Строительство        31.03.2024   

Развитие школьных предпосылок учебной деятельности. Курсовая работа: Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. сознательно подчинять свои действия правилу

Целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности при соблюдении требований к условиям реализации программы. Сегодня, согласно требованиям Стандарта, процесс обучения – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности.

Переступив порог школы, вчерашний дошкольник попадает в совершенно непривычный для него мир. От того, каким будет его знакомство с этим миром, что он ему подарит, зависит, подружится ли с ним ребенок, или будет себя чувствовать чужим и незащищенным. Что или кто станет помощником, а не препятствием в овладении будущими школьниками образовательной программы? Сегодня, мы хорошо понимаем, что ребенок не готовится ни к школе, ни к будущей жизни. Он развивается здесь и сейчас, проживая значимый, возрастной период, когда происходит становление базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира ребенка.

Реализация системно - деятельностного подхода, являющегося методологической основой ФГОС ДО, подводит нас к необходимости более качественного освоения и адаптации в практике активных технологий, форм и методов обучения, содействующих формированию предпосылок к учебной деятельности, становлению ребёнка, как активного субъекта познания.

Проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Педагогами и психологами доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания.

Эта проблема стояла в свое время перед Л.С. Выготским, определившим ее как "соотношение обучения и развития". Однако ученый лишь наметил пути ее решения. Наиболее полно эта проблема разработана в концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.

Оставаясь в рамках познавательной парадигмы, авторы этой концепции разработали представление об эталонной учебной деятельности как познавательной, построенной по теоретическому типу. Реализация ее достигается через формирование у детей теоретического мышления путем специального построения учебного предмета, особой организации учебной деятельности.

" Учебная деятельность" - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике:

1. Иногда учебная деятельность рассматривается как синоним научения, учения, обучения.

2. В "классической" советской психологии и педагогике учебная деятельность определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий. 3. В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - это один из видов деятельности дошкольников, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия.

Дошкольный возраст - этап развития ребёнка от 5 до 7 лет. Характерен тем, что ведущей деятельностью является игра. Весьма важен для формирования личности ребенка. Проблема исследования: заключается в определении педагогических условий развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в игре.

Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования игровой деятельности, как средства развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс формирования предпосылок учебной деятельности.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования предпосылок учебной деятельности.

Гипотеза исследования: если систематически и последовательно проводить игровые занятия с детьми, то это будет способствовать развитию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование предпосылок учебной деятельности

у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры будет проходить успешнее при выполнении следующих условий:

· Учёта развития психических процессов дошкольника;

· Создания проблемных ситуаций во время игровой деятельности;

· Обеспечения ситуации успеха в процессе игры.

Задачи исследования:

1. Изучить проблему формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

2. Проанализировать понятие «предпосылки учебной деятельности», выявить его структуру.

3. Выявить и обосновать психолого–педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры.

Методы исследования:

1. Анализ теоретической и методической литературы.

2. Наблюдение.

3. Беседа.

4. Интерпретация и обработка результатов исследования.

Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития предпосылок учебной деятельности

Что же такое учебная деятельность? Это, по классификации

С.Л. Рубинштейна, первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями.

Анализ учебной деятельности, проведенный Д.Б. Элькониным,

В.В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое строение, а именно: включает учебную задачу, учебные действия, контроль и оценку. Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребенок должен выполнить на занятии. Учебная задача - это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщенным способом действий, который поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Так, педагог ставит цель - научить детей рисовать лиственное дерево. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение. Овладев обобщенным способом рисования дерева как такового, ребенок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного содержания (в рисовании на темы «Осеннее дерево», «Цветущая яблоня», «Зимний сквер» и др.). Обучив детей обобщенному способу составления загадки, воспитатель варьирует задания, предлагая разный материал для решения учебной задачи: составить загадки о предметах, необходимых для труда людей, о животных, о садовых цветах и т. д.

Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных учебных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной развернутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально - с помощью каких-то предметов, либо материализованно - с использованием изображений, их знаковых заменителей. Например, усваивая понятия равенства и неравенства групп предметов, ребенок выполняет действия с игрушками, картинками, фишками, замещающими реальные предметы или их изображения. Лишь постепенно, по мере отработки той или иной операции, процесс выполнения действий свертывается и совершается сразу как единое целое.

В специальной литературе встречаются сведения о том, что для овладения каким-либо видом деятельности (игровой, учебной и т.д.) на предыдущем этапе развития должны быть сформированы определённые предпосылки, позволяющие перейти ребёнку к этой деятельности без особых затруднений. В то же время предпосылками не могут считаться структурные компоненты этой деятельности.

Предпосылки учебной деятельности можно

разделить на две основные группы:

Психологические (т.е. достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения, произвольности психических процессов; умение усваивать и применять общие способы действия, находить самостоятельно способы решения новых задач и т.д.)

Коммуникативные или психосоциальные (умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и действия контроль и оценки).

Проблема психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе тесно связана с изменением ведущего вида деятельности в данном возрастном периоде, а именно с переходом от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности. Согласно периодизации Д.Б. Эльконина, кризис семи лет знаменателен тем, что ребенок от ориентации на усвоение социальных норм и отношений между людьми обращается к усвоению способов действий с предметами.

Анализ, проведенный в исследованиях Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, показал, что учебная деятельность имеет специфическую структуру, включающую:

· учебные задачи;

· учебные действия;

· контроль;

· оценку.

В повседневной жизни взрослые и дети решают десятки задач. Отличие учебных задач от практических состоит в том, что основной целью деятельности детей является усвоение общих способов выделения свойств понятий или решения некоторого класса конкретно-практических задач. Именно обращение от результатов деятельности к способам может быть выделено как основная характеристика полноценной учебной деятельности.

Работа детей в учебных ситуациях реализуется в учебных действиях, посредством которых они “усваивают образцы общих способов решения задач и общие приемы определения условий их применения”. Полноценная деятельность в ситуации учебной задачи предполагает выполнение еще одного действия – контроля. Ребенок должен соотнести свои учебные действия и их результаты с заданными образцами, соотнести качество этих результатов с уровнем и полнотой выполненных учебных действий. С контролем тесно связана оценка, фиксирующая соответствие или несоответствие результатов требованиям учебной ситуации.

Отмечено, что центральное место в структуре учебной деятельности принадлежит учебной задаче. Возможность принять учебную задачу и способность решить ее получают в этом случае значение важнейших критериев готовности ребенка к школьному обучению.

Отметим, что понятия ”целенаправленное обучение” и “учебная деятельность” далеко не идентичны.

Чтобы проследить формирование способности решать учебную задачу и выделять условия, при которых происходит переориентация с результатов на способ действия, рассмотрим, какие предпосылки этого явления зарождаются в игре как ведущей деятельности старшего дошкольника.

Игра на протяжении дошкольного возраста претерпевает существенные изменения, развитие игры идет от развернутой мнимой ситуации и скрытых правил к скрытой мнимой ситуации и явным правилам.

Сюжетно-ролевая игра, предполагающая развернутую воображаемую ситуацию, предшествует играм по правилам. Ее можно охарактеризовать как своего рода школу социальных отношений, в которой постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения. Играя, дети учатся человеческой способности к сотрудничеству. В ролевой игре развиваются качества, необходимые для последующего обучения в школе.

