Строительство        27.12.2023   

Монотеистическая вера. Какая религия была первой монотеистической? Монотеизм в древнем Израиле

Монотеистическая религия как тип религиозного мировоззрения появилась задолго до начала нашей эры и представляла собой как персонификацию Бога, так и представление и наделение всех сил природы единым сознательным эгрегором. Одни мировые религии наделают Бога личностью и её качествами; другие — всего лишь возвышают центральное божество над остальными. Например, православное христианство — монотеистическая религия, в основе которой лежит образ триединства Бога.

Чтобы пролить свет на столь запутанную систему религиозных верований, требуется рассмотреть сам термин с нескольких аспектов. Здесь следует помнить о том, что все мировые монотеистические религии принадлежат к трём типам. Это авраамические, восточно-азиатские религии и религии Америки. Строго говоря, монотеистической религией не является та, которая основана на функционировании нескольких культов, но имеет центрального бога, возвышающегося над остальными.

Монотеистические религии имеют две теоретические формы — инклюзивную и эксклюзивную. Согласно первой — инклюзивной — теории, Бог может иметь несколько божественных персонификаций при условии их единения в целом центральном эгрегоре. Эксклюзивная теория наделяет образ Бога трансцентентными личностными качествами.

Данная структура подразумевает в себе глубокую неднородность. Например, деизм предполагает уход от дел Божественного Создателя сразу после сотворения мира и поддерживает концепцию невмешательства сверхъестественных сил в ход развития Вселенной; пантеизм подразумевает святость самой Вселенной и отвергает антропоморфные облик и сущность Бога; теизм, наоборот, заключает в себе общую идею существования Творца и активного его участия в мировых процессах.

Учения Древнего Мира

Египетская древняя монотеистическая религия, с одной стороны, представляла собой некое подобие единобожия; с другой стороны, она также состояла из большого количества местных комбинированных культов. Попытка объединить все эти культы под эгидой единого бога, покровительствовавшего фараону и Египту, была предпринята Эхнатоном в 6 веке до нашей эры. После его смерти религиозные верования вернулись в прежнее русло политеизма.

Попытки систематизировать божественный пантеон и привести его к единому личностному образу предпринимались греческими мыслителями Ксефаном и Гесиодом. В «Государстве» Платон ставит целью поиск Абсолютной Истины, властной надо всеми вещами в мире. Позже на основе его трактатов представители эллинистического иудаизма предпринимали попытки синтезировать платонизм и иудаистические представления о Боге. Расцвет идеи о монотеистичности божественной сущности относится к периоду античности.

Монотеизм в иудаизме

С еврейской традиционной точки зрения, первичность монотеизма была разрушена в процессе развития человечества распадом его на множественные культы. Современный иудаизм как монотестическая религия строго отрицает существование каких-либо сверхъестественных сторонних сил, в том числе богов, неподконтрольных Создателю.

Но в своей истории иудаизм не всегда имел такую теологическую основу. И ранние этапы его развития проходили под статусом монолатрии — политеистической веры в возвышение главного бога над второстепенными.

Мировые монотеистические религии, такие как христианство и ислам, свои истоки имеют в иудаизме.

Определение понятия в христианстве

В христианстве господствует ветхозаветная авраамическая теория монотеизма и Бога — как единственного вселенского творца. Однако христианство — монотеистическая религия, основные направления которой вносят в неё идею триединства Бога в трёх проявляениях — ипостасях — Отца, Сына и Святого Духа. Этот догмат Троицы накладывает на трактовку христианства исламом и иудаизмом политеистический или тритеистический характер. Как утверждает само христианство, «монотеистическая религия» как понятие в полной мере отражена в его основной концепции, но сама идея тритеизма не раз выдвигалась богословами, пока не была отвергнута Первым Никейским Собором. Впрочем, среди историков бытует мнение, что в России существовали последователи православных течений, отрицающих триединство Бога, которым покровительствовал сам Иван Третий.

Таким образом, просьбу «объясните понятие монотеистической религии» можно удоволетворить, приведя определение монотеизма как веры в единого Бога, который может иметь в этом мире несколько ипостасей.

Исламские монотеистические воззрения

Ислам строго монотеистичен. Принцип монотеистичности провозглашается в Первом Столпе Веры: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед — пророк Его». Таким образом, аксиома единственности и целостности бога — Таухид — заключена в его фундаментальной теории, и все обряды, ритуалы и религиозные действия призваны показать Единственность и Целостность Бога (Аллаха).

Величайшим грехом в исламе является ширк — приравнивание к Аллаху других божеств и личностей — этот грех непрощаем.

Согласно исламу все великие пророки исповедовали монотеизм.

Специфические особенности бахаи

Данная религия берет свое начало в шиитском исламе, ныне многими исследователями расценивается как самостоятельное течение, однако в самом исламе считается вероотступнической религией, а её последователи на территории мусульманских республик ранее подвергались гонениям.

Название «бахаи» происходит от имени основателя религии Бахауллы («Слава Божья») — Мирзы Хусейна Али, который родился в 1812 году в семье потомков царской персидской династии.

Бахаизм строго монотеистичен. Он утверждает, что все попытки познать Бога будут тщетны и бесполезны. Единственной связью между людьми и Богом являются «Богоявленные» — пророки.

Особенностью бахаи как религиозного учения является открытое признание всех религий истинными, а Бога единым во всех ипостасях.

