Пол        01.04.2024   

Трагедия Ларисы Огудаловой (по пьесе Островского «Бесприданница»). Пьесы Островского: образы Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой, как отражение русского национального женского характера Почему красивая и талантливая лариса погибает бесприданница

Драма Островского «Бесприданница» показывает читателям трагедию Ларисы Огудаловой, ставшей безвольной игрушкой в руках окружающих. Лариса Огудалова, подобно Катерине Кабановой, главной героине другой драмы Островского, также становится жертвой. Однако Лариса обладает изначально другими качествами, чем Катерина, выросшая в патриархальной среде. Драма «Бесприданница» была написана в 1879 году. В это время в России уже установились капиталистические отношения. А значит, патриархальные устои постепенно утрачивают свою актуальность.

Лариса Огудалова получила хорошее образование. Она поевропейски утончена. Лариса мечтает о любви. Девушка обладает горячим сердцем. Она не может допустить, чтобы ее жизнь была связана с нелюбимым человеком. Но желание любви у Ларисы совпадает с мечтой и красивой жизни. Лариса бедна, но для того, чтобы стать счастливой, ей нужно и богатство.

Ларису окружают мелочные, неблагородные люди. Блестящий барин Паратов воспринимает Ларису только как красивую вещь. Этот вальяжный самовлюбленный человек кажется девушке воплощением идеала. Но на самом деле Паратов не обладает ни благородством, ни добротой. Он эгоистичен, мелочен, жесток, расчетлив.

Впрочем, Карандышев, который изначально не воспринимается как достойная пара для Ларисы, мало от него отличается. Лариса молода и неопытна. У нее нет сильного характера, чтобы противостоять сложившимся обстоятельствам. Она словно играет по чужим правилам, становится игрушкой в чужих руках. Даже мать Ларисы воспринимает свою дочь только как товар. Она готова пожертвовать красотой, молодостью Ларисы, поскольку это дает возможность получить материальную выгоду, упрочить социальное положение Огудаловых.

Все, кто окружает Ларису, думают о ней исключительно как о вещи, объекте развлечения. Не случайно ее разыгрывают в орлянку. Все лучшие качества Ларисы, ее душа, чувства никого не интересуют. Люди думают только о ее внешней красоте. Ведь именно делает ее столь привлекательной игрушкой.

Карандышев говорит Ларисе: «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека... они смотрят на вас, как на вещь». Огудалова и сама соглашается с этим: «Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, я не человек...». На мой взгляд, главная трагедия девушки заключается именно в том, что Лариса обладает горячим сердцем. Если бы она была хладнокровной, расчетливой, хитрой, Ларисе при ее внешних данных и умении подать себя удалось бы совсем неплохо устроиться в жизни. Однако пылкость, эмоциональность, открытость героини заставляет ее сильнее страдать от той роли, которая ей отведена. Любовь, чувства Ларисы никого не интересуют, она нужна исключительно для развлечения. Девушка в финале драмы оказывается раздавленной, уничтоженной. Это приводит к тому, что отчаявшаяся Лариса даже соглашается принять условия Кнурова.

Трагичный финал «Бесприданницы» является спасением для героини, избавлением от унижения. Теперь она не принадлежит никому. Смерть представляется благом для Ларисы. Ведь униженная, несчастная, она не видит никакого смысла в дальнейшей жизни. Поступок Сергея Сергеевича Паратова заставляет девушку осознать тот страшный факт, что финал ее жизни будет неизбежно трагическим. Да, сейчас она еще нужна комуто помимо Сергея Паратова, но пройдут годы, молодость увянет и Лариса будет попросту выброшена кемнибудь из богатых содержателей, как изношенная и ставшая ненужной вещь.

Драма «Бесприданница» снова заставляет нас задуматься о месте женщины в мире. Если в пьесе «Гроза» Катерина стала жертвой домостроевского уклада жизни, то Лариса - жертва новых, капиталистических отношений. Примечательно, что правила, по которым живет общество, меняется. А женщина все также остается бесправным существом. Катерина Кабанова находит в себе силы для протеста. Ведь ее самоубийство - это явный протест против той действительности4 в которой выпало жить героине. Ларисе не хватает мужества сделать даже попытку протеста. Она до последнего остается игрушкой в руках обстоятельств. Возможно, всему причиной воспитание, которое получила Лариса Огудалова. Если вновь обратиться к образу Катерины из «Грозы», можно вспомнить, что эта девушка росла в атмосфере родительской любви и опеки. Поэтому она очень остро воспринимала свое нынешнее бесправное положение. Что же касается героини драмы «Бесприданница», то здесь, по всей видимости, Лариса изначально готовилась матерью именно к роли товара, игрушки. Отсюда и пассивность девушки, отсутствие желания бороться, отстаивать свои права.

Судьба Ларисы вызывает сожаление. Но вместе с тем невольно задумываешься, почему героиня, обладающая пылким сердцем, страстно желающая любить, не находит иного выхода своим страстям. Ведь она, получившая европеизированное воспитание, могла бы догадаться, что ее возлюбленный видит в ней только развлечение. Впрочем, Лариса была воспитана в такой атмосфере, что возможность выгодно продать себя, свою красоту и талант, казалась вполне приемлемой. Не случайно мать Ларисы изображена очень корыстолюбивой. Печально, что из всего окружения Ларисы нет никого, кто не был бы столь равнодушен и жесток к судьбе молодой девушки.