Также большое значение для формирования предпосылок учебной деятельности имеют игры по правилам. Они появляются к концу дошкольного возраста и непосредственно предшествуют учебной деятельности. Игры по правилам, в отличие от сюжетно-ролевых, предполагают особый подготовительный этап овладения их принципом. В них ребенок учится сознательно подчиняться правилам, причем эти правила легко становятся для него внутренними, непринудительными. Способность подчиняться правилам и переход внешних правил во внутренние имеют огромное значение для создания предпосылок учебной деятельности.

При переходе к школьному обучению эта способность делает возможным подчинение активности ребенка учебной задаче и целям.

Следует подчеркнуть, что именно в играх по правилам ребенок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат. Важность этого приобретения трудно переоценить, учитывая тот факт, что центральным моментом формирования учебной деятельности дошкольников является переориентировка сознания ребенка с конечного результата, который необходимо получить в ходе того или иного задания, на способы выполнения этого задания.

С поступлением ребенка в школу учебная деятельность становится ведущей, а это способствует перестройке всех психических процессов и в центр сознания ребенка выдвигается мышление. Эта перестройка ведет к развитию произвольности психических процессов и формированию у детей способности к планированию, к контролю и самоконтролю.

Одним из значимых моментов формирования полноценной учебной деятельности как показывают специальные психологические исследования (Л.С. Выгодского, А.Л. Венгер, Е.И. и Г.И. Кравцовы, Е.О. Смирнова и др.) является произвольность (произвольность поведения, внимания, общения).

Вывод: при рассмотрении понятия «учебная деятельность» мы смогли установить, что она состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов:

1. Учебная задача, которая по своему содержанию есть подлежащий усвоению способ действия.

2. Учебные действия, которые есть действия, в результате которых формируется представление или предварительный образ усваиваемого действия и производится первоначальное воспроизведение образца.

3. Действие контроля, которое состоит в сопоставлении воспроизведенного действия с образцом через его образ.

4. Действие оценки степени усвоения тех изменений, которые произошли в самом субъекте.

Теория Д.Б. Эльконина о структуре учебной деятельности положена в основу формирования учебно-организационных умений детей старшего дошкольного возраста, включающих в себя:

организационно-личностные;

организационно-технические;

организационно-гигиенические.

Они в свою очередь также включают целый ряд умений. Так, организационно-личностные умения предполагают наличие у личности школьника следующего комплекса умений:

целеопределение;

планирование предстоящей деятельности;

выполнение действий по разработанному алгоритму;

самоконтроль;

самооценка;

корректировка.

Формирование полноценной учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста происходит только в том случае, когда она строится в строгом соответствии с имеющимися в ней основными структурными компонентами и всем комплексом умений.

Развитие предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности:

Умения определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;

Самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

Умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

Умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат.

Как показало исследование А.П. Усовой, для развития учебной деятельности ребенка необходимо формировать умения слушать и слышать воспитателя, смотреть и видеть то, что он показывает, следовать его инструкциям при выполнении учебного задания. Важным показателем развивающейся учебной деятельности А.П. Усова считала отношение ребенка к оценке со стороны педагога. Если ребенок реагирует на положительную или отрицательную оценку выполнения учебной задачи, значит, у него отсутствует стремление к самосовершенствованию (потребность закрепить успех, исправить ошибку, пополнить опыт), а это снижает возможности его обучения.

Успешное формирование учебной деятельности зависит от того, какими мотивами она побуждается. Если ребенок не хочет учиться, научить его нельзя. Внешне деятельность детей на занятии может быть похожей, но внутренне, психологически, она весьма разная. Часто она побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемыми знаниями и тем, что делает ребенок. Малышу неинтересна математика, но на занятии он старается выполнять задания, чтобы не вызвать неудовольствие педагога. Или ребенок не любит рисовать, но делает картинку, чтобы подарить бабушке на день рождения. В детском саду дети часто занимаются, потому что «так надо», «так велят», «чтобы не ругали».

Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка: «интересно», «хочу знать (уметь)». В этом случае знания являются не средством достижения какой-то другой цели («чтобы не ругали», «нужно подарить бабушке»), а целью деятельности ребенка. Результаты учебной деятельности значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами.

К показателям сформированности предпосылок учебной деятельности были отнесены:

·умение слушать и запоминать поставленную задачу, устное объяснение, образец;

·умение анализировать, вычленять способ действий, применять его для решения поставленной задачи;

·умение контролировать свои действия, оценивать задания и результаты деятельности .

Критериями оценки сформированности предпосылок учебной деятельности выступали:

Высокий уровень: понимание учебного задания, его точное выполнение, выделение основного способа выполнения задания, умение его объяснить, правильно оценить работу других и собственную;

Средний уровень: принятие и частичное выполнение задания, наличие отдельных ошибок, частичное выделение способа решения задачи, не всегда чёткое, логичное объяснение выполнения задания, несформированность оценки и самооценки;

Низкий уровень: не полное или неверное выполнение задания, наличие существенных ошибок при выполнении, неумение объяснить выполнение задания, не чувствительность к оценке.

Все перечисленные виды готовности выступают в системе и обеспечивают все вместе безболезненное включение ребенка в режим школы, создавая предпосылки для овладения учебной деятельностью.

Вывод: исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что для формирования у детей старшего дошкольного возраста учебной деятельности необходимо:

· чтобы они овладели указанными выше учебными действиями;

· чтобы их деятельность становилась деятельностью по решению учебных задач и при этом они осознавали, что они не просто выполняют задания учителя, не просто пишут, рисуют, считают, а именно решают очередную учебную задачу. "Самое главное при формировании учебной деятельности, - отмечал Д.Б. Эльконин, - это перевести ученика от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи к ориентации на правильность применения усвоенного общего способа действий".

· и наконец, необходимо так строить учебный процесс, организовать его, чтобы постепенно элементы самообучения, самодеятельности, саморазвития, самовоспитания стали занимать в этом процессе все большее и большее место. Для этого следует с первых дней занятий строить учебный процесс на принципе ролевого участия школьников в его организации и проведении. Это означает, что постепенно многие функции учителя должны передаваться ученическому самоуправлению. "Формирование учебной деятельности, - писал Д.Б. Эльконин, - есть процесс постепенной передачи выполнения отдельных элементов этой деятельности самому ученику для самостоятельного выполнения без вмешательства учителя". И дальше: "Есть основание думать, что рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Дети, прежде всего, должны научиться контролировать друг друга и самих себя".

Влияние игры на развитие предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выделяются) другие виды деятельности (труд, учение). По мере развития игры ребёнок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, в частности, на учебную.

Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Она подчас становится подлинно напряженным трудом и через усилие ведет к удовольствию. Преодоление самого себя в условиях игры приносит ребенку истинное удовлетворение и развивает его личность. Игра - это вид деятельности ребенка. В силу этого ей присущи черты, характерные для всякой деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата. Игра протекает как деятельность осмысленная и целенаправленная. В каждой игре есть значимая для ребенка цель. Цели не являются постоянными. По мере развития ребенка меняется характер целей, которые он ставит себе в игре: от подражательных дети постепенно переходят к обдуманным, мотивированным целям. В процесс игры, как и в другие виды деятельности, вовлекается вся личность ребенка: его психические познавательные процессы, воля, чувства, и эмоции, потребности и интересы: в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания.

