Внутренняя отделка        09.12.2023   

Торговля транспортными средствами. Комиссионная торговля. Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами. Определение цены товара и величины вознаграждения комиссионера

Какими нормативными актами регулируются отношения, складывающиеся при продаже автотранспортных средств через комиссионный магазин?









Какими нормативными актами регулируются отношения, складывающиеся при продаже автотранспортных средств через комиссионный магазин?
Владелец транспортного средства, желающий его продать, вправе обратиться к помощи торгово-посреднических организаций, осуществляющих торговлю автотранспортными средствами. В этом случае возникают отношения: а) между продавцом транспортного средства и торгово-посреднической организацией и б) между торгово-посреднической организацией и покупателем транспортного средства.
Первое регулируется главой 51 (Комиссия) Гражданского кодекса Российской Федерации. Отношения во втором случае регулируются параграфом 1 главы 30 ГК РФ, который содержит общие нормы о купле-продаже, а также параграфом 2 этой главы, в котором имеются специальные правила, регламентирующие розничную куплю-продажу.
К возникающим при комиссионной продаже правоотношениям наряду со специальными правилами, регламентирующими эти отношения, применяются также и общие правила о сделке, обязательствах, гражданско-правовых договорах и т. д.
Помимо вышеуказанных норм права и обязанности сторон в данном случае определяются положениями специальных правил, относящихся к соответствующим отдельным видам комиссии. Так, в частности, конкретные условия и порядок проведения комиссионной продажи определяются "Правилами комиссионной торгов-ли непродовольственными товарами", которые утверждены постановлением Правительства Российской Феде-рации от 26. 09. 94 г. № 1090 (далее - Правила комиссионной торговли).
Коме того, на комиссионную торговлю транспортными средствами в части лицензирования и требований к организации продажи распространяется действие. Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Кем может осуществляться комиссионная торговля автомототранспортом?
Комиссионная торговля автомототранспортом может осуществляться предприятиями (организациями), имеющими лицензию на этот вид торговой деятельности, выдаваемую органами исполнительной власти в установленном порядке.
Торговое предприятие обязано иметь вывеску с указанием фирменного наименования, организационно-правовой формы деятельности, юридического адреса и режима ее работы, а также предоставлять информацию потребителю о номере лицензии, сроке ее действия и органе, выдавшем эту лицензию.
Кто может сдать транспортное средство на комиссию?
Транспортные средства принимаются на комиссию от граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также от предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовой формы.
Товары на комиссию принимаются:
от граждан по предъявлении паспорта или иного документа, его заменяющего, удостоверяющего личность;
от предприятий (организаций, учреждений) по предъявлении накладной, оформленной и выданной в установленном порядке уполномоченному лицу предприятия (учреждения, организации), и его паспорта или заменяющего паспорт документа (п. 24 Правил комиссионной торговли).
Как оформляются отношения между продавцом транспортного средства и организацией, осуществляющей комиссионную торговлю?
Основанием возникновения комиссионного правоотношения служит договор комиссии, заключаемый между продавцом транспортного средства и посредником.
Стороны в договоре комиссии называются комиссионер и комитент.
Комиссионер - торговая организация, обязующаяся за вознаграждение от своего имени продать транспортное средство, принадлежащее комитенту.
Комитент - гражданин или предприятие (организация), имеющие право распоряжаться транспортным средством и желающие его продать.
Третье лицо (покупатель), с которым комиссионер вступает в договор во исполнение поручения комитента, остается вне отношений комиссионера и комитента.
Договор комиссии заключается в простой письменной форме. В нем указывается продажная цена транс-портного средства, сданного на комиссию, порядок и сроки его уценки; определяется размер комиссионного вознаграждения и расходов по хранению транспортного средства.
Комиссионер, в соответствии с действующим законодательством, обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о продаваемом товаре. В связи с этим в договоре и в прикрепляемом к транспортному средству товарном ярлыке излагается характеристика состояния транспортного средства (новое, бывшее в употреблении и т.
д.), а также в обязательном порядке указываются:
идентификационный номер;
марка, модель транспортного средства;
наименование (тип);
год выпуска;
номера двигателя, шасси (рамы), кузова (прицепа), регистрационного знака "ТРАНЗИТ";
цвет кузова (кабины);
пробег по данным спидометра;
серия и номер паспорта транспортного средства.
Договор комиссии и товарный ярлык подписываются гражданином (представителем предприятия-продавца), сдавшим транспортное средство на комиссию, и должностным лицом магазина (п. 23 Правил комиссионной торговли).
Согласование продажной стоимости транспортного средства.
Продажная цена транспортного средства определяется по согласованию между комиссионером и коми-тентом. При этом в обязанности комиссионера входит информирование комитента о действующих свободных розничных ценах на товары, сдаваемые на комиссию, о состоянии спроса и предложения на них.
Согласованная продажная цена указывается в договоре комиссии и товарном ярлыке.
Определение комиссионного вознаграждения. Возмещение расходов на хранение транспортного средства.
Договор комиссии является возмездным, поскольку комиссионер за совершаемые сделки получает от комитента вознаграждение. Обычно размер комиссионного вознаграждения устанавливается в процентах к цене, по которой продано транспортное средство. Согласованный комиссионером и комитентом размер комиссионного вознаграждения фиксируется в договоре комиссии.
Если договором размер вознаграждения или порядок его уплаты не предусмотрен и не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение уплачивается после исполнения договора комиссии в сумме, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги.
Требовать возмещения расходов за хранение находящегося у него транспортного средства комитента комиссионер вправе только в том случае, если условие о возмещении таких расходов предусмотрено в заключенном договоре (ст. 1001 ГК РФ).
Какие автотранспортные средства принимаются на комиссию?
На комиссию могут быть представлены как новые автотранспортные средства, так и бывшие в употреблении, годные для использования, не требующие ремонта, отвечающие санитарным нормам и требованиям.
Степень износа транспортного средства при его пригодности к употреблению не может служить основанием для отказа в приеме его на комиссию.
Все транспортные средства, а также номерные агрегаты к ним (такие, как двигатели, кузова, шасси, рамы), подлежащие регистрации в установленном порядке в органах Государственной автомобильной инспекции, могут быть приняты на комиссию при условии предоставления документа, удостоверяющего право собственности на эти транспортные средства, агрегаты к ним и снятие их с учета в ГАИ в связи с продажей, а также временного регистрационного знака "ТРАНЗИТ", выдаваемого на транспортные средства органами Госавтоинспекции.
Порядок принятия на комиссию транспортных средств, ввезенных из-за границы.
Транспортные средства, ввезенные на территорию Российской Федерации из-за границы, принимаются на комиссию при наличии подтверждения таможенного органа Российской Федерации о том, что в отношении таких транспортных средств льготы по таможенным платежам не предоставлялись, либо с разрешения таможенного органа Российской Федерации, если такие льготы предоставлялись (ч. 2 ст. 15 Правил комиссионной торговли).
Могут ли быть приняты на комиссию транспортные средства, находящиеся "не на ходу"?
Такие транспортные средства могут быть приняты на комиссию, но только с согласия комиссионера.
Порядок уценки принятого на комиссию средства.
Порядок и размер уценки транспортного средства, принятого на комиссию, согласовываются комиссионером и комитентом при заключении договора комиссии с соблюдением следующих условий:
продажная цена транспортного средства, принятого и не реализованного в предусмотренный договором комиссии срок, в том числе и после уценки, может быть снижена только при наличии согласия комитента с вызовом и без вызова его;
согласованный размер уценки транспортного средства устанавливается с учетом спроса и предложения на аналогичный товар и должен обеспечивать его реализацию по возможно более выгодной для комитента цене;
уценка сданного на комиссию транспортного средства производится не более 3 раз (при согласии комиссионера число уценок может быть увеличено);
при отказе комитента от третьей уценки транспортное средство ему возвращается, а комиссионеру возмещаются расходы по хранению транспортного средства;