ТЕМА УРОКА: ТРАГЕДИЯ ПТИЦЫ-ЧАЙКИ, ИЛИ В ЧЕМ ПРИЧИНА ГИБЕЛИ ЛАРИСЫ ОГУДАЛОВОЙ.

Цель: донести до учащихся понимание вечных проблем бытия, проследить, как Островский в пьесе раскрывает трагедию талантливой личности, совершенствовать навыки работы учащихся с текстом литературного произведения, повторить некоторые литературоведческие понятия.

Оборудование урока: портрет А.Н.Островского, фрагменты фильма Э.Рязанова «Жестокий романс», романс «А напоследок я скажу», плакаты с репликами действующих лиц.

Эпиграф: Если птица не поет –

Это плохая примета…

Но если птица поет –

Это хороший признак…

Жак Превер

В такой пьесе, как «Бесприданница»,

подкупает не только мысль художника -

мысль нравственная и гуманная.

В ней сама глубь жизни, желание

постичь ее загадку, коснуться…

доброго и дурного в людях».

В.Лакшин.

ХОД УРОКА

  1. Слово учителя.

Мы продолжаем знакомство с одним из лучших творений Островского – пьесой «Бесприданница». (Сообщение темы и цели урока)

Давайте мысленно перенесемся в 1878 год. Щелыково, где работает драматург над пьесой. О чем думает он в тиши кабинета? Почему именно сейчас, когда ушла из жизни преданно любящая его женщина, обращается он к теме любви? Были ли сказаны те слова? Или сердце болело оттого, что опоздал их произнести? Что хотел

сказать нам Островский? И не в этом ли секрет пьесы, который

Предстоит разгадать будущим поколениям?

А газеты того времени трубили наперебой: «Как измельчал талант нашего первого драматурга!»; «Островский пережил свой талант»; «О, Островский! Отчего вы не умерли до написания «Поздней любви»…

Но почему так трогает эта «неудавшаяся пьеса», почему не отпускает, заставляет думать? В чем же ее тайна? Тайна «Бесприданницы»?

Послушайте стихотворение французского поэта 20 века Жака Превера и подумайте, о чем оно и как можно было бы его озаглавить.

Сперва нарисуйте клетку

С настежь открытой дверцей,

Затем нарисуйте что-нибудь

Красивое и простое,

Что-нибудь очень приятное

И нужное очень для птицы;

Затем в саду или в роще

К дереву полотно прислоните,

За деревом этим спрячьтесь,

Не двигайтесь и молчите.

Иногда она прилетает быстро

И на жердочку в клетке садится,

Иногда же проходят годы –

И нет птицы.

Не падайте духом, ждите,

Ждите, если надо, годы,

Потому что срок ожидания,

Короткий он или длинный,

Не имеет никакого значения

Для успеха вашей картины…

(Я бы озаглавил ст. «Птица счастья». Жизнь человеческая складывается по-разному: кого-то ждет успех, кого-то разочарование, но человек действительно не должен падать духом, должен искать свою птицу счастья.)

Называется стихотворение просто и незатейливо: «Как нарисовать птицу». Вы, безусловно, правы. Поэт, отталкиваясь от конкретных явлений, поднимается до уровня философского обобщения жизни, приходит к размышлениям о смысле бытия и отдельной человеческой жизни. Птица, конечно, символ счастья, но ведь она еще и дитя природы, как и человек. Прилетает весной, в то время, когда пробуждается природа, освобождаясь от оцепенения, мертвого холода, возрождаясь к новой жизни. И так происходит из года в год.

Графически жизнь природы мы можем

изобразить в виде круга, ибо ее законы цикличны;

более того, природа, окружающая нас, полна

гармонии, между ее явлениями царит согласие,

Понимание, а рождает эту идиллию весна,

которую поэты называют утром года.

Если птица является на свет, чтобы петь и

возрождать природу к новой жизни, то человек –

для того, чтобы быть счастливым (то есть

оставаться всегда естественным, верным самому себе) и нести по жизни свою песню, которая трудно и мучительно слагается, но которая обязательно должна сложиться. Графически путь человека по жизни изобразим в виде линии. Где, когда, на каком этапе жизни родится его песня? И родится ли?

Проследим жизненный путь Ларисы Огудаловой, героини пьесы А.Н.Островского «Бесприданница», попытаемся понять обстоятельства трагической любви героини, почувствовать время, в рамках которого происходят события в драме.

Некоторые исследователи творчества Островского считают, что источник трагедии Ларисы – роковая страсть, другие, социологизируя произведение, акцентируют внимание на том, что капиталистические отношения, проникая во все сферы жизни, делают несчастными неимущих. Но нам не должно быть безразлично и мнение самой героини. Так что же становится источником страдания Ларисы и ведет ее к гибели?

Обратимся к плакатам с цитатами.

«В основе драмы – социальная тема: Лариса бедна, она бесприданница, и этим определяется ее трагическая судьба».

Ю.В.Лебедев

«Источник трагедии Ларисы – роковая страсть…»

«Никто не виноват, никто… это я сама». Лариса Огудалова

Кто же она, Лариса Огудалова? В какую пору своей жизни она предстает перед нами? Каков ее внутренний мир? Какими мыслями, чувствами томится душа героини?

Выступление групп.