Игра обладает и специфическими чертами. Среди них основным является своеобразие мотивов. Игра - это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, отличающаяся активным творческим характером, высокой эмоциональной насыщенностью.

Наиболее полезны для ребенка старшего дошкольного возраста такие учебно-дидактические игры и игрушки, которые он может сделать собственными руками, собрать или разобрать. Более всего детям нужны такие игры, в которых они открывают для себя новые знания, которые помогают развивать воображение, память, мышление и речь ребенка, разнообразные его способности, в том числе конструкторские, музыкальные, математические, лингвистические, организаторские и многие – многие другие. Игры, выполняют особую роль в развитии воли детей, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные, предметные игры, проявляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий: сюжетно – ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.

Игра не подлежит жесткой регламентации это самостоятельная деятельность детей, однако, учитывая ее огромное воспитательное воздействие на ребенка, взрослые руководят играми детей, создают условия для их возникновения и развития.

Н.К. Крупская подчеркивала большое значение игры в воспитании ребенка. Для детей игры имеют исключительное значение: игра для них учеба, игра для них труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра способ познания окружающего. Она считала, что игра полностью отвечает потребностям ребенка, воспитывает у него такие качества, как жизнерадостность, активность, живость воображения, пытливость. Она неоднократно напоминала о том, что игры укрепляют костяк ребенка, развивают мускулатуру, органы чувств: в играх воспитываются меткость глаз, ловкость и сила движения. Н.К. Крупская рассматривала игру как средство познания мира; через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения и животных. В игре у детей развивается умение наблюдать, расширяется кругозор интересов, выявляются вкусы и запросы.

Вывод: развить у старшего дошкольника предпосылки учебной деятельности - это, значит, воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать. Успешность развития предпосылок во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности старших дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №190»

« Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО»

Выполнила:

Медведкина С.Ю.

г. Оренбург, 2015 - 2016 уч. год

лариса пауль
Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС

Целевые ориентиры дошкольного образования (предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности . Cтандартизация содержания дошкольного образования особенно важна, т. к. сможет обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Это, в свою очередь, отвечает потребностям общества и государства.

Наши воспитанники живут и развиваются здесь и сейчас, поэтому наша задача – помочь им прожить значимый возрастной период становления базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира и мотивированными перейти на следующий уровень образования (школьное обучение) .

Чтобы осуществить эту задачу, необходимо четко определить какие предпосылки учебной деятельности должны быть сформированы у детей к концу дошкольного , каковы условия их развития .

Итак, первой предпосылкой формирования учебной деятельности является (воспитание познавательных интересов и потребностей. В состоянии интереса возникает подъем всех человеческих сил. Особенно важно это учитывать при организации учебной деятельности детей . Если ребенок усваивает все то, что от него требуется, без интереса и увлечения, то знания его будут формальными . Такое обучение не будет способствовать развитию пытливого творческого ума.

условия , при которых возникает и развивается интерес к учению.

1. Учебная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.

2. Учебная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку . Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.

3. Учебные задания , предлагаемые детям , должны быть трудными, но посильными. Слишком легкий либо слишком трудный материал не вызывает интереса.

4. Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность, а учебный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным.

Второй предпосылкой к учебной деятельности выступает (овладение детьми общими способами действий, т. е. такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения. Доказано, что развитие учебной деятельности , возможно, прежде всего, на основе осознанного вычленения ребенком способа действий.

В тех случаях, когда дети точно следуют инструкции педагога, они воспринимают от него способ действий для решения конкретно-практической задачи. Знания, умения и навыки ребенок может получать и вне этой деятельности , например в игре, в труде. Однако только в условиях учебной деятельности возможно усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта .

Третьей, не менее важной предпосылкой учебной деятельности детей является самостоятельное нахождение способов решения практических и познавательных задач. Уже в дошкольном возрасте при решении практических задач происходит переориентировка сознания детей с конечного результата на способы его достижения. Дети начинают осмысливать свои действия и их результаты, т. е. осознавать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания. Такое осознание повышает успешность формирования у них новых познавательных действий, а вместе с этим и формирование новых , более сложных знаний.

Дети пытаются использовать усвоенный способ в новых, уже измененных условиях , в соответствии с которыми они изменяют конкретные

формы его употребления , сохраняя вместе с тем общий принцип. Следовательно, решая в ходе практической деятельности ряд сходных , но нетождественных задач, ребенок приходит к определенному обобщению , что позволяет ему переносить найденный способ в новые, измененные условия .

Четвертой предпосылкой учебной деятельности , которая

должна быть сформирована у детей , является обучение детей контролю за способом выполнения своих действий. Поскольку учебная деятельность осуществляется на основе образца действий, то без сопоставления, реально производимого ребенком действия с образцом, т. е. без контроля, учебная деятельность лишается своего основного компонента.

Психолого-педагогические исследования последних лет дают основание считать, что подготовку к учебной деятельности рационально начинать с формирования умений контролировать и оценивать свои действия.

Исследования ученых (Н. Н. Поддьякова и Т. Г. Максимовой)

показали, что у детей детского возраста стихийно

складываются элементарные контрольные действия. Задача же воспитателя -

целенаправленно обучать детей действиям контроля .

Для развития предпосылок учебной деятельности необходим особый тип контроля, связанный с формированием умений самостоятельно определять и применять способы действий.

Итак, рассмотрев вопрос об основных предпосылках учебной деятельности детей , можно назвать основные компоненты учебной деятельности :

Принятие задачи;

Выбор путей и средств для ее осуществления и следование им;

Контроль, самоконтроль и самопроверка;

Личностный (мотивационный) компонент. Сюда относятся мотивы, побуждающие детей овладевать учебной деятельностью , включая познавательные интересы.

Структура учебной деятельности определяется не только ее компонентами, но и их взаимосвязью, которая придает ей целостный характер. Основным условием развития предпосылок учебной деятельности являются специальные методы и приемы обучения детей .

Одним из таких методов, на наш взгляд, является метод проектной деятельности , включенный в целостный образовательный процесс и интегрирующий в себе все виды детской деятельности .

Что же такое - метод проектов? У него есть много разных определений , но в целом - это совокупность приёмов, действий участников в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для воспитанников и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Сегодня метод проектов широко используется в сфере дошкольного образования , поэтому мы не будем подробно останавливаться на методике проектирования подробно. Умение пользоваться методом проектов, сегодня - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей .

Ведущая идея нашего опыта заключается в том, что организация всей деятельности ребенка в рамках проекта позволяет связать процесс обучения с реальной жизнью ребенка, помогает ему овладеть разными способами поиска информации и использовать ее для создания новых объектов деятельности , для применения знаний совершенно в иной, возможно не стандартной ситуации.

Новизну нашему опыту работы придает интеграция в проектную технологию других современных методов и приемов обучения детей . К их числу можно отнести :

Методы исследовательского обучения Савенкова

«Модель трех вопросов»

ЧТО ЗНАЮ? ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? КАК УЗНАТЬ?

