Крыша        27.03.2024   

Государственное устройство и политическая система великобритании. Унитарное государство и его реформа Великобритания кто входит в состав

Заселение Британских островов. Британия в составе Римской империи.

Около четырех тысяч лет тому назад Британский острова впервые столкнулись с приходом завоевателей, племен, переселившихся туда из Европы.

В эпоху позднего бронзового века, за 800-700 лет до н.э., на Британский острова начали переселяться кельтские племена. Около 400 г. до н.э. здесь появились кимры, или бритты, родственные проживавшим на территории современной Франции племенам галлов.

Два столетия спустя на землю острова Великобритании хлынула еще одна волна кельтских переселенцев: южную часть острова заняли перебравшиеся на него из Северной Галлии белги.

В 55 г. до н.э. на берега нынешней Англии высадились войска Юлия Цезаря.

Первый раз римляне пробыли на острове всего около трех недель. Второе вторжение состоялось летом 54 г. до н.э., на сей раз уже с мощной армией.

Подлинное завоевание Альбиона римлянами началось при императоре Клавдии в 43 г. н.э., в нем принимало участие около 40 тыс.римских воинов. Одним из главных вождей в борьбе против римлян был Карактак.

Наибольшему влиянию римской культуры подвергся юго-восток острова Великобритания. Здесь находились главные римские поселения: Камулодин (Колчестер), Лондиний (Лондон) и Веруламий (Сент-Олбенс).

Объединение англосаксов в единое государство. Датское завоевание Англии.

После ухода римлян население Британии оказалось беззащитным перед угрозой нового завоевания.

Считается, что в числе первых германце, прибывших на английские земли, были два могущественных и воинственных вождя – Хенгист и Хорса. В южной Англии, издревле населенной кельтским племенем бриттов, правил король Вортигерн.

Англосаксонское (германское) завоевание Британии коренным образом отличалось от римского. В отличие от римлян, германцы не щадили местное население. К середине VII в. почти вся территория современной Англии была очищена от кельтов и заселена англами, ютами и саксами. Коренное население Британии было вытеснено к западу от линии Карлайл-Честер-Кардифф-Плимут в Корнуолл, Уэльс и Стратклайд. В этих областях, особенно в Уэльсе, лучше всего сохранились остатки кельтской культуры, а валлийский язык, на котором говорят в княжестве Уэльс, развился на основе языка древних бриттов и ничуть не похож на английский, принадлежащий к группе германских языков и развившийся из языков англосаксонских завоевателей.

Длительное время англы, саксы и юты держались особняком. Англы разделились на две ветви – северную (North Folk) и южную (South Folk). Отсюда берут начало и названия современных английских графств Норфолк и Суффолк Саксы также разделились на южных, западных, восточных и средних (центральных), дав названия современным графствам Сассекс (южные), Уэссекс (западные) Эссекс (восточные) и Миддликс (средние саксы). В V в. в бассейне реки Темза возникло королевство ютов Кент.

К концу VI в. на завоеванной территории было семь англосаксонских королевств – восточная Англия, Эссекс, Сассекс, Уэссекс, Кент, Марсия и Нортумбрия.

В IX в. уэссекские короли подчинили себе не только Мерсию, но и остальные англосаксонские королевства. Таким образом, уэссекский король Эгберт в 828 г. стал первым королем Англии.

Датское завоевание.

В конце VIII в. Великобритания привлекла внимание викингов, которые впервые достигли берегов острова в 787 г.

Начало массового вторжения датчан в Англию пришлось на правление английского короля Этельвульфа. Это был великий военачальник, который достойно встретил непрошенного врага в битве при Экли в 851 г. Место, где произошло это сражение точно не установлено, но наиболее вероятно, что древний Экли (Aclea) – это современный Оукли (Oakley) в графстве Серрей.

После смерти Этельвульфа на престо взошел младший сын Альфред Великий, ставший королем Уэссекса в 871 г. Собрав новое войско, он нанес сокрушительное поражение датчанам в битве при Эдингтоне (878), вынудив их подписать Уэдморский договор. По этому договору юг и запад Англии (включая Лондон) закреплялись за Альфредом, а север и восток, доставались датскому королю Гутруму, его владения стали называться «областью датского права».

При Альфреде был построен первый военно-морской флот.

После смерти Альфреда королем Уэссекса стал его сын Эдуард Старший. Он существенно увеличил свои владения и к 920 г. отвоевал датскую Восточную Англию и отодвинул северную границу к реке Хамбер.

Сын Эдуарда Старшего Этельстан попытался продолжить начатое его отцом дело консолидации земель. Это был первый из английских монархов, лелеявший замысел подчинить себе весь остров.

После смерти Этельстана королем стал его сводный брат Эдмунд I. Датчане, рассчитывая на неопытность и слабость молодого короля, возобновили набеги на его земли и в 940 г. датский правитель Дублина Олаф Годфрейсон захватил территорию Нортумбрии и распространил свою власть вплоть до Лейстера.

Правление Эдмунда I Великолепного завершилось его гибелью, английским королем стал младший сын Этельстана Эдред, которому удавалось сдерживать натиск датчан. Эдред умер бездетным, передав правление своему племяннику Эдвигу Красивому, которому было не более 15 лет.

В 1017 г. Англия покорилась Кнуду. Дольше всех сопротивление датчанам оказывали лондонцы. В этот период Лондон являлся уже самым крупным городом страны. Несмотря на жестокость в первое время, в дальнейшем он оказался неплохим английским королем. Он выслал малолетних сыновей Эдмунда II. Он правил в Англии с 1016 по 1035 г., и провел в ней большую часть этого времени, хотя одновременно являлся королем Дании и Норвегии. Восемнадцатилетнее правление Кнуда было временем наивысшего расцвета датского государства и периодом относительного благополучия для Англии. Со смертью этого великого короля страна оказалась ввергнутой в династическую распрю.

Ни одному из потомков Кнуда I датского не удалось удержать завоеванную им империю и предотвратить ее распад. После смерти Хартакнуда, сына Кнуда, Англия, наконец, избавилась от датского владычества.

Нормандское завоевание Англии. Начало династии Плантагенетов.

У Хартакнуда не было сыновей, поэтому английский престол после его смерти оказался свободным.

Королем Англии стал сын Этельреда Неразумного, который в те годы жил в Нормандии. Эдуард. Большую роль в этом сыграл Годвин, выдвинувшийся еще в царствование Кнуда I. Став королем Англии, Эдуард окружил себя нормандскими друзьями, раздав им важнейшие государственные посты. Множество норманнов стали английскими епископами, в том числе архиепископ Кентерберийский. Он насаждал в Англии нормандскую культуру и язык. Поэтому к началу 1050-х гг. недовольство Эдуардом достигло апогея. Противостояние англичан и норманнов стало открытым, однако в ходе вооруженной смуты, произошедшей в Дувре, перевес оказался на стороне короля и Эдвард по-прежнему продолжал покровительствовать норманнам.