если транспортное средство не продано после третьей уценки и комиссионер дал согласие на дополнительную уценку для дальнейшей его реализации, по-рядок всех последующих уценок устанавливается по соглашению сторон с внесением необходимых дополнений в договор комиссии;
согласованные сроки реализации транспортного средства до и после его уценки устанавливаются с учетом средней оборачиваемости аналогичных товаров;
по желанию комитента уценка транспортного средства может быть произведена ранее сроков, предусмотренных договором комиссии;
проведение уценок транспортного средства отражается в прилагаемом к договору комиссии перечне товаров, принятых на комиссию, и товарном ярлыке.
В каком порядке комитент вызывается на уценку транспортного средства? Последствия нарушения этого порядка.
Для проведения первой и второй уценок транспортного средства вызов комитента необязателен, если иное не предусмотрено договором комиссии.
Третья уценка транспортного средства проводится с вызовом комитента.
Способ вызова комитента и сроки его явки должны быть предусмотрены в договоре.
Если комитент не является по вызову, то комиссионер вправе самостоятельно с учетом спроса и предложения снизить цену на транспортное средство. При этом установленная цена должна обеспечивать наиболее выгодную для комитента реализацию транспортного средства.
В случае проведения комиссионером третьей уценки транспортного средства без согласия и вызова комитента и продажи транспортного средства комиссионер выплачивает комитенту дополнительно к сумме, полученной от реализации товара, разницу между ценой после второй уценки и ценой реализации (ч. 7 п. 30 Правил комиссионной торговли).
Может ли комитент потребовать возврата переданного им на комиссию транспортного средства?
Транспортное средство, поступившее к комиссионеру от комитента, является собственностью последнего и сохраняется за ним до момента его продажи (передачи покупателю). В связи с этим комитент может в любое время потребовать от комиссионера возврата еще не проданного транспортного средства, предъявив договор комиссии и паспорт.
Однако при этом комитент обязан оплатить комиссионеру расходы по хранению транспортного средства.
В каком порядке осуществляется возврат транспортного средства, принятого на комиссию, при обнаружении в нем скрытых недостатков?
Новое транспортное средство со скрытыми недостатками, не обнаруженными при приеме его на комиссию и выявленными до продажи (передачи) покупателю, снимается с реализации и подлежит возврату комитенту, если не доказано, что недостатки возникли по вине комиссионера. При этом расходы по хранению транспортного средства с комитента не взимаются.
По соглашению сторон может быть предусмотрен иной порядок использования этого товара (п. 33 Правил комиссионной торговли).
Порядок расчетов с комитентом за проданное транспортное средство.
Деньги за проданное транспортное средство выплачиваются комитенту не позднее чем на третий день после его продажи по предъявлении договора комиссии, паспорта или иного документа, его заменяющего, удостоверяющего личность. За просрочку выплаты денег по вине комиссионера комитент вправе потребовать от него выплаты неустойки в размере 0,5% от причитающейся ему суммы за каждый день просрочки.
Если комитентом по заключенному договору комиссии является предприятие, то расчеты должны осуществляться в безналичном порядке через банковские учреждения. В безналичном порядке может производиться выплата денег за проданное транспортное средство и неустойки также комитенту, которым является гражданин, - по его желанию.
Выплата денег за проданный товар и неустойки может быть произведена комиссионером другому лицу при предъявлении им договора комиссии и доверенности комитента, оформленной в установленном порядке.
Порядок комиссионной торговли.
Транспортное средство, принятое на комиссию, должно поступить в торговый зал не позднее чем на следующий день после его приема. В случае задержки в поступлении транспортного средства в продажу по вине комиссионера он уплачивает комитенту неустойку в размере, определяемом договором комиссии, но не менее 3% от причитающейся комиссионеру суммы за каждый день задержки. Одновременно комитент вправе потребовать от комиссионера переоформления договора на новый срок либо возврата товара без оплаты рас-ходов по его хранению (п.
31 Правил комиссионной торговли).
Комиссионная продажа должна осуществляться с применением контрольно-кассовых машин и выдачей покупателю вместе с покупкой кассового чека, а при продаже отдельных видов товаров, в частности транспортных средств, также товарного чека с отметкой об оплате (п. 34 Правил комиссионной торговли).
Как оформляются отношения между организацией, осуществляющей комиссионную торговлю, и покупателем транспортного средства?
Между покупателем транспортного средства и комиссионным магазином заключается договор купли-продажи. Факт заключения договора купли-продажи транспортного средства через комиссионный магазин
удостоверяется выдачей продавцом (комиссионным магазином) покупателю документов, подтверждающих оплату товара, - кассового и товарного чека.
Кроме этого при покупке транспортного средства через комиссионный магазин покупателю выдаются:
справка-счет (документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство и необходимый для регистрации его в ГАИ);
временный регистрационный знак "ТРАНЗИТ";
паспорт транспортного средства (если он выдавался в установленном порядке).
При продаже транспортного средства, имеющего гарантийный срок, если он не истек, покупателю кроме указанных документов передается полученный от коми-тента гарантийный талон, паспорт, сервисная книжка или другой документ, подтверждающий право покупателя на использование оставшегося срока гарантии (п. 34, 35 Правил комиссионной торговли).
Что вправе предпринять покупатель, которому было продано транспортное средство с недостатками?
Покупатель, которому было продано транспортное средство с недостатками, не оговоренными комиссионером, вправе по своему выбору:
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены принятого на комиссию транспортного средства;
замены транспортного средства на такое же, но другой модели с соответствующим перерасчетом покупной цены (например, обмена автомобиля "Жигули" седьмой модели на автомобиль "Жигули" пятой модели);
расторжения договора купли-продажи и возмещения убытков;
безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов на исправление недостатков покупателем либо третьим лицом (с согласия комиссионера);
замены на аналогичное транспортное средство той же модели (с согласия комиссионера).
При возникновении спора о причинах возникновения недостатков транспортного средства продавец обязан провести его экспертизу за свой счет. Покупатель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Если в результате экспертизы будет установлено, что недостатки возникли после передачи транспортного средства покупателю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения или транспортировки транспортного средства, действий третьих лиц или непреодолимой силы, то на покупателя возлагается обязанность возместить комиссионному магазину рас-ходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку транспортного средства. В противном случае требование покупателя должно быть удовлетворено.
Приобретенное у комиссионера транспортное средство, бывшее в употреблении, а также транспортное средство, находящееся "не на ходу", недостатки которого были оговорены продавцом, обратно не принимается и не обменивается.
Может ли покупатель обменять приобретенный в комиссионном магазине новый автомобиль надлежащего качества, если он по каким-либо причинам не подошел покупателю?
Дополнительной защитой интересов покупателей служит следующее правило, предусмотренное п. 37 Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами и ст. 502 ГК РФ: приобретенный у комиссионера новый товар надлежащего качества, если он не подошел покупателю по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру либо по иным причинам не может быть использован им по назначению, обменивается на аналогичный товар в течение 14 дней, не считая дня покупки.
Возможна ситуация, когда покупатель просит обменять товар, а аналогичного товара в продаже нет. В этом случае покупатель вправе расторгнуть договор и потребовать уплаченную за товар сумму. При этом покупатель не вправе требовать возмещения убытков (например, расходов по доставке товара и т. п.), а также перерасчета при изменении цены на товары, аналогичные сдаваемому.
Кто обязан возместить покупателю ущерб, если вдруг оказалось, что купленный через комиссионный магазин автомобиль числится в розыске как украденный?
Ввиду того, что комиссионер согласно ст. 990 ГК РФ совершает сделки с третьими лицами по поручению комитента и для него, но от своего имени, права и обязанности из этих сделок возникают не у комитента, а у комиссионера. В связи с этим покупатель автомобиля, у которого этот автомобиль был впоследствии изъят как украденный и возвращен прежнему владельцу, вправе обратиться с требованием о возмещении ущерба к комиссионному магазину, через который этот автомобиль был приобретен, а в случае отказа магазина добровольно возместить ущерб - требовать его возмещения в судебном порядке.