(то что дети уже знают) План проекта Источники новых знаний, т. е. средства

«Матрица оценки выдвинутых гипотез»

Идеи Быстро Легко Дешево Безопасно

методический прием «Посмотри на мир чужими глазами» - этот прием развивает в детях способность смотреть на ситуацию с разных точек зрения, исследовать, анализировать, понимать её, а стало быть и находить пути решения.

Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен) - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Именно этот приём - обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу мыслительную деятельность ! Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

На основе этих методов, дети осуществляют выбор путей и средств достижения цели, систематизируют свои знания, анализируют предложенные гипотезы с позиции оценки имеющихся ресурсов в условиях детского сада , семьи и ближайшего окружения. И что самое главное – незаметно для ребенка - происходит переход от игры к учению с удовольствием и интересом, процессы познания и желание учиться становятся для ребенка приоритетными. А это и является одним из компонентов учебной деятельности .

Практическая значимость опыта достаточно велика, а это в свою очередь, обеспечивает повышение качества дошкольного образования .

Особое внимание при организации проектной деятельности мы уделяем исследовательским проектам («Огонь – друг или враг?» , «Почему сосульки плачут?» , «Почему собака кусается?» , «Одиночка и коллектив» , организация которых способствовала повышению самостоятельности, инициативности, уровня развития целенаправленной поисковой и исследовательской деятельности детей .

Эффективность социально-значимых проектов («Мы - за пожарную безопасность!» , «Всем нужна вода!» , «Город мастеров» , «Сохраним березку» , «Правила дорожные всем знать положено» и др.) с точки зрения развития личности ребенка неоспорима : разнообразие тематик проектов обеспечивает формирование всех социально-нормативных возрастных характеристик , заложенных в стандартах, а также позволяет объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.

Существенные особенности проектной методики в работе с детьми дошкольного возраста заключаются в том , что их кругозор, уровень навыков и интересов не позволяют рассчитывать на высокую степень самостоятельности. Поэтому к активному участию в реализации многих проектов мы привлекаем семьи воспитанников, что позволяет сделать их не только непосредственными участниками жизни детского сада, но и организовать конструктивное взаимодействие родителей и детей в условиях семьи на основе совместной исследовательской и творческой деятельности . К их числу можно отнести проекты нравственной, гражданско-патриотической направленности («Герои моей семьи» , «Герб моей семьи» , «Мое родословное древо» , «Мама, папа, я – Анжерская семья» , «Золотое место Кузбасса» и др.). Кроме того, работая над проектом, мы формируем у дошкольников гражданскую позицию , активное отношение к окружающей действительности.

Какими вырастут наши дети – покажет время, (но сформированные на данном этапе личностные качества и предпосылки к учебной деятельности непременно будут способствовать успешному школьному обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности при соблюдении требований к условиям реализации образовательной программы.

Сегодня, согласно требованиям Стандарта, процесс обучения – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности.

Переступив порог школы, вчерашний дошкольник попадает в совершенно непривычный для него мир. От того, каким будет его знакомство с этим миром, что он ему подарит, зависит, подружится ли с ним ребёнок, или будет себя чувствовать чужим и незащищённым. Ребёнок не готовится ни к школе, ни к будущей жизни. Он развивается здесь и сейчас, проживая значимый, возрастной период, когда происходит становление базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира ребёнка.

Реализация системно-деятельностного подхода, являющегося методологической основой ФГОС ДО, подводит нас к необходимости более качественного освоения и адаптации в практике активных технологий, форм и методов обучения, содействующих формированию предпосылок к учебной деятельности, становлению ребёнка, как активного субъекта познания.

Проблема развития предпосылок учебной деятельности – одна из актуальных. Педагогами и психологами доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания.

Эта проблема стояла в своё время перед Л.С. Выготским, определившим её как «соотношение обучения и развития». Однако учёный лишь наметил пути её решения. Наиболее полно эта проблема разработана в концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.

Оставаясь в рамках познавательной парадигмы, авторы этой концепции разработали представление об эталонной учебной деятельности как познавательной, построенной по теоретическому типу. Реализация её достигается через формирование у детей теоретического мышления путём специального построения учебного предмета, особой организации учебной деятельности.

«Учебная деятельность» - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике:

1. Иногда учебная деятельность рассматривается как синоним научения, учения, обучения.

2. В «классической» советской психологии и педагогике учебная деятельность определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий.

3. В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность – это один из видов деятельности дошкольников, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия.

Дошкольный возраст – этап развития ребёнка от 5 до 7 лет. Характерен тем, что ведущей деятельностью является игра. Весьма важен для формирования личности ребёнка. Проблема исследования: заключается в определении педагогических условий развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в игре.

Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования игровой деятельности, как средства развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс формирования предпосылок учебной деятельности.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования предпосылок учебной деятельности.

Гипотеза исследования: если систематически и последовательно проводить игровые занятия с детьми, то это будет способствовать развитию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры будет проходить успешнее при выполнении следующих условий:

Учёта развития психических процессов дошкольника;

Создания проблемных ситуаций во время игровой деятельности;

Обеспечения ситуации успеха в процессе игры.

Задачи исследования:

1. Изучить проблему формирования предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

2. Проанализировать понятие «предпосылки учебной деятельности», выявить его структуру.

3. Выявить и обосновать психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры.

Методы исследования:

1. Анализ теоретической и методической литературы.

2. Наблюдение.

3. Беседа.

4. Интерпретация и обработка результатов исследования.

Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития предпосылок учебной деятельности

Что же такое учебная деятельность? Это, по классификации С.Л. Рубинштейна, первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями.

Анализ учебной деятельности, проведённый Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое строение, а именно: включает учебную задачу, учебные действия, контроль и оценку. Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребёнок должен выполнить. Учебная задача – это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщённым способом действий, который поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида.

Так, педагог ставит цель – научить детей рисовать лиственное дерево. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение. Овладев обобщенным способом рисования дерева как такового, ребёнок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного содержания (в рисовании на темы «Осеннее дерево», «Цветущая яблоня», «Зимний сквер» и др.).

Обучив детей обобщённому способу составления загадки, воспитатель варьирует задания, предлагая разный материал для решения учебной задачи: составить загадки о предметах, необходимых для труда людей, о животных, о садовых цветах и т. д.

Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных учебных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной развернутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально – с помощью каких-то предметов, либо материализованно – с использованием изображений, их знаковых заменителей. Например, усваивая понятия равенства и неравенства групп предметов, ребёнок выполняет действия с игрушками, картинками, фишками, замещающими реальные предметы или их изображения. Лишь постепенно, по мере отработки той или иной операции, процесс выполнения действий свертывается и совершается сразу как единое целое.

В специальной литературе встречаются сведения о том, что для овладения каким-либо видом деятельности (игровой, учебной и т.д.) на предыдущем этапе развития должны быть сформированы определённые предпосылки, позволяющие перейти ребёнку к этой деятельности без особых затруднений. В то же время предпосылками не могут считаться структурные компоненты этой деятельности.

Предпосылки учебной деятельности можно разделить на две основные группы:

Психологические (т.е. достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения, произвольности психических процессов; умение усваивать и применять общие способы действия, находить самостоятельно способы решения новых задач и т.д.)

Коммуникативные или психосоциальные (умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и действия контроль и оценки).