После смерти Эдуарда Исповедника английская корона должна была перейти к Эдгару Этлингу, однако в те времена не существовало четкого закона о престолонаследии, и государственный совет, уитанагемот, избрал королем Гарольда Годвинсона, графа Уэссекского.

Однако главный враг Гарольда находился в Нормандии – это был герцог Вильгельм, сын Роберта Нормандского. Кроме того, на стороне герцога выступил Тостиг, брат Гарольда.

В 1050 году Эдуард Исповедник обещал назначить Вильгельма своим наследником, поэтому когда на престол взошел Гарольд Годвинсон, Вильгельм, не желая отступать от своей цели, пошел на него войной.

Желая присоединить Англию к своим владениям, Вильгельм Нормандский решил заручиться поддержкой норвежского короля Гаральда Гардерады.

После неудачной попытки заключения мира, с условием передачи половины земель Англии, обе стороны начали готовиться к войне. Противники сошлись в битве на йоркширской реке Деруэнт. 25 сентября 1066 года состоялось ожесточенное сражение – битва при Стэмфордском мосту. Она закончилась триумфом Гарольда – Тостиг и Гаральд Гардерада были убиты.

Тем временем Вильгельм высадился неподалеку от Гастингса. Гарольд вступил в бой с норманнами 14 октября 1066 года – это была знаменитая битва при Гастингсе, в которой Гарольд был убит. Теперь Вильгельм мог объявить себя английским королем.

После победы при Гастингсе В. устремился к Лондону, который сдался ему без боя, после чего В. провозгласил себя королем Англии. Архиепископ Кентерберийский и Йорский принесли ему присягу.

В награду за доблесть, проявленную при завоевании Англии, нормандские бароны получали от В. щедрые дары, огромные земельные угодья. Родовиты англосаксонские таны изгонялись из своих земель – росло недовольство среди простого населения. Для защиты от местных жителей норманны стали возводить замки. При Вильгельме началось строительство Тауэра и Виндзорского замка. Борьбу против засилия норманнов возглавил Хериуард, однако это движение было подавлено Вильгельмом.

Сломив сопротивление покоренного народа, Вильгельм провел первую в истории Англии перепись населения и имущества. Результаты были занесены в «Книгу Страшного Суда». Из этого документа следует, что в те времена в Англии жило 2,5 млн.человек. Из них 9% - рабы, 32% - малоземельные крестьяне, не способные платить «гельд» (налог на имущество), 38% - вилланы, держатели больших наделов в общинных полях, 12% - свободные землевладельцы. Основное население было сельским. В городах проживало около 5% жителей.

В мирное время алчность нормандских баронов, составлявших окружение Вильгельма, распалилась до крайности и вскоре между ними и королем начались трения. С 1087 го. Вильгельм Завоеватель принуждал подданных приносить ему вассальную присягу при получении земельных угодий. Благодаря жесткой централизации власти Вильгельму удалось держать под контролем своих вассалов.

Великобритания -- парламентарная монархия во главе с королевой. Законодательный орган -- двухпалатный парламент (Монарх + Палата общин и Палата лордов - так называемая система King (Queen) in Parliament). Парламент является высшим органом власти на всей территории, несмотря на наличие в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии собственных управленческих административных структур. Правительство возглавляет монарх, непосредственное управление осуществляется премьер-министром, назначаемым монархом, который, таким образом, является председателем Правительства Его (Её) Величества.

Отличительной характеристикой является отсутствие какого-либо единого документа, который можно было бы назвать основным законом страны, не существует письменной Конституции, более того, не существует даже точного перечня документов, которые бы относились к Конституции. Вместо Конституции существует Великая хартия вольностей, созданная в средние века и определяющая права жителей страны. Отношения между народом и правительством регулируются законодательными актами, неписаными законами и конвенциями.

Британская Конституция - Конституция неписаная, акт которой был официально провозглашен основным законом, в Великобритании не существует. Неписаная же Конституция Великобритании состоит из трех категорий:

  • 1. норм статутного права;
  • 2. норм case Law (прецедентного права);
  • 3. норм, представляющих собой не что иное, как конституционные обычаи.

Британское государство, официально именуемое Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии,- государство унитарное. В состав этого государства входят 4 историко - географических района, имеющих некоторые особенности в системе управления,- Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия.

Монарх в Великобритании - это Королева (Король) - глава государства и формально источник суверенной власти.

Престолонаследие, согласно Акту 1701 г., определяется по кастильской системе, в соответствии с которой трон передается старшему сыну умершего или отрекшегося монарха, а при отсутствии сыновей - старшей дочери. Так в 1952 г. воцарилась нынешняя Королева Елизавета II, принадлежащая к Виндзорской династии: у ее отца Георга VI не было сыновей. При этом монарх должен быть протестантом и не может состоять в браке с католиком. Он имеет право отречься от престола в пользу своего близкого родственника, и в этом случае его потомки по прямой линии теряют право на наследование трона. Так произошло с Эдуардом VII, который в 1936 г., чтобы жениться на американке-католичке, отрекся от престола в пользу своего брата, ставшего Королем Георгом VI. Его дочерью и является царствующая Королева. Она - 42-й английский монарх и 6-я Королева.

Монарх может изменить порядок престолонаследия и сам определить, кто из его потомков будет наследовать трон. В частности, Елизавета II в связи с неудачной семейной жизнью своего старшего сына - первого наследника престола - подумывает о том, чтобы назначить в качестве такового старшего внука или младшего сына.

Первым наследником престола считается старший сын царствующего монарха. Он носит титул принца Уэльского. Существует и возможный наследник (наследница), например, младший (следующий по возрасту за первым наследником) сын или старшая (единственная) дочь монарха.

Супруг Королевы монархом не является. Ему как принцу - консорту присваивается титул принца Эдинбургского. Супруга Короля именуется королевой, однако полномочий монарха не имеет.

В британских официальных документах и доктринальных произведениях институт монарха часто обозначают термином «Корона».

Полномочия монарха можно подразделить на две группы: прерогативные и статутные. Большинство полномочий существует в форме прерогативы Короны, т. е. его как бы прирожденных исключительных прав, не производных от решений парламента. Королевскую прерогативу можно разделить на личную и политическую.

Личная прерогатива охватывает право на атрибуты монаршей власти: корону, мантию, трон, скипетр и державу, титул, в котором перечисляются владения монарха, указывается божественное происхождение его власти. Официальный титул Королевы Великобритании звучит так: «Ее Величество милостью Божией Королева Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и других подвластных ей государств и территорий, глава Содружества, защитница веры». Личная прерогатива включает также право на королевский двор и цивильный лист (в 1995 г. выплаты по нему составили 7,9 млн. фунтов стерлингов). Ранее личная прерогатива включала и освобождение от уплаты налогов, однако в начале90-х гг. Елизавета II добровольно от этого сказалась. Отказалась она и от специальных самолетов и пользуется теперь рейсовыми.