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05-11-99 1227 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ТОРГОВЛИ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ И... Актуально в 2018 году

ПОЛОЖЕНИЕ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ТОРГОВЛИ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ И НОМЕРНЫМИ АГРЕГАТАМИ

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования торговли транспортными средствами и номерными агрегатами, осуществляемой организациями независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями.

2. Под торговлей транспортными средствами и номерными агрегатами понимается их поставка (оптовая торговля), розничная купля-продажа (розничная торговля), а также продажа транспортных средств и номерных агрегатов, принятых на комиссию (комиссионная торговля), соответствующие кодам 501, 503, 504 и 515 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (далее именуется - торговля транспортными средствами).

3. Под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или установленного на нем оборудования (автомобили, автобусы, мотоциклы и иные автомототранспортные средства, самоходные машины для сельскохозяйственных, дорожных, мелиоративных, строительных и иных работ, а также прицепы к ним, подлежащие государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).

Под номерным агрегатом понимается двигатель, блок цилиндров двигателя, шасси (рама), кузов (кабина) автомототранспортного средства или самоходной машины, а также коробка передач и мост самоходной машины.

4. Лицензирование торговли транспортными средствами осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, определяемые в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации (далее именуются - лицензирующие органы).

5. Обязательными условиями торговли транспортными средствами являются:

а) соблюдение лицензиатом законодательства Российской Федерации (в том числе требований к продаже транспортных средств и номерных агрегатов), выполнение обязательных требований государственных стандартов, а также экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных норм и правил (далее именуются - стандарты);

б) наличие у лицензиата необходимой территории, помещений и оборудования, соответствующих требованиям стандартов, а также системы охраны территории и помещений;

в) проведение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю, предпродажной подготовки транспортных средств и номерных агрегатов в соответствии с установленными изготовителем объемами работ, а также подтверждение соответствия оказываемых услуг по предпродажной подготовке требованиям стандартов.

6. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием:

наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке;

фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность (для индивидуального предпринимателя);

вида торговли транспортными средствами (оптовая, розничная, комиссионная или их сочетание), которую соискатель лицензии намерен осуществлять, и срока, в течение которого она будет осуществляться;

б) копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридического лица;

копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуального предпринимателя;

в) справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;

г) документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления;

д) заключения соответствующих органов государственного надзора и контроля о соответствии территории, помещений и оборудования, используемых при торговле транспортными средствами, требованиям стандартов.

7. Все документы, представленные в лицензирующий орган для получения лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) заявителю с отметкой о дате приема документов.

Требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Положением, не допускается.

За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. За рассмотрение лицензирующим органом заявления взимается плата в 3-кратном минимальном размере оплаты труда, установленном федеральным законом.

За рассмотрение заявлений соискателей лицензий, которыми являются организации Вооруженных Сил Российской Федерации, взимается плата, равная 0,3 минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Суммы платы за рассмотрение заявлений зачисляются в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.

9. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами.

Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятом решении в течение 3 дней после его принятия.

Уведомление о выдаче лицензии с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора или об отказе в ее выдаче с указанием причин отказа направляется (вручается) соискателю лицензии.

В случае отказа в выдаче лицензии плата за рассмотрение лицензирующим органом заявления возврату не подлежит.

Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, производится в течение 3 дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора.

10. За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в 10-кратном минимальном размере оплаты труда, установленном федеральным законом.

Для соискателей лицензий, являющихся организациями Вооруженных Сил Российской Федерации, лицензионный сбор устанавливается равным одному минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом.

Суммы лицензионного сбора зачисляются в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.

11. Основанием для отказа в выдаче лицензии является:

а) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

б) несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

12. Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или его бездействие.

13. Соискатель лицензии при обжаловании в административном порядке отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы. Независимая экспертиза проводится за счет соискателя лицензии.

14. Заявление о несогласии с отказом в выдаче лицензии и о проведении независимой экспертизы соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган, который формирует комиссию из независимых экспертов. В состав комиссии не могут входить работники лицензирующего органа.

Список членов комиссии направляется заявителю, который в случае несогласия с ее составом вправе представить в лицензирующий орган мотивированное возражение против привлечения каких-либо экспертов к участию в экспертизе.

Соискатель лицензии имеет право присутствовать на заседании комиссии.

15. Комиссия в течение 30 дней со дня получения заявления рассматривает представленные документы, осуществляет проверку возможности соблюдения соискателем лицензии установленных лицензионных требований и условий и готовит экспертное заключение об обоснованности решения лицензирующего органа.

Лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о решении комиссии в течение 3 дней со дня его принятия.

При принятии комиссией решения о соответствии представленных документов и соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям лицензирующий орган обязан в течение 3 дней рассмотреть вопрос о выдаче лицензии. В случае повторного отказа в выдаче лицензии соискатель вправе обратиться в суд. При этом расходы по проведению независимой экспертизы относятся на счет лицензирующего органа.

16. В лицензии указываются:

а) наименование лицензирующего органа;

б) для юридического лица - наименование и место нахождения (с указанием места нахождения территориально обособленных объектов);

в) лицензируемый вид деятельности (виды торговли, перечень выполняемых работ и оказываемых услуг с указанием соответствующих кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг);

г) срок, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности;

д) лицензионные требования и условия осуществления данного вида деятельности;

е) идентификационный номер налогоплательщика;

ж) регистрационный номер лицензии и дата принятия решения о ее выдаче;

з) дата выдачи лицензии.

17. Лицензия подписывается руководителем лицензирующего органа (в случае его отсутствия - заместителем руководителя) и заверяется печатью.

18. Бланки лицензии являются документами строгой отчетности и имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги. Приобретение, учет и хранение указанных бланков осуществляет лицензирующий орган.

19. Лицензия выдается на срок не менее 3 лет. По заявлению соискателя лицензии она может быть выдана на меньший срок.

Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии производится лицензирующим органом в порядке, установленном для ее получения.

20. При осуществлении торговли транспортными средствами на нескольких территориально обособленных объектах лицензиату одновременно с лицензией выдаются заверенные ее копии с указанием места нахождения каждого объекта.

21. В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места нахождения, изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, а также в случае утраты лицензии лицензиат - юридическое лицо или его правопреемник либо индивидуальный предприниматель обязан незамедлительно подать заявление о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения.

Переоформление лицензии осуществляется в течение 5 дней со дня подачи лицензиатом соответствующего заявления.

До переоформления лицензии лицензиат осуществляет свою деятельность на основании ранее выданной лицензии и расписки лицензирующего органа о приеме документов на ее переоформление.

При переоформлении лицензии лицензирующий орган вносит соответствующие изменения в реестр лицензий.

За переоформление лицензии взимается плата, равная 0,1 минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Средства от взимания указанной платы зачисляются в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.

22. Лицензирующий орган может приостановить действие лицензии в случае:

а) выявления лицензирующим органом, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти (в пределах их компетенции) нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства;

б) невыполнения лицензиатом решений лицензирующего органа, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.

23. Помимо случаев приостановления действия лицензии, указанных в пункте 22 настоящего Положения, в период до 1 января 2005 г. лицензирующий орган субъекта Российской Федерации приостанавливает действие на своей территории лицензии, выданной лицензирующим органом другого субъекта Российской Федерации, также в случае, если:

а) лицензия не зарегистрирована на данной территории;

б) лицензиат не выполняет требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления соответствующего вида деятельности на данной территории.

Лицензирующий орган субъекта Российской Федерации в 3-дневный срок со дня принятия решения о приостановлении по указанным в настоящем пункте основаниям либо возобновлении действия лицензии письменно информирует об этом лицензирующий орган субъекта Российской Федерации, выдавший лицензию, государственные надзорные и контрольные органы и лицензиата.

24. Лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной:

а) в случае неуплаты в течение 3 месяцев лицензионного сбора;

б) с момента ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации (за исключением преобразования) либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

25. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

26. Основанием для аннулирования лицензии является:

а) обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии;

б) неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий;

в) незаконность решения о выдаче лицензии.

27. Решение о приостановлении действия лицензии или о направлении в суд заявления о ее аннулировании доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с соответствующим обоснованием не позднее чем через 3 дня со дня принятия решения.

Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

28. Срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, устанавливается лицензирующим органом и не может превышать 6 месяцев. В случае если в установленный срок лицензиат не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

На период приостановления действия лицензии лицензиат обязан сдать в лицензирующий орган лицензию и ее копии (при осуществлении деятельности на территориально обособленных объектах).

После устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, он направляет в лицензирующий орган заявление о возобновлении действия лицензии.

Лицензирующий орган в течение 20 дней со дня получения заявления осуществляет проверку устранения лицензиатом указанных нарушений и по результатам проверки принимает решение о возобновлении либо невозможности возобновления действия лицензии.

О принятом решении лицензирующий орган в 3-дневный срок обязан уведомить государственные надзорные и контрольные органы и лицензиата.

При возобновлении действия приостановленной лицензии плата не взимается.

29. Торговля транспортными средствами, на осуществление которой лицензирующим органом субъекта Российской Федерации выдана лицензия, может осуществляться только на территории этого субъекта Российской Федерации. На территории другого субъекта Российской Федерации такая деятельность может осуществляться при условии уведомления лицензиатом лицензирующего органа соответствующего субъекта Российской Федерации.

За осуществление деятельности на основании лицензии, выданной лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, на территории другого субъекта Российской Федерации без уведомления лицензирующего органа этого субъекта лицензиат несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положение настоящего пункта о распространении действия лицензии, выданной лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, на территории другого субъекта Российской Федерации вступает в силу с 1 января 2005 г. Впредь до вступления его в силу применяется порядок регистрации лицензии, выданной лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, на территории другого субъекта Российской Федерации.

Регистрация проводится в течение 30 дней по предъявлении лицензии с проверкой при необходимости указанных в ней данных, а также выполнения лицензиатом установленных лицензионных требований и условий. О проведенной регистрации в лицензии делается соответствующая отметка. Плата за регистрацию не взимается.

В регистрации может быть отказано по основаниям, предусмотренным в пункте 11 настоящего Положения.

30. Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется государственными надзорными и контрольными органами, лицензирующими органами в пределах их компетенции.

31. Лицензирующий орган в пределах своей компетенции имеет право:

а) проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям;

б) запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;

в) составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

г) выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки их устранения;

д) выносить предупреждение лицензиату;

е) осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.

32. Государственные надзорные и контрольные органы, а также иные органы государственной власти в пределах своей компетенции при выявлении нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщить в лицензирующий орган, выдавший лицензию, о выявленных нарушениях и принятых мерах.

33. Лицензиат в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением обязан обеспечивать условия, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы, для проведения государственными надзорными и контрольными органами, а также лицензирующим органом проверок. Государственные надзорные и контрольные органы, а также лицензирующий орган не вправе требовать от лицензиата обеспечения условий проверок, связанных с материальными затратами лицензиата.

34. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:

а) сведения о лицензиатах:

для юридического лица - наименование и место нахождения (с указанием места нахождения территориально обособленных объектов);

для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность;

код лицензиата по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;

идентификационный номер налогоплательщика;

б) сведения о лицензирующем органе, выдавшем лицензию;

в) виды торговли транспортными средствами (с указанием кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг);

г) регистрационный номер лицензии и дата принятия решения о ее выдаче;

д) дата выдачи лицензии;

е) срок действия лицензии;

ж) сведения о переоформлении лицензии;

з) сведения о регистрации лицензии в реестре, основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;

и) основание и дата аннулирования лицензии.

35. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц, которые на основании поданного в лицензирующий орган заявления вправе получить информацию из реестра лицензий в виде выписок о конкретных лицензиатах.

36. Срок предоставления информации из реестра лицензий не может превышать 3 дней со дня подачи соответствующего заявления и документа, подтверждающего внесение платы за предоставление информации.

37. За предоставление информации из реестра лицензий взимается плата, равная 0,1 минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, которая зачисляется в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.

Органам государственной власти и органам местного самоуправления информация из реестра предоставляется бесплатно.

38. Руководители и должностные лица лицензирующих органов несут за нарушение или ненадлежащее исполнение настоящего Положения ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

39. Решения и действия лицензирующих органов могут быть обжалованы в установленном порядке в суд.

ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) применяется при государственной регистрации индивидуальных предпринимателей (ИП) и юридических лиц.

В 2015 году используется справочник ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС ред. 1) с расшифровкой кодов. Он был принят Постановлением Госстандарта России от 06 ноября 2001 г. № 454-ст. С 1 января 2016 года вступает в силу ОКВЭД 2 (версия ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2), утвержденный приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст.

Структура ОКВЭД

Справочник состоит из 17 разделов, обозначенных латинскими буквами (A-Q) и 16 подразделов (СА, СВ, DA-DN). Они разбиты на более мелкие классы, подклассы, группы, подгруппы и виды, представленные в виде двух-шести арабских цифр, разделенных точками.

Код группировок видов экономической деятельности имеет следующую структуру:

  • XX - класс;
  • ХХ.Х - подкласс;
  • ХХ.ХХ - группа;
  • ХХ.ХХ.Х - подгруппа;
  • ХХ.ХХ.ХХ - вид.

Выбор кодов ОКВЭД

При регистрации новой организации возникает вопрос подбора видов экономической деятельности. Важно знать, что все они выбираются строго по кодам ОКВЭД.