Проблема психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе тесно связана с изменением ведущего вида деятельности в данном возрастном периоде, а именно с переходом от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности. Согласно периодизации Д.Б. Эльконина, кризис семи лет знаменателен тем, что ребёнок от ориентации на усвоение социальных норм и отношений между людьми обращается к усвоению способов действий с предметами.

Анализ, проведенный в исследованиях Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, показал, что учебная деятельность имеет специфическую структуру, включающую:

Учебные задачи;

Учебные действия;

Контроль;

Оценку.

В повседневной жизни взрослые и дети решают десятки задач. Отличие учебных задач от практических состоит в том, что основной целью деятельности детей является усвоение общих способов выделения свойств понятий или решения некоторого класса конкретно-практических задач. Именно обращение от результатов деятельности к способам может быть выделено как основная характеристика полноценной учебной деятельности.

Работа детей в учебных ситуациях реализуется в учебных действиях, посредством которых они «усваивают образцы общих способов решения задач и общие приемы определения условий их применения». Полноценная деятельность в ситуации учебной задачи предполагает выполнение еще одного действия – контроля. Ребёнок должен соотнести свои учебные действия и их результаты с заданными образцами, соотнести качество этих результатов с уровнем и полнотой выполненных учебных действий. С контролем тесно связана оценка, фиксирующая соответствие или несоответствие результатов требованиям учебной ситуации.

Отмечено, что центральное место в структуре учебной деятельности принадлежит учебной задаче. Возможность принять учебную задачу и способность решить ее получают в этом случае значение важнейших критериев готовности ребенка к школьному обучению.

Отметим, что понятия «целенаправленное обучение» и «учебная деятельность» далеко не идентичны.

Чтобы проследить формирование способности решать учебную задачу и выделять условия, при которых происходит переориентация с результатов на способ действия, рассмотрим, какие предпосылки этого явления зарождаются в игре как ведущей деятельности старшего дошкольника.

Игра на протяжении дошкольного возраста претерпевает существенные изменения, развитие игры идет от развернутой мнимой ситуации и скрытых правил к скрытой мнимой ситуации и явным правилам.

Сюжетно-ролевая игра, предполагающая развернутую воображаемую ситуацию, предшествует играм по правилам. Ее можно охарактеризовать как своего рода школу социальных отношений, в которой постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения. Играя, дети учатся человеческой способности к сотрудничеству. В ролевой игре развиваются качества, необходимые для последующего обучения в школе.

Также большое значение для формирования предпосылок учебной деятельности имеют игры по правилам. Они появляются к концу дошкольного возраста и непосредственно предшествуют учебной деятельности. Игры по правилам, в отличие от сюжетно-ролевых, предполагают особый подготовительный этап овладения их принципом. В них ребенок учится сознательно подчиняться правилам, причем эти правила легко становятся для него внутренними, непринудительными. Способность подчиняться правилам и переход внешних правил во внутренние имеют огромное значение для создания предпосылок учебной деятельности.

При переходе к школьному обучению эта способность делает возможным подчинение активности ребенка учебной задаче и целям.

Следует подчеркнуть, что именно в играх по правилам ребёнок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат. Важность этого приобретения трудно переоценить, учитывая тот факт, что центральным моментом формирования учебной деятельности дошкольников является переориентировка сознания ребенка с конечного результата, который необходимо получить в ходе того или иного задания, на способы выполнения этого задания.

С поступлением ребёнка в школу учебная деятельность становится ведущей, а это способствует перестройке всех психических процессов и в центр сознания ребенка выдвигается мышление. Эта перестройка ведёт к развитию произвольности психических процессов и формированию у детей способности к планированию, к контролю и самоконтролю.

Одним из значимых моментов формирования полноценной учебной деятельности как показывают специальные психологические исследования (Л.С. Выгодского, А.Л. Венгер, Е.И. и Г.И. Кравцовы, Е.О. Смирнова и др.) является произвольность (произвольность поведения, внимания, общения).

Вывод: при рассмотрении понятия «учебная деятельность» мы смогли установить, что она состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов:

1. Учебная задача, которая по своему содержанию есть подлежащий усвоению способ действия.

2. Учебные действия, которые есть действия, в результате которых формируется представление или предварительный образ усваиваемого действия и производится первоначальное воспроизведение образца.

3. Действие контроля, которое состоит в сопоставлении воспроизведенного действия с образцом через его образ.

4. Действие оценки степени усвоения тех изменений, которые произошли в самом субъекте.

Теория Д.Б. Эльконина о структуре учебной деятельности положена в основу формирования учебно-организационных умений детей старшего дошкольного возраста, включающих в себя:

Организационно-личностные;

Организационно-технические;

Организационно-гигиенические.

Они в свою очередь также включают целый ряд умений. Так, организационно-личностные умения предполагают наличие у личности школьника следующего комплекса умений:

Целеопределение;

Планирование предстоящей деятельности;

Выполнение действий по разработанному алгоритму;

Самоконтроль;

Самооценка;

Корректировка.

Формирование полноценной учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста происходит только в том случае, когда она строится в строгом соответствии с имеющимися в ней основными структурными компонентами и всем комплексом умений.

Развитие предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте у ребёнка формируются такие элементы учебной деятельности:

Умения определять цель предстоящей деятельности и способы её достижения, добиваться результата;

Самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

Умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

Умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат.

Как показало исследование А.П. Усовой, для развития учебной деятельности ребенка необходимо формировать умения слушать и слышать воспитателя, смотреть и видеть то, что он показывает, следовать его инструкциям при выполнении учебного задания. Важным показателем развивающейся учебной деятельности А.П. Усова считала отношение ребенка к оценке со стороны педагога. Если ребёнок реагирует на положительную или отрицательную оценку выполнения учебной задачи, значит, у него отсутствует стремление к самосовершенствованию (потребность закрепить успех, исправить ошибку, пополнить опыт), а это снижает возможности его обучения.

Успешное формирование учебной деятельности зависит от того, какими мотивами она побуждается. Если ребёнок не хочет учиться, научить его нельзя. Внешне деятельность детей на занятии может быть похожей, но внутренне, психологически, она весьма разная. Часто она побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемыми знаниями и тем, что делает ребенок. Малышу неинтересна математика, но на занятии он старается выполнять задания, чтобы не вызвать неудовольствие педагога. Или ребёнок не любит рисовать, но делает картинку, чтобы подарить бабушке на день рождения. В детском саду дети часто занимаются, потому что «так надо», «так велят», «чтобы не ругали».

Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребёнка: «интересно», «хочу знать (уметь)». В этом случае знания являются не средством достижения какой-то другой цели («чтобы не ругали», «нужно подарить бабушке»), а целью деятельности ребенка. Результаты учебной деятельности значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами.

К показателям сформированности предпосылок учебной деятельности были отнесены:

Умение слушать и запоминать поставленную задачу, устное объяснение, образец;

Умение анализировать, вычленять способ действий, применять его для решения поставленной задачи;

Умение контролировать свои действия, оценивать задания и результаты деятельности.