В связи с политической прерогативой следует указать, что монарх является составной частью парламента наряду с обеими палатами. Однако заседания палат без специального приглашения королева посещать не может. Единственное исключение, вытекающее из королевской прерогативы, состоит в том, что именно королева открывает каждую осень очередную сессию парламента, выступая на совместном заседании палат с подготовленной правительством тронной речью. В ней излагается очередная программа правительства.

Прерогатива включает и право королевы распускать палату общин.

Формально монарх обладает весьма обширными полномочиями, но фактически его личная власть ограничена, и притом не столько законодательными актами, сколько нормами прецедентного права и конституционными обычаями. Каждый билль (закон), после того как завершено рассмотрение его в палатах парламента, передается на подпись монарху. Но последний случай отказа биллю в королевской санкции имел место в 1707 г. По существу, с того времени сложился обычай, обязывающий монарха подписывать все поступающие к нему билли.

Король (королева) созывает и распускает парламент, назначает и освобождает от должности министров и других высших должностных лиц, является главой исполнительной власти, заключает и ратифицирует международные договоры, осуществляет право помилования и т.д. Король также является главой государства бывших британских доминионов - Канады, Австралии и Новой Зеландии.

Однако по своему усмотрению монарх не может осуществлять ни статутные, ни прерогативные полномочия. Это не значит, что королева не играет никакой роли в осуществлении государственной власти. Хотя она сама не решает почти никаких государственных дел, она может влиять на решения, принимаемые должностными лицами британского государства. Ныне управление государством осуществляется от имени королевы правительством Ее Величества. В прецедентном праве Великобритании есть норма, согласно которой «король не может быть не прав». Практически это означает, что монарх не несет ответственности за акты, изданные от его имени, - ответственными считаются министры, скрепившие их своими подписями. Королева осуществляет принадлежащие ей полномочия не иначе, как по «совету» (предложению) соответствующих министров. Она не может даже присутствовать на заседаниях кабинета министров, но получает регулярную информацию о принятых им решениях.

Королеве оказывает содействие Тайный Совет, с которым она консультируется. Кабинет - возник в конце XVII в. как комитет Тайного совета монарха. Тайный совет состоит из членов королевской семьи, архиепископов, министров и почетных членов, насчитывая более 420 человек. В полном составе он собирается в особо торжественных случаях, а вообще кворум в нем составляют три члена. Формально существуя как совещательный орган при монархе, Тайный совет созывается на заседания по решению Королевы чаще всего в случаях принятия ею актов, имеющих юридическую значимость: прокламаций в Совете и приказов (orders) в Совете. Прокламации принимаются по вопросам объявления войны и заключения мира, созыва парламента, объявления перерыва в его работе и роспуска палаты общин. По другим вопросам издаются приказы в Совете, которые доктриной подразделяются на законодательные, исполнительные и судебные.

Центральная исполнительная власть в Великобритании представлена органом, состоящим из министров, - правительством Ее Величества во главе с премьер - министром. Фактически главную роль в управлении государством играют правительство и премьер- министр.

Отдельные вопросы организации и деятельности правительства регулируют следующие основные нормативные акты: Акты о министрах Короны 1937 г., 1934 г., 1975 г.; Акты о передаче полномочий министров Короны 1946 г., Акты о дисквалификации депутатов палат общин 1957 г., 1975 г.; Акт о государственных документах 1967 г.; Акт о жаловании министров 1972 г.

Порядок формирования правительства основывается главным образом на конституционных соглашениях. Новое правительство формируется после каждых парламентских выборов. Королева назначает премьер - министром лидера партии, получившей абсолютное большинство мандатов в палате общин. Поскольку каждая партия имеет заранее избранного лидера, никакого другого на этот пост королева назначить не может. Если же ни одна из партий не получила абсолютного большинства, королева проводит консультации с лидерами парий и, выслушав их советы и предложения, сама принимает решения. После назначения премьер - министра королева по его предложению назначает остальных членов кабинета и всего правительства.

Если премьер - министр уходит в отставку в период между парламентскими выборами, его преемник назначается королевой после того, как партия, располагающая большинством голосов в палате общин, изберет нового официального лидера. Новый премьер - министр, даже если он принадлежит к той же партии, что и его предшественник, формирует новый кабинет. Поражение на выборах влечет коллективную отставку правительства. Что касается королевской прерогативы увольнения премьер-министра, то с 1783 г. монархи ею не пользовались.

Должность премьер-министра возникла как результат конституционного соглашения. До настоящего времени его полномочия и фактическая роль определяются неписаным правом, а также зависят от политических обстоятельств.

Согласно обычаю, премьер- министр носит титул Первого лорда Казначейства, а с 1968 г. занимает должность министра гражданской службы. В исключительных случаях на премьер- министра возлагается непосредственное руководство каким-либо крупным министерством. Например, Гарольд Вильсон возглавлял министерство экономики с 1967 по 1968 г. совместно с соответствующим государственным секретарем.

Премьер- министр играет ведущую роль в кабинете и правительстве, осуществляет руководство их деятельностью, а также руководство основными министерствами и центральными ведомствами. Он является главным советником королевы, представляет ей для зачтения в парламенте тронную речь, служащую программой правительства, выполняет представительские функции в международных отношениях. Премьер- министр устанавливает круг вопросов, подлежащих рассмотрению кабинетом и правительством, определяет их общую политическую стратегию, руководит работой комитетов, дает рекомендации монарху относительно состава кабинета, решает вопросы об увольнении министров и об отставке правительства, направляет правотворческую деятельность кабинета. Для современной Великобритании характерно возрастание роли премьер- министра в принятии политических решений и ограничение коллегиальных форм деятельности кабинета. Безусловно, признается, что он вправе вмешиваться в любую область правления. Практика свидетельствует, что премьер- министр играет ведущую роль, прежде всего в области внешних отношений, экономической политики и в других наиболее важных сферах государственной жизни.

Премьер- министр осуществляет ряд прерогатив монарха от его имени: назначает высших чиновников государства, созывает и распускает парламент, объявляет войну и заключает мир. Английское право не содержит специальных требований к кандидату на пост премьер - министра. Лицо, претендующее на эту должность, должно быть совершеннолетним, британским подданным, членом парламента.

Для обеспечения эффективной деятельности главы правительства используется личный секретариат премьер- министра, который не имеет постоянного состава. Премьер- министр может создавать в структуре этого органа новые звенья. Секретариат премьер- министра включает лиц, являющихся гражданами служащими - чиновниками высшего ранга. В его функции входит ведение переписки, поддержание связи с членом кабинета, с отдельными министерствами и ведомствами, подготовка информационных и аналитических материалов. В отличие от других стран, внутри правительства Великобритании формируется и действует кабинет министров с более узким составом.

