Печь        14.12.2023   

Искусство францисканское и доминиканское. Монашеские ордена Цели создания монашеских орденов

В 530 году от Рождества Христова в Монтекассино, к югу от Рима, Бенедикт из Нурсии основал старейший западноевропейский католический монашеский орден. Великое переселение народов совершенно изменило лицо Европы: пал Древний Рим, в Италии расселилось множество германских племен. Города были опустошены, произведения культуры и искусства разграблены или уничтожены. Мечи безжалостных победителей и страшные эпидемии унесли множество человеческих жизней. Современники писали, что культура, наконец, была побеждена природой. В Западной Европе осталась одна культурная сила — монашество.


Орден святого Бенедикта

Будущий реформатор западноевропейского монашества святой Бенедикт родился в 480 году в Нурсии, в Сполето, в знатной умбрийской семье. Он несколько лет учился в Риме, в 15-летнем возрасте ушел в пустыню, где в уединенной пещере прожил три года, размышляя. Почитаемый собратьями, в 30-летнем возрасте Бенедикт был избран монахами пещерного Виковарского монастыря в настоятели-аббаты. Жесткое, аскетическое управление не понравилось монахам, которые не могли почти сутки проводить в молитвах и трудах. Бенедикт ушел из настоятелей и опять поселился в пещере. В окрестностях Субиако вокруг него собрались соратники, которых он расселил в киновиях, рассчитанных на двенадцать монахов.

Бенедикт Нурсийский. Фрагмент фрески монастыря Святого Марка


Бенедикт много размышлял о переустройстве монашеской жизни. Созерцательное аскетическое восточное отшельничество в западных странах с более суровым климатом не казалось ему идеалом служения Господу. Он создал особый устав для западных монахов, который дошел до нашего времени сквозь полтора тысячелетия: «Нам нужно основать школу для служения Господу. Создавая ее, мы надеемся не устанавливать ничего жестокого, ничего тяжелого. Если же, все-таки, справедливая причина требовала бы ввести туда что-то несколько более строгое, чтобы обуздать пороки и сохранить милосердие, не позволяйте страху тут же охватывать вас и не убегайте далеко от дороги спасения, которая вначале не может быть узкой… но, двигаясь по иноческой жизни, по жизни веры, сердце расширяется, и вы бежите по дороге заповедей Божьих с легкостью невыразимой любви. Так, никогда не покидая учителя своего, усердствуя в монастыре в поучении его до самой смерти, мы разделяем страдания Христовы терпением, чтобы заслужить место в Царствии Его. Аминь».

«Молись и работай» — девиз ордена святого Бенедикта

Первый монастырь по бенедиктинскому уставу был основан в 530 году в Монтекассино. В нем Бенедикт Нурсийский жил и правил до конца своей жизни в 543 году.

Уже к середине VI века бенедиктинские монахи сделались самыми многочисленными в Европе. Монастыри были объединены в бенедиктинский орден, который вскоре стал очень почитаемым в Европе.


Орден цистерцианцев

Цистерцианский или бернардинский орден был основан в 1098 году дворянином из Шампани Робертом Молемским, который еще в молодости поступил в один из бенедиктинских монастырей, но так как тамошняя жизнь не соответствовала его стремлениям к подвижничеству, то он с несколькими товарищами удалился в пустынное место Сито, близ Дижона, и основал там свой монастырь. Из этого монастыря и образовался цистерцианский орден.

Конституция цистерцианцев носит название «Хартия милосердия»

Правила ордена были заимствованы Робертом из древнего бенедиктинского устава. Это — полное удаление от мира, отречение от всякой роскоши и удобств, строгая подвижническая жизнь. Папа Пасхалий II утвердил орден, но из-за слишком строгих правил первое время в нем было немного членов. Число цистерцианцев стало увеличиваться только тогда, когда в орден вступил знаменитый Бернард Клервоский. Строгостью своей жизни и убедительным даром красноречия Бернард приобрел такое уважение современников, что еще при жизни считался святым, а его влиянию подчинялся не только народ, но и папы, и князья.


Святой Бернард Клервоский. Альфред Уэсли Вишарт, 1900 год

Уважение к богослову было перенесено и на его орден, который начал быстро расти. После смерти Бернарда Клервоского цистерцианцы (бернардинцы) размножились по всей Европе. Орден приобрел большие богатства, что неминуемо повлекло за собой ослабление монастырской дисциплины, поставив бернардинские монастыри в один уровень с другими западными аббатствами.


Орден кармелитов

Орден кармелитов был основан в Палестине крестоносцем из Калабрии Бертольдом, который с несколькими друзьями в середине XII века поселился на горе Кармель и жил там по образу древних восточных подвижников. В начале XIII века патриарх Альберт Иерусалимский составил монашеский устав, отличавшийся особенной строгостью — кармелиты должны были жить в отдельных кельях, постоянно молиться, соблюдать строгие посты, в том числе полностью отказаться от мяса, а также значительное время проводить в полном молчании.