Критериями оценки сформированности предпосылок учебной деятельности выступали:

Высокий уровень: понимание учебного задания, его точное выполнение, выделение основного способа выполнения задания, умение его объяснить, правильно оценить работу других и собственную;

Средний уровень: принятие и частичное выполнение задания, наличие отдельных ошибок, частичное выделение способа решения задачи, не всегда чёткое, логичное объяснение выполнения задания, несформированность оценки и самооценки;

Низкий уровень: не полное или неверное выполнение задания, наличие существенных ошибок при выполнении, неумение объяснить выполнение задания, не чувствительность к оценке.

Все перечисленные виды готовности выступают в системе и обеспечивают все вместе безболезненное включение ребенка в режим школы, создавая предпосылки для овладения учебной деятельностью.

Вывод: исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что для формирования у детей старшего дошкольного возраста учебной деятельности необходимо:

Чтобы они овладели указанными выше учебными действиями;

Чтобы их деятельность становилась деятельностью по решению учебных задач и при этом они осознавали, что они не просто выполняют задания учителя, не просто пишут, рисуют, считают, а именно решают очередную учебную задачу. «Самое главное при формировании учебной деятельности, - отмечал Д.Б. Эльконин, - это перевести ученика от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи к ориентации на правильность применения усвоенного общего способа действий».

И наконец, необходимо так строить учебный процесс, организовать его, чтобы постепенно элементы самообучения, самодеятельности, саморазвития, самовоспитания стали занимать в этом процессе все большее и большее место. Для этого следует с первых дней занятий строить учебный процесс на принципе ролевого участия школьников в его организации и проведении. Это означает, что постепенно многие функции учителя должны передаваться ученическому самоуправлению.

«Формирование учебной деятельности, - писал Д.Б. Эльконин, - есть процесс постепенной передачи выполнения отдельных элементов этой деятельности самому ученику для самостоятельного выполнения без вмешательства учителя». И дальше: «Есть основание думать, что рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Дети, прежде всего, должны научиться контролировать друг друга и самих себя».


Педагогический опыт

« Формирование предпосылок учебной

деятельности у старших дошкольников».

1 . Актуальность проблемы на современном этапе.

2. Теоретическое обоснование темы.

2.1 Исследования известных педагогов и психологов о специфике учебной деятельности.

2.2 Роль игры в формировании предпосылок учебной деятельности.

3. Описание опыта.

3.1. Диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности.

3.2. Задачи по формированию у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности.

3.3. Этапы работы.

3.4 Перспективный план.

3.5 Формы работы с родителями.

3.6. Результаты итоговой диагностики.

3.7. Выводы.

4. Приложения.

1. Актуальность темы на современном этапе.

В настоящее время вопросу подготовки детей к школе уделяется большое внимание.

Подавляющее большинство детей, поступающих в первый класс, умеют читать, считать, решать простейшие задачи, имеют большой запас знаний и представлений об окружающем. Но, несмотря на все эти достижения, многие дети испытывают трудности при обучении в школе. Зачастую они невнимательны на уроке, не выполняют задание учителя, затрудняются в выполнении самостоятельной работы, им трудно договориться с другими детьми, а самое главное - отмечается отсутствие или сниженный интерес к учебе. Складывается такая ситуация, когда первоклассники имеют большой запас знаний и умений, но оказываются не готовы к учебной деятельности. Опыт показывает, что для овладения каким-либо видом деятельности (игровой, учебной и т. д.) на предыдущем этапе развития должны быть сформированы определенные предпосылки, позволяющие перейти к этой деятельности без особых затруднений. Также и для становления учебной деятельности должны быть сформированы ее предпосылки уже в дошкольном возрасте.


Задача формирования предпосылок учебной деятельности очень важна в дошкольном образовании . В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в статье 64 «Дошкольное образование» отмечается, что дошкольное образование направлено на формирование предпосылок учебной деятельности, а также на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ дошкольного образования . ФГОС дошкольного образования также одной из задач называет формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования.

Предпосылками учебной деятельности являются:

-сформированность познавательного интереса;

- умение детей анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы и умозаключения;

Умение обозначать и замещать знаками и символами различные явления, события, выполнять простые действия схематизации и моделирования;

-умение слышать и слушать, точно выполнять задания по образцу;

-сознательно подчинять свои действия правилу;

- самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач;

- контроль за способом выполнения своих действий;

- умение взаимодействовать со сверстниками.

2 . Теоретическое обоснование темы

2.1. Исследования известных педагогов и психологов о специфике учебной деятельности.

Чтобы правильно и эффективно организовать работу по формированию у дошкольников предпосылок учебной деятельности важно иметь представление о том, что такое учебная деятельность , как ведущий вид деятельности в школе.


Учебная деятельность характерна для определенного периода психического развития ребенка - школьного возраста. Это сложная деятельность, сознательно направляемая на усвоение научно- теоретических знаний путем выполнения общих способов действия в процессе решения практических задач. Учебная деятельность включает решение таких задач, которые могут быть решены только теоретическим способом, доступным мышлению младшего школьника, но никак не дошкольника. Ведь, как известно, дошкольник - практик: он «мыслит руками», ему доступно решение задач практического содержания..

Анализ, проведенный в исследованиях и показал, что учебная деятельность имеет специфическую структуру, включающую:

-учебную задачу;

-учебные действия;

-контроль;

-оценку.

С точки зрения и учебной является такая деятельность, в ходе которой дети овладевают системой научно - теоретических понятий и опирающихся на них общих способов решения конкретно практических задач. Усвоение и воспроизведение детьми этих способов выступает в качестве основной учебной цели - овладение детьми общими способами действий, т. е такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения.

Работа детей в учебных ситуациях реализуется в учебных действиях, с помощью которых они усваивают образцы общих способов решения задач. Полноценная деятельность в ситуации учебной задачи предполагает выполнение контроля .

Ребенок должен соотнести свои учебные действия и их результаты с заданными образцами.

С контролем тесно связана оценка, фиксирующая соответствие или несоответствие результатов требованиям учебной ситуации.

отмечал, что центральное место в структуре учебной деятельности принадлежит учебной задаче. Возможность принять учебную задачу и способность решить ее является важным критерием готовности к школе.

Но для того, чтобы сформировались компоненты учебной деятельности, необходимо наличие предпосылок учебной деятельности.

Анализ психологических и педагогических исследований позволяет сделать вывод. В науке сложились две концепции формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников: в недрах игровой деятельности и в процессе специально организованного обучения.

В процессе обучения дети приобретают знания, у них формируются представления, обогащается кругозор. Благодаря обучению развиваются, расширяются сюжеты, содержание и правила игр. Но обучение в этом возрасте должно осуществляться в процессе ведущей, т. е игровой деятельности с ее приобретениями и новообразованиями.

2.2.Роль игры в формировании предпосылок учебной деятельности

Предпосылки учебной деятельности формируются преимущественно внутри ведущей деятельности, присущей дошкольному возрасту - т. е в игре.

Именно с помощью ее закладываются и наиболее эффективно формируются основные направления развития ребенка: развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания, произвольности поведения и многие другие. Через игру дети учатся строить свои личностные жизненные планы, проходят школу конструктивного общения и взаимодействия с другими людьми.


Общеизвестно из «народной педагогики», что «недоигравший» дошкольник быстро теряет интерес к учебе. Поэтому игра на дошкольном этапе имеет особую ценность: она способствует формированию у ребенка любознательности, стремления к получению новых знаний. Неотъемлемой частью любой игры являются правила.

