Забор        26.04.2024   

О и а на конце наречий примеры. Правописание наречий. Буквы О, А на конце наречий. Работа в парах(рассуждение по алгоритму)

Урок по теме "Правописание наречий. Буквы О, А на конце наречий"

Разработала: Гаркавцева Екатерина Валерьевна.

Цели и задачи: : развитие у учащихся ассоциативного и образного мышления, интеллектуальных способностей, позволяющих учиться самостоятельно; познакомить учащихся с условиями выбора и написания букв о и а на конце наречий с приставками из -, до - , с -; формирование умения находить наречия на изученную орфограмму и правильно писать их; воспитание познавательного интереса к изучаемому материалу.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Буквы о, а на конце наречий с приставками из, до,с, за, на, в Урок в 7 классе

Цели и задачи урока: развитие у учащихся ассоциативного и образного мышления, интеллектуальных способностей, позволяющих учиться самостоятельно; познакомить учащихся с условиями выбора и написания букв о и а на конце наречий с приставками из -, до - , с -; формирование умения находить наречия на изученную орфограмму и правильно писать их; воспитание познавательного интереса к изучаемому материалу

« О, сколько нам открытий чудных... Готовит просвещенья дух, И опыт - сын ошибок трудных, И гений - парадоксов друг». А.С.Пушкин

Какой способ образования? Беспомощно ← беспомощный (суффиксальный) Добела ← белый (приставочно-суффиксальный) ВЫВОД: наречия образуются от прилагательных суффиксальным и приставочно-суффиксальным способом. Понаблюдаем вместе!

Навечно докрасна Запросто снова Вправо изредка О или а на конце наречий?

Запомним!

Подумаем! Приставки -из, -до,-с, а пишем -о на конце. Почему? Посмотрим способ образования. Изнеженно ←изнеженный, дословно← дословный, связно← связный (суффиксальный способ образования) Эти наречия образованы от прилагательных, у которых уже были приставки.

Вывод: если наречие с ¬ из,-до,-с образовано от бесприставочного прилагательного, то пишем А, если от прилагательного с приставкой пишу О.

Наречия с ¬в,-на,-за,-из, -до,-с - это застывшие формы винительного и родительного падежей, краткие прилагательные, которые в древнерусском языке склонялись, как до сих пор склоняется слово ОКНО

Свернуть вправо, пойти налево, приехать издалека, навещать изредка, приходить запросто, сказать сгоряча, учиться заочно, раскалилось докрасна, переписать набело, подойти справа, начать сначала, наскоро поесть. Комментированный диктант

Задание Замените словосочетания одним синонимом-наречием на наше правило. Образец: расстаться на долгое время=надолго 1. Плотно, вдоволь, вволю, всласть поесть=досыта; 2. Выехать, пока еще светло=засветло; 3. Навещать нечасто, редко=изредка; 4. Приходить в гости без стеснений=запросто; 5. В пылу спора, под горячую руку обидеть=сгоряча; 6. С давних пор, с незапамятных времен сеять=издавна; 7. Встретить гостеприимно=радушно.

Творческий диктант Задание: по лексическому значению определить слово-наречие. (задание выполняется устно) 1. Друзья, оставшиеся в классе один на один(наедине). 2. Лист бумаги, сложенный в четыре раза(вчетверо). 3. Равнина, разделенная оврагом пополам(надвое). 4. Дежурные, убиравшие класс два раза(дважды). 5. Брошюры, купленные попутно с книгами(заодно).

В.Н. Шипицина, учитель русского языка и литературы МОСШ № 19, г. Нижневартовск

Урок русского языка в 7 классе

Тип урока: объяснение нового материала; формирование новых ЗУН учащихся.

Тема урока:

Б уквы О и А из- , до- , с-

Цели: познакомить учащихся с условиями выбора и написания букв О и А на конце наречий; формировать навык написания букв О и А на конце наречий с приставками из- , до- , с- .

Работа по развитию речи: обогащение речи школьников за счет

использования наречий в речи

Повторение: повторение правописания О , Е после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях различных частей речи; правописание приставок на , .

Оборудование урока:

    Индивидуальные карточки с дифференцированными знаниями;

    Таблицы:

    правописание О и А на конце наречий;

    алгоритм О , А , У на конце наречий;

    Словообразовательное лото (игровые, занимательные материалы).

Запись на доске:

    Число, классная работа, тема урока.

    Цель: научиться определять условия выбора букв О , А на конце наречий с приставками из- , до- , с- .

    Бесполезн… живущий человек сначал… умирает для других, потом для себя.

    Беспомощно ←

Доверчиво ←

Добела ←

Дотемна ←

Издавна ←

Изжелта ←

Снова ←

Слева←

    Орфографическая задача.

Справ(а,о) тянется лес, слев(а,о) извивается речка. Снов(а,о) подъезжаю к родным местам. Изредк(а,о) попадается встречная машина. Вот и озеро, где издавн(а,о) водилось много рыбы. Дорога повернула вправ(а,о).