Патриарх Альберт Иерусалимский


В 1238 году после поражения крестоносцев орден был вынужден эмигрировать в Европу. Там в 1247 году от папы Иннокентия IV кармелиты получили менее строгий устав и вошли в состав нищенствующих орденов. В XVI веке орден особенно прославился в своей женской половине, при аббатисе кармелиток Терезе Авильской.

Орден кармелитов был основан крестоносцем Бертольдом Калабрийским


Францисканский орден

Основателем ордена был Франциск, сын купца из Ассизи. Это был человек с нежным любящим сердцем, стремившийся с самых ранних лет посвятить себя служению Богу и обществу. Слова Евангелия о посольстве апостолов на проповедь без золота и серебра, без посоха и сумы, определили его призвание: Франциск, приняв обет совершенного нищенства, сделался в 1208 году странствующим проповедником покаяния и любви ко Христу. Вскоре вокруг него собралось несколько учеников, с которыми он и образовал орден меньших братьев или миноситов. Главными их обетами были — совершенная апостольская нищета, целомудрие, смирение и послушание. Главным занятием — проповедь о покаянии и любви ко Христу. Таким образом, орден взял задачу помогать церкви в спасении душ человеческих.


Франциск Ассизский. Изображение на стене монастыря Святого Бенедикта в Субиако


Папа Иннокентий III, к которому явился Франциск, хотя не утвердил его ордена, но позволил ему и его товарищам заниматься проповедью и миссионерством. В 1223 году орден был утвержден буллой папы Гонория III, причем францисканцы получили право всюду проповедовать и совершать исповедь.


В ранний период францисканцы были известны в Англии как «серые братья»


Вместе с тем образовалась и женская половина ордена. Девица Клара из Ассизи в 1212 году собрала вокруг себя несколько благочестивых женщин и основала орден клариссинок, которому в 1224 году Франциск дал устав. После смерти Франциска Ассизского его орден распространился уже по всем странам западной Европы и насчитывал в своих рядах тысячи монахов.

Доминиканский орден

Доминиканский орден был основан в одно время с францисканским испанским священником и каноником Домиником. В конце XII — начале XIII веков в Римской церкви появилось много еретиков, которые обосновались в южном районе Франции и наводили там большую смуту. Доминик, проезжая через Тулузу, познакомился с вероотступниками и решился для их обращения основать орден. Папа Иннокентий III дал ему разрешение, а Гонорий III утвердил устав. Главным занятием ордена должно было стать обращение еретиков, но Гонорий предоставил ордену право проповедничества и совершения исповеди.

«Псы Господни» — неофициальное название ордена доминиканцев


В 1220 году Доминик сделал существенное изменение в уставе ордена и по примеру францисканцев присоединил к обетам братии нищенство. Различие между орденами состояло в том, что для обращения еретиков и утверждения католичества доминиканцы, приняв ученое направление, действовали в среде высших сословий. После смерти Доминика в 1221 году орден распространился по всей западной Европе.


Святой Доминик. Монастырь Санта-Сабина

Доминиканцы

Орден основал в 1216 г. испанец Доминик де Гусман. Целью ордена стала борьба с ересью альбигойцев, распространившейся во Франции, Германии и Италии. Альбигойцы выступали против католической церкви, препятствовавшей развитию городов. Против альбигойцев был объявлен крестовый поход, закончившийся поражением еретиков. Доминиканцы боролись также с ересью катаров и других оппозиционных католической церкви течений, проявляя при этом особую жестокость и бескомпромиссность.

Доминиканцы дают обет бедности, воздержания и послушания, им запрещено есть мясо. Требование нищеты распространяется только на индивидуумов, а не на конгрегации. Эмблемой ордена является собака с зажженным факелом в зубах. Они сами называют себя «псами Господними». В 1232 г. им было предоставлено руководство инквизицией. Они становятся цензорами католической правоверности. В своей деятельности доминиканцы использовали пытки, казни, тюрьмы. Отказались от физического труда в пользу преподавательского и научного. Из рядов ордена вышли видные католические богословы, в их числе Фома Аквинский, а также несколько пап. Одежда доминиканцев состоит из белой рясы с белым капюшоном. Выходя на улицу, они надевают сверху черную мантию с черным капюшоном.