В творческой игре - это скрытые правила, заложенные в игровых условностях, когда дети принимают для себя важность соблюдения очередности выполнения ролей, правильного соответствия игровых действий выбранной роли. В играх с правилами, дидактических, подвижных, происходит развитие произвольного поведения детей. Ребенок учиться подчинять свои действия образцу, в качестве которого может выступать поведение, мнение и оценка окружающих.

К концу дошкольного периода у ребенка появляется способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требованиям.

Исследования доказали, что для детей с низким уровнем развития игровой деятельности характерен низкий уровень развития учебной деятельности.

В игре возникает и реализуется важный мотив- желание стать взрослыми, реально осуществить функции взрослого.

Познавательная активность младших дошкольников формируется через игры - экспериментирования, дидактические, подвижные, переходит в познавательную потребность детей старшего дошкольного возраста. В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения. Например, в сюжетно - ролевой игре, во многом благодаря тому, то ребенок замещает реальные предметы и берет на себя разнообразные роли. Если начало игры (младший возраст) знаменуется замещением предметов и исполнением роли, то в старшем дошкольном возрасте дети уже выполняют действия не в реальном, а в воображаемом плане, т. е игра протекает во внутреннем плане. Беря на себя роль, понимая ее отличие от своего реального, ребенок привносит в нее много своего.

В играх дети выделяют и осознают определенные социальные нормы и требования, учатся им подчиняться, действовать согласно правилу. Подчинение правилам в игре добровольное, что очень важно для воспитания воли. Не зря называл игру школой произвольного поведения.

Большое значение для формирования предпосылок учебной деятельности имеют игры с правилами. Они непосредственно предшествуют учебной деятельности. В них ребенок учится сознательно подчинятся правилам, причем эти правила легко становятся для него внутренними, непринудительными. Способность подчиняться правилам и переход внешних правил во внутренние имеют огромное значение для создания предпосылок учебной деятельности.

Именно в играх по правилам ребенок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат.

Игра с правилами может сочетаться с другими видами игры и часто совмещается с ними.

В старшем дошкольном возрасте дети уже могут самостоятельно организовать игру, сами способны договориться, изменять и создавать новые правила, внимательны к выполнению других правил другими, отстаивают выполнение правил и сами их соблюдают.

Важное качество «умение ребенка работать по образцу» также формируется в процессе игровой деятельности дошкольников.

Например, в сюжетно - ролевой игре роль - это образец того, как надо действовать. Соответственно этому образцу дошкольник и ведет себя: контролирует и корректирует ролевое поведение партнера, а затем и свое собственное. Умению работать по образцу способствуют так же дидактические, подвижные игры. Образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме уже выделившегося правила.


В структуру подвижной игры входят игровые действия, правила и материал, а также нередко роль и сюжет. С подчинением правилу связано развитие произвольных движений.

По мнению, умение работать по образцу, можно считать интеллектуальным достижением ребенка, так как «подражать ребенок может только тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей».

Умелое использование игр, игровых упражнений в педагогической практике детского сада способствует расширению представлений ребенка, развитию умения обобщать, классифицировать, анализировать и строить причинно - следственные связи, а также делать умозаключения.

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра . В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.

В структуру дидактической игры входит дидактическая и игровая задача, игровые действия, правила, результат и дидактический материал.

Главная цель дидактической игры - обучающая. Поэтому основным компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от малышей игровой.

Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры как раз и определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой. Реализуются игровые и дидактические задачи в игровых действиях.

Важным показателем для развития предпосылок учебной деятельности является развитие произвольности, которое связано с осознанием ребенком отдельных компонентов деятельности и себя в ходе ее деятельности..

В дошкольном возрасте на основе самооценки и самоконтроля возникает саморегуляция собственной деятельности. Самоконтроль формируется в связи с осознанием правил, результата и способа действия, если ребенок сталкивается с необходимостью подробно объяснить свои действия, самостоятельно находить и исправлять ошибки.

В 5- 7 лет самоконтроль начинает выступать как особая деятельность, направленная на улучшение работы и устранение ее недостатков. Но все же дети легче контролируют сверстников, чем себя.

Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга. При взаимопроверке, когда дети меняются функциями «исполнителя» и «контролера», у них повышается требовательность к своей работе, желание выполнить ее лучше, стремление сравнивать ее с работой других. То есть ситуация взаимоконтроля дает стимул для освоения самоконтроля , который требует умения соотносить выполняемую деятельность с правилом.

Взаимопроверку и самоконтроль можно удачно включать при игре с воспитанниками в дидактические игры и упражнения.


3. Описание опыта

Таким образом, изучив материалы известных психологов, о роли и структуре учебной деятельности, роли игры в формировании предпосылок учебной деятельности, я в своей педагогической деятельности разработала определенный план, согласно которому у всех старших дошкольников можно сформировать предпосылки учебной деятельности, используя для этого дидактические игры и игровые упражнения

3.1. На первоначальном этапе, с дошкольниками (старшая группа) была проведена диагностика, цель которой - выявление уровня развития предпосылок учебной деятельности. Оценивался:

1) уровень развития мыслительных операций (анализ, сравнение, синтез сравнение, обобщение, классификация, установление причинно - следственных связей)

2) уровень произвольности воспитанников 3)уровень развития коммуникативных навыков.

Для определения уровня развития предпосылок предлагала детям различные игровые задания:

«Чем одна картинка отличается от другой», «Найди да одинаковых предмета», «Продолжи ряд», «Свободная классификация» и т. п.

Качество выполненного задания определяется по трем показателям:

Высокий уровень - ребенок справляется с заданием самостоятельно;

Средний уровень – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого;

Низкий уровень – ребенок не справляется с заданием даже с помощью взрослого.

Диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности у воспитанников проводилась в начале года в старшей группе и в конце учебного года в подготовительной группе.

Результаты диагностики на начало учебного года (старшая группа) были таковы:

С высоким уровнем развития мыслительных операций выявилось 27% детей,

средний уровень отмечен у 63% , высокий уровень произвольности отмечен 12%, средний уровень - 27%, низкий уровень - 51%; высокий уровень коммуникативных навыков выявлен у 23%, средний уровень - 62%, низкий - 15%.

Результаты диагностики на первоначальном этапе позволили в последующем выстроить работу с учетом развития каждого ребенка.

3.2 Исходя из результатов диагностики были поставлены следующие задачи:

1. Развивать у детей познавательный интерес и познавательную активность;

2. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация; умение рассуждать, делать простейшие выводы и умозаключения;

3. Учить решать задачи, используя простейшие формы замещения, символизации и моделирования;

4. Стимулировать развитие самостоятельности, инициативы.

5. Развивать способности к самоконтролю и самооценке.

6. Формировать мотивацию к учебной деятельности.

Для формирования предпосылок учебной деятельности использовала систему дидактических игр и игровых упражнений по сенсорному воспитанию, формированию элементарных математических представлений, познавательному развитию.

Все игры имеют проблемно - практический характер, они бывают включены в жизненные ситуации, затрагивающие реальные интересы ребенка. Все дидактические игры и упражнения постепенно усложняются по содержанию.