Индуистический и сикхский монотеизм

Не все мировые монотеистические религии имеют схожие черты. Это обусловлено их различным территориальным, ментальным и даже политическим происхождением. Например, невозможно провести параллель между монотеизмом христианства и индуизма. Индуизм представляет собой огромную систему различных обрядов, верований, местных национальных традиций, философий и теорий, основанных на монотеизме, пантеизме, политеизме и тесно связанных с языковыми диалектами и письмом. На такую широкую религиозную структуру сильно повлияла кастовая стратификация индийского общества. Монотеистические представления индуизма чрезвычайно сложны — все божества объединены в один сонм и созданы Единым Творцом.

Сикхизм, как разновидность индуизма, также утверждает принцип монотеизма в своем постулате «Один Бог для всех», в котором Бог раскрывается аспектами Абсолюта и индивидуальной частицы Бога, живущей в каждом человеке. Физический мир иллюзорен, Бог пребывает во времени.

Китайская система теологических мировоззрений

Начиная с 1766 года до нашей эры традиционным мировоззрением китайских императорских династий становится почитание Шан-Ди — «верховного предка», «Бога» — или неба как самой могущественной силы (Тань). Таким образом, китайская древняя система мировоззрений — это своего рода первая монотеистическая религия человечества, существовашая раньше буддизма, христианства и ислама. Бог здесь персонифицировался, но не приобретал телесной формы, что равняет Шан-Ди с моизмом. Однако эта религия не является монотеистической в полном смысле — в каждой местности существовал свой пантеон малых земных божеств, определяющих особенности материального мира.

Таким образом, на просьбу «объясните понятие «монотеистическая религия» можно сказать, что такой религии свойственен монизм — внешний мир майя является всего лишь иллюзией, а Бог заполняет всё течение времени.

Единый Бог в зороастризме

Зороастризм никогда не утверждал идею чёткого единобожия, балансируя между дуализмом и монотеизмом. По его учению, распространившемуся в первом тысячелении до нашей эры по Ирану, верховным единым божеством является Ахура Мазда. В противовес ему существует и действует Ангра-Майнью — бог смерти и мрака. Каждый человек должен разжечь в себе огонь Ахура Мазды и изничтожить Ангра-Майнью.

Зороастризм оказал заметное влияние на развитие идей авраамических религий.

Америка. Монотеизм инков

Наблюдается тенденция монотеинизации религиозных верований народов Анд, где происходит процесс объединения всех божеств в образ бога Викарочи, например, сближение самого Викарочи, создателя мира, с Пача-Камаком, создателем людей.

Таким образом, составляя примерное объяснение в ответ на просьбу «объясните понятие монотеистическая религия», следует упомянуть, что в некоторых религиозных системах боги, имеющие схожие функции, со временем сливаются в один образ.

- 39.37 Кб

1.Введение ………………………………………………… ………………………………………….. 3

2.Иудаизм …………………………………………………… ………………………………………. 4

3.Ислам ………………………………………………………… …………………………………. 6

4.Христианство ……………………………………… …………………………………………… 8

5.Бахаи ………………………………………………………… …………………………………. 9

6.Зороастризм ………………………………………… ………………………………………… 10

7.Список литературы ………………………………………………… ………………………… 12


Введение

Монотеизм - «единобожие» - религиозное представление и учение о Едином Боге (в противоположность языческому многобожию, политеизму ). Обычно монотеизм также противопоставляется пантеизму . В монотеизме Бог обычно персонифицируется, то есть является определённой «личностью». К монотеистическим религиям относятся, в числе других, иудаизм , ислам и христианство (при условии, что тройственность Бога не ставит под вопрос его Единство). Древнейшей монотеистической религией, сохранившейся до настоящего времени, является зороастризм .

Родоначальником наиболее распространенных на сегодняшний момент монотеистических религий - христианства и ислама - является иудаизм, вследствие чего в этих религия х существует много сходных верований и традиций, в том числе: представление о Боге как мужественной сущности, вера в существование бестелесной сущности (т. н. «духа») после смерти человека, прощение (по несвязанным историческим причинам), прямое общение с Божеством путём мыслей (молитв ), исключительно мужской пол проповедников, наличие священного постулата, наличие реального (или реалистичного) предмета поклонения в прошлом.

К монотеистическим религиям помимо 2-х наиболее распространённых можно также отнести: Бахаи и Зороастризм . Далее я бы хотел рассмотреть все эти религии немного более подробно.

1.Иудаизм

Возникновение иудаизма было революционным шагом в развитии культуры человечества, т.к. он был первой монотеистической религией. Вообще-то нет ничего удивительного в том, что монотеистическая религия сложилась в ближневосточной зоне, где ранее всего появились древнейшие очаги цивилизации и где еще в III тысячелетии до н. э. сформировались достаточно развитые первые религиозные системы. Неудивительно и то, что именно здесь, где существовали древнейшие в истории централизованные деспотии, в первую очередь Египет, сама идея абсолютной власти и высшего суверенитета обожествленного правителя могла привести к монотеизму. Важно, однако, заметить, что эту связь не следует воспринимать упрощенно. Конечно, подданные египетского фараона вполне определенно видели в своем повелителе высший божественный символ, олицетворявший всю их разросшуюся этнокультурную и социально-политическую общность. Такая исключительная в своем роде концентрация земной власти могла привести к мысли, что и на небесах, т. е. в мире сверхъестественных сил, структура власти являла собой нечто подобное. Именно такие предположения должны были способствовать вызреванию идеи монотеизма. Три основоположника иудаизма - это Авраам, его сын Ицхак и сын Ицхака Иаков.

Бог является Аврааму и приказывает: "Уйди из страны твоей от родни твоей и от родного дома отца твоего в страну, которую Я укажу тебе. И Я сделаю тебя народом великим..."(12:1 - 2). Тора нигде не объясняет, почему Бог избрал для этой миссии Авраама. Но еврейская традиция объясняет это тем, что он был первым монотеистом со времён Ноаха (Ноя). Бог ясно дал понять, что ожидает от Авраама и его потомков великих дел: "Авраам ведь должен стать народом великим и могучим, и им благословятся все народы земли. Ибо я избрал его, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя соблюдать путь Господень, творя добро и правосудие" (18:18 - 19).