(Лариса – богато одаренная натура, она талантлива, артистична: она играет на фортепиано; поет, аккомпанируя себе на гитаре; у нее поэтическая душа, и,конечно же, она вдохновенна, впечатлительна, любит уединяться на лоне природы; ее душа парит, мечтает о возвышенном, светлом. Она живет сердцем, доверчива, искренна, прямодушна в отношениях с людьми. И все эти качества роднят ее с пушкинской Татьяной Лариной, воспитанной на французских романах, только Лариса воспитана на цыганских песнях да русских романсах. Из-за них и сложилось у героини романтически идеализированное представление об окружающем мире и людях.)

Обратимся к схеме. Не случайно, наверное, и имя героини: оно в переводе обозначает «чайка». И действительно, Лариса парит над миром на крыльях музыки.

СХЕМА «ПУТЬ ЛАРИСЫ»

Чайка вещь

Связь - трагедия

Жизнь в Обман Обручение с «Люди,

Родительском Паратова Карандышевым я вас

Доме всех

Люблю

(вновь

Чайка)

Смерть

Давайте обратимся к тексту. Прочтите, пожалуйста, первые реплики Ларисы.

О Ларисе все говорят, ею восхищаются, претендуют на нее, но душа героини томима одним желанием – бежать. Почему? Обратимся к разговору Вожеватова и Кнурова в кофейной. Среди прочих тем они заводят разговор и о Ларисе, ее семье.

Кнуров. …Эта женщина создана для роскоши… Дорогой бриллиант дорогой оправы и требует».

Кнуров и Вожеватов решают будущее Ларисы. А где она сама?

Вокруг героини кипят страсти, а она одна, совсем одна, наедине со своими думами и мечтами. Так почему ей хочется бежать?

Кто же ее продает?

Как же чувствует себя Лариса в своем доме?

- (обращаясь к схеме). Действительно, Харита Игнатьевна стремится подчинить себе дочь. Чайка – и вдруг подчиниться? Возможно ли такое? А Лариса подчиняется, ибо не находит в себе достаточно сил, чтобы сопротивляться матери. Она слишком хрупка, незащищенна. Но как бы ни было тяжело Ларисе в родительском доме, она живет ожиданием той минуты, когда сможет выпорхнуть из клетки, именуемой родительским домом, выйдет замуж за первого, кто посватается, и не важно, беден ли он или богат. Решившись на брак, Лариса продолжает жить чувствами, мечтая о тихой семейной жизни на лоне природы, в уединении.

Да, Ларисе тяжело, но дверцы клетки еще открыты, она может еще парить, в душе еще живет надежда. Но суждено ли сбыться желаниям Ларисы, когда в ее глазах постепенно, друг за другом, обрываются нити, соединяющие ее с окружающим миром?

Вот уже порвалась и первая нить – между матерью и дочерью не смогли возникнуть взаимопонимание, духовное родство.

Лариса обращается к матери словами романса: «Матушка-голубушка, солнышко мое,\\Пожалей, родимая, дитятко твое».(Исполнение романса)

Что может ответить Харита Игнатьевна? «Эко слово страшное – унижаться». А может и более хлестко: «Сумасшедшая». Горько, не правда ли?

А теперь давайте посмотрим, кто соперничает за право распоряжаться Ларисой? Кто они, эти люди, окружающие героиню? Кратко охарактеризуйте их.

Кнуров настолько важен, что почти все время молчит, не находя достойных для себя собеседников, разговаривать он ездит в столицу да за границу. Паратов, в отличие от прижимистых бряхимовских купцов, способен еще проявлять широту натуры, соря деньгами. У него самый быстрый пароход на Волге, роскошная коляска на пристани и лакеи, с подобострастием стряхивающие пыль со столичного пиджака. Даже разорившись из-за мотовства, он тут же поправляет свои материальные дела выгодной женитьбой «на роскошном приданом – золотых приисках». Наверное, только умением производить эффект отличается Паратов от Вожеватова и Кнурова.

Действительно, выгода и расчет руководят всеми поступками миллионщиков. Паратов без сожаления расстается с быстроходной «Ласточкой», так же легко оставляет он и Ларису, Вожеватов гордится тем, что не способен влюбиться, Кнуров, в свою очередь, замечает, что Вожеватов будет хорошим купцом.

Но эти же люди способны ценить красоту, искренне восхищаться талантом, способны на смелые, дерзкие поступки, способны искренне увлечься, как, например, Паратов. Парадокс? Высокие идеалы уживаются с величайшим безобразием? Таковы они, современные дельцы, соперники в борьбе за Ларису. И одного из них Лариса считает идеалом мужчины. В самый напряженный момент развития действия, когда решается вопрос, поедет или не поедет Лариса за Волгу, она поет романс «Не искушай меня без нужды». (Звучит романс)

Почему именно этот романс исполняет героиня?

Может быть, он поможет нам раскрыть отношение Ларисы к Паратову?

(Романс «Мохнатый шмель»).

Да, Паратов готов к безрассудству, он может подняться до уровня высоты полета Ларисы, Но, поднявшись, он боится и предпочитает остаться на земле. В судьбе Ларисы он сыграл роковую роль: будучи обманута однажды, она оказывается способной вновь поверить в его искренность, вновь ошибается и теряет уже всякую надежду. Поймали птицу, сломали крылья, опустили на землю. И вновь рвутся связи: Лариса увидела в Паратове надежду любви, схватилась за него, как утопающий за соломинку. Но, увы, тщетно.

Итак, обрывается еще одна ниточка, связывающая Ларису с окружающими людьми.

Бросая вызов непостоянству Паратова, Лариса готова выйти замуж за Карандышева.