Ход урока

    Активизация опорных знаний

1.1. Опрос-повторение.

Индивидуальная работа по карточкам

а) объясни правописание ¬. Обозначь орфограммы.

Ра(з,с)считать; ра(з,с)чет; ра(з,с)формировать; бе(з,с)вредный; бе(з,с)форменный; ра(з,с)чертить; бе(з,с)полезный; (з,с)жечь; (з,с)делать.

б) записать, вставить пропущенные Н, НН.

Небо было соврше(н,нн)о ясное; выполнить аккурат(н,нн)о; безвере(н,нн)ая погода; поступить необдума(н,нн)о; ребята говорили возбужде(н,нн)о; слушать рассея(н,нн)о.

в) вставить пропущенные буквы, поставить ударение.

Н…куда идти; н…когда не думал об этом; н…где искать; н…как не найдет; н…где не видно; н…куда не пойду; н…откуда взять; н…где спросить; н… с кем поговорить.

Синтаксическая минутка

Задание №1. Выполни синтаксический разбор предложения (раскрой скобки, расставь знаки препинания, дай характеристику предложению, начерти схему).

Я

, / / (не)торопливо брожу по берегу (не)большой степной реч(?)ки ( , ) / оставляя за собой след на мокрой траве / . (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено деепричастным оборотом.

1.2. Проверка домашнего задания.

Коллективная работа по проверке упр. 214 (О , Е после шипящих)

^

Микровывод: – Когда после шипящих в существительном, прилагательном, наречии пишется О , Е ?

1.3. Проверка синтаксического разбора предложения.

Неторопливо (медленно)

Небольшой (прилагательное) маленький

Речки – чк, чн

    Сообщение темы и цели урока

На доске записано предложение

Бесполезно живущий человек сначала умирает для других, потом для себя.

Как вы понимаете смысл этой фразы?

Найдите наречия, разберите по составу.

Бесполезно ← бесполезный (суффиксальный способ)

Сначала ← начальный, начало (¬ ^ )

У. С закономерностью выбора суффиксов А , О в наречиях предстоит сегодня познакомиться.

– записать тему,

– назвать цель.

Наблюдение

На доске записаны наречия. Найдите слова, от которых они образованы и определите способ образования.

1. Беспомощно ← беспомощный (^ )

Доверчиво ← доверчивый (^ )

2. Добела ← белый (¬ ^ )

Дотемна ← темный (¬ ^ )

Издавна ← давний (¬ ^ )

Изжелта ← желтый (¬ ^ )

Снова ← новый (¬ ^ )

Слева ← левый (¬ ^ )

У. Наречия образовываются от прилагательных приставочно-суффиксальным способом; суффиксальным способом.

Работа с таблицей

О и А на конце наречий

У. Наречия с ¬ в- , на- , за- , с- , из- , до- по своему происхождению – это застывшие формы винительного и родительного падежей краткие прилагательные, которые в древнерусском языке склонялись. Они склонялись так же, как до сих пор склоняется слово ОКНО.

из- давн из окн а

до- красн а до окн а

с- прав с окн а

в- лев в окн о

на- глух о на окн о

за- прост за окн о

Вывод: если наречие с ¬ из- , до- , с- образовано от бесприставочного прилагательного – а

Работа по учебнику

    § 46 стр. 97 – наблюдение;

    Орфограммы;

    Работа в «Памятке»

-о -а

на конце наречий

1. Образовано от прилагательного суффиксальным способом

н-р: исправно (исправный)
2. + о (приставка уже есть в прилагательном) н-р: доверчиво (доверчивый)
3.в влево на + о направо за запросто

    Закрепление

3.1. Образец рассуждения стр. 97;

3.2. Упражнение 216 (коллективно, объяснительная работа)

-а (-я) -о

Слева (левый) досрочно (досрочный)

досиня (синий) созвучно (созвучный)

издавна (давний) изобильно (изобильный)

досуха (сухой) доходчиво (доходчивый)

справа (правый) стеснительно (стеснительный)

досыта (сытый) дословно (дословный)

сначала (начальный) достаточно (достаточный)

извилисто (извилистый)

исправно (исправный)

доверительно (доверительный)

3.3. Замени словосочетание наречиями с –о или –а на конце

Идти в правую сторону – вправо;

Беседовать без стеснений – запросто;

Раскалить до красного цвета – докрасна;

Расстаться на долгое время – надолго;

Переписать окончательно – набело.

Надолго

Набело Добела

3.4. Упражнение 217 – работа по вариантам (взаимопроверка) 2-е у доски.