Наследием Авраама и стал монотеизм - вера в то, что для человечества существует единый Бог и, что его главная забота - чтобы люди вели себя нравственно. Ицхак - сын Авраама и его жены Сары. Был его приемником и передал веру свою и своего отца последующим поколениям. Иаков - сын Ицхака и Ривки. У него было 12 сыновей (от которых происходят все евреи) и одна дочь. Позднее, уже после покорения Кнаана, земля Израиля делится между 12 коленами - племенами, родоначальниками которых стали сыновья Иакова. В глазах евреев патриархи - не отдалённые и смутные исторические фигуры, но часть их повседневной религиозной жизни.

Иудаизм это религия, которая оказала большое влияние на формирование христианства. Иудаизм - религиозная система, возникшая на территории Палестины на рубеже II - I тысячелетия до н.э. Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, который был самым многочисленным среди всех 12 еврейских племен («двенадцать колен израилевых»), а в конце XI века до н.э. стал господствующим племенем, поскольку в этот момент во главе сформировавшегося Израильско- иудейского государства стал выходец из этого племени царь Давид.

Иудаизм называют национальной религией евреев, его формирование началось задолго до XIII века, когда их кочевые племена вторглись на территорию Палестины. Первоначально верования, ритуалы и обряды еврейских племен мало чем отличались от верований других народов, находящихся на аналогичной стадии развития. Это тотемистические, анимистические, магические верования и обряды. Религиозно-культовая система того времени носила ярко выраженный политеистический характер и, лишь начиная с XIII века до н.э., после вторжения еврейских племен на территорию Палестины и формирования там еврейского государства, начинает складываться иудаизм как монотеистическая религия. У еврейского народа Богом становится бог Яхве (Иегова).

Особенностью учения иудаизма является то, что в его основе лежат две противоречивых идеи: национального избранничества и универсализма. Именно учение о богоизбранности еврейского народа стало основным препятствием для распространения иудаизма среди других народов, этнически не связанных с евреями, хотя принятия иудаизма отдельными людьми, этническими группами и даже целыми народами имели место в истории. Универсальный характер учения иудаизма проявляется прежде всего в представлении о единстве, универсальности и всемогуществе Бога, творца и источника всего сущего. Бог бестелесен и не имеет зримого образа, хотя человек создан Богом по его образу и подобию. Идея Единого Бога выражена в иудейском символе веры "Шема", которым начинаются богослужения: "Слушай Израиль! Господь наш Бог, Господь один!". В иудаизме сложился обычай не употреблять в обиходной речи имени Бога, заменяя его словом "Адонай" ("Владыка", "Господь"). Закрепляя это правило, хранители священных текстов ставили к согласным буквам слова "Яхве" знаки огласовки для слова "Адонай". Из этого соединения возникла широко распространенная транскрипция "Иегова" - искаженная форма имени "Яхве". Все религиозные надежды и желания, все помыслы устремлены на посюсторонный мир, потустороннее существование не является ожидаемым: земная жизнь важна сама по себе, а не как преддверие будущей “настоящей” жизни. Соблюдай Закон, “чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо тебе было”. Сообщество “народ Израиля” во все времена есть культовое сообщество, в центре которого стоит отдельный индивид, продление жизни которого на земле составляет главную задачу всех членов этого сообщества. Идеи о бессмертии души, о загробной жизни и грядущеем воскресении мертвых в Торе непосредственно не отражены и имеют в иудаизме более позднее происхождение. Также иудаизм верит, что цель существования евреев - не больше не меньше чем «совершенствовать мир под управлением Бога» (из молитвы «Алейну»). В еврейских учениях оба пункта - этическое совершенство мира и царство Божие - одинаково важны. Люди должны принести всему человечеству знание о Боге, чье первое требование состоит в нравственном поведение. Все, кто в это верит, - этические монотеисты и естественные союзники религиозных обычаев.

2. Ислам

Ислам - одна из мировых религий . Ислам - монотеистическая религия , вместе с иудаизмом и христианством входит в группу авраами́ческих рели́гий . Слово "Ислям" на арабском языке являеется однокоренным слову "Салям" - мир и является эквивалентом слову "Шалом" на иврите. Ислам зародился среди арабских племен Западной Аравии в начале 7 века. Основателем Ислама считается пророк Мухаммад (ок. 570-632) из племени Курайш, начавший проповедовать его в Мекке в 7 веке н.э. Ислам в своей концепции представляет себя как единую религию одного Единого Бога, Который создал все сущее, а также первого человека - Адама, и посылал на Землю Своих пророков, одного за другим, чтобы они призывали свои народы к единобожию и остерегали их от поклонения кому либо кроме Единого Бога (араб. "Аллаха"). Ислам признаёт Мухаммада поcледним (но не единственным) пророком , посланником Аллаха для всего человечества. Помимо Мухаммада ислам признает всех предыдущих пророков от Адама , вплоть до Мусы (Моисея ) и Исы (Иисуса ).