Давайте проследим по тексту, как изменяется отношение Ларисы к Карандышеву.

-(обращаясь к схеме) Обручение с Карандышевым – это и попытка вырваться из дома, и желание забыть Паратова, и поиски тихого, спокойного, уединенного уголка, где она может стать наконец чайкой, а не влачить жалкое существование на земле.

Карандышев тоже не понял, что за птица влетела в его клетку:

Когда же прилетела к вам птица

(если только она прилетит),

Храните молчание, ждите,

Чтобы птица в клетку влетела,

И, когда она в клетку влетит,

Тихо кистью дверцу заприте

И, не коснувшись ни перышка,

Осторожно клетку сотрите.

Отнестись бы к Ларисе нежно, увидеть бы в ней человека, понять бы ее мысли, чувства, и возникло бы духовное родство. Но где Карандышеву с его эгоизмом понять Ларису!

«Лариса: Поддержите меня, мне нужно одобрение, сочувствие, отнеситесь ко мне нежно, с лаской.

Карандышев: Три года я терпел унижения, три года я сносил насмешки… надо же и мне в свою очередь посмеяться над ними».

Лариса влетела в клетку к Карандышеву сознательно, уговаривая себя на брак с ним, и снова ищет дверку, не давая себе отчета в том, что она уже не сможет взмыть к небесам и все более будет превращаться в вещь.

Если птица не поет –

Это плохая примета,

Это значит, что ваша картина

Совсем никуда не годится,-

Так и хочется адресовать эти строки Карандышеву. Обмануть себя, укрыться за Карандышевым, мелким, ничтожным, смешным человеком, Ларисе не удается.

(фрагмент фильма. Монолог Ларисы. Д.4, явл.9.)

Лариса приходит к мысли о самоубийстве. Лишить себя жизни она не может: «Жить, хоть как-нибудь, да жить… когда нельзя жить да и не нужно. Какая я жалкая, несчастная…»

Может быть, можно еще изменить положение? Может быть, кто-то может помочь? И в финале вновь перед нами и перед Ларисой возникают Вожеватов и Кнуров. Какую роль они сыграли в судьбе героини?

А Кнуров?

Наконец его час настает, с помощью жребия Кнуров устраняет Вожеватова и предлагает Ларисе богатое содержание:

«Кнуров: Дорогой бриллиант и дорогой оправы требует.

Лариса: Я вещь, а не человек».

Вроде бы возникает связь. Но для Ларисы осознание себя вещью есть величайшая трагедия. Птица – вещь? Наступает прозрение, романтические представления о жизни терпят крах. Она знает, что ее хотят сделать содержанкой. И остается в ней силы лишь на то, чтобы бросить слабый вызов миру: « Уж если быть вещью, так одно утешение – быть дорогой».

-(обращаясь к схеме) Казалось бы, клетки нет, живи, но Лариса тяготится этой свободой, ибо не знает, как ей быть, как быть вещи, по каким правилам она должна жить, и поэтому выстрел Карандышева для нее – естественный выход. «Вы все хорошие, люди, я вас всех… всех люблю,» - это говорит вновь Чайка.

…Но если птица поет –

Это хороший признак,

Признак, что вашей картиной

Можете вы гордиться

И можете вашу подпись

Поставить в углу картины,

Вырвав для этой цели

Перо у поющей птицы.

Финальная сцена вызвала много споров среди критиков. Но только этот финал и напоминает о великих и вечных христианских ценностях жизни, так безбожно попиравшихся буквально всеми героями драмы: «Вы слышали, что сказано «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» (Левит, Х, 17-18). А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. У,43-45).

Вряд ли можно согласиться с В.Я.Лакшиным, который дает следующую трактовку финала: «Во всем этом – и в смерти рядом с цыганским разгулом и в словах прощения и любви – есть какое-то святотатство. От этой удивительной по всей трагической глубине сцены веет могильным холодом равнодушия, полнейшего разочарования в жизни и в добре». Думается, что не могильным холодом веет от этой сцены, а солнечным теплом безграничного христианского сострадания, всепрощения, любви и милосердия, связанного с осознанием героиней и совей и всеобщей виновности, породившей «стужу людских сердец». И не горький цинизм, а сознание спасительной силы звучит в прощальных словах Ларисы. Поздний Островский приходит к мысли, что все мирское зло в современной России связано с глубоким религиозным кризисом, охватившим ее от корней до вершин.

Лариса умирает со словами прощения и любви на устах. Своей смертью она вышла из жизни, где была вещью; она замкнула круг своей жизни: родившись чайкой, чайкой и уходит из жизни. Своей смертью она вписалась в круг, подобно природе, обрела успокоение, идиллию. Но не слишком ли великой ценой?

(романс «А напоследок я скажу»).

1-я группа. В цыганском таборе (Лариса и ее мать).

Кто же она, Лариса Огудалова? Какими мыслями, чувствами томится душа героини?

(Лариса – богато одаренная натура, она талантлива, артистична: она играет на фортепиано; поет, аккомпанируя себе на гитаре; у нее поэтическая душа, и,конечно же, она вдохновенна, впечатлительна, любит уединяться на лоне природы; ее душа парит, мечтает о возвышенном, светлом. Она живет сердцем, доверчива, искренна, прямодушна в отношениях с людьми.

Какую героиню русской классики напоминает нам Лариса?