3.3. Этапы работы:

Диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности у дошкольников. Игровые упражнения и задания на развитие логических операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). Игры на воссоздание фигурных силуэтов («Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра» и тд.). Логические упражнения на поиск закономерностей. Задачи на поиск недостающих фигур. Модели и схемы. Решение задач с помощью моделирования и схематизации (содержание задачи подается в виде моделей и схем, знаков и символов, или решение задачи требует использование кодовых карточек) Заключительная диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности.

На каждом этапе использовала задачки - шутки, задачи на смекалку, логические концовки, занимательные вопросы, загадки. Дети, решая их, учатся доказывать, догадываться.


Это особенно важно, ибо народная мудрость гласит «Ум без догадки гроша не стоит».

3.4. Перспективный план

Месяц

Сентябрь - октябрь

1. Диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности у дошкольников.

2 .Загадки, задачки - шутки, лабиринты.

Ноябрь

1 .Д\и на обозначение предметов.

2 .Игровые упражнения, направленные на сравнение («Найди такой же», «Какая фигура лишняя» и т. п).

3. Игровые упражнения, направленные на анализ и синтез (Сложи фигуру», «Составь фигуру», « Составь картинку из частей», «Из каких фигур состоит» и т. п)

4. Задачки-шутки, загадки.

Декабрь

1 .Д\и «Найди такой же узор» и т. п.

2 .Игровые упражнения, направленные на развитие умения классифицировать. («Объедини фигуры по форме, цвету, величине, «какой предмет лишний и почему?» и т. п).

4 .Загадки, задачки-шутки, занимательные вопросы.

Январь

1 .Игры на воссоздание фигурных силуэтов («Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра» и тд.).

2. Игры и упражнения на аналитическое восприятие сложной формы и воссоздание ее из элементов

3 . Загадки, логические концовки

Февраль

1. Логические упражнения на поиск закономерностей («Продолжи ряд», « Что дальше», «Построй стенку», «Что начала, что потом» и т. п).

2 .Умозаключения по аналогии.

Март

1. Задачи на поиск недостающих фигур

2. Логические концовки, загадки с математическим содержанием.

3. Игра « Отгадай предмет», «Да-нет» и т. п.

Апрель

1. Кодирование, декодирование. Игровые задания: «Какого котенка подарили Кате», «Какую пуговиц потерял Рассеянный»,

«Кто где живет?», «Когда приедет мама» и т. п.

2. Схематизация и моделирование

Игровые задания «Всем ли девочкам хватит конфет»,

«Почему дети грустят и улыбаются?» и т. п.

Итоговая диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности у дошкольников.

3.6. Формы работы с семьей.

Всю работу по развитию у детей предпосылок учебной деятельности проводила в тесном сотрудничестве с родителями.

На первом этапе с родителями была проведена консультация «Психологическая готовность ребенка к школе?»,

Далее проводились родительские собрания на тему «Развивающие игры для дошкольников» с их демонстрацией, консультации «Роль игры в развитии предпосылок учебной деятельности у дошкольников», «Виды логических игр и упражнений».

Родителям представляла мастер - класс по организации развивающих игр и игровых упражнений.

3.7. Результаты итоговой диагностики.

Вся работа по развитию у дошкольников предпосылок учебной деятельности длилась

на протяжении двух лет.

Дидактические игры, игровые упражнения активно включались в образовательную деятельность как часть занятия, в форме умственной разминки, в совместной деятельности, в форме КВН,

интеллектуальных игр и турниров.

К концу подготовительной группы с высоким уровнем мыслительных операций выявлено 93% детей, средний уровень отмечен у 7%; высокий уровень произвольности отмечен у 50% , средний - 50%; высокий уровень развития коммуникативных навыков отмечен у 62%, средний - 38%.

Таким образом, активное использование развивающих игр и игровых упражнений в образовательной деятельности с дошкольниками позволило сформировать у детей предпосылки учебной деятельности. Воспитанники активны и любознательны, проявляют инициативу и самостоятельность, умеют анализировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно - следственные связи. Дети принимают поставленную перед ними задачу, продумывают и находят не только способы действия для ее решения, но и варианты их выполнения. Дети научились использовать модели и схемы при решении разных игровых и учебных задач.

Воспитанники подчиняют свои действия правилу, умеют взаимодействовать друг с другом.

Все эти достижения помогут детям быть успешными в школе, а процесс учебы и сама школьная жизнь приносила им радость и удовлетворение.

Литература:

Безруких, к школе. . - М.: Дрофа, 2007.

Анищенко, формирования предпосылок учебной деятельности детей // Дошкольное воспитание. Текст. / О. М Анищенко. 1979. - № 5.

Безруких, ли ребенок к школе? Текст. / . М.: Издат. центр Вентана-Граф, 2005.

Давыдов, В. В., Маркова учебной деятельности школьников. Текст. /, . Вопросы психологии. -1981.-№6.

Подготовка детей к школе в детском саду./, Буре P. C. и др. Текст. /Под. ред. , . М.: Педагогика.

Подготовка детей к школе. Текст. /Под ред. A. B. Запорожца, . М.: Просвещение, 1990.

Основными предпосылками учебной деятельности дошкольников являются: наличие у них устойчивых познавательных интересов; овладение общими способами действий; самостоятельное нахождение способов выполнения практических и познавательных задач; контроль способа выполнения собственных действий. Основные компоненты этой деятельности: принятие задачи, выбор путей и средств его осуществления, соблюдения их, контроль, самоконтроль и самопроверка, личностный (мотивационный) компонент; мотивы, побуждающие дошкольников овладеть учебной деятельностью (познавательные интересы).Структура учебной деятельности определяется не только ее компонентами, но и их взаимосвязью, которая придает ей целостный характер.

Развить у старшего дошкольника предпосылки учебной деятельности - это, значит, воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать. Успешность развития предпосылок во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности старших дошкольников.

Обобщение исследований педагогов и психологов позволяет выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению.

♦ Учебная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.

♦ Учебная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку.

♦ Необходимо понимание важности преподносимого материала.

♦ Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.

♦ Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Учебные задания, предлагаемые детям, должны быть трудными, но посильными.

♦ Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную активность.

♦ Учебный материал должен быть ярким и эмоционально окрашенным. Итак, воспитание познавательных интересов - важнейшая составная часть воспитания личности ребенка, его духовного мира. И от того, насколько правильно решен этот вопрос, во многом зависит успешность организации учебной деятельности детей.

Организационно-педагогические условия формирования предпосылок учебной деятельности детей (личностная ориентация на ребенка, приоритет коммуникативно-речевого развития, организация диалогического взаимодействия с детьми и руководство ведущими видами деятельности и общения) обеспечивают психологическую и социальную линии развития ребенка на основе конструирования содержания образования и соответствующих ему технологий реализации в системе «педагог-ребенок», «ребенок-сверстники».

При организации занятий со старшими дошкольниками необходимо обязательно планировать:

Учебные задачи;

Учебные действия;

Контроль;

Отличие учебных задач от практических состоит в том, что основной целью деятельности детей является усвоение общих способов выделения свойств понятий или решения некоторого класса конкретно-практических задач. Именно обращение от результатов деятельности к способам может быть выделено как основная характеристика полноценной учебной деятельности.