Главными направлениями ислама считаются суннизм и шиизм. Отличие между этими двумя ветвями, которое ле-жит на поверхности, определяется тем, что шиизм не при-знает Сунну -- "священное предание" (сборник рассказов с жизни и деятельности Мухаммеда). На самом деле «шиизм» признает Сунну, но только основанную на рассказах чле-нов семьи Мухаммеда, тогда как суннизм признает и свидетельства сподвижников пророка. Кроме Сунны, шииты имеют и свое священное предание -- ахбар. В шиизме сильно развит культ святых мучеников, среди которых особым почитанием пользуется второй сын халифа Али -- Хусейн. Одним из важнейших положений шиизма является вера в "скрытого имама", который должен появиться вновь и ус-тановить на земле царство божье. Как и сунниты, шииты признают Коран божественным откровением, однако допус-кают иносказательное толкование текста этой книги. Местом паломничества шиитов являются иракские города Эннадясаф и Кербела, где, согласно преданию, погребены халиф Али и его сын Хусейн.

В шиизме также существуют свои направления: зендиты, исмаилиты, карматы, друзы, нусайриты. Суннизм не дал большого числа сект, но зато он подразделяется на четыре богословско-юридических толка. Все они считаются достаточно правоверными, и каждый мусульманин может принадлежать к любому из них, по своему усмотрению. Тол-ки отличаются друг от друга по практикуемому ритуалу и методу толкования Корана. Маликитский толк отличается консерватизмом, ханифитский более либерален, шафиитский допускает сравнительно свободное толкование Корана и критический анализ предания. Хенбалитский толк объединяет наиболее фанатичную часть верующих. В недрах хенбалитского толка сложился ваххабизм -- протестантское движение в суннизме, возникшее в конце XVIII века в тесной связи с борьбой арабов против турецкого ига. Ваххабиты считают, что между богом и людьми не должно быть никаких посредников, и поэтому отвергают духовенство. "аххабизм запрещает курить табак, пить кофе, носить белковые одежды, драгоценности. Борясь за строгое единообожие и резко выступая против культа святых, секта отказалась от культа Мухаммеда. В настоящее время ваххабизм является одной из активных сил ислама и борется за полное воплощение в реальной жизни принципов мусульманства, относящихся к правовому и этическому регулированию и отраженных в Коране.

Коран -- это священная книга всех мусульман, она служит основой для религиозного и гражданского законода-тельства. Название этой книги происходит от слова "каранай", что в переводе с арабского означает "читай". Согласно мусульманской мифологии, она была передана Аллахом пророку Мухаммеду через архангела Джабраила. В окончательной редакции Коран был составлен и утвержден при халифе Османе (644--656 гг.). По преданию, Мухаммед не записывал свои изречения и проповеди. Некоторые поучения были якобы записаны его учениками на пальмовых листьях, пергаменте, костях и т. д. Затем они были собраны вместе без всякого плана и систематизации и переписаны в одну книгу. Первые попытки собрать воедино все высказы-вания Мухаммеда были предприняты еще при первом халифе Абу-Бекре (632--634 гг.). При халифе Османе была создана специальная редакционная комиссия, которая составила Коран. Все другие сборники проповедей Мухаммеда, в том числе даже собранные сподвижниками пророка, но не одобренные халифом, были сожжены.

Коран разделен на 114 глав (сур). Каждая сура состоит из стихов, или аятов ("аят" -- "знамение", "чудо"). Около половины глав Корана получили свое название в соответствии с первым словом, с которого они начинаются, хотя слово это, как правило, не относится к вопросу, трактуемому в главе. Подобно всякой другой религиозной книге, Коран представляет собой собрание законов, установлений и традиций, а также изложение различных мифических сказаний, в том числе и заимствованных из других рели-гий, легенд и преданий арабского народа, которые в той или иной мере отражают социально-экономические отношения, существовавшие на Аравийском полуострове в VI --VII веках нашей эры.

Описание работы

Монотеизм - «единобожие» - религиозное представление и учение о Едином Боге (в противоположность языческому многобожию, политеизму). Обычно монотеизм также противопоставляется пантеизму. В монотеизме Бог обычно персонифицируется, то есть является определённой «личностью». К монотеистическим религиям относятся, в числе других, иудаизм, ислам и христианство (при условии, что тройственность Бога не ставит под вопрос его Единство). Древнейшей монотеистической религией, сохранившейся до настоящего времени, является зороастризм.

Содержание

1.Введение …………………………………………………………………………………………….. 3
2.Иудаизм ……………………………………………………………………………………………. 4
3.Ислам ……………………………………………………………………………………………. 6
4.Христианство …………………………………………………………………………………… 8
5.Бахаи ……………………………………………………………………………………………. 9
6.Зороастризм …………………………………………………………………………………… 10
7.Список литературы …………………………………………………………………………… 12

Его единство).

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

МОНОТЕИЗМ

(от греч. monos – единственный и theos – Бог)

учение о едином персонифицированном Боге. Монотеистическими в строгом смысле являются иудейская и ислам, а в широком смысле также и христианство (см. Троица).

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

МОНОТЕИЗМ

(от греч. μόνος – единый, ϑεός – ) – религ. верования, почитание единого бога, единобожие, в отличие от политеизма – многобожия. К монотеистич. религиям обычно относят христианство, иудаизм и ислам. Понятно М. условно и относительно, т.к. по существу ни одна из религий не является последовательно монотеистической: в христианстве, напр., наряду с культом единого бога существует бога и сатаны, ангелов, святых, бесов и т.д.