Перечисленные качества роднят ее с пушкинской Татьяной Лариной, воспитанной на французских романах, только Лариса воспитана на цыганских песнях да русских романсах.

Прочтите, пожалуйста, первые реплики Ларисы.

(«Поедемте поскорей в деревню, уедемте, уедемте отсюда»

И затем еще Лариса неоднократно будет повторять просьбу:

«Мне бы хоть в лес, да только поскорее отсюда вырваться»;

«Нет, уехать надо, вырваться отсюда»;

«Сделайте для меня эту милость, поедемте поскорей»;

«Бежала б я отсюда куда глаза глядят»;

«Мне хочется бежать отсюда».)

Почему же Лариса мечтает убежать отсюда? Обратимся к разговору Вожеватова и Кнурова в кофейной.

(Вожеватов. Ездить-то к ней все ездят, потому что весело очень, барышня хорошенькая, играет на разных инструментах, поет…

…Бывать у них в доме – большое удовольствие.

Кнуров. А хорошо бы с такой барышней в Париж прокатиться на выставку.

Вожеватов. …Она простовата. Не глупа, а хитрости нет, не в матушку…

Вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо…

Кнуров. …Эта женщина создана для роскоши… Дорогой бриллиант дорогой оправы и требует».)

А где она сама? Когда появляется Лариса?

(Лариса появляется в третьем явлении, но участия в разговоре не принимает, садится на скамейку у решетки и смотрит в бинокль за Волгу. Она полностью погружена в свои мысли.)

Так почему ей хочется бежать?

(Окружающие решают ее судьбу без нее. Для них она вещь, выставленная на торги)

Кто ее продает?

(Харита Игнатьевна, ее мать. Бойкая, проворная, стремящаяся из всего извлечь пользу, она должна выдать Ларису замуж. Ей не важно, за какого человека, кто он и что собой представляет, главное – был бы богат. Появляется однажды кассир, засыпал ее деньгами, отбил всех женихов, а потом в доме же Огудаловой его арестовали. Какой вышел скандал! И Лариса не выдержала, в сердцах сказала матери: «Довольно с нас сраму, за первого пойду, кто посватается, богат ли, беден ли – разбирать не буду». Харита Игнатьевна никогда не интересовалась мыслями, чувствами дочери, сделала ее жизнь невыносимой, превратив дочь в предмет торга.)

Как чувствует себя Лариса в своем доме?

(Лариса одинока в доме. Отсутствие понимания со стороны матери, которая заставляет ее лгать, притворяться, хитрить, рождает в ее душе дискомфорт, желание бежать куда глаза глядят).

2-я группа. «Я вещь, а не человек».(взаимоотношения Ларисы с Кнуровым и Вожеватовым)

Кто соперничает за право распоряжаться Ларисой?

(За право распоряжаться Ларисой соперничают Паратов, Кнуров и Вожеватов. Паратов – дворянин, Кнуров и Вожеватов – купцы. Все они дельцы нового времени, отношения между ними определяет сила денежного мешка. Они владеют миллионами, поэтому сильны, властны, стремятся распоряжаться не только своей жизнью, своими деньгами, но и другими людьми. Как хочется Вожеватову иметь такого же Робинзона, как у Паратова, чтобы наслаждаться своим величием, унижая другого.

Кнуров настолько важен, что почти все время молчит, не находя достойных для себя собеседников, разговаривать он ездит в столицу да за границу.)

Отличается ли от них Паратов?

(Паратов, в отличие от прижимистых бряхимовских купцов, способен еще проявлять широту натуры, соря деньгами. У него самый быстрый пароход на Волге, роскошная коляска на пристани и лакеи, с подобострастием стряхивающие пыль со столичного пиджака. Даже разорившись из-за мотовства, он тут же поправляет свои материальные дела выгодной женитьбой «на роскошном приданом – золотых приисках». Наверное, только умением производить эффект отличается Паратов от Вожеватова и Кнурова.

Каковы взаимоотношения между купцами?

Выгода и расчет руководят всеми поступками миллионщиков. Паратов без сожаления расстается с быстроходной «Ласточкой», так же легко оставляет он и Ларису, Вожеватов гордится тем, что не способен влюбиться, Кнуров, в свою очередь, замечает, что Вожеватов будет хорошим купцом.

Чем отличаются Кнуров и Вожеватов от купцов, изображенных в драме «Гроза»?

(Старомодные купцы жили обманом, богатство приходило к ним темными путями. Раньше мы видим, что купец был дойною коровой всех, кто представлял собою какую-нибудь власть, старый тип считал свое дело «не совсем чтобы по-божески», а новые купцы, напротив, ничуть не сомневаются в том, что их дело настоящее и что отечество даже должно быть благодарно за то, что они жертвуют своим капиталом на общую пользу, и хотя действуют из личных выгод, но зато дают другим хлеб. Именно к такому типу купцов принадлежат Кнуров и Вожеватов. Они уже приобрели и внешний лоск просвещенности, владеют торговыми фирмами, носят европейские костюмы, читают парижские газеты, по утрам вместо традиционного чая из самовара пьют шампанское, разлитое в чайники.

Новые хозяева жизни наглы, циничны, расчетливы и без малейшего угрызения совести идут в наступление.)

3-я группа «Я любви искала и не нашла» (Паратов и Лариса)

Как относится Паратов к Ларисе?