I-ый вариант II-ой вариант

издавна влево

слева направо

снова начисто

досыта затемно

досуха засветло

Микроитог: Наречия с ¬ из- , до- , с- образованные приставочно-суффиксальным способом от бесприставочного прилагательного пишется – а

Наречия образованные от прилагательного с приставками, которые уже были у прилагательного, а также с ¬ в- , на- , за- пишется – о

      Реши орфографическую задачу:

Справ а тянется лес, слев а извивается речка. Снов а подъезжаю к родным местам. Изредк а попадается встречная машина. Вот и озеро, где издавн а водилось много рыбы. Дорога повернула вправ о .

3.6. Эстафета. Словообразовательное лото.

На цветных карточках даны части слов:

из- в- до- на-

с- за-

сух , чист , -лев- , -давн- , -прав- , -долг- , – зеленый цвет

Кто больше составит слов?

    Итог урока.

4.1. Вернуться к предложению

Бесполезн о – бесполезный

Сначал а – с + а

4.2. Какова цель нашего урока?

4.3. Каким приемом надо пользоваться, чтобы определить, что писать на конце наречий –а , –о ?

    Домашние задание.

5.1. § 46, «Памятка».

5.2. Сочинение-миниатюра на тему «Как я готовлю уроки» (используя наречия: снова, слева, справа, сбоку, сначала, досконально, вначале и другие).

5.3. Из II-ой главы повести «Детство» М. Горького выписать 5 предложений с наречиями на –а , –о, –е .

5.4. Упражнение 218.

Цели:

  • познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы;
  • формировать навык правильного написания наречий;
  • способствовать развитию мышления, включая учеников в активную мыслительную деятельность;
  • способствовать формированию познавательного интереса учащихся.

Ход урока

1. Формирование психологического настроя.

– Здравствуйте. Сегодня мы поговорим о правописании наречий, а сейчас я предлагаю вам игру “Как? Где? Когда?”. Вы будете командой знатоков. В роли телезрителей выступят учащиеся 8-го класса, они составили специально для вас вопросы по теме “Правописание наречий”.

2. Повторение изученного по теме: “Правописание наречий”.

Слайд 1. Случайно ли я изменила название всем известной интеллектуальной игры? На какие еще вопросы отвечают наречия?

Слайд 2. С вами играет Киселёва Алёна. Внимание вопрос:

– Какие слова являются наречиями?

Слайд 3. С вами играет Суразаков Василий. Внимание вопрос:

– Существительные склоняются, глаголы спрягаются.

Как изменяются наречия?

Слайд 4. С вами играет Шадрина Юлия. Внимание вопрос:

– Расскажите о правописании не с наречиями.

– Дополните ответ своими примерами.

Слайд 5. С вами играет Рее Оксана. Соревнования с компьютером.

Слайд 6. Нужно заменить фразеологические обороты на наречия. Кто быстрее?

Слайд 7. С вами играет Шадрин Иван. Внимание вопрос:

– Какие степени сравнения есть у наречий?

Слайд 8. С вами играет Казанцев Алексей. Внимание вопрос:

– Какие группы наречий по значению вы знаете?

Слайд 9. С вами играет Казанцев Иван. Внимание вопрос:Когда в наречиях пишется суффикс -А, а когда -О?

3. Новый материал. Слайд 10.

– На вопрос Вани мы пока ответить не сможем, оставим его на потом.

А сейчас, ребята, послушайте сказку.

– Жил-был маленький человечек с огромным красным носом и всегда ходил он с гигантским носовым платком в маленькой ручке. Однажды его спросили:
–Как тебя зовут?
– Издос, – ответил он.
– Какое странное имя!
– Это де ибя. Бедя дазывают Издос, потобу что у бедя все вребя ИЗ ДОСа течет.
– Что-что?
– Он сказал: “Меня называют Издос, потому что у меня все время из носа течет”, – перевел кто-то.

Издос высморкался в свой платок и стал говорить нормально.

– А это мой друг и помощник, показывая на платок, его зовут Занав, – сказал Издос.
– А почему его так зовут?

– Это его родовое имя. Я всегда боролся с насморком, никаких платков мне не хватало. А на волшебном Окне висела занавеска. Я взял и отрезал половину: – ЕСКА осталась висеть, а ЗАНАВ – теперь всегда со мной.

Ребята, я вам рассказываю эту сказку для того, чтобы вы лучше запомнили приставки наречий Окна? Что это за наречия окна, я вам сейчас расскажу.

Слайд 12.

– Есть такое племя: Приставки Окна. Они там живут, в Волшебном окне, и ему, окну, поклоняются и повинуются. А Издос и Занав там стражники. Они отбирают, кто может пройти в Племя окна, а кто нет. Отбор очень жесткий и суровый – как в космонавты, ведь все хотят жить в Волшебном окне. А берут туда те наречия, у которых имена, как у стражников. Это наречия с приставками ИЗ, ДО, С (ИЗДОС) и ЗА, НА, В (ЗАНАВ). Но стражники решают немного в судьбе наречий. Их жизнью распоряжается Само Окно! Слайд 13. Например, мы не знаем, “О” или “А” пишется на конце слов влев.., справ.., издавн…Мы подставляем существительное ОКНО. Как будто приставки В, С, ИЗ – предлоги. Влев.. (в окно). Значит, влево. Слайд 14,15.