В религиеведческом плане монотеизм - одна из форм религии, наиболее полно воплощенная в иудаизме, христианстве, исламе; отчетливо проявляющаяся в зороастризме, а также в некоторых разновидностях индуизма (особенно в Новое ). Монотеистические религии - это религии, имеющие основателей. Для них принципиальное имеет в то, что они конституированы на основе божественного откровения. Откровение носит профетическую форму Понятие “монотеизм” тем или иным образом соотносится с понятиями “политеизм”, “монолатрия” и “генотеизм”. “Политеизм” - признание существования многих, в той или иной степени независимых друг от друга богов. “Монолатрия” означает почитание какого-то одного бога, не сопровождающееся отрицанием существования других богов. “Генотеизм” предполагает фактическое почитание одного бога, что не исключает существования других богов. Некоторые религиеведческие теории исходили из тезиса о том, что монотеизм как вера в одного высшего Бога являлся первоначальной формой и истоком различных религий. К числу наиболее известных относится “прамонотеизма” В. Шмидта. Другие теории провозглашали монотеизм завершением эволюции религиозной жизни человечества. Подобные теории не находят убедительного подтверждения в многообразном религиозно-историческом материале.

Как теологическое и как философское понятие “монотеизм” в содержательном плане по существу совпадает с понятием “теизм”, впервые встречается у кембриджского платоника Г. Мора. “Теизм” поначалу обозначал противоположное “атеизму” и равнозначное “деизму”. Лишь постепенно оформлялось понятийное между “теизмом” и “деизмом”, суть которого выразил уже И. Кант: “Деист верит в одного Бога, а теист - в одного живого Бога”. Определенную новацию в рассмотрение монотеизма внес Г. В. Ф. Гегель, у которого впервые монотеизм противопоставляется не политеизму, а пантеизму. Г. Коген увязал всемирно-историческое значение иудаизма с оформлением монотеизма. В понятии “теизм” Бог концептуализируется как абсолютная, трансцендентная по отношению к миру духовно-личностная , выступающая в качестве безусловного творящего источника всего небожественного сущего и сохраняющая действенное присутствие в мире. “Теизм”, однако, получает свою спецификацию в каждой из религий, относимых к монотеистическим.

Ю. А. Кимелев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "МОНОТЕИЗМ" в других словарях:

    Монотеизм … Орфографический словарь-справочник

    - (греч., от monos один, Theos Бог). Доктрина, признающая единого Бога. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОНОТЕИЗМ [Словарь иностранных слов русского языка

    Религия, единобожие. Ant. многобожие Словарь русских синонимов. монотеизм см. единобожие Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

    МОНОТЕИЗМ см. ПОЛИТЕИЗМ и МОНОТЕИЗМ, ТЕИЗМ, БОГ. ПОЛИТЕИЗМ И МОНОТЕИЗМ (греч. poly много, гао nos один, theos Бог) религиозное учение и представление о многобожии и единобожии, поклонение многим или одному Богу. П. возникает в период… … Новейший философский словарь

    монотеизм - а, м. monothéisme m. Форма религиозного верования, признающая только одно божество; единобожие (противопол. политеизм). БАС 1. По той же причине они <смерды> так охотно прилепились к многобожию: оно казалось им более сподручным, чем… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от моно... и греческого theos бог) (единобожие), система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге. К монотеистическим религиям относятся иудаизм, христианство и ислам … Современная энциклопедия

    - (от моно... и греч. theos бог) (единобожие) система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге. В богословской литературе к монотеистическим религиям относят иудаизм, христианство и ислам … Большой Энциклопедический словарь

    - [тэ], монотеизма, мн. нет, муж. (от греч. monos один и theos бог) (научн.). Единобожие; ант. политеизм. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    - [тэ ], а, муж. (спец.). Вера в одно единственное божество, в единого бога, единобожие; противоп. политеизм. | прил. монотеистический, ая, ое. Монотеистические религии (иудаизм, христианство, ислам). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

    - (от monos единый и deos Бог) вера и поклонение единомуБогу. М., как религиозная форма, противоположен политеизму; какфилософское учение, он отличается не только от политеизма, но и отпантеизма, деизма и теизма. Религиозный М. в совершенной форме… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Религии Северного Кавказа. Монотеизм. Политеизм. Пантеизм , Николай Лысенко , Данная монография охватывает все значительные вероисповедания Северного Кавказа. Влияние мировых религий и языческих культов наиболее ярко проявилось в западнойчасти региона. Именно здесь… Категория: Религиоведение. История религий Издатель:

Монотеистическая религия как тип появилась задолго до начала нашей эры и представляла собой как персонификацию Бога, так и представление и наделение всех сил природы единым сознательным эгрегором. Одни наделают Бога личностью и её качествами; другие - всего лишь возвышают центральное божество над остальными. Например, православное христианство - монотеистическая религия, в основе которой лежит образ

Чтобы пролить свет на столь запутанную систему требуется рассмотреть сам термин с нескольких аспектов. Здесь следует помнить о том, что все мировые монотеистические религии принадлежат к трём типам. Это авраамические, восточно-азиатские религии и религии Америки. Строго говоря, монотеистической религией не является та, которая основана на функционировании нескольких культов, но имеет центрального бога, возвышающегося над остальными.

Представления о единственности Бога

Монотеистические религии имеют две теоретические формы - инклюзивную и эксклюзивную. Согласно первой - инклюзивной - теории, Бог может иметь несколько божественных персонификаций при условии их единения в целом центральном эгрегоре. Эксклюзивная теория наделяет образ Бога трансцентентными личностными качествами.

Данная структура подразумевает в себе глубокую неднородность. Например, деизм предполагает уход от дел Божественного Создателя сразу после сотворения мира и поддерживает концепцию невмешательства сверхъестественных сил в ход развития Вселенной; пантеизм подразумевает святость самой Вселенной и отвергает антропоморфные облик и сущность Бога; теизм, наоборот, заключает в себе общую идею существования Творца и активного его участия в мировых процессах.

Учения Древнего Мира

Египетская древняя монотеистическая религия, с одной стороны, представляла собой некое подобие единобожия; с другой стороны, она также состояла из большого количества местных комбинированных культов. Попытка объединить все эти культы под эгидой единого бога, покровительствовавшего фараону и Египту, была предпринята Эхнатоном в 6 веке до нашей эры. После его смерти религиозные верования вернулись в прежнее русло политеизма.