Таким образом, термины «правительство» и «кабинет» не равнозначны. В правительство входят все министры, тогда как кабинет - это организационно обособленная часть правительства, играющая особо важную роль.

Что касается состава кабинета, то он определяется лично премьер- министром, и обычно число министров в нем колеблется от 16 до 24 человек, считая и самого премьера. Премьер- министр группирует вокруг себя несколько министров, занимающих особое положение в кабинете в силу важности возглавляемых им ведомств. Работа кабинета организуется аппаратом, в который входит ряд органов: секретариат, центральная статистическая служба и др. Структура аппарат может изменяться в зависимости от личного усмотрения премьер- министра, имеющего право создавать в ней новые посты и подразделения.

В судебной сфере монарх назначает судей, ему принадлежит право амнистии и помилования.

Монарх - главнокомандующий Вооруженными силами, хотя воинское звание самой королевы - полковник. Она назначает высших должностных лиц в вооруженных силах, присваивает звания офицерам армии, авиации и флота, награждает знаками отличия.

Королева возглавляет Содружество (Commonwealth), включающее около 50 государств, из которых 17, в том числе Канада, Австралия и Новая Зеландия, признают Елизавету II и своим главой государства. Она промульгирует конституции этих государств, по представлению их правительств назначает генерал-губернаторов, которые действуют от ее имени. Содружество - это своеобразная экономико-правовая форма связи Великобритании с ее бывшими колониями.

Во внешнеполитической сфере королеве принадлежит также право назначения дипломатических представителей, заключения международных договоров, объявления войны и заключения мира.

Наконец, своеобразие статуса британской королевы заключается в том, что она, как мы уже отметили, возглавляет англиканскую церковь в Англии и пресвитерианскую - в Шотландии. В этом качестве она назначает церковных иерархов Церкви Англии.

Все акты королевы подлежат контрасигнатуре премьер- министра. Данное правило сформулировано в Акте об устроении 1701 г. Тем самым ответственность за акты королевы, исходя из формулы «Король не может быть неправ», выражающей принцип неответственности монарха, несет правительство.

Институт монархии сохраняется в Великобритании как символ единства нации, преемственности в ее развитии, как гарант стабильности в обществе. Этому способствуют политический нейтралитет монарха, который, в частности, не может состоять ни в одной политической партии, его информированность в вопросах управления и компетентность, обеспечиваемая подготовкой с детства к достойному выполнению своей функции и затем многолетним опытом.

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США

История развития британского государства после Английской революции XVII в. характеризуется многочисленными компромиссами между соперничавшими политическими силами, которые осознали, что на пути насилия общество было бы обречено на деградацию. Эти компромиссы и определяют эволюцию формы правления и государственного режима в стране. Сегодня, как мы уже отмечали, британская форма правления представляет собой парламентарную монархию, а государственный режим - систему кабинета, или министериализм. Хотя III. Монтескье считал Англию образцом системы разделения властей, не менее авторитетный специалист в области английского конституционного права У. Бэджгот высказывал мнение о том, что государственный механизм Соединенного Королевства основан не на разделении властей, а на соединении законодательной и исполнительной ветвей власти. По нашему мнению, в основных своих чертах разделение властей в современном Соединенном Королевстве существует, причем не только формально, но и на деле. Справедливости ради следует отметить, что этому способствуют активно проводимые в последние годы лейбористским Правительством реформы государственного механизма .

Монарх. Это Король (Королева) - глава государства и формально источник суверенной власти. Престолонаследие, согласно Акту 1701 г., определяется по кастильской системе, в соответствии с которой трон передается старшему сыну умершего монарха, а при отсутствии сыновей - старшей дочери. Так в 1952 г. воцарилась нынешняя Королева Елизавета (Элизабет) II, принадлежащая к Виндзорской династии: у ее отца Георга VI не было сыновей. При этом монарх должен быть протестантом и не может состоять в браке с католиком. Он имеет право отречься от престола в пользу своего близкого родственника, и в этом случае его потомки по прямой линии теряют право на наследование трона. Так произошло с Эдуардом VIII, который в 1936 г., чтобы жениться на любимой американке-католичке, отрекся от престола в пользу своего брата, ставшего Королем Георгом VI. Его дочь, царствующая Королева, - 42-й английский монарх и 6-я Королева. Монарх с согласия Парламента может изменить порядок престолонаследия и сам определить, кто из его нисходящих будет наследовать трон. Первым наследником престола считается старший сын царствующего монарха. Он носит титул принца Уэльского. Существует и возможный наследник (наследница): младший (следующий по возрасту за первым наследником) сын или старшая (единственная) дочь монарха, если первый наследник не имеет детей, а если имеет - старший сын или старшая дочь (при отсутствии сыновей) первого наследника. Супруг Королевы монархом не является. Ему как принцу-консорту присваивается титул принца Эдинбургского. Супруга Короля именуется королевой, однако полномочий монарха она не имеет и трон не наследует.

В британских официальных документах и доктринальных произведениях институт монарха часто обозначают термином «Корона». Полномочия монарха можно подразделить на две группы: прерогативные и статутные. Большинство полномочий существует в форме прерогативы Короны, т. е. его прирожденных исключительных прав, не производных от решений Парламента. Королевскую прерогативу можно разделить на личную и политическую. Личная прерогатива охватывает право на атрибуты монаршей власти: корону, мантию, трон, скипетр и державу, титул, в котором перечисляются владения монарха, указывается божественное происхождение его власти. Официальный титул Королевы Великобритании звучит так: «Ее Величество милостью Божией Королева Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и других подвластных ей государств и территорий, глава Содружества, защитница веры». Личная прерогатива включает также право на королевский двор и цивильный лист (в 2004 г. его сумма составила 9,9 млн. фунтов стерлингов). Ранее личная прерогатива включала и освобождение от Уплаты налогов, однако в 1993 г. Елизавета IIдобровольно от этого отказалась. Отказалась она и от специальных самолетов и пользуется теперь рейсовыми. В связи с политической прерогативой следует указать, что монарх считается составной частью Парламента наряду с обеими палатами. Однако заседания палат без специального приглашения Королева посещать не может. Единственное исключение, вытекающее из королевской прерогативы, состоит в том, что именно Королева открывает каждую осень очередную сессию Парламента, выступая на совместном заседании палат с подготовленной Премьер-министром тронной речью. В ней из­лагается программа деятельности Правительства на предстоящий год. Прерогатива включает и право санкционирования законов, принятых обеими палатами Парламента, а также связанное с ним прерогативное право абсолютного вето в отношении законов Парламента, которое с 1707 г. не используется. Прерогатива включает, и право Королевы распускать Палату общин .