4. Чтение орфограммы № 61 на стр. 115 (хором).

5. Физкультминутка.

Пришло время поговорить о здоровье. Мы часто сегодня произносили звуки О и А, давайте произнесем их еще раз вместе со мной, произносим старательно. Это не простые звуки. Медики рекомендуют произносить их несколько раз в день. Звук “О” усиливает кровоснабжение сердца, звук “А” благотворно влияет на нервную систему. Так что мы не только знакомимся с новой орфограммой, но и улучшаем свое здоровье. Давайте теперь осознанно произнесем эти звуки еще несколько раз. Отдохнули, поправили здоровье, продолжим.

6. Тренировочные упражнения: Слайд 16.

2. Придумать рассказ на тему “Я лечу простуду”, используя наречия: справа, засветло, снова, налево, изредка, докрасна, издавна, сначала.

3. Данные словосочетания заменить наречиями с -О или -А на конце, объяснить выбор орфограммы:

Идти в правую сторону (идти вправо);

Расстаться на долгое время (расстаться надолго);

Наесться до полной сытости (наесться досыта);

Переписать окончательно (переписать начисто или набело).

Слайд 17. Я думаю, что сейчас мы сможем ответить на вопрос Казанцева Ивана. Внимание вопрос:

– Когда на конце наречий пишется суффикс -А, а когда -О?

Слайд 18. Домашнее задание:

1. § 41, упр. 246 (по образцу).

Слайд 19. Рефлексия.

“Недописанное предложение”:
– Я не напрасно провел этот час, потому что….
– Всем спасибо. До свидания.

Гласные а, о, у пишутся на конце наречий в зависимости от приставок, с помощью которых они образованы:

А пишется, еcли наречия имеют приставки с- (со-), из- (ис-), до- : с л е ва , с н о ва , с пр а ва , с пь я на , с ы знова , и з редка , и с коса , д о бела , д о суха ;

О пишется, если наречия имеют приставки в- (во-), на- , за- : в л е во , во ед и но , в пр а во , н а глухо , на д о лго , н а чисто , за в е домо , за д о лго , з а ново , з а просто ;

У пишется, если наречия имеют приставку по- : по д о лгу , по мн о гу , по напр а сну , п о пусту , по ск о льку , по ст о льку .

Примечание 1. В древнерусском языке краткие прилагательные изменялись не только по родам и числам, но и по падежам, при этом имели такие же окончания, как и имена существительные; ср.:
И. новъ (домъ , село )
Р. нова (дома , села )
Д. нову (дому , селу )
В. новъ (домъ , село )
Т. новъмь (домъмь , селъмь )
М. новЪ (домЪ , селЪ ) (местный значит предложный).
Из сочетаний падежных форм кратких прилагательных мужского и среднего рода с разнообразными предлогами и создавались наречия. Одновременно бывшие падежные окончания прилагательных превращались в суффиксы наречий, а предлоги - в их приставки. Например:

наречие д о суха образовалось с помощью предлога до от прилагательного в родительном падеже с у ха (ср.: до сел а ); эта же модель в наречиях д о бела , д о красна, д о пьяна , д о сыта , д о чиста ; из давна , из далек а , и з желта , и з редка , и с коса , ис с и ня ; с высок а , с горяч а , с перв а , с прост а , с ызнова ;

наречия типа н а глухо , з а просто , в л е во сохраняют застывшую краткую форму прилагательного в винительном падеже (ср.: на сел о , за сел о , в сел о );

наречие по д о лгу и ему подобные образовались от кратких прилагательных дательного падежа (ср.: по сел у );

наречия в далек е , в кр а тце , в пр а ве , в ск о ре , на равн е сохранили краткое прилагательное в форме предложного (местного) падежа.

Сходство падежных форм кратких прилагательных и существительных позволяет использовать и такой прием выяснения сомнительной гласной у наречия: рекомендуется после приставки, с которой начинается наречие, поставить существительное среднего рода - ударное окончание существительного будет соответствовать суффиксу наречия; ср.: издавна (из окн а , из сел а ), вправо (в окн о , в сел о ).

Примечание 2. У некоторых наречий с приставкой с- (со-) вместо -а пишется -у: с м о лоду , с о слепу , с пь я ну , с р о ду .

Наречия, оканчивающиеся на шипящие

На конце наречий после шипящих ж, ш, ч пишется ь: настежь , наотмашь , сплошь , вскачь , невмочь , прочь .

Исключения: замуж , невтерпеж , уж .

Презентация к уроку по русскому языку (7 класс) по теме:
Буквы О и А на конце наречий

Урок в 7 классе по теме: «Буквы О и А на конце наречий». Тип урока — комбинированный.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Двадцать первое декабря. Классная работ а.

Блиц-опрос «Я знаю про наречие всё!»