Попытки систематизировать божественный пантеон и привести его к единому личностному образу предпринимались греческими мыслителями Ксефаном и Гесиодом. В "Государстве" Платон ставит целью поиск Абсолютной Истины, властной надо всеми вещами в мире. Позже на основе его трактатов представители эллинистического иудаизма предпринимали попытки синтезировать платонизм и иудаистические представления о Боге. Расцвет идеи о монотеистичности божественной сущности относится к периоду античности.

Монотеизм в иудаизме

С еврейской традиционной точки зрения, первичность монотеизма была разрушена в процессе развития человечества распадом его на множественные культы. Современный иудаизм как монотестическая религия строго отрицает существование каких-либо сверхъестественных сторонних сил, в том числе богов, неподконтрольных Создателю.

Но в своей истории иудаизм не всегда имел такую теологическую основу. И ранние этапы его развития проходили под статусом монолатрии - политеистической веры в возвышение главного бога над второстепенными.

Мировые монотеистические религии, такие как христианство и ислам, свои истоки имеют в иудаизме.

Определение понятия в христианстве

В христианстве господствует ветхозаветная авраамическая теория монотеизма и Бога - как единственного вселенского творца. Однако христианство - монотеистическая религия, основные направления которой вносят в неё идею триединства Бога в трёх проявляениях - ипостасях - Отца, Сына и Святого Духа. Этот догмат Троицы накладывает на трактовку христианства исламом и иудаизмом политеистический или тритеистический характер. Как утверждает само христианство, "монотеистическая религия" как понятие в полной мере отражена в его основной концепции, но сама идея тритеизма не раз выдвигалась богословами, пока не была отвергнута Первым Впрочем, среди историков бытует мнение, что в России существовали последователи православных течений, отрицающих триединство Бога, которым покровительствовал сам Иван Третий.

Таким образом, просьбу "объясните понятие монотеистической религии" можно удоволетворить, приведя определение монотеизма как веры в единого Бога, который может иметь в этом мире несколько ипостасей.

Исламские монотеистические воззрения

Ислам строго монотеистичен. Принцип монотеистичности провозглашается в Первом Столпе Веры: "Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед — пророк Его". Таким образом, аксиома единственности и целостности бога - Таухид - заключена в его фундаментальной теории, и все обряды, ритуалы и религиозные действия призваны показать Единственность и Целостность Бога (Аллаха).

Величайшим грехом в исламе является ширк - приравнивание к Аллаху других божеств и личностей - этот грех непрощаем.

Согласно исламу все великие пророки исповедовали монотеизм.

Специфические особенности бахаи

Данная религия берет свое начало в шиитском исламе, ныне многими исследователями расценивается как самостоятельное течение, однако в самом исламе считается вероотступнической религией, а её последователи на территории мусульманских республик ранее подвергались гонениям.

Название "бахаи" происходит от имени основателя религии Бахауллы («Слава Божья») - Мирзы Хусейна Али, который родился в 1812 году в семье потомков царской персидской династии.

Бахаизм строго монотеистичен. Он утверждает, что все попытки познать Бога будут тщетны и бесполезны. Единственной связью между людьми и Богом являются "Богоявленные" - пророки.

Особенностью бахаи как религиозного учения является открытое признание всех религий истинными, а Бога единым во всех ипостасях.

Индуистический и сикхский монотеизм

Не все мировые монотеистические религии имеют схожие черты. Это обусловлено их различным территориальным, ментальным и даже политическим происхождением. Например, невозможно провести параллель между монотеизмом христианства и индуизма. Индуизм представляет собой огромную систему различных обрядов, верований, местных национальных традиций, философий и теорий, основанных на монотеизме, пантеизме, политеизме и тесно связанных с языковыми диалектами и письмом. На такую широкую религиозную структуру сильно повлияла кастовая стратификация индийского общества. Монотеистические представления индуизма чрезвычайно сложны - все божества объединены в один сонм и созданы Единым Творцом.

Сикхизм, как разновидность индуизма, также утверждает принцип монотеизма в своем постулате «Один Бог для всех», в котором Бог раскрывается аспектами Абсолюта и индивидуальной частицы Бога, живущей в каждом человеке. Физический мир иллюзорен, Бог пребывает во времени.

Китайская система теологических мировоззрений

Начиная с 1766 года традиционным мировоззрением китайских императорских династий становится почитание Шан-Ди - "верховного предка", "Бога" - или неба как самой могущественной силы (Тань). Таким образом, китайская древняя система мировоззрений - это своего рода первая монотеистическая религия человечества, существовашая раньше буддизма, христианства и ислама. Бог здесь персонифицировался, но не приобретал телесной формы, что равняет Шан-Ди с моизмом. Однако эта религия не является монотеистической в полном смысле - в каждой местности существовал свой пантеон малых земных божеств, определяющих особенности материального мира.

Таким образом, на просьбу "объясните понятие "монотеистическая религия" можно сказать, свойственен монизм - внешний мир майя является всего лишь иллюзией, а Бог заполняет всё течение времени.

Единый Бог в зороастризме

Зороастризм никогда не утверждал идею чёткого единобожия, балансируя между дуализмом и монотеизмом. По его учению, распространившемуся в первом тысячелении до нашей эры по Ирану, верховным единым божеством является Ахура Мазда. В противовес ему существует и действует Ангра-Майнью - и мрака. Каждый человек должен разжечь в себе огонь Ахура Мазды и изничтожить Ангра-Майнью.