Что касается отношений Королевы с Правительством, то сердцевина последнего - Кабинет - возник в конце XVII в. как комитет Тайного совета монарха. Тайный совет состоит из членов королевской семьи, архиепископов, министров и почетных членов, насчитывая более 420 человек. В полном составе он собирается в особо торжественных случаях, а вообще кворум в нем составляют три члена. Формально существуя как совещательный орган при монархе, Тайный совет созывается на заседания по решению Королевы чаще всего в случаях принятия ею актов, имеющих юридическую значимость: прокламаций в Совете и приказов в Совете. Прокламации принимаются по вопросам объявления войны и заключения мира, созыва Парламента, объявления перерыва в его работе и роспуска Палаты общин. По другим вопросам издаются приказы в Совете, которые доктриной подразделяются на законодательные, исполнительные и судебные. Королева назначает Премьер-министра, однако, как правило, она при этом не свободна, ибо вынуждена назначить лидера партии, имеющей большинство мест в Палате общин. В противном случае, не имея доверия Палаты, Правительство вообще не смогло бы работать. Иногда, однако, оказывается, что победившая на выборах партия затрудняется с определением своего лидера, и в этих случаях монарх принимает решение по своему усмотрению. Таким образом, в 1957 г. Елизавета II назначила Премьер-министром Г. Макмиллана, а в 1963 г. - А Дугласа-Хьюма, которые именно в силу этого назначения стали лидерами партии консерваторов. Более того, в 1974 г. результаты выборов в Палату общин не дали отчетливого преимущества ни одной из партий, и Королева сама приняла решение о сформировании Правительства лейбористами. Королеве принадлежит и право назначения министров, которое она осуществляет по указанию Премьер-министра. Правительство действу­ет от имени Короны, это - Правительство Ее Величества. В судебной сфере монарх назначает судей, ему принадлежит право амнистии и помилования. Монарх - главнокомандующий вооруженными силами, хотя воинское звание самой Королевы - полковник. Она назначает высших должностных лиц в вооруженных силах, присваивает звания офицерам армии, авиации и флота, награждает знаками отличия. Королева возглавляет Содружество. Содружество - это своеобразная экономико-правовая форма связи Соединенного Королевства с его бывшими колониями. Ныне оно включает 53 государства, из которых 16, в том числе Канада, Австралия и Новая Зеландия, суть доминионы, т. е. признают Елизавету II и своим главой государства. Она промульгирует конституции этих государств, по представлению их правительств назначает генерал-губернаторов, которые действуют от ее имени. Во внешнеполитической сфере Королеве принадлежит также право назначения дипломатических представителей, заключе­ния международных договоров, объявления войны и заключения мира. Наконец, своеобразие статуса британской Королевы заключается в том, что она, как мы уже отметили, возглавляет церкви - англиканскую в Англии и пресвитерианскую в Шотландии. В этом качестве она назначает церковных иерархов церкви Англии. Акты Королевы подлежат контрасигнатуре Премьер-министра. Данное правило сформулировано в Акте об устроении 1701 г. Тем самым ответственность за эти акты несет Правительство, исходя из формулы «Король не может быть неправ», выражающей принцип неответственности монарха. Институт монархии сохраняется в Великобритании как символ единства нации, преемственности в ее развитии, как гарант стабильности в обществе. Этому способствуют политический нейтралитет монарха, который, в частности, не может состоять ни в одной политической партии, его информированность в вопросах управления и компетентность, обеспечиваемая подготовкой с детства к достойному несению своей функции и затем многолетним опытом.

Соединенные Штаты Америки - государство в Северной Америке. Конституция США принята в 1787 г. Это одна из старейших ныне действующих буржуазных конституций и одна из наиболее "жестких": за 200 лет в нее было внесено всего 26 поправок, 10 из которых, так называемый Билль о правах, вступили в силу в 1791 г. В противоположность юридической конституции существует, по выражению американских теоретиков, "живая конституция". Другими словами, Конституция 1787 г. действует в настоящее время с многочисленными дополнениями в виде судебных прецедентов, законов Конгресса, актов президента. По форме государственного правления США президентская республика. Федеральная конституция устанавливает принцип "разделения властей" законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная президенту, судебная Верховному суду и другим судам.

Президент США - глава государства США, глава исполнительной власти Федерального правительства США и главнокомандующий Армии и Флотом по Конституции США. Имеет право вето на законопроекты (билли), принятые Конгрессом США. Должность возникла по Конституции США, принятой в 1787 году. Первым Президентом США стал в 1789 году Джордж Вашингтон. Действующий в настоящее время Президент США - Джордж Буш (младший) . Стать Президентом США по Конституции США может только гражданин США по рождению, старше 35 лет и проживающий в США не менее 14 лет. Самым пожилым президентом на момент избрания был Рональд Рейган, избранный в возрасте 68 лет. Согласно 22-й поправке к Конституции, принятой в 1951, одно и то же лицо может быть избрано Президентом США не более двух раз (неважно, подряд или с перерывом). Кроме того, если некоторое лицо после смерти или отставки избранного президента занимало президентский пост (с поста вице-президента или иначе) на протяжении 2 лет и более, то это лицо в дальнейшем может быть самостоятельно избрано президентом не более 1 раза. Фактически президенты и ранее почти все соблюдали это неписаное правило, следуя примеру Джорджа Вашингтона, который пробыл в должности только два срока. Однако в 1940 году Франклин Д. Рузвельт был избран на третий срок, а в 1944 - и на четвёртый (умер в 1945). После этого, не умаляя заслуг Рузвельта и чрезвычайных условий, в которых он переизбирался (Вторая мировая война), было решено законодательно ограничить количество возможных переизбраний, чтобы этот случай не стал прецедентом для установления диктатуры. Закон не имел обратной силы и не распространялся на действовавшего в тот момент президента Гарри Трумэна, отбывшего почти полностью срок Рузвельта после его смерти плюс свой собственный, но Трумэн сам не пожелал вновь баллотироваться в 1952. Только один президент - Гровер Кливленд - занимал пост два срока с перерывом. Президент США избирается на четырёхлетний срок вместе с вице-президентом с помощью непрямых (двухступенчатых) выборов. Непосредственно за Президента и Вице-президента голосует, так называемая, коллегия выборщиков. По конституции, Законодательное собрание каждого штата может назначить определённое количество выборщиков (равное количеству представителей штата в Конгрессе), которые будут представлять интересы штата. Способ, с помощью которого определяется список выборщиков, Законодательное собрание может выбрать по своему усмотрению, однако, в настоящее время, все штаты определяют своих выборщиков с помощью всеобщего голосования, которое происходит в первый вторник после первого понедельника ноября каждый високосный год .

сведения

Великобритания (государство) - островное государство на С.-З. Европы; занимает остров Великобритания, северо-восточную часть острова Ирландия, острова Англси, Уайт, Нормандские, Оркнейские, Гебридские, Шетлендские и ряд более мелких. Западные берега Великобритания (государство) открыты водам Атлантического океана, а восточные и южные, обращенные к Западной Европе, омываются Северным морем и неширокими проливами Ла-Манш и Па-де-Кале. Площадь 244,1 тыс. км 2 . Население 55,5 млн. чел. (1969). Столица - г. Лондон.

