологий, подветренный – обрывистый.

8. Уважаемые знатоки! Когда мы путешествовали по Африке, то от местных жителей слышали выражение «сухой дождь». Где мы это могли слышать?

Ответ: В пустыне Сахаре. Там иногда идут дожди, но их влага не достигает земли, испаряясь в сухом в горячем воздухе. Поэтому они и получили название «сухих».

9. Уважаемые знатоки! Есть ли на Земле страны, где нет ни одного сельского жителя, т.е. уровень урбанизации там равен 100%?

Ответ: Это микрогосударства, в состав территории которых входит один город, напримерСан – Марино.

10. Меня моря не омывают. Но плавать в море дружба помогает. О каком государстве идёт речь в этих строках?

Ответ: Речь идёт о Чехии. Страна находится в Центре Европы и не имеет выхода к морю, но имеет морской флот, приписанный к порту Щецин братской социалистической Польши.