Орфографическая пятиминутка Аквалангист погрузился совсем (не)глубоко. Решение найде(н, нн)о. (Не)крепко затянул узел моряк. 4. Девочки сегодня болтали (без)умолку. 5. Роза смотрелась в вазе сегодня ещ… свеж… 6. Конферансье торжестве(н,нн)о объявил начало концерта.

Проверка домашнего задани я Буквы О и Е после шипящих на конце наречий выглядеть свеж… идти неуклюж… попросить ещ… чувствовать себя хорош… говорить волнующ… смотреться могуч… спорить горяч…

Самопроверка 0 ош. – «5», 1 ош. – «4», 2 ош.- «3», 3 ош. и более — «2» выглядеть свежо идти неуклюже попросить ещё чувствовать себя хорошо говорить волнующе смотреться могуче спорить горячо

Прочитайте предложения, найдите в них наречия 1. И навечно совпало с нами это время в календаре. 2. Печку мать докрасна протопила. 3. Подарю тебе чудо я запросто. 4. Снова над бескрайнею землёю зашумят и закружат ветра. 5. Изредка письма приходят ко мне. 6.Вправо дорога уходит, а жизнь… Р. Рождественский

Наречия: навечно докрасна запросто снова изредка вправо

Что их объединяет? навечно докрасна запросто снова изредка вправо

Наречия: навечно запросто вправо докрасна снова изредка

Буквы (суффиксы) О и А на конце наречий (орфограмма) Цели: — познакомиться с правилом написания букв О и А на конце наречий; — научиться, применяя правило, писать буквы О и А на конце наречий.

В наречиях, образованных от прилагательных приставочно-суффиксальным способом В-… НА- … О ЗА- … ИЗ- (ис -) … ДО- … А С- …

Наречия навечно запросто вправо засветло влево надолго докрасна снова изредка слева издавна досыта

Проверка – приём подстановки. В О НА О ЗА О ИЗ А ДО А С А

Закрепляем Комментированное письмо Употребите суффиксы О или А Докрасн …раскалённый, обойти слев …, пойти направ …, начать сначал …, закончить засветл …, отмыть добел …, поссориться сгоряч …, свернуть влев …

Образуйте от данных слов все возможные наречия с суффиксами — О- и – А- и с приставками — в, -на, -за, -из, -до, -с. Запишите эти наречия в составе словосочетаний или предложений Чёрный, лёгкий, косой, правый

Тестовое задание. 1.В каком наречии пропущена буква О? а) дотемн. б) изредк. в) влев. г) справ.

Тестовое задание 2 . В каком наречии пропущена буква а? а) насух. б) досух. в) замертв. г) нагол.

Тестовое задание 3.В каком наречии пропущена буква О? а) дочерн. б) искос … в) снов. г) занов.

Взаимопроверка В Б Г

Подумай! Почему в данном наречии пишется на конце О, а не А? и звилисто (Дорога шла извилисто)

Делаем выводы… С какой орфограммой мы познакомились сегодня на уроке? В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс О? В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс А? Какой приём можно использовать для проверки правильности написания букв О или А на конце наречий?

Домашнее задание § 20 (или грамматический справочник), упражнение № 277

У нас всё получилось! Спасибо!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели урока:знакомство с правилом правописания о и а на конце наречий; оказание помощи учащимся в запоминании трудных слов;формирование умения выбрать нужный суффикс в зависимости от способа образовани.

Познакомить учащихся с выбором нужного суффикса в наречиях с приставками из-, до-, с-; повторить правописание «о» и «е» после шипящих в различных частях речи; закрепить правила словообразования.

Данный урок был проведен в рамках Недели русского языка. Урок плановый.

Буквы о и а на конце наречийс приставками из-, до-, с-.

Урок русского языка в 7 классе по теме «Буквы О и А на конце наречий» разработан в соответствии с программой общеобразовательных учреждений.

Конспект урока русского языка на тему: «Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-» (7 класс) .

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе на тему «Буквы О и А на конце наречий» по требованиям ФГОС.

Буквы о и а на конце наречий.

Урок 30. Русский язык 7 класс

Конспект урока «Буквы о и а на конце наречий.»

· Сегодня мы узнаем несколько способов отличить, где пишется о , а где а .

· Познакомимся с волшебным окном и волшебными словами.

· И составим не один, а несколько нужных нам алгоритмов.

На конце наречий может писаться о или а . Сегодня мы с вами разберем, почему О пишется в таких словах, как наглухо , засветло , досрочно , а А – в таких словах, как искоса , досуха , слева . От чего это зависит?

Правописание о и а на конце наречий зависит от приставок и от способа образования слова. Сначала разберемся с приставками.

Есть приставки, в наречиях с которыми всегда пишется о , а есть приставки, которые могут обозначать написание о или а .

О пишется на конце слов с приставками в-, на-, за- .

На конце слов с приставками из-, до-, с- может писаться о или а .