Чтобы найти нужный код, сначала стоит определиться со сферой деятельности организации (например, текстильное производство), затем разыскать необходимый раздел или подраздел (к примеру, DB). Дальше углубляться в класс, подкласс, группу, подгруппу и вид, пока не будет определен конкретный вид экономической деятельности.

  • Подбор кода не зависит от формы собственности организации: они идентичны для ИП, ООО, ЗАО.
  • Выбранный код должен состоять не менее, чем из 4 цифр, т.е. являться наименованием группы (XX.XX), подгруппы (XX.XX.X) или вида (XX.XX.XX).
  • В учредительных документах можно указывать неограниченное количество кодов (желательно не более 20 штук).
  • При регистрации указывается один основной код (профильной деятельности организации) и дополнительные (неосновные занятия или деятельность в ближайшей перспективе).
  • При выборе видов экономической деятельности следует помнить, что некоторые из них требуют лицензирования.
  • В любой момент можно вносить изменения в список кодов (добавлять или исключать).

Инструкция

Для облегчения подбора вида экономической деятельности организован поиск по наименованию или по коду. Также реализована возможность добавления интересующих позиций в сохраненные для дальнейшего просмотра либо вывода на печать кодов с расшифровкой.

Российским законодательством предусмотрено большое количество разновидностей коммерческих отношений. В числе таковых — комиссионная продажа непродовольственных товаров.

Данный вид активностей регулируется отдельными источниками права. Какова специфика комиссионной торговли в РФ? Каким образом фиксируются относящиеся к ней финансовые операции в

Законодательный источник правил

Рассмотрим правила комиссионной торговли непродовольственными товарами с точки зрения регулирующего законодательства. Основной нормативно-правовой акт, который их устанавливает — Постановление правительства № 569 от 6.06.1998 г. Данный источник коррелирует также с Законом «О защите прав потребителей».

Таким образом, комиссионная торговля — это деятельность, которая регулируется на уровне федерального уровня. Изучим структуру базового источника, определяющего правила соответствующего типа коммерческих активностей, — Постановления № 569.

Общие положения

Основные понятия, утвержденные рассматриваемым правовым актом - «комиссионер», «комитент» и «покупатель». Законодательство регулирует отношения, в которых участвуют три указанных субъекта. Рассмотрим сущность указанных терминов подробнее.

Комиссионер, в соответствии с Постановлением правительства № 569 — это организация или ИП, которые принимают те или иные товары на комиссию и продают их в розничном формате. Комитент - это человек, который отдает товар под комиссию с последующей целью продажи при участии комиссионера и выплате ему вознаграждения. Покупатель - это гражданин, который намеревается купить или фактически приобретающий товары для своих нужд, которые не связаны с предпринимательскими активностями.

Комиссионная торговля возможна, если в ней участвуют как граждане РФ, так и иностранцы либо лица, не имеющие подданства в отношении какого-либо государства. В отношении комитента образуется на продукцию, которая принята под комиссию — до тех пор, пока он не продаст ее покупателю. Иной порядок реализации права собственности может быть предусмотрен отдельными нормами гражданского законодательства.

Комиссионер несет ответственность перед комитентом на предмет сохранения потребительских Он также обязан информировать комитентов и покупателей относительно наименования своей компании, ее адреса, режима работы путем размещения вывески. Аналогично человек в статусе ИП должен предоставлять заинтересованным лицам данные, отражающие факт государственной регистрации фирмы.

Прием товаров

Рассмотрим то, как осуществляется прием товаров в рамках комиссионных коммуникаций. На что обращать внимание в первую очередь? В соответствии с соглашениями между комиссионером и комитентом, прием товара должен осуществляться посредством составления отдельного документа. Чаще всего это договор комиссионной торговли. Также он может дополняться накладными и иными типами источников. В документе, о котором идет речь, фиксируются дата его составления, номер, информация о сторонах сделки, порядок перечисления комиссионного вознаграждения, его потребительские характеристики и цена. Также в структуру источника могут быть включены дополнительные пункты, которые не должны ущемлять законные права комитента. В случае если осуществляется передача нескольких товаров, то формируется их перечень, который должен быть отражен в договоре.

Торговля транспортными средствами

Комиссионная торговля транспортными средствами осуществляется по особым правилам. Так, автомобили, мотоциклы и иные типы техники, которые подлежат обязательной государственной регистрации, могут быть приняты на комиссию, только если в распоряжении продавца окажутся документы, подтверждающие право собственности в отношении них, а также источники, по которым можно определить факт снятия транспортных средств с учета. Законодательство РФ также предписывает оформление для автомобилей временных знаков типа «транзит». Если транспортное средство иностранного происхождения, и его владелец находится в РФ временно, то комиссионная торговля в этом случае возможна, только если в наличии будут необходимые документы, выданные таможней.

Какие товары не принимаются под комиссию?

Есть товары, которые не могут приниматься под комиссию. В общем случае это все те изделия, которые изъяты из оборота в РФ, а также те, продажа которых ограничена или полностью запрещена российскими властями. Невозможна торговля комиссионным товаром, если они не подлежат возврату либо обмену. Нельзя продавать лекарственные средства, предметы гигиены, парфюмерию и косметику, нижнее белье, носки, бытовую химию. Таким образом, комиссионная торговля непродовольственными товарами в достаточной мере осложнена в силу наличия законодательных ограничений.

Оформление товара на продажу

Рассмотрим некоторые нюансы, касающиеся корректного оформления изделия на продажу. Прежде всего, к нему должен быть прикреплен ярлык. Если товар имеет небольшой размер, то это ценник, в котором фиксируется номер документа, имеющий отношение к процедурам приема изделия на комиссию.

Как мы отметили выше, в ряде случаев может формироваться отдельный перечень продаваемых предметов. Если это так, то ярлык для соответствующего типа товаров должен включать сведения, которые описывают потребительские свойства изделия. Например, то, является ли оно новым или, наоборот, было в употреблении. Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами предписывают продавцам сообщать достоверные сведения об изделиях покупателям.