(Для Ларисы, в которой нет ничего земного, как выражается Кнуров, существует только мир чистой, бескорыстной любви. Она ждала его, своего искусителя, и вот он пришел, весь овеянный тайной, загадками, ее обольститель. Лариса идеализирует Паратова, видя широту его души, смелые поступки, но не может понять самого главного в нем.

Паратов увлекся Ларисой и даже чуть не женился, Но он не тот человек, который может потерять голову. Поступать соответственно своим чувствам, пренебрегая выгодой, - по его мнению, насмешить людей, разыграть дурака. Он легко расстается с Ларисой, но, будучи властным, эгоистичным человеком, хочет сохранить уверенность, что она любит его: «Уступить вас я могу, но уступить вашу любовь было бы тяжело». И при этом не способен проявить ни малейшего сочувствия к Ларисе.)

(Романс «Мохнатый шмель»).

Зачитайте диалог Ларисы и Паратова (Д.4 явл.7)

(Лариса: Вы мне скажите только, что я – жена ваша или нет.

Паратов. Я обручен… Вот золотые цепи, которыми я скован на всю жизнь».)

В чем сходство и в чем различие между Паратовым и Печориным?

(Он, как и Печорин, любит только себя, несет страдания любимой девушке. Но Печорин – натура более глубокая. Это человек, не удовлетворяющийся мелкой жизнью общества, не находящий дела своим силам. Паратов, может быть, больше напоминает Грушницкого. Деньги, положение в обществе – то, мимо чего спокойно проходил Печорин, - составляют жизнь Паратова.)

4-я группа «Я ваш хозяин» (Лариса и Карандышев).

Кто такой Карандышев? Как держится он с Вожеватовым, Кнуровым, Паратовым и другими?

(Карандышев вырос в мещанской среде, испытывая с детства унижения со стороны сильных мира сего. Он осуждает их нравы, поведение, но в то же время завидует им и претендует на положение хозяина жизни, он очень честолюбив. Мелкий чиновник, Карандышев старается доказать всем, что не хуже других. О его отношении к другим героям можем судить по речи. С Вожеватовым он запанибрата: «Василий Данилыч, во что; приезжайте-ка вы ко мне обедать сегодня!» Звучит непринужденность, фамильярность. Почтительно он разговаривает с Кнуровым: «Мокий Парменыч, не угодно ли вам будет сегодня отобедать у меня?» Со слугами Карандышев высокомерен. И в этом изменении оттенков речи раскрывается его холопская, чиновничья натура. Над ним все издеваются: и купцы, и слуги.

Как изменяется отношение Ларисы к Карандышеву.

(«Сами по себе вы что-нибудь значите, но от сравнения с Сергеем Сергеевичем вы теряете все».

«Теперь для меня и этот хорош»

«Нет, я за вас не стыжусь. Не знаю, что дальше будет, а пока вы мне еще повода не давали».

«Вот это правда» (ответ на реплику Карандышева: «Чтобы не сказали, что я не жених вам, не пара, а только та соломинка, за которую хватается утопающий»)

«Вы только о себе. Когда же меня-то будет любить кто-нибудь?»

«Что вы меня не слушаете! Топите вы меня, толкаете в пропасть».

«Ах, как нехорошо! Нет хуже этого стыда, когда приходится за других стыдиться».

«Для меня самое тяжкое оскорбление – это ваше покровительство».

«Каждой вещи своя цена есть… Я слишком дорога для вас».

Любила ли Лариса Карандышева?

(Полюбить такого человека, как Карандышев, невозможно, Лариса уговаривает себя на брак с ним, пытаясь отыскать в нем что-нибудь хорошее, в какой-то степени и идеализируя его, чтобы утешить себя.)

Но почему же не состоялся брак? Что значит Лариса для Карандышева?

(Карандышев – это человек с уязвленным самолюбием, завистливый, ничтожный. Брак с Ларисой дает ему возможность войти в общество избранных, тех, кого он ненавидит, но кому хотел бы слепо, по-рабски подражать. Главное для него, по мнению Хариты Игнатьевны, - повеличаться: «Да-с, Лариса Дмитриевна знает, что не все то золото, что блестит. Она меня оценила и предпочла всем».)

И в финале вновь перед нами и перед Ларисой возникают Вожеватов и Кнуров. Какую роль они сыграли в судьбе героини?

(Уже в первом действии Вожеватов уступает Ларису Кнурову, считая, что всякому товару есть цена, а такой товар, как Лариса, ему не по карману. И, когда он проигрывает в орлянку, произносит: «Я не в убытке. Расходов меньше». А ведь его связывают родственные отношения с Ларисой, росли вместе, и он не проявляет никакого сочувствия к ней, равнодушно относится к ее страданиям.)

Действительно, вновь рвутся связи Ларисы с окружающим миром:

«Лариса: Вася…что мне делать – научи! Я прошу только пожалеть меня. Ну, хоть поплачь со мною вместе!

Вожеватов: Не могу! Ничего не могу».

А Кнуров?

(Кнуров окончательно решает судьбу Ларисы. Он уже давно вступил в сговор с Харитой Игнатьевной, но охотно сторонится перед Паратовым, чтобы потом взять реванш и увезти сломленную Ларису в Париж.)


Актриса и кинорежиссер Лариса Шепитько верила в потусторонний мир и реинкарнацию. Незадолго до своей гибели она уже чувствовала приближение смерти и часто говорила об этом близким. Да и известная прорицательница Ванга только укрепила в актрисе мысль о скорой трагедии.