Великобритания (государство) состоит из 4 историко-географических областей (табл. 1).

Табл. 1. - Состав территории Великобритании


Площадь тыс. км 2

Население, млн. чел. (1968)

Столица

Англия

130,3

45,9

Лондон

Уэльс

20,8

2,7

Кардифф

Шотландия

78,8

5,2

Эдинбург

Северная Ирландия (Ольстер)

14,1

1,5

Белфаст

В административном отношении делится на графства и города с правами графств. В особую административную единицу выделен Большой Лондон (в составе 32 районов).

Великобритания (государство) возглавляет Содружество (The Commonwealth), куда входит 31 государство с населением около 900 млн. чел., в том числе бывшие и оставшиеся доминионы и большая часть бывших колоний, добившихся независимости после 2-й мировой войны 1939-45 (см. Британская империя ). За 1938-69 колониальные владения сократились по площади с 14,5 млн. км 2 до 1 млн. км 2 , а по населению с 454 млн. чел. до 10 млн.

. Государственный строй

Великобритания (государство) - парламентарная монархия. Единого конституционного акта не имеет; неписаная конституция Великобритания (государство) складывалась на протяжении ряда столетий и состоит из парламентских законов (так называемое статутарное право), судебных прецедентов и конституционных соглашений или обычаев. Статутарную основу конституции Великобритания (государство) составляют несколько важнейших актов: Великая хартия вольностей 1215, Петиция о праве 1628, Хабеас корпус акт 1679, «Билль о правах » 1689, , Акт о народном представительстве 1948, Акт о реформе палаты лордов 1968, Акт о народном представительстве 1969 и др.

Высшие органы государственной власти. Глава государства - король (королева). Королевская власть является пожизненной и передаётся по наследству прямым потомкам монарха по мужской линии, а в случае их отсутствия - по женской линии, согласно старшинству. Король (королева) считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, верховным главнокомандующим вооруженными силами, светским главой государственной англиканской церкви и главой Содружества. Юридически королю принадлежит право назначения премьер-министра, министров, судей, дипломатов, офицеров армии, флота и авиации, епископов и архиепископов, губернаторов, заключения международных договоров, объявления войны и заключения мира. Король считается составной частью парламента, так называемым King (Queen) in parliament, и в силу этого созывает парламент на сессии, которые открываются его тронной речью , распускает палату общин, санкционирует законопроекты, принятые парламентом; обладает правом помилования, жалует пэрство, баронство, рыцарство и другие почётные звания, издаёт так называемые акты-приказы в Совете, жалованные грамоты, указы и т.д. Однако в действительности английский король - лишь номинальный глава государства (царствует, но не управляет); королевские полномочия и прерогативы почти полностью находятся в руках исполнительной власти - кабинета министров.

Формально высшим органом королевского правления считается Тайный совет, в состав которого пожизненно входят особо почётные лица (свыше 300 чел.). Практически 150 лет не функционирует.

Высший орган законодательной власти - парламент, который состоит из короля, палаты лордов и палаты общин. Эти составные части парламента считаются независимыми друг от друга, так как они строятся на различных принципах, имеют отдельные резиденции и различные полномочия; однако для принятия законов необходимо, как правило, совпадение их мнений. Общенациональное представительное учреждение Великобритания (государство) - нижняя палата - палата общин, которая состоит из 630 депутатов (511 от Англии, 36 от Уэльса, 71 от Шотландии и 12 от Северной Ирландии). В палате общин, избранной в 1970, 330 мест заняли консерваторы, 287 - лейбористы, 6 - либералы, 7 - независимые и представители небольших политических групп. Срок полномочий палаты общин 5 лет. По закону избранным в палату общин может быть каждый британский подданный, достигший 21 года, однако исключения из этого декларированного правила довольно широки. Не могут быть избранными в палату общин пэры, духовенство, некоторые категории пенсионеров, банкроты, лица, осуждённые за определённые виды преступлений, судьи, гражданские служащие, лица, отбывающие службу в вооруженных силах и полиции, душевнобольные. Депутат парламента получает жалованье в размере 3250 ф. ст. в год. Избрание депутатов палаты общин проводится по униноминальной (1 депутат от каждого округа) мажоритарной системе относительного большинства: избранным считается тот кандидат, который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности. Для выдвижения кандидата необходимо заявление об этом нескольких избирателей и внесение залога в 150 ф. ст. (залог не возвращается, если кандидат соберет менее общего количества голосов, поданных по данному избирательному округу). Активное избирательное право предоставляется всем правоспособным британским подданным обоего пола, достигшим 18 лет, проживающим в пределах избирательного округа в течение 3 мес., за исключением пэров, уполномоченных по выборам, душевнобольных, лиц, лишённых избирательных прав по суду. Избирательные списки публикуются 15 марта каждого года. Голосование является тайным; допускается голосование по почте и по доверенности.

Верхняя палата парламента Великобритания (государство) - палата лордов - архаическое учреждение, состоит из светских и духовных пэров (свыше 1000 чел.). Светские пэры подразделяются на 3 группы: наследственные пэры и пэрессы Англии, Шотландии. Великобритании и Соединённого Королевства, которые не отказались от своего титула, согласно Акту о пэрстве 1963; пожизненные пэры и пэрессы, назначенные короной, согласно Акту о пожизненном пэрстве 1958; лорды по апелляциям, назначенные, согласно Акту об апелляционной юрисдикции 1876, для осуществления судебных полномочий палаты лордов. В категорию духовных пэров входят архиепископы Кентерберийский и Йоркский, епископы Лондона, Дарема и Уинчестера, а также 21 епископ англиканской церкви, занимающие места в палате лордов по старшинству.

Формально парламент обладает абсолютным верховенством, так как не существует никаких юридических ограничений его полномочий, фактически же принятие законов и бюджета осуществляется правительством. Правовое положение палат парламента различно. Финансовые законопроекты (билли) могут быть внесены только в палату общин, и для их принятия не требуется согласия палаты лордов. В отношении других биллей за палатой лордов сохраняется право отсрочки их окончательного одобрения. Таким образом, хотя палата лордов занимает в законодательном процессе подчинённое положение, при известных обстоятельствах она играет роль тормоза в отношении законопроектов, принятых в палате общин. Порядок прохождения законопроектов в обеих палатах примерно одинаков, однако председатель палаты общин - спикер - обладает широкими полномочиями и оказывает решающее воздействие на весь ход работы палаты, в то время как лорд-канцлер, председательствующий в палате лордов, этих полномочий лишён. Король обладает правом окончательного отклонения закона (так называемое абсолютное вето), но с начала 18 в. это право не применяется. Законодательная инициатива почти полностью осуществляется правительством.