Францисканцы («минориты», «меньшие братья»)

Монастырь организовал Франциск Ассизский в 1207-1209 гг. в Италии близ Ассизи. Франциск Ассизский выступал против стяжательства папских иерархов, против раздачи папой должностей своим родственникам, против симонии (покупки и продажи церковных должностей). Проповедовал благотворность нищеты, отказ от всякой собственности, сочувствие беднякам, жизнерадостное поэтическое отношение к природе. Его мистика была пронизана любовью к людям. Эти идеи стали очень популярны и за короткое время получили признание в других странах Европы. Франциск Ассизский создал «Орден меньших братьев» - религиозно-нравственную общину. Минориты -- «наименьшие из всех людей» -- жили не в монастырях, а в миру, странствовали, проповедовали на языке простого народа, занимались благотворительностью.

Отречение от собственности вызвало подозрение у папы. Сначала Франциску Ассизскому запретили проповедовать, затем в 1210 г. разрешили, но потребовали отказаться от призыва к нищете. Франциск не подчинился. После его смерти произошел раскол ордена. Крайние последователи Франциска фратинелли (братцы) были объявлены еретиками, многие сожжены. Оставшиеся умеренные последователи стали опорой папы. В 1525 г. из францисканцев выделились капуцины (остроконечные капюшоны) для противодействия Реформации. С 1619 г. капуцины стали самостоятельным орденом.

Храмовники или тамплиеры

Орден храмовников или тамплиеров возник в начале XII в. в Святой земле небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном после Первого крестового похода. Он был назван по расположению его резиденции вблизи Храма царя Соломона. Отличием ордена стал белый плащ с красным крестом. В XII--XIII веках орден был очень богат, ему принадлежали обширные земельные владения как в созданных крестоносцами государствах на территории Палестины и Сирии, так и в Европе. Орден обладал также широкими церковными и юридическими привилегиями, дарованными ему папой римским, которому орден непосредственно подчинялся, а также и монархами, на землях которых он имел владения и недвижимость. Орден нередко выполнял функции военной защиты государств, созданных крестоносцами на Востоке, хотя первичной целью, декларированной при его учреждении, была защита паломников в Святую землю.

Однако в 1291 году крестоносцы были изгнаны из Палестины египетским султаном, а тамплиеры переключились на ростовщичество и торговлю, накопили значительные ценности, и оказались в сложных имущественных отношениях с королями европейских государств и папой. Рыцари Ордена Храма были профессиональными военными и одними из лучших в Европе финансистами. После падения Иерусалима орден переселился на Кипр, затем во Францию. В 1307--1314 годах члены ордена подверглись арестам, пыткам и казням со стороны французского короля Филиппа IV, крупных феодалов и римско-католической церкви, в результате чего орден был упразднён папой Климентом V в 1312 году. Рыцари были сожжены, имущество перешло к королю, а орден упразднен. Знаки отличия - белый плащ с красным крестом.

Тевтонский орден

В XII в. 1190 г. немецкие крестоносцы создали в Палестине военно-монашеский орден, основанный на базе госпиталя святой девы Марии -- Тевтонский орден -- по названию германского племени. В начале XIII в. он был переведен в Прибалтику, где развернул военную активность в Пруссии. Орден осуществлял политику феодально-католической экспансии в Прибалтике и северо-западных русских княжествах. Отличием тевтонцев стал белый плащ с черным крестом. задачи ордена: защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. Орден был подвластен Папе Римскому и императору Священной Римской империи.

Иезуиты

Название произошло от лат. -- «общество Иисуса». Орден образован в 1534 г., папой утвержден в 1540 г. Основатель -- испанский баск, дворянин, бывший храбрый офицер, искалеченный в боях, Игнатий Лойола (1491-1556). Цель ордена -- борьба с Реформацией, распространение католичества, беспрекословное подчинение папе. Основные принципы построения ордена: жёсткая дисциплина, строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы -- пожизненно избираемого генерала («чёрного папы»), подчинённого непосредственно папе римскому. Члены Общества Иисуса наряду с тремя традиционными обетами (бедности, послушания и целомудрия) дают и четвёртый -- послушания папе римскому «в вопросах миссий». Для иезуитов характерно строго иерархическое устройство во главе с генералом, подчиненным папе. Орден занимается всемирной миссионерской деятельностью. В средние века иезуиты активно использовали казуистику(изворотливость в аргументах при доказательстве сомнительных или ложных идей), систему пробабилизма, а также применяли различные приемы для трактовки вещей в выгодном для себя ключе, в частности мысленные оговорки. В бытовом языке слово «иезуит» стало синонимом хитрого, двуличного человека.

Рыцарские ордена

Последние три ордена - как и испанские рыцарские ордена Алькантара (осн. в 1156 ᴦ.), Калатрава (основан в 1158 ᴦ. Санхо III Кастильским), Сантьяго (основан в 1170 ᴦ. Фердинандом II, королём Леона) и португальский св. Беннета (основан в 1162 ᴦ. королём Альфонсом I), учреждённые для борьбы с маврами и имевшие только местное значение, - представляли собой систематическое, освящённое церковью соединœение элементов военного и религиозного.