Встреча с Климовым

Лариса Ефимовна Шепитько появилась на свет на Украине, в городе Артемовске в 1938 году. Природа наградила Ларису не только неземной красотой, но и необыкновенным талантом. Поэтому неудивительно, что никому неизвестная девушка с периферии поступила в один из самых престижных вузов страны ВГИК с первого раза. Выбор Ларисы пал на режиссерский факультет.

Во время съемок своего первого фильма «Зной» в начале 1960-х годов Шепитько сблизилась с выпускником того же ВГИКа, будущим знаменитым режиссером Элемом Климовым. В 1963 году молодые люди зарегистрировали свои отношения. С тех пор между супругами возникнет мистическая, незримая связь, благодаря которой Климов, находясь за несколько километров от своей Ларисы, буквально увидит ее смерть.

Зеленое сукно

Несмотря на то, что Шепитько родилась и прожила всю свою жизнь в Советском Союзе, где, как известно, всегда пропагандировался исключительно атеизм, она свято верила в существование души. Лариса была уверена в том, что после смерти прежнего тела душа переселяется в новое. Она чувствовала, что и с ней подобное происходило не раз.

Бывая в абсолютно незнакомых местах, режиссер нередко утверждала, что уже когда-то видела окружавшую ее обстановку. А однажды она, будучи в каком-то доме, сказала, что в прошлой жизни играла там в карты и точно знает, что стол, в тот момент накрытый скатертью, оббит зеленым сукном. Скатерть сняли: сукно действительно было и действительно зеленого цвета.

Пророчества

Когда Шепитько взялась за работу над новой картиной по повести Распутина «Прощание с Матерой», она вдруг заявила друзьям, что это ее последний фильм. Те, конечно, не восприняли ее слова всерьез, но Лариса Ефимовна оказалась настолько точна, что даже не успела доснять эту картину.

Незадолго до гибели Шепитько встречалась и с популярной в те годы болгарской прорицательницей Вангой. Старушка поведала Ларисе, что ее ждет скорая и быстрая смерть. Так как режиссер почти без оглядки верила во всевозможные мистические вещи, она нисколько не усомнилась в словах Ванги и тут же попросила свою подругу присмотреть за сыном, если с ней что-нибудь случиться.

2 июля 1979 года автомобиль «Волга», в котором ехала съемочная группа «Матеры» во главе с Ларисой Шепитько, вырулил на встречную полову и врезался в грузовик. Возможно, шансов выжить у пассажиров «Волги» было бы больше, если бы грузовик не оказался доверху набит кирпичами. При столкновении они вывалились из кузова и просто погребли под собой машину с режиссером, оператором, художником и их ассистентами.

Примечательно, что в это же самое время супруг Шепитько Элем Климов спал. И ему приснилось, что его жена погибает в автокатастрофе.

После похорон Климов закончил работу Ларисы, и в 1981 году на экраны страны вышла кинокартина по мотивам повести Распутина «Прощание с Матерой». Но режиссер оставил в названии только одно слово «Прощание».

Обратимся прежде всего к характеру героини. Лариса - мягкая, чистая девушка. Она способна чувствовать прекрасное, одарена художественным талантом - певческим и музыкальным. Лариса с трудом может понять, что в обществе, где она по воле матери должна вращаться, все определяют деньги, деньги и еще раз деньги. Она ищет подлинной, возвышенной любви и, как ей кажется, находит ее в лице «блестящего барина» Сергея Сергеевича Паратова, из помещика в соответствии с духом времени переквалифицировавшегося в предпринимателя-судовладельца, но целиком сохранившего барскую психологию. Лариса думает, что Паратов любит ее так же искренне и безоглядно, как она его. Лариса бедна, приданого за ней нет, и в мире, где хотят купить всё, товаром становится ее красота, о чем героиня до поры даже не подозревает. Но избранник Ларисы, не обладая деловой хЬаткой миллионщиков из купцов, вроде Кнурова и Вожеватова, уже успел вполне усвоить их мораль. Неслучайно он признается Кнурову: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Лариса верит, что ее возлюбленный - человек широкой души, способный подняться над узкими материальными интересами. Она прямо заявляет своему жениху мелкому чиновнику Юлию Капитонычу Карандышеву: «Сами по себе вы что-нибудь значите, вы хороший, честный человек; но от сравнения с Сергеем Сергеичем вы теряете все... Сергей Сергеич... это идеал мужчины». Здесь любовь застила глаза Ларисе. Критически взглянуть на Паратова она уже не в состоянии. Между тем Сергей Сергеич - вовсе не тот идеальный человек, каким представляет его влюбленная девушка. Даже так поразивший Ларису эпизод с кавказским офицером, когда Паратов, дабы продемонстрировать свое хладнокровие и меткость, стрелял в монету, которую она держала в руке, говорит просто о бахвальстве, ради которого Сергей Сергеич, не колеблясь, рискует и своей и чужой жизнью. И бедным помогает Паратов не по зову души, а из стремления сработать на публику, продемонстрировать той же Ларисе бескорыстие и широту натуры. В финале героиня прозревает, что и приводит ее к трагедии. Паратов соблазняет Ларису, уже решившую выйти замуж за Карандышева. Сергей Сергеич публично унижает ее жениха. Лариса окончательно разочаровывается в Юлии Капитоныче и говорит Паратову: «У меня один жених: это вы». Однако разорившийся помещик-предприниматель, хотя и любит девушку, но уже давно не волен в своих поступках. Сначала он пытается уверить Ларису, что его страсть к ней была лишь минутным увлечением, но потом признается, что вынужден был жениться на нелюбимой женщине ради богатого наследства: «Паратов. ...Допускаете ли вы, что человек, скованный по рукам и по ногам неразрывными цепями, может так увлечься, что забудет все на свете, забудет и гнетущую его действительность, забудет и свои цепи? Лариса. Ну, что же! И хорошо, что он забудет. Паратов. Это душевное состояние очень хорошо, я с вами не спорю; но оно непродолжительно. Угар страстного увлечения скоро проходит, остаются цепи и здравый рассудок, который говорит, что этих цепей разорвать нельзя, что они неразрывны. Лариса (задумчиво). Неразрывные цепи! (Быстро.) Вы женаты? Паратов. Нет. Л ар и с а. А всякие другие цепи - не помеха! Будем носить их вместе, я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя. Паратов. Я обручен. Лариса. Ах! Паратов (показывая обручальное кольцо). Вот золотые цепи, которыми я скован на всю жизнь. Лариса. Что же вы молчали? Безбожно, безбожно! (Садится на стул.)