Правительство Великобритания (государство) состоит из 80-100 чел. В него входят: департаментские министры (некоторые из них именуются государственными секретарями), возглавляющие определённые ведомства; недепартаментские министры, занимающие так называемые традиционные должности (лорд-председатель совета, канцлер герцогства Ланкастерского, лорд-хранитель печати, генеральный казначей), и министры без портфеля; лорд-канцлер и главы судебных ведомств; государственные министры, назначаемые в помощь департаментским министрам; так называемые «младшие» министры (заместители государственных секретарей и парламентские секретари, которые замещают «старших» министров в парламенте). Подавляющее большинство министров является членами палаты общин, небольшая их часть представляет правительство в палате лордов. Правительство возглавляет премьер-министр. Как правило, на эту должность назначается лидер партии, располагающей большинством в палате общин, фактически с начала 18 в. высший орган исполнительной власти Великобритания (государство) - кабинет министров, который сосредоточивает в своих руках все важнейшие полномочия по осуществлению внутренней и внешней политики. Хотя кабинет не может издавать нормативные акты, фактически он осуществляет всю нормотворческую деятельность. Состав кабинета подбирается лично премьер-министром, и в него входит лишь часть министров, занимающих наиболее важные посты в правительстве (около 20). Законодательством Великобритания (государство) образование кабинета министров не предусмотрено.

Юридически правительство несёт коллективную ответственность за свою политическую деятельность перед палатой общин и в случае утраты доверия (см. Вотум ) обязано уйти в отставку. Однако в условиях двухпартийной системы, сложившейся в Великобритания (государство) , такая ситуация не возникала уже более 60 лет; на практике кабинет, почувствовав слабость своих парламентских позиций, распускает палату общин и назначает новые выборы.

Местное управление. Великобритания (государство) - унитарное государство, состоящее из 4 исторически сложившихся областей: Англия, Уэльс, Северная Ирландия и Шотландия. Англия, Уэльс и Шотландия имеют собственные правовые и судебные системы, национальные церкви, системы органов местного управления. В состав кабинета министров Великобритания (государство) входят государственные секретари по делам Уэльса и Шотландии. Северная Ирландия на основании Акта об управлении Ирландией 1920 пользуется ограниченными правами административной автономии. Исполнительными полномочиями в Северной Ирландии наделён губернатор, назначаемый королём (королевой); законодательный орган - двухпалатный парламент, состоящий из палаты общин (52 депутата, избираемых населением Северной Ирландии) и сената (26 сенаторов, избираются палатой общин). Имеется возглавляемый премьер-министром кабинет. Полномочия всех этих органов ограничены чисто местными вопросами и фактически управление Северной Ирландией осуществляется правительством Великобритания (государство)

Выборным органом самоуправления во всех административно-территориальных единицах (за исключением малонаселённых приходов, которые управляются общими собраниями жителей) является совет, либо избираемый на 3 года, либо обновляемый на каждый год. В состав советов графств , городов-графств и муниципальных городов (с населением до 75 тыс. жителей) входят старейшины, так называемые олдермены, которые избираются соответствующими советами сроком на 6 лет в количестве, равном численности совета, из числа лиц, не являющихся членами совета. Председатель совета - мэр (в некоторых крупных городах лорд-мэр) избирается советом из числа его членов сроком на 1 год. Компетенция органов местного самоуправления всех звеньев определяется парламентскими и др. актами; им подведомственны вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания, здравоохранения, образования, поддержания общественного порядка, гражданской обороны, противопожарной безопасности и т.д. Муниципалитеты находятся в жёсткой финансовой зависимости от центрального правительства. Около половины финансовых потребностей муниципалитетов покрывается за счёт правительственных дотаций, остальная часть - за счёт местных налогов.

Судебная система. В Великобритания (государство) нет единой судебной системы. Высший центральный судебный орган - Верховный суд правосудия, в состав которого входят Высокий суд и Апелляционный суд по гражданским делам. Высшая судебная инстанция - палата лордов, фактически существуют и 3 судебные системы. В Англии и Уэльсе первая инстанция по уголовным делам - магистратский суд, через который проходит свыше 90% всех уголовных дел. В состав такого суда входит от 2 до 7 мировых судей, которые не являются юристами по образованию и не получают жалованья, поэтому судьями, как правило, становятся только состоятельные люди, представители имущих классов. В крупных городах на должность мировых судей могут назначаться профессиональные юристы, рассматривающие дела единолично и получающие жалованье. В графствах и городах не менее 4 раз в год созываются сессии мировых судей (так называемые четвертные сессии), которые рассматривают наиболее важные уголовные дела с участием присяжных заседателей . Суды ассизов - выездные суды, являющиеся отделениями Высокого суда, - рассматривают дела, обвинение по которым было возбуждено мировыми судьями. Центральный уголовный суд в Лондоне рассматривает дела по преступлениям, совершенным в Большом Лондоне. Апелляции на приговоры мировых судей могут быть поданы в Высокий суд. Уголовное отделение Апелляционного суда рассматривает апелляции на приговоры четвертных сессий, суда ассизов и др. В тех случаях, когда при рассмотрении дела был затронут «юридический вопрос общегосударственного значения», апелляция может быть принесена в палату лордов.

Первая инстанция по гражданским делам в Англии и Уэльсе - суд графства, в котором дела рассматриваются судьей единолично (по просьбе одной из сторон дело может слушаться с участием присяжных заседателей). Суды графств, как правило, рассматривают иски на сумму, не превышающую 500 ф. ст . Высокий суд является и первой и апелляционной инстанцией почти по всем гражданским делам; он состоит из канцлерского отделения, отделения по делам о наследствах, разводах и морским делам и отделения королевской скамьи (см. Суд королевской скамьи ). Апелляции по наиболее важным делам рассматриваются гражданским отделением Апелляционного суда, а в отдельных случаях - палатой лордов.

В Шотландии первой инстанцией по уголовным делам являются полицейские суды в городах и мировые суды в графствах, а также шерифские суды (см. Шериф ). Наиболее важные уголовные дела рассматриваются в качестве первой инстанции Высоким судом юстициария, который наделён также апелляционной юрисдикцией. Высшая инстанция - Сессионный суд, состоящий из 2 отделений: высшей палаты (рассматривает по первой инстанции любые гражданские и бракоразводные дела) и внутренней палаты (апелляционная инстанция), решение которой может быть обжаловано в палату лордов.

В Северной Ирландии первая инстанция по уголовным и гражданским делам - суды графств и суды суммарной юрисдикции (малые сессии). Высшие судебные инстанции - Верховный суд, состоящий из Высокого суда и Апелляционного суда, и Уголовный апелляционный суд.