Посмотрите, приставки в-, на-, за- и еще со- не доставляют нам никаких проблем, в наречиях с ними пишется только о : влево , насухо , созвучно , засветло .

Но есть и приставки, которые не указывают однозначно, что нам нужно писать: о или а. Это проблемные приставки, из-, до- и с- . Например, на конце наречия досрочно пишется о , а на конце наречия досыта а . На конце наречия изнеженно пишется о , а на конце наречия издалека а . Почему так происходит?

Правописание таких наречий зависит не только от приставок, но и от способа образования самого наречия.

В наречиях с приставками из-, до-, с- пишется а , если наречие образовалось от бесприставочного прилагательного . В таких наречиях пишется о, если у прилагательного, от которого образовалось наречие, уже была приставка .

Рассмотрим два слова – досуха и достойно . Наречие досуха сухой . В образовании наречия участвовала приставка до-, поэтому на конце наречия пишется а. А вот наречие достойно образовалось от прилагательного достойный , до- в этом слове входит в состав корня. Поэтому мы пишем О.

Но, даже зная, как и от какого слова образовано наречие, бывает нелегко запомнить, какие приставки соотносятся с О на конце, а какие – с А. Как же запомнить все эти приставки и быстро различить – о или а нужно писать?

Кто нам поможет? На помощь спешит окно! Какое окно, спросите вы? Самое обыкновенное существительное окно .

Это слово позволяет проверить, какие приставки в наречиях соотносятся с О на конце, а какие – соотносятся с А. Потому что такие наречия ведут себя точно так же, как слово окно с предлогами . Вы, конечно, спросите: а как это?

Рассмотрим наречие издавна . Мы видим в нем приставку из-. Подставим такой же предлог из к слову окно . Получается – из окна . Например, из окна вылетела стрекоза. Мы ясно слышим, что на конце существительного звучит а. И а будет писаться на конце наречия. Приставка и предлог одинаковые, и буквы на конце слов тоже одинаковые.

Рассмотрим еще несколько примеров. Вправо – мы видим приставку в-. Подставляем предлог в к слову окно. В окно выглянул мальчик . На конце существительного о – и на конце наречия тоже.

Досуха – приставка до-. Подставляем к слову окно . Шарик не долетел до окна . В конце слова окна а , значит, пишем досуха .

Наглухо – приставка на-. Подставляем к слову окно предлог на . На окно поставили решетки . Слышим о . Значит, пишем наглухо через о .

Доверительно – кажется, что мы должны подставить предлог до к слову окно . И у нас получится – до окна . Но это не так. Нас ждет неприятный сюрприз, ведь перед нами – наречие, образованное от прилагательного с приставкой . Доверительно образовано от доверительный , а у этого слова приставка уже есть. Нам нужно всегда проверять, от чего образованы наши наречия, не забывайте .

Может быть, кому-то покажется сложным все время помнить о слове окно . Но есть еще и другой способ запомнить нужные нам приставки.

Этот способ немного волшебный. Посмотрите. После приставок на-, в-, за- мы пишем на конце наречий о . У нас получилось волшебное слово для запоминания: навзао .

А после приставок до-, -с, -из мы пишем а . Вот и еще одно волшебное слово: досиза .

Запомните эти волшебные слова: навзао и досиза . Правда, нужно помнить, что мы можем их применять только для наречий, которые образованы с помощью приставки !

Так как мы определяем, о или а пишется на конце наречий?

Есть несколько способов.

Первый наш алгоритм – для самых рассудительных . Задайте себе вопрос – вы видите в наречии приставки из-, до- или с-? Если нет, то сразу пишем о . А если да, то задаем себе еще один вопрос: наречие образовано от бесприставочного прилагательного? Если на этот вопрос отвечаем «да», то пишем на конце наречия а . А если отвечаем «нет», то на конце наречия пишем о .

Проверим себя. Как пишутся все эти наречия?

Искос… косой , значит, пишем а .

Нагол… – приставка на-. Значит, сразу пишем о .

Дочист… – приставка до-, наречие образовано от прилагательного чистый . Пишем на конце а .

Исправн… – приставка ис-. Наречие образовано от прилагательного исправный , а у этого прилагательного уже есть своя приставка. Значит, на конце наречия мы напишем о .

А вот и второй алгоритм – для самых оригинальных . Сначала мы должны спросить себя: наречие образовано от бесприставочного прилагательного? Если нет, то сразу пишем о . А если да, то пользуемся подсказкой – существительным окно . Благодаря этому существительному нам не нужно запоминать никаких приставок.

Дочерн… – образовано от черный . До окна . На конце наречия – а.

Набел… – образовано от белый . На окно . На конце наречия – о

Издалек… – образовано от далекий . Из окна . На конце наречия – о.