» он показал не только нравы, приоритеты, традиции дельцов, бояр, мелких чиновников, но и личную драму влюбленной женщины. И эта женщина - Лариса Огудалова .

Лариса обладает поэтичной душой, стремящейся к любви и счастью. Она хорошо воспитана, одаренна красотой и умом. Ее характер противостоит устоям «нового времени». Огудалова живет в мире дельцов, где главной ценностью являются деньги, где все продается и покупается, где «всякому товару есть цена».

Лариса и есть главный товар пьесы. «Я для вас кукла; поиграете вы мной, изломаете и бросите», - говорит она. Ею торгуют и мать, и друг детства Вожеватов, и Кнуров, и Паратов, и даже Карандышев. Так, Карандышев организуя обед в честь Ларисы, решил просто похвастаться приобретенной «игрушкой», показать свое превосходство над другими: «Я имею право гордиться и горжусь! Она меня поняла, оценила и предпочла всем».

Вожеватов и Кнуров бросают монетку, кому же достанется такое украшение. Но Ларисе нет дела до них. Все ее мысли, чувства связаны с Паратовым, но Паратова волнует лишь его состояние. Как только у него проблемы, он тут же отъезжает, забыв попрощаться с Ларисой. Она ему это прощает. И как только он возвращается, Лариса уже чувствует шаткость своего положения: «Топите вы меня, толкаете в пропасть». Она просит уехать подальше, в деревню, как Катерина героиня пьесы «Гроза », просила взять клятву у Тихона.

Лариса хочет обезопасить себя от поступка, к которому стремится сердце. Но Карандышев не поддерживает Ларису, как Тихон не поддержал Екатерину. Карандышева заботит только самолюбие. Так Лариса остается наедине со своими страхами.

По приезду Паратов и не вспоминает о Ларисе, пока Вожеватов не сообщает ему, что Лариса выходит замуж. Женится и Паратов, точнее снова происходит процесс купли-продажи: в обмен на свою свободу он приобретает золотые прииски. Паратов хочет поиграть на последок, и Лариса - отличная игрушка. Он дает ей самое страшное - веру в счастье. «Мечтаю об одном блаженстве: быть рабом вашим; я потерял больше, чем состояние, я потерял вас», - говорит Паратов. Он обманывает, говорит о любви, когда в нем нет даже доли жалости. Лариса верит ему и бросается в омут с головой.

Цель Паратова достигнута: Лариса, обезумев от своей любви, с верой и надеждой в их совместное будущее соглашается быть его всецело. Однако, на утро, когда Лариса спрашивает, может ли она считать себя его женой, Паратов «вспоминает», что он связан цепями, которые не может разорвать. Ларису и это не останавливает: «Я разделю с вами эту ношу, большую половину тяжести я возьму на себя», пока Паратов не признается, что он обручен. Лариса растоптана, на ее любовь наплевали, ее чувства втоптали в грязь, ей посмеялись в лицо. И вновь судьба с ней играет, Кнуров предлагает купить ее. Ей противен, ей тошен этот мир.

Она пытается умереть, но ей не это не удается: «Что меня держит над этой пропастью, что мешает? Ах, нет, нет… не Кнуров… роскошь, блеск… нет, нет… я далека от суеты… Разврат… ох, нет… Просто решимости не имею». В развязке Лариса падает в борьбе и принимает положение, которое с самого начала ей присвоило общество: «Да, вещь,… я вещь, а не человек;… Каждой вещи своя цена… Я слишком дорога для вас». Но трагедия Ларисы в другом, ее слова звучат как гром в «Грозе»: « Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву… Я искала любви и не нашла… ее нет на свете, нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота». Лариса лжет, ей не нужно золото, ей не нужно ничего. Именно поэтому, когда Карандышев стреляет в Ларису, она благодарит его.

В ее жизни было несколько вариантов исхода событий. До последних минут Лариса любила Паратова, и если бы она осталась жива, она смогла бы простить его который раз, и если бы он случайно опять вернулся в город, она бы вновь поверила ему, и вновь оказалась обманутой. Лариса могла стать роскошью Кнурова, но для нее это ровно смерти. Женой Карандышева не стала бы никогда, покровительство Карандышева - тяжкое оскорбление. Как бы то ни было, счастья Лариса бы не нашла, нет для нее в этом мире любви, потому что в те времена, любовь испытывали только к деньгам, а не к людям.