Вместе с орденами госпитальеров Св. Духа, основанного в Монпелье, и тринитариев, основанного в 1197 ᴦ. парижским богословом Жаном де Мата и Феликсом де Валуа, а также женскими общинами, предназначенными для деятельности в странноприимных домах, лазаретах и тому подобных учреждениях, принадлежавших орденам, они имели определённые практические цели (борьба с неверными, выкуп из плена и т. п.). Долее других оставались верными первоначальной задаче иоанниты под именем родосских и мальтийских рыцарей (Мальтийский орден).

Другие рыцарские ордена:

  • совершенно утратили своё значение - как это случилось после уничтожения владычества мавров на Пиренейском полуострове с тамошними ещё существующими по имени орденами;
  • приобрели характер, совершенно несоответственный их первоначальному назначению - как это было с тамплиерами, представлявшими в последнее время своего существования нечто в роде крупного торгового и банкирского дома;
  • направили свою деятельность на новые цели - Так орден тевтонских рыцарей уже в 1226 ᴦ. перенёс свою деятельность в Пруссию для покорения язычников и обращения их в христианство, и соединился с орденом меченосцев, возникшим в самом начале ХIII в. для подобной же деятельности в Ливонии.

Более живучими оказались учреждения, предназначенные для ухода за больными и нуждающимися, - особенно женские, получившие большое развитие в позднейшее время.

Привилегированное положение церкви, способствуя скоплению громадных богатств и сосредоточению громадного влияния в руках белого и чёрного духовенства, способствовало развитию среди него роскоши, праздности, разврата и всякого рода пороков и злоупотреблений. Монашество нисколько не уступало белому духовенству: за быстрым расцветом почти каждого ордена следовал столь же быстрый упадок, и справедливые обвинœения против монашества снова начали слышаться уже в половинœе XII в. Наряду с жалобами развивалось и стремление освободиться от церковной опеки. Борьба государей и народов против зависимости от папства, развитие сект (к примеру, вальденсы, альбигойцы) - всœе это грозило могуществу церкви, требовало от неё новых мер и новых сил. В их поиске папство сделало попытку урегулировать монашеское движение, ограничить свободное развитие в нём новых форм и новых течений, которые могли принимать нежелательный для церкви характер и превращаться в ереси. В 1215 ᴦ. Иннокентий III 13-м каноном Четвёртого Латеранского собора запретил учреждение новых орденов, предлагая всœем стремящимся к монашеской жизни или вступать в уже существующие монастыри, или учреждать новые по прежним уставам. Но эта чисто отрицательная мера так же мало повлияла на улучшение положения церкви, как и крестовые походы на еретиков. Её поддержало и укрепило новое движение, нашедшее себе выражение в нищенствующих орденах, которые и санкционировал, нарушая постановление Латеранского собора, тот же Иннокентий III: это были ордена францисканцев и доминиканцев. Оба ордена сходились в основной цели - возвращении западной церкви на истинный путь, главным образом, посредством доведения до крайних пределов принципа нестяжания и проповеди среди масс. Оба ордена с одинаковым трудом добились одобрения и признания со стороны римского престола, для которого скоро стали надёжнейшей опорой и который канонизовал их основателœей. Оба в отличие от прежних одобренных церковью орденов создавали тип странствующих монахов-проповедников (идея, принадлежащая Доминику и заимствованная францисканцами) и отрицали - по крайней мере в первое время своего существования - не только частную, но и общинную собственность. Οʜᴎ предписывали своим членам жить исключительно подаянием (идея Франциска, заимствованная доминиканцами). Оба ордена получили одинаково стройную и крепкую организацию, во главе которой (как гроссмейстер у рыцарских орденов) стоял облечённый широкими полномочиями генерал ордена, живущий в Риме. Ему подчинялись ʼʼпровинциалы ʼʼ, то есть главы отдельных конгрегаций. Управление, сосредоточивавшееся в провинциальных собраниях и генеральном капитуле, представляло также единство и создавало такую дисциплинированность, каких почти невозможно было найти среди прежних орденов.

Но при всœем этом сходстве францисканский и доминиканский ордена - соответственно характеру их основателœей - представляли и существенные различия. Ставя целью спасение душ путём возвращения к христианству апостольских времён, проповедуя полное отречение от имущества, жизнь в Боге, сопричастие страданиям Христа͵ любовь к миру и самопожертвование за него, Франциск обращался ко всœем слоям этого мира: и к бедным, и к богатым, и к просвещённым, и к невежественным, - и привлекал (в противоположность большинству прежних обмирщенных орденов, ставших феодальными барониями) главным образом низшие слои народа, создавал, так сказать, демократизацию монашества.

Доминик, ставивший главной задачей укрепление ортодоксального учения в духе Рима и искоренение ересей, всœего более заботился о воспитании искусных и образованных проповедников и создал до некоторой степени учёный орден , гораздо менее доступный для масс, нежели францисканский.