И еще один алгоритм – самый волшебный . Мы опять проверяем, от чего образовано наречие. Если не от бесприставочного прилагательного, то пишем о на конце. А если от прилагательного без приставки, то мы можем обратиться к двум волшебным словам – навзао и досиза – и сразу вспомнить, что в наречиях с приставками на-, в-, за- мы пишем о , а в наречиях с приставками до-, с-, из- на конце пишется а .

Буквы “о” и “а” на конце наречий

Особенности правописания О А на конце наречий

В русском языке правописание букв о и а на конце наречий зависит от того, с какой приставкой пишется слово:

    Суффикс пишется в наречиях с приставками в-, за-, на- .

Тест по теме

Не понравилось? — Напиши в комментариях чего не хватает.

  1. 1. Ramzan Ramzan 6,301
  2. 2. Елизавета Анчербак 5,056
  3. 3. Iren Guseva 4,925
  4. 4. Анастасия Гудяева 3,482
  5. 5. admin 3,412
  6. 6. Александра Люханчикова 3,122
  7. 7. Мухаммад Амонов 3,084
  8. 8. Гузель Миннуллина 2,374
  9. 9. Артём Чекуров 2,016
  10. 10. Алёна Кошкаровская 1,886
  11. Самые активные участники недели:

  12. 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  13. 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  14. 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  15. Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  16. 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  17. 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  18. 3. Михаил Воронин — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  19. Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

    Правило о-а на конце наречий

    Словарные диктанты

    Снова, влево, направо, сначала, заново, дочерна, налево, изредка, справа, издавна, досуха, вправо, начисто.

    Объясните правописание букв о, а на конце наречий.

    Разберите по составу наречия сначала, изредка .

    Справа от меня, проснуться засветло, вытереть досуха, свернуть направо, начать заново, расстаться надолго, закрыть наглухо, навещать изредка, переписать набело.

    Определите способ образования записанных наречий.

    Объяснительные диктанты

    1) Удача любит того, кто встаёт засветло. 2) Чтобы строить наново, нужно начинать сначала. 3) Ласточка отлетает ещё затепло. 4) Даже изредка не позволяй себе лукавить. 5) Издавна светлый закон миром правит: тот благоденствует, кто не лукавит.

    Выделите орфограмму «Буквы о, а на конце наречий». Объясните правописание наречий.

    Проведите синтаксический разбор предложения 1.

    Укажите части речи в предложении 5.

    1) Стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали теченье реки. (И. Тургенев) 2) Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. (Е. Носов) 3) Ни сначала, ни после я не лгал ни перед собой, ни перед нею. (Л. Толстой) 4) Она портному исправно служит, с ниткой тесной дружбою дружит. (Загадка: иголка) 5) Влево тянулась узкая тропинка. (Чаплина)

    Выделите орфограмму «Буквы о, а на конце наречий», объясните выбор гласной буквы.

    Найдите предложения: а) с причастным оборотом; б) с деепричастным оборотом. Объясните пунктуацию в данных предложениях. Деепричастный и причастный обороты подчеркните.

    Так нередко бывает в жизни: живёшь рядом, встречаешься с человеком чуть ли не ежедневно, и вдруг однажды будто какой-то луч озарит знакомое лицо. Лицо покажется прекрасным, а человек - самым желанным в мире.

    Выделите орфограммы в наречиях.

    Укажите наречие образа действия.

    Предупредительные диктанты

    Вспомните правило правописания букв о, а на конце наречий.

    1) Издавна на Руси человек находил успокоение от душевных невзгод на лоне матушки-природы. 2) Наша бричка свернула с главной дороги влево, туда, где синела манящая гладь широкой реки. 3) Справа от нас простиралось безбрежное море золотой пшеницы. 4) Сначала внизу и вокруг меня царствовала совершенная тишина. (Л. Толстой) 5) Пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески. (И. Тургенев)

    Выделите орфограмму «Буквы о, а на конце наречий». Объясните выбор гласной буквы.

    Определите способ образования наречий издавна, влево .

    Выпишите из предложений по одному слову, которые будут иллюстрировать орфограммы: а) «Проверяемая безударная гласная корня», б) «Чередующаяся безударная гласная корня» (простиралось). Выделите корни, объясните выбор гласной буквы.

    Найдите в предложении 5 слова, в которых происходят следующие фонетические явления: а) озвончение, б) оглушение. Объясните причину данных фонетических явлений.

    Найдите предложение, в котором есть деепричастие. Проведите синтаксический разбор этого предложения.

    Вспомните и проговорите правила правописания наречий: 1) «Буквы о, а на конце наречий»; 2) «Правописание НЕ с наречиями на -о, -е».

    Запишите под диктовку.

    Я пошёл вправо, через кусты. Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча. Казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота. Мне попалась какая-то неторная, заросшая дорожка; я отправился по ней, внимательно поглядывая вперёд. Всё кругом быстро чернело и утихало, - одни перепела изредка кричали. Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо метнулась в сторону. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой. Уже я с трудом различал отдалённые предметы. Поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги в застывающем воздухе. Побледневшее небо стало снова синеть - но то уже была синева ночи.