Права и обязанности участников сделки

Изучим такой аспект, как права и обязанности участников правоотношений, о которых идет речь — комитента и комиссионера. На что здесь можно обратить особое внимание? В соответствии с постановлением Правительства № 569, комитент имеет право в любой момент отказаться от исполнения контракта, заключенного с комиссионером. То есть он может аннулировать поручение, данное партнеру. Но при этом комиссионер имеет право требовать возмещения возникших вследствие расторжения договора убытков. Комитент должен в сроки, которые указаны в договоре, начать распоряжаться собственным имуществом, которое временно находится в ведении комиссионера. Если он этого не сделает, то комиссионер может отдать товар на хранение — и оплачивать этот сервис будет комитент, либо продать, но по цене, которая должна быть как можно более выгодной для партнера.

Определение цены товара и величины вознаграждения комиссионера

Ключевой, возможно, нюанс соответствующего типа коммерческих отношений — определение цены товара, который идет под комиссию, а также величины вознаграждения, который должен заплатить своему партнеру комитент. Правила торговли комиссионными товарами не включают каких-либо рекомендаций, касающихся определения цены реализуемой продукции. Партнерам в любом случае придется договариваться в индивидуальном порядке. Что касается вознаграждения, то оно в любом случае должно быть выплачено комиссионеру. Но вполне возможен вариант, при котором величина соответствующей компенсации не зафиксирована в договоре. В этом случае размер вознаграждения определяется исходя из общепринятых в конкретном сегменте рынка показателей.

Как осуществляется продажа

Выше мы рассмотрели, каковы базовые требования к товару, выставленному на продажу — это наличие ценников и иных элементов, информирующих покупателя о свойствах приобретаемых им изделий. Теперь мы можем рассмотреть то, каким образом осуществляется продажа товаров, которые приняты на комиссию, более подробно. На что здесь полезно обратить внимание?

Правила, в соответствии с которыми осуществляется комиссионная предписывают соответствующим субъектам рассматриваемых коммерческих активностей запускать товар в продажу на следующий рабочий день после того, как он принят. Если этого не произойдет, то комитент вправе рассчитывать на неустойку от партнера. При этом она приличная — 3% от суммы, которая должна быть уплачена комиссионеру в качестве вознаграждения. При этом партнеры могут договориться о более высоких величинах неустойки.

Комиссионер обязан продать товар на условиях, которые в наибольшей степени выгодны для его партнера. Соответствующие критерии могут быть определены самим комитентом и зафиксированы в договоре, а если они будут отсутствовать — нужно руководствоваться принятыми в конкретном сегменте бизнеса обычаями. При этом комиссионер может отклониться от установленных критериев, если это будет в интересах партнера, а также при условии, что согласовать изменения по объективным причинам не представляется возможным. Однако как только продавец выйдет с комитентом на связь, он должен проинформировать его о соответствующих корректировках в политике продаж.

Если в распоряжение комиссионера попадает новый товар, и в нем обнаруживаются недостатки, которые не были замечены в процессе оформления его в продажу, то соответствующее изделие должно быть возвращено партнеру. Стороны могут договориться и об ином порядке взаимодействия по подобным вопросам. Если изделие возвращается комитенту, то никакой компенсации за хранение своего имущества он комиссионеру не выплачивает.

Гарантия и возврат

Товары, имеющие должны иметь документы, подтверждающие его. Это может быть соответствующего типа талон, техпаспорт или, например, сервисная книжка от производителя. Если покупатель купил некачественное изделие и при этом не был предупрежден о его недостатках комиссионером, то он может потребовать замену товара на аналогичный, продукцию другого бренда (с пересчетом цены), уменьшения стоимости, проведения немедленного ремонта либо возмещения издержек на исправление недостатков изделия.

Вместе с тем законодательством определено, что покупатель также вправе потребовать возврата уплаченных за изделие денежных средств. Одновременно, разумеется, он должен возвратить товар продавцу. Мы вполне можем отметить, что гражданин, приобретающий комиссионные товары, имеет достаточно широкий спектр прав.

Продаются ли услуги по комиссии?

Возможна ли комиссионная торговля услугами? В соответствии с ГК РФ, в рамках соответствующего механизма правоотношений могут заключаться любые законные сделки. Договор комиссии возможен как для товаров, так и для сервисов.

Однако, заключая подобные контракты, стороны сделки должны в большей степени руководствоваться положениями именно Гражданского кодекса РФ, в частности его 51-й статьи, а не Постановлением № 569, которое регулирует только один из аспектов комиссионных отношений — а именно оборот непродовольственных товаров в соответствующем формате.

Бухгалтерское сопровождение

Рассмотрим другой примечательный аспект, которым характеризуется комиссионная торговля — бухгалтерский учет. Что нас будет интересовать в первую очередь? Финансовые расчеты — элемент, который практически всегда включает в себя комиссионная торговля. Проводки, таким образом, должны быть корректными. Изучим их специфику.

Принятие товаров по договорам соответствующего типа фиксируется следующей проводкой:

  • Дебет 004, то есть «Товары, принятые на комиссию».

Если необходимо отразить в бухучете списание реализованных изделий, их возврат либо уценку, то необходимо зафиксировать следующую проводку:

  • Кредит 004.

Если речь идет о записи в бухгалтерские реестры факта поступления наличных средств в кассу как результата продажи принятых товаров либо за услуги по их хранению, то необходимо осуществить следующие проводки:

  • Дебет 50, то есть "Касса".
  • Кредит 90, то есть «Продажи», затем субсчет 1 «Выручка» (отражается величина денежных поступлений за проданные изделия).
  • Кредит 91, то есть «Прочие доходы и расходы» (отражаются расчеты за хранение товаров).

Бухгалтеру также необходимо начислить НДС по проданным изделиям. Это нужно сделать посредством следующих проводок:

  • Дебет 90, то есть «Продажи», затем субсчет 3, то есть «НДС».
  • Кредит 68, то есть «Расчеты по налогам и сборам».