Ещё при жизни Франциска Ассизского возникло своеобразное учреждение, могущественно содействовавшее распространению влияния францисканства, - так называемый орден терциариев (tertius ordo de poenitentia ), которые, оставаясь в ʼʼмируʼʼ, допуская брак и собственность, в то же время приспособляли, насколько возможно, свой образ жизни к монашеским идеалам, отрекаясь от общественной деятельности и посвящая себя по мере сил аскетизму и благотворительности. Такое учреждение представляло некоторый компромисс, отступление от первоначальной высоты францисканского идеала, но оно смягчало столь резкую в Средние века противоположность между ʼʼдуховнымиʼʼ и ʼʼсветскимиʼʼ, указывая и для последних путь спасения. Эта черта вызывает вместе с допущением францисканцами известной внутренней религиозной свободы сочувственное отношение к Франциску со стороны протестантов. Таким образом францисканство ставило на необычайно широкую и прочную основу. При тесном союзе францисканского ордена с папством его успехи явились могущественной поддержкой и для папства.

Доминиканцы, с другой стороны, сделались руководителями таких учреждений, как инквизиция и цензура книᴦ. Хотя и в данном ордене возникло учреждение, подобное францисканским терциариям (так называемое fratres et sorores de militia Christi ), но здесь оно не получило такого широкого развития, и доминиканцы навсœегда остались учёным орденом, наиболее влиятельным среди высших классов и захватившим в свои руки первое место в католической науке и наиболее влиятельные университеты (парижский).

Первыми нищенствующими орденами, послужившими образцом для прочих, были ордена францисканский и доминиканский. (В XII в. возникли также ордена кармелитов и августинских отшельников, основанные оба в 1156 г., но преобразованные в нищенствующие ордена лишь веком позже: Кармелитский – папой Иннокентием IV в 1254 г., Августинский – Александром IV в 1256 г.)

Францисканский и доминиканский ордена были основаны почти одновременно, и если бы святой Франциск Ассизский пожелал, они составили бы одно целое. Своим возникновением они обязаны преимущественно двум причинам.

С одной стороны, западноевропейская паства нуждалась в руководителях, действительно наполненных духом Евангелия. Между тем в начале XIII в. белое духовенство, обогатившись более, чем это было полезно, все еще, несмотря на реформу, было более занято светскими интересами, нежели духовными делами. Черное духовенство, сосредоточенное в монастырях, которые всегда находились вне городов, в очень отдаленных местностях, было слишком изолировано от светского общества и, кроме того, также утратило чистоту нравов вследствие роста своих богатств. Таким образом, ни белое духовенство, ни монашество не могли доставлять народу необходимых руководителей. Для этого нужны были люди, которые относились бы с полным презрением к мирским благам, вели бы строгий образ жизни в кругу своих братьев и без устали проповедовали бы покаяние и самоотречение как словом, так и личным примером. Это была главная идея, вдохновившая на создание нищенствующего ордена святого Франциска.

С другой стороны, католическая вера была поколеблена опасными ересями катаров и вальденсов , которые вкрадывались в умы, придавая себе вид высшей формы христианства, и которые грозили исказить чистоту догмата. Между тем, светскому духовенству в ту эпоху, когда только начинали образовываться университеты, часто недоставало образования, необходимого для борьбы с еретиками. Что касается монашеского духовенства, то если оно и не было лишено образования, но его отдаленность от городов и склонность заниматься более богослужением, чем богословием, позволяли ему действовать лишь в исключительных случаях. Для борьбы с опасностью нужны были люди, которые в силу своего звания были бы обязаны изучать и проповедовать догму. Это была главная идея, вдохновившая на создание нищенского ордена святого Доминика . Но если эти два новых ордена несколько отличались друг от друга по своим задачам, так как францисканцы стремился более исправить нравы, а доминиканцы – веру, то, в общем, они преследовали одну и ту же цель: преобразовать светское общество. И францисканцы, и доминиканцы употребляли для этого одни и те же средства: отречение от мирских благ, чтобы быть более независимыми от условий своего времени; жизнь в городе, чтобы быть в более тесных отношениях с паствой; постоянная проповедь, чтобы распространять религиозное образование; наконец – основание «третьего ордена» (терциаров), чтобы в среде самого светского общества приобрести помощников, пропитанных их духом.