Зороастризм оказал заметное влияние на развитие идей авраамических религий.

Америка. Монотеизм инков

Наблюдается тенденция монотеинизации религиозных верований народов Анд, где происходит процесс объединения всех божеств в образ бога Викарочи, например, сближение самого Викарочи, создателя мира, с Пача-Камаком, создателем людей.

Таким образом, составляя примерное объяснение в ответ на просьбу "объясните понятие монотеистическая религия", следует упомянуть, что в некоторых религиозных системах боги, имеющие схожие функции, со временем сливаются в один образ.

Религии мира: опыт запредельного Торчинов Евгений Алексеевич

Монотеизм

Монотеизм

Все три библейские религии представляют собой ярко выраженные монотеистические системы, причем интересным является и то, что все они базируются на почитании единого Бога, и то, что именно они в наиболее чистом виде выражают идею теизма, то есть представления о Боге как едином и единственном абсолютном и трансцендентном личностном (или сверхличностном) начале, Творце и Промыслителе всей вселенной, управляющем ею актами своей воли. Именно в библейских религиях теизм дан совершенно отчетливо и определенно. Мы уже видели, что большинство религий Востока или совсем обходятся без доктрины Бога (даосизм, буддизм, джайнизм), либо знают безличный и неопределимый Абсолют (адвайта-веданта). Даже те религиозные учения Востока, которые на первый взгляд кажутся теистическими, если в действительности и являются таковыми, то их теизм гораздо менее последователен и четок, чем теизм библейских религий. Например, индуистскому вишнуизму присущ ряд теистических черт. Однако, во-первых, он склонен вступать в компромисс с древним политеизмом (хотя бы на уровне символизма и языка описания), рассматривая иные божества в качестве гипостазированных сил, аспектов и проявлений Бога (Ишвары) и допуская, особенно на экзотерическом, народном, уровне их культы наряду с культом Единого; и во-вторых, теория творения в индуизме не носит строго теистического характера, что очень хорошо видно при сопоставлении с догматом creatio ex nihilo (творения из ничего) библейских религий: если Бог библейского откровения творит сущее «из ничего», то Вишну (Брахман теистической веданты) производит мир из себя самого, как бы трансформируется (паринама) частично в мир. И руководит этим миром не непостижимая Божья воля, а вполне постижимый и даже рациональный Закон кармы. Таким образом, библейские религии в своем теистическом абсолютизме стоят как бы особняком среди религий мира, являются своеобразным исключением, даже парадоксом, если угодно, и только их широчайшее распространение по всем континентам (христианизация Европы, Америки, Австралии, значительной части Африки, распространение ислама по просторам Евразии и повсеместность исповедующей иудаизм иудейской диаспоры), а также наша собственная принадлежность к основанной на мировосприятии этих религий культурно-цивилизационной целостности создает иллюзию как бы самоочевидности их религиозной парадигмы, ставшей в трудах европейских религиоведов (особенно прошлого века) парадигмой религиозности как таковой.

Интересно, что как только русские религиозные мыслители рубежа веков (прежде всего Вл. С. Соловьев) заговорили о всеединстве, одновременной трансцендентности и имманентности Бога, они сразу же отошли от библейского паттерна и приблизились к индоевропейским концепциям Бога типа Рамануджи и Мадхвы. Не случайно и хорошо известное увлечение Вл. С. Соловьева гностицизмом как эллинистической реакцией на библейскую парадигму; русский мыслитель, штудировавший литературу о «лжеименном гносисе» в Британском музее, даже говорил, что в этих текстах больше мудрости, чем во всей новоевропейской философии. Объясним и его интерес к каббале как своеобразному иудаистскому гностицизму.

Любопытно также, что и гностический акосмизм и имперсонализм, и всеединство русской религиозной философии с ее космизмом, но космизмом, окрашенным в гностические тона, сформировались в рамках христианства: последнее в силу чрезвычайной сложности своего генезиса, вовлекшего не только традиционные и основополагающие иудейские, но и эллинистические и эллинские формообразующие идеи, отошло дальше ближневосточного иудаизма и ислама от базовой библейско-монотеистической доктрины. Об этом ярко свидетельствует уже тринитаризм христианства: Бог есть и Единица, и Троица. H. А. Бердяев по этому поводу говорит даже еще определеннее: христианство не монотеистическая, а тринитарная религия.

И вместе с тем монотеизм нельзя считать принципом, изначально заданным в библейской религии и библейском тексте. Труды критиков Библии полны перечислениями мест этой Книги, сохранивших следы исходного политеизма, а Дж. Фрэзер в своем знаменитом труде «Фольклор в Ветхом Завете» (рус. пер.: М., 1985) уделил особое внимание тем аспектам Библии, которые репрезентируют хорошо известные «языческие» архетипы мировосприятия. Читая некоторые фрагменты Книги Бытия, невозможно отделаться от ощущения, что Бог Авраама отнюдь не отрицает существования других богов, но запрещает Аврааму «и семени его» почитать их, поскольку именно он, а не другое божество, избрал Авраама и его потомков и взял на себя обязательство быть их покровителем. В конце концов, в пользу этой интерпретации говорит уже сама формула «Бог Авраама, Исаака и Иакова», подразумевающая, что y какого-нибудь вавилонца Бэроса или египтянина Потифара может быть другой бог.