    Выделите орфограммы в наречиях. Объясните правописание наречий.

    Подчеркните в тексте все наречия как члены предложения, определите их разряд по значению.

    Отметьте в тексте языковые средства выразительности.

    Выборочные диктанты

    1) Хранить дружества с соседями, помогать ближним и защищать угнетённых - издавна было священным обычаем россиян. (Ф. Глинка) 2) Вежливость имеет свои законы, которые нужно знать, а не открывать каждый раз заново. (С. Михалков) 3) Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать. (А. Вампилов) 4) В каждую книгу писатель уходит надолго, как уходят в просторы неизведанной страны исследователи и завоеватели. (К. Паустовский) 5) Всё снова нас будет влечь к испытанному крову с готовым ложем и здоровым сном. (Дж. Ките)

    Выпишите слова с орфограммой «Буквы о, а на конце наречий» в два столбика: 1) -а на конце наречий; 2) -о на конце наречий. Графически обозначьте выбор гласной буквы.

    Дополните записи своими примерами (по два-три примера в каждый столбик).

    Запишите четыре ряда слов.

    1) Изредка, досуха, слева, влево;

    2) Заново, направо, влево, справа;

    3) Дочиста, досуха, досрочно, издавна;

    4) Слева, справа, сослепу, сначала.

    Подчеркните в каждом ряду «лишнее» слово. Обоснуйте свой выбор.

    (Ключ: «лишнее» слово в 3-м примере - досрочно - наречие с приставкой до- на конце имеет суффикс -о, так как образовано от прилагательного с приставкой: досрочный (сравним: досуха - сухой).)

    Определите способ образования «лишних» слов.

    (Ключ: влево, справа, сослепу - приставочно-суффиксальный; досрочно - суффиксальный.)

    Проанализируйте наречия в столбиках. В каком столбике наречия образованы суффиксальным способом, а в каком - приставочно-суффиксальным? При каком способе образования в наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется буква о , а при каком - буква а ?

    Обратите внимание на то, что при суффиксальном способе у слова уже есть приставка, а при приставочно-суффиксальном приставка прибавляется.

    268. Подберите однокоренные слова и антонимы.

    Влево ←
    Направо ←

    Применяя данное правило, рассуждайте так:

    • доверительн.. - это наречие образовано от прилагательного доверительный с помощью суффикса ; пишу на конце букву о : доверительно ;
    • досух.. - это наречие образовано с помощью приставки до- и суффикса ; пишу на конце букву а : досуха ;
    • влев.. - в этом наречии есть приставка в- , поэтому пишу на конце суффикс : влево .

    269. Заполните таблицу данными наречиями, обозначая в них условия выбора букв а и о . Обратите внимание на то, что буква о пишется на конце наречий с любыми приставками (в том числе с приставками из-, до-, с- ), а буква а- только на конце наречий с приставками из-, до-, с- (см. правило).

    Слев.., досрочн.., созвучн.., изобильн.., доходчив.., издавн.., досух.., справ.., стеснительн.., дословн.., достаточн.., извилист.., исправн.., досыт.., доверительн.., сначал...

    270. Запишите однокоренные наречия к данным в скобках прилагательным. Обозначьте изучаемую орфограмму (см. образец). Поставьте ударения в наречиях.

    Из(давний); с(левый, новый); до(сытый, сухой); в(левый); на(правый, чистый); за(тёмный, светлый).

    271. О или а ? Письменно объясните условия выбора этих букв (см. образец). Составьте предложения с тремя словосочетаниями.

    Нак..рмить досыт(о, а), об..яснить доходчив(о, а), выр..стить занов(о, а), глядит испуганн(о, а), посм..треть искос(о, а), возвр..щаться затемн(о, а), распол..житься справ(о, а), выт..реть насух(о, а), снов(о, а) начинать, зап..реть наглух(о, а), вскрикнул сдавленн(о, а), взглянуть влев(о, а), изредк(о, а) прик..саться.

    272. Назовите слова, с помощью которых в этом маленьком рассказе выражается отношение к персонажам и их действиям. Как вы понимаете последнюю реплику - гневный ответ женщины?

    Собака ярос(?)но лаяла, пр..падая на передние лапы. Прямо перед ней, пр..жавшись к забору, сидел маленький вз..ерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

    В окно выгл..нула женщина и поспешно выб..жала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

    Как вам не стыдно!

    А что стыдно? Мы н..чего не делали! - уд..вились мальчики.

    Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.

    (В. Осеева)

    273. Рассмотрите картину Е. Широкова «Друзья». Почему автор её так назвал? Каким настроением проникнуты оба персонажа? Какие жесты, выражение лица, поза мальчика говорят о том, что он огорчён? Что могло произойти до того момента, который изображён на картине? Напишите рассказ от имени мальчика (можно и от своего имени).

    Возможное начало: У меня есть любимая собака... и т.д.