Основание ордена францисканцев

В 1209 г. Джованни, прозванный за свою склонность к употреблению французского языка Франциском, приступил к осуществлению этого плана. Родившись в 1182 г., сын богатого купца в Ассизи (в Италии) Петра Бернардоне, предназначался сначала к торговой деятельности и до 23-летнего возраста вел довольно рассеянный образ жизни. Затем, внезапно отрекшись от мира и прогнанный отцом, он стал странствовать по Востоку и Западу, питаясь подаянием, всюду проповедуя покаяние и встречая то почет, то насмешки. Когда к нему примкнуло несколько человек, увлеченных его пламенной речью, он начертал устав, основанный на послушании, целомудрии и полного нищенства (1209); таково было скромное происхождение ордена миноритов (францисканцев) . В 1212 г. Франциск своим примером и советами склонил свою соотечественницу Клару Ассизскую к пострижению; Клара вскоре собрала вокруг себя несколько благочестивых женщин, которые и составили ядро ордена Бедных Кларисс (клариссинок). В течение нескольких лет число последователей св. Франциска и последовательниц св. Клары настолько увеличилось, что образовались два францисканских ордена – мужской и женский, и св. Франциск был вынужден составить для них более подробные правила. Устав нищенского ордена миноритов был утвержден в 1223 г. папой Гонорием III , который даровал этому ордену, как раньше – доминиканцам, право повсеместно проповедовать и исповедовать; устав клариссинок, составленный в 1224 г., был утвержден в 1251 г. папой Иннокентием IV. Кроме того, в 1221 г. святой Франциск, видя стремление масс вступать под его руководство, и боясь, как он говорил, лишить провинции населения, открыв им свои монастыри, прибавил к двум учрежденным ранее орденам так называемый третий орден (ordo tertius de poenitentia) – терциариев , предназначенный для светских лиц, которые пожелали бы, не покидая мира и своих обычных занятий, вести более чистый образ жизни и найти некоторым образом монастырь в своем собственном доме. Вскоре после того, как организация этих трех орденов была закончена, 4 октября 1226 г., Франциск Ассизский скончался, простершись на помосте церкви Порциункула, своего любимого местопребывания, вблизи Ассизи. Спустя два года Григорий IX причислил основателя францисканского ордена к лику святых.

Прижизненное изображение Франциска Ассизского. XIII век

Основание ордена доминиканцев

При совершенно иных обстоятельствах возник орден доминиканцев. Доминик Гусман, родившийся в 1170 г. в Калагорре, в епархии Осмы в Испании, с детства обнаруживал большое усердие в молитве и стремление к подвижнической жизни, которые должны были привести его к духовному сану. Пробыв 4 года в Валенсийском университете, он был рукоположен в священники епископом Осмы Диего и сделался каноником-иноком этого города. Прибыв в 1206 г. вместе со своим епископом во Францию, он был охвачен грустью при виде успехов альбигойской ереси в Лангедоке и решил с этого времени посвятить свою жизнь обращению еретиков. Десять лет оставался он в Южной Франции, почти один и без большого успеха борясь с ересью; но его мирный крестовый поход составлял утешительный контраст с кровавым крестовым походом , который в то же время предприняли рыцари Северной Франции. В 1215 г., после долгих размышлений он отправился в Рим и представил папе Иннокентию III свой проект основания общества проповедников, которые, подчиняясь монашескому уставу, исполняли бы те же обязанности, что и белое духовенство. Иннокентий III утвердил проект и подчинил новый ниществующий орден доминиканцев уставу св. Августина. В следующем году новый папа Гонорий III даровал Доминику и его последователям название Братьев проповедников и право повсеместной проповеди и исповеди. Около этого времени состоялось знаменитое свидание Доминика с Франциском Ассизским, на котором первый предложил слить оба их ордена в один. Святой Франциск предпочел оставить их разделенными, но святой Доминик не отказался от своего плана. На первом генеральном капитуле, который он собрал в Болонье в 1220 г., он отказался от августинского устава и принял францисканский устав в его главных чертах. Он умер в следующем году (6 августа 1221 г.), оставив второй нищенствующий орден вполне организованным и при нем такой же женский орден и третий орден для мирян. Но в окончательной форме доминиканский устав был составлен лишь в 1238 г. третьим генералом ордена святым Раймондом Пеннафортским.