Более того, благодаря находкам в Элефантине (рубеж Верхнего Египта и Нубии), относящимся уже к V в. н. э., мы знаем, что местная еврейская община (проживавшая в тех местах с незапамятных пор) продолжала и в первые века нашей эры помимо Вседержителя Яхве почитать и других богов и богинь переднеазиатского (но не египетского!) происхождения, что свидетельствует о древности и даже архаичности подобного подхода. Чистый же монотеизм в его классической библейской форме начинает преобладать (хотя как тенденция он существовал и раньше) со времен пророков и религиозных реформ позднеиудейских царей Езекии и Иосии, а особенно с периода, последовавшего за возвращением из вавилонского пленения и строительством второго храма. О причине этого религиозного переворота мы будем говорить ниже. Пока же обратим внимание на фигуры пророков, то есть лиц, опиравшихся в своей проповеди не на общинный, а на свой собственный внутренний религиозный опыт. Специальное исследование этого вопроса в психологической парадигме (выходящее за пределы целей и задач настоящего труда) может, вероятно, выявить связь монотеистической идеи с определенными типами трансперсонального опыта и, следовательно, его психологическое происхождение.

С идеей монотеизма тесно связаны как представление о полной трансцендентности, надмирности Бога, так и креационизм библейской традиции, то есть разработанная доктрина о творении Богом мира «из ничего», о чем мы уже упоминали выше. Бог творит все сущее для блага человека, моделирует его по человеческой мерке (не здесь ли находятся наиболее архаические истоки современного антропного принципа новейших космологии?), но и сам человек оказывается в конечном итоге результатом божественного самомоделирования – образом и подобием Бога. Именно для библейских религий характерно поэтому не только резкое противопоставление человека и животных, отсутствующее в индуизме, буддизме и даосизме (в форме «человек – природа»), но и разработка представления о принципиальной разноприродности (ино-природности) Бога и мира как Творца и твари. В результате в христианстве даже формируются понятия «тварность» и «нетварное», закрепляющие идею иноприродности и разноплановости Бога и мира, между которыми пропасть, для преодоления которой нужна жертва Христа, ипостаси Творца, ставшей творением и не переставшей быть Творцом.

Из книги Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир автора Кураев Андрей Вячеславович

ПОЛИТЕИЗМ, ПАНТЕИЗМ И МОНОТЕИЗМ Наверно, не нужно доказывать, что во всем многообразии религиозных учений и практик человечества те традиции, которые пришли к знанию о Едином Первоначале, сделали шаг к более высокому мировоззрению, чем те народы и культуры, что остались

Из книги Шесть систем индийской философии автора Мюллер Макс

Из книги Гностицизм. (Гностическая религия) автора Йонас Ганс

Солярный монотеизм. В первичной форме культы небес, солнца и луны занимают естественно высокое положение вместе с остальными небесными светилами, в особенности с пятью другими планетами и двенадцатью знаками Зодиака, добавляемыми в различных ролях. Иерархия, таким

Из книги Религии мира: опыт запредельного автора Торчинов Евгений Алексеевич

Монотеизм Все три библейские религии представляют собой ярко выраженные монотеистические системы, причем интересным является и то, что все они базируются на почитании единого Бога, и то, что именно они в наиболее чистом виде выражают идею теизма, то есть представления о

Из книги Революция пророков автора Джемаль Гейдар

Монотеизм пророков - «абсолютное оружие» мужского духа 14.Все это подводит нас к вопросу: как адекватно проявляется мужское недоверие к постмодернизму, который кажется ускользающим от прямой конфронтации безликим и безлимитным Протеем? Постмодернизм оспаривает любое

Из книги Что на самом деле сказал апостол Павел автора Райт Том

Иудейский монотеизм I века Иудейский монотеизм интересующей нас эпохи был далек от стремления проникнуть в сокровенное бытие единого истинного Бога, равно как и от попыток нумерологически описать, каков Бог, так сказать, изнутри. Его основные положения в тогдашнем

Из книги Религии мира автора Хардинг Дуглас

Экваториальный монотеизм Вот мы и подошли к исламу, религии пророка Мухаммеда и его мусульманских последователей. Это самая последняя и одна из самых «успешных» великих религий мира. Она распространилась от места своего зарождения в Аравии по северной половине Африки,

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

МОНОТЕИЗМ (от греч. mТnoj - один, ?eТj - Бог) БИБЛЕЙСКИЙ, учение Свящ. Писания об абсолютном единстве личного, сверхприродного Божества, Творца и Промыслителя.Первобытный М. В Библии нет определ. указания на М. как первонач. форму религии, но это может быть выведено из

Из книги Зоофизика религий автора Розов Александр Александрович

ЭТИЧЕСКИЙ МОНОТЕИЗМ учение, к–рое исповедует веру в единого Бога (см. ст. Монотеизм) и ставит на первое место в служении Ему неритуалы, а нравств. заповеди. Зачатки Э.м. содержатся еще в религии *патриархов (Быт 17:1), а первое ясное выражение он получает в *этическом Декалоге

Из книги Удар Русских Богов автора Истархов Владимир Алексеевич

Из книги Эволюция бога [Бог глазами Библии, Корана и науки] автора Райт Роберт

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Истинный монотеизм Тем временем в Египте один бог подошел к универсалистскому монотеизму еще ближе, чем Мардук. Его история свидетельствует о том, насколько разными могут быть пути к монотеизму.Стремление Мардука стать единственным истинным богом осуществлялось с

Из книги Иисус. Тайна рождения Сына Человеческого [сборник] автора Коннер Джекоб

Но монотеизм ли это? Я говорю о появлении «монотеистического побуждения», а не собственно монотеизма не без причины. В текстах времен пленения среди монотеистических возгласов порой попадаются отнюдь не столь монотеистические. Например, Второисайя описывает падение

Из книги автора

Монотеизм как философия Греки также могли подкармливать израильский монотеизм на менее политическом и более умозрительном уровне. Задолго до того как Александр Македонский завоевал Палестину, у греческих мыслителей возникали монотеистические гипотезы. И хотя