Если речь идет о списании издержек, то это фиксируется в следующих проводках:

  • Кредит 44, то есть «Расходы на продажу».

Перечисление комитентам финансовых средств за проданные изделия необходимо отразить посредством следующей проводки:

  • Дебет 90, то есть «Продажи», затем субсчет 2, то есть «Себестоимость продаж».
  • Кредит 76, то есть «Расчеты с дебиторами и кредиторами».

Перед бухгалтером может быть поставлена задача - сопоставить обороты по дебету и кредиту соотносительно с показателями субсчета по счету 90, чтобы определить финансовые итоги от продажи товаров. Каким образом ее решить? С помощью следующих проводок:

  • Дебет 90, то есть «Продажи», затем субсчет 9, то есть «Прибыль или убыток от продаж».
  • Кредит 99, то есть «Прибыли и убытки».

В некоторых случаях комитенты должны получать неустойку. Она фиксируется в проводках:

  • Дебет 91, то есть «Прочие доходы и расходы».
  • Кредит 50, то есть «Касса».

Такова специфика, которой характеризуется комиссионная торговля. Бухгалтерский учет по ней ведется в соответствии со стандартизованными критериями. Соответствующие коммерческие правоотношения имеют устойчивую законодательную базу. Если бухгалтеру нужно зафиксировать те или иные финансовые операции, которые включает в себя комиссионная торговля, проводки, предусмотренные для этого, вполне доступны и логичны.

Лицензирование торговли транспортными средствами осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ. Это предусмотрено положением о лицензировании торговли транспортными средствами и номерными агрегатами, которое утверждено постановлением правительства РФ N1227.

Согласно этому постановлению, текст которого поступил в ПРАЙМ-ТАСС, лицензионная торговля может осуществляться только на территории того субъекта РФ, который выдал лицензию. За осуществление деятельности на основании лицензии, выданной лицензирующим органом субъекта РФ, на территории другого субъекта РФ без уведомления лицензирующего органа этого субъекта лицензиат несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Под торговлей транспортными средствами и номерными агрегатами в документе понимается их поставка /оптовая торговля/, розничная купля-продажа /розничная торговля/, а также продажа транспортных средств и номерных агрегатов, принятых на комиссию /комиссионная торговля/, соответствующие кодам 501, 503, 504 и 515 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг.

Обязательными условиями торговли транспортными средствами являются соблюдение лицензиатом законодательства РФ, выполнение обязательных требований государственных стандартов, а также экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных норм и правил; наличие у лицензиата необходимой территории, помещений и оборудования, соответствующих требованиям стандартов, а также системы охраны территории и помещений. Лицензиат, осуществляющий розничную торговлю, обязан также проводить предпродажную подготовку транспортных средств и номерных агрегатов в соответствии с установленными изготовителем объемами работ и требованиями стандартов.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета; фамилии, имени, отчества и данных документа, удостоверяющего личность - для индивидуального предпринимателя; вида торговли транспортными средствами - оптовая, розничная, комиссионная или их сочетание, которую соискатель лицензии намерен осуществлять, и срока; копии учредительных документов и копию свидетельства о госрегистрации лицензиата в качестве юридического лица; копию свидетельства о госрегистрации качестве индивидуального предпринимателя; справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе; документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение заявления; заключения соответствующих органов государственного надзора и контроля о соответствии территории, помещений и оборудования требованиям стандартов.

За рассмотрение заявления лицензирующий орган взимает плату в 3-кратном минимальном размере оплаты труда /МРОТ/, а за рассмотрение заявлений соискателей лицензий, которыми являются организации Вооруженных Сил РФ - в размере 0,3 МРОТ.

Лицензирующий орган должен принять решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами и уведомить соискателя о принятом решении в течение 3 дней после его принятия. Уведомление о выдаче лицензии с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора или об отказе в ее выдаче с указанием причин отказа направляется /вручается/ соискателю лицензии.

За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в 10- кратном МРОТ, а с соискателей лицензий, являющихся организациями Вооруженных Сил - в размере одного МРОТ. Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, производится в течение 3-х дней после представления соискателем документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора.

Лицензия выдается на срок не менее 3-х лет, и лишь по заявлению соискателя лицензии она может быть выдана на меньший срок. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, установленном для ее получения.

В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или местонахождения, изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, а также в случае утраты лицензии лицензиат - юридическое лицо или его правопреемник либо индивидуальный предприниматель обязан незамедлительно подать заявление о переоформлении лицензии с приложением соответствующих документов, подтверждающих указанные сведения. Переоформление лицензии осуществляется в течение 5 дней со дня подачи лицензиатом соответствующего заявления, за переоформление взимается плата в размере 0,1 МРОТ. До переоформления лицензиат осуществляет свою деятельность на основании ранее выданной лицензии и расписки лицензирующего органа о приеме документов на ее переоформление.

Лицензирующий орган может приостановить действие лицензии в случаях выявления лицензирующим органом, государственными надзорными и контрольными органами, иными органами государственной власти нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности государства; а также невыполнения лицензиатом решений лицензирующего органа, обязывающих лицензиата устранить выявленные нарушения.

Кроме того, в период до 1 января 2005 г лицензирующий орган субъекта РФ приостанавливает действие на своей территории лицензии, выданной лицензирующим органом другого субъекта РФ, в случаях, если лицензия не зарегистрирована на данной территории или лицензиат не выполняет требования, установленные в соответствии с законодательством РФ для осуществления соответствующего вида деятельности на данной территории. Лицензирующий орган субъекта РФ в 3-дневный срок со дня принятия решения о приостановлении либо возобновлении действия лицензии письменно информирует об этом лицензирующий орган субъекта РФ, выдавший лицензию, государственные надзорные и контрольные органы и лицензиата.

Лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной в случае неуплаты лицензионного сбора в течение 3 месяцев; с момента ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации /за исключением преобразования/ либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Лицензия также может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. (ПРАЙМ-ТАСС, 10.11.99)