Святой Доминик. Фреска XIV веке в базилики святого Доминика, Болонья

Дальнейшая история нищенствующих орденов

К этому времени оба нищенствующих ордена – францисканцев и доминиканцев – достигли уже большого распространения. С нескрываемым сочувствием встреченные массой, которая чувствовала в них большую близость к себе, чем в бенедиктинских орденах , и лучше сознавала их благодетельное влияние, они распространились по всей Европе. В 1264 г. генералу францисканцев были подчинены 8 тысяч монастырей и 200 тысяч монахов. Генерал доминиканского ордена также начальствовал над настоящей армией, всегда готовой принять миссию хотя бы в самые отдаленные страны; в 1280 г. существовал монастырь Братьев проповедников в Гренландии. Этот изумительный успех нищенствующих орденов, вначале поощряемый папством, скоро отодвинул на второй план старые монашеские ордена и не замедлил вызвать столкновение со светским духовенством и университетами. С одной стороны – светское духовенство было в высшей степени недовольно теми обширными привилегиями, которые получили нищенствующие минориты и проповедники, и иногда – как, например, Гильом де Сент-Амур в 1255 г. – горько жаловалось на незаконное отправление ими церковной службы в приходах. С другой стороны – францисканцы и доминиканцы, считая преподавание частной формой проповеди, заявили притязание на право преподавать в университетах и начали против них памятную борьбу, которая окончилась в пользу ниществующих монахов. Поддерживаемые общественным мнением и громадной известностью некоторых из своих членов, как, например, доминиканца Фомы Аквинского и францисканца Бонавентуры (оба умерли в 1274 г.), они в конце концов сосредоточили в своих руках почти все отрасли народного просвещения.

Но этот необыкновенный расцвет не мог быть продолжительным. В конце XIII в. доминиканцы и францисканцы, забыв о дружбе, соединявшей их основателей, вступают в борьбу друг с другом; мало того, в среде самих францисканцев возникают раздоры. Еще при жизни святого Франциска среди его последователей можно было различать два направления, различавшихся по степени готовности проводить в жизнь идею нищенства: ригористическое, представителем которого был сам святой Франциск, и более умеренное, во главе которого стоял Илья Кортонский, его викарий и первый преемник. Эти два направления с течением времени породили две враждебные партии, которые Бонавентуре удалось примирить во время его настоятельства, но после его смерти антагонизм между ними возобновился. В 1279 г. папа Николай III сделал бесплодную попытку вмешаться в эти раздоры, издав буллу «Exiit quiseminat», благоприятную для конвентуалов , то есть для монахов, умеренных по отношению к идее нищенства. Тогда ригористическая партия, носившая название спиритуалов , возмутилась против св. престола и, казалось, была близка к отпадению от церкви. Целестин V немедленно отделил ее от францисканского ордена и соединил с только что основанным им орденом Целестинских отшельников; но его преемник Бонифаций VIII , наоборот неустанно преследовал ее и принудил распуститься (1302).

В середине XIII века приняли обет совершенной нищеты еще два ордена: кармелитский , распространившийся по западной Европе из Палестины и конгрегация августинских пустынников, монастыри которых не имели до той поры общего управления. Новые нищенствующие ордена подучили те же привилегии, как и два первые, которые остались, однако же, могущественнее их.

Роль нищенствующих орденов в католическом мире

Нищенствующие францисканцы и доминиканцы были самыми усердными слугами папской власти, через них народы приучались признавать папу безусловным повелителем церкви. За это римские первосвященники награждали их большими привилегиями, освободили от подвластности епископам, так что они были подчинены только непосредственно папе. Те монахи прежнего времени, которые хотели соблюдать апостольскую нищету, жили пустынниками в лесах, горах или среди песчаных степей. Нищенствующие монахи францисканского и доминиканского орденов принимали самое активное участие в общественной жизни; они ходили по городам и селениям, деятельно исполняя всяческие поручения папы. Они были миссионеры, проповедники крестовых походов ; они сообщали народу те буллы об отлучении от церкви, которых не хотели обнародовать местные католические епископы; они продавали индульгенции , собирая деньги для папской казны; они были сборщики денария Петра и других налогов, шедших в папскую казну; выпрашивали пожертвования в пользу папы, были его шпионами и тайными послами. В частности доминиканцы были инквизиторами , францисканцы вращались среди простого народа и действовали главным образом как духовники. Грешники и грешницы раскрывали свою душу чужому монаху легче, нежели приходскому священнику, потому что чужой монах скоро уйдет, а свой священник будет встречаться с ними постоянно. Нищенствующие монахи вмешивались в семейные дела; францисканцы были посредниками по всяким делам для простолюдинов, с которыми масса их была близка по невысокому уровню образования. Доминиканцы держали себя более гордо, хвалились своей ученостью, овладевали профессорскими кафедрами в университетах; знаменитые католические богословы средних веков , Альберт Великий и Фома Аквинский , были доминиканцы; но и францисканцы имели великих богословов. С возникновением нищенствующих орденов значительно изменилось отношение католической церкви к народу: своей бедностью они дали ей популярность, выставили ее близкой к идеалу набожных людей. Между своими сочленами нищенствующие ордена не делали разницы между людьми знатными и незнатными, давали талантливым простолюдинам путь к достижению высших степеней католической иерархии.

Орден бенедиктинцев стал первым монашеским орденом, созданным Римской католической церковью. Еще за 1000 лет до сожжения ведьм они усердно трудились, часто преодолевая серьезное сопротивление, чтобы насадить иудео-христианство в Западной и Центральной Европе. В этом процессе из отдельных племен создавались новые государства, появлялись новые языки.

Бенедиктинцы были первопроходцами, действующими во имя великой цели создания европейского континента, однако редко брали во внимание такие будничные, но важные вопросы искоренения остатков древних верований людей, которые проживали на территориях, охваченных их вниманием. Находились и те, кто упорствовал и не желал принимать новую веру и отказываться от своего языка. Чтобы довести до конца дело евангельского просвещения «темных» народов, нужны были другие монахи, обладающие иной ментальностью.

Имена членов ордена бенедиктинцев встречаются во многих документах, свидетельствующих о судах над ведьмами, однако это вызвано скорее их исторической ролью в деле обращения народов Западной Европы в иудео-христианство. Им сопротивлялись приверженцы жреческой религии и представители духовенства друидов , несколько меньшее противодействие оказывали ирландские евангелисты-гностики, но только не «ведьмы», которых на тот момент еще не «изобрели». К их чести следует сказать, что бенедиктинцы решили не марать себя тем, что впоследствии назвали охотой на ведьм , это страшное бремя возложили на себя доминиканцы и францисканцы.

Францисканцы

Братья-францисканцы представляли собой разношерстную группу, состоящую из городских бродячих проповедников, которые, как правило, выглядели весьма неопрятно и потрепано.

Они почти не отличались от пророков с безумным взором, которых нередко можно было встретить скитающимися по сельским территориям европейских стран, в частности, Франции. Однако, нет ничего удивительного в том, что со временем из них сформировался вполне организованный монашеский орден европейского уровня. Их богословское рвение и слишком скудное образование сделало их идеально подходящими для дела «промывания мозгов» народу, для внушения людям опасности, якобы исходящей от ведьм, которые собираются на свои шабаши и отвергают и извращают все добродетели, признанные в обществе.

И вновь, предназначение ордена зашифровано в самом его названии: «Уничтожение ереси требует упорства и терпеливого назидания, осуществляемого братством».

Разумеется, имени Святого Франциска орден был удостоин уже после того, как сформировался. Во многих исторических книгах можно встретить упоминание о том, что в 1209 году папа Иннокентий III позволил Святому Франциску Ассизскому создать братство, цель которого – проповедь и епитимья.

Но дело обстояло несколько иначе. Многие папы, носившие имя Иннокентия (буквально – невинный), оказались не столь невинными, как хотели выглядеть в глазах мира. Появление печально известного и ненавидимого миром «Молота ведьм» с его беспощадными наставлениями, сделало Иннокентия VIII самым жестоким из пап.

Существовало три разновидности францисканцев:

  • зелоты, настаивавшие на соблюдении примитивных правил тотальной бедности. Впоследствии некоторые из них стали капуцинами.
  • лаксисты, допускающие некоторое смягчение наказаний.
  • модераты, выступавшие за структуру, которая позволяла своего рода коммунальную собственность. Впоследствии братства Парижа и Оксфорда преобразовались в богословские школы.

Как оказалось, францисканцы принимали активное участие в процессах против ведьм, они собирали или фабриковали свидетельства, предоставляя их в различные суды (включая Логроньо в Испании), несмотря на то, что для этой деятельности им приходилось приостанавливать свою проповедь. В качестве вещественных доказательств в судах над ведьмами они представляли «разделанных лягушек» и «составленные ведьмой целебные мази».

Они следили за потенциальными «ведьмами», обо всех их действиях докладывали властям. Не гнушались они и таким неблаговидным делом, как выбивание признаний, особо отличился в нем монах Фрей Хуан де Ладрон. Он непосредственно участвовал в охоте на ведьм в Алаве, будучи на то время одним из особых эмиссаров Инквизиции.

Он донес Мартину Лопесу де Лазаррага, священнику города Ларреа о трех женщинах, якобы являющихся «ведьмами», помогал духовному лицу связать женщинам руки и накинуть веревки на шею, а затем угрожал отправить их Логроньо, если они не сознаются в ведьмовстве. Признания были получены самым жестоким способом, однако женщинам удалось сообщить Салазару обо всем произошедшем. Лазаррага был назначен членом комиссии Инквизиции, он сумел внушить одной из женщин идею оговорить шестерых ни в чем не повинных местных священнослужителей и обвинить их в ведьмовстве. В результате множество людей подвергались пыткам, пока не признались во всем, чего требовали от них монахи. Одна из женщин, Марикита де Атаури, глубоко раскаявшись в том, что обрекла на муки совершенно невиновных людей, утопилась в реке неподалеку от собственного дома. Самым искусным в деле добывания признательных показаний стал брат-францисканец Фрей де Ладрон. До сих пор существуют письменные свидетельства того, как францисканцы выбивали из обвиняемых показания и предъявляли их трибуналам, присовокупив к ним образцы снадобий, составленных «ведьмами».

Такова самая отвратительная страница в истории этого братства.