В Великобритания (государство) судьи всех судов назначаются королём. Особое место в судебной системе занимают различного рода специальные суды, например коронерские суды, которые созываются для установления причин насильственной смерти, и др. Создаются административные трибуналы (см. Административная юстиция ), которые рассматривают споры между частными и юридическими лицами и государственными органами, возникающие в процессе государственного управления. В Великобритания (государство) имеются военные суды, председатели и члены которых назначаются военным командованием из числа офицеров. Юрисдикция военных судов распространяется на лиц, отбывающих действительную военную службу в армии, флоте и авиации, и на членов их семей, если они находятся за пределами Великобритания (государство)

Лит.: Конституции буржуазных государств Европы, М., 1957, с. 163-333; Харвей Д. и Худ К., Британское государство, пер. с англ., М., 1961.

А. А. Мишин .

. Природа

Великобритания (государство) расположена в приатлантическом секторе умеренного пояса Европы. Огромное влияние на природу оказывает море. Самые отдалённые пункты отстоят от него на 40-60 км, а в южной части - на 100-120 км. Береговая линия сильно расчленена. В Англии, Уэльсе и Северной Ирландии - абразионные и абразионно-аккумулятивные бухтовые берега, чередующиеся местами с риасовыми и ваттовыми. Некоторые заливы относятся к типу эстуариев (эстуарии Темзы, Северна). Наиболее крупные заливы на З. - Ферт-оф-Лорн, Ферт-оф-Клайд, Солуэй-Ферт, Кардиган, Бристольский, на Ю. - Лайм, на Великобритания (государство) - Уош, Ферт-оф-Форт, Мари-Ферт. На Гебридских, Оркнейских, Шетлендских островах и в Шотландии большей частью фьордовые берега.

Рельеф. В Шотландии, Северной Ирландии, Уэльсе и Северной Англии преобладают средневысотные горы и возвышенности с выровненной вершинной поверхностью и глубоко врезанными речными долинами. В формировании их рельефа значительную роль сыграли вертикальные тектонические движения, а также эрозия и плейстоценовое оледенение.

Наиболее высоко расчленён рельеф Шотландии, где возвышаются Северо-Шотландское нагорье и Южно-Шотландская возвышенность , разделённые Среднешотландской низменностью . Над платообразной поверхностью нагорья поднимаются хребты с вершинами альпийского типа высотой до 1343 м (г. Бен-Невис в Грампианских горах - наиболее высокая в Великобритания (государство) ). В районах распространения базальтов, как и на плато Антрим в Северной Ирландии, развиты столбчатые формы поверхности («Мостовая гигантов» и др.). Южно-Шотландская возвышенность (гора Меррик, 842 м ) представляет собой ряд плато. Сходный с Южной Шотландией рельеф имеет Северная Ирландия. К Ю. от Шотландии расположены Пеннинские горы (гора Кросс-Фелл, 893 м ), а также куполообразные Камберлендские горы (гора Скофелл, 978 м ) с ледниковыми формами рельефа. Полуостров Уэльс занят Кембрийскими горами (г. Сноудон, 1085 м ) с отдельными каровыми гребнями. На полуострове Корнуолл расположен ряд останцовых возвышенностей высотой до 500-600 м, разделённых всхолмлёнными низменностями. В юго-восточной Англии плоские низменности, сложенные рыхлыми породами, чередуются с возвышенными куэстовыми плато и грядами из известняков и мела (гряды Котсуолд, Чилтерн, Норт-Даунс, Саут-Даунс), низменность Мидленд, низменность Лондонского бассейна , Фенн и др.

Р. А. Ерамов.

Геологическое строение и полезные ископаемые. Британские острова расположены почти целиком в зоне каледонской складчатости; только южнее линии Бристоль - Лондон развиты складки герцинской системы. С начала палеозоя территория Великобритания (государство) принадлежала к каледонской геосинклинали, разделённой на ряд глубоких морских впадин и возвышенных гребней. Во впадинах накапливались отложения большой мощности. В конце силурийского периода эти отложения были смяты в складки и из геосинклинали поднялись хребты Шотландии и Уэльса. В депрессиях между хребтами шло накопление континентальных девонских каменноугольных и пермских отложений. С девонского периода вся Великобритания (государство) (кроме Корнуолла) превратилась в платформу, в Корнуолле геосинклинальная подвижность земной коры сохранилась до каменноугольного периода включительно. В мезокайнозое прогибался Лондонский бассейн. В кайнозое весь остров поднялся, и образовались многие расколы, особенно в Шотландии, где с ними связан вулканизм.

Полезные ископаемые Великобритания (государство) приурочены к каменноугольной системе (каменный уголь), юрской системе (железная руда), Корнуолльскому складчатому массиву (руды олова и др. цветных металлов). В послевоенные годы у берегов Великобритания (государство) в Северном море обнаружены крупные месторождения природного газа. Достоверные и вероятные запасы оцениваются: каменных углей в 170 млрд. т, железных руд в 2,9 млрд. т (при содержании железа в них 25-30%).

Великобритания (государство) Великобритания (государство) Белоусов

Климат океанический с умеренными температурами, обилием атмосферных осадков, неустойчивой погодой циклонального типа с частыми и сильными ветрами. Средняя температуры января от 7°С на полуострове Корнуолл до 3,5°С в восточной Англии; на Великобритания (государство) случаются морозы до -18°С. В Лондоне в год бывает до 100 дней с температурой ниже 0°С. В июле температура убывает от 16-17°С в районе Лондона до 11-13°С в Шотландии. Осадки распределены равномерно в течение года, с незначительным максимумом осенью и зимой, на Ю.-Великобритания (государство) - летом и осенью. Наиболее обильны осадки в Шотландии, Северной Ирландии, горных районах Англии и Уэльса (1000-1500 мм, местами до 3000 мм в год). Наименьшее количество их - в юго-восточной Англии (600-750 мм ). Характерны значительная облачность и туманы.

Внутренние воды. Великобритания (государство) обладает густой сетью полноводных в течение всего года коротких рек: Северн, Темза, Уз, Тис, Тайн, Иден, Туид и др. Питание рек преимущественно дождевое. Половодье осенью и зимой. Реки не замерзают. Многие реки соединены судоходными каналами. Благоприятно для судоходства проникновение в низовья рек высоких приливов. В горах много озёр, главным образом ледникового и тектонико-ледникового происхождения. Наиболее крупные озёра: Лох-Ней, Лох-Ломонд, Лох-Несс.

Почвы. На С. Шотландии преобладают горные подзолистые почвы, сочетающиеся на сильно увлажнённых плато с торфяно-болотными, а на наиболее высоких вершинах - с горно-тундровыми почвами; в восточных прибрежных районах на мореных отложениях - перегнойно-подзолистые почвы. На Ю. Шотландии и в Северной Ирландии - лесные кислые неоподзоленные почвы, сменяющиеся в верхних частях гор горными подзолистыми почвами. Для северной Англии и Уэльса характерны дерново-палево-подзолисто-глеевые и псевдоподзолистые почвы, а для центральной и южной Англии - лесные бурые глеевые и ненасыщенные почвы, которые в районах распространения карбонатных пород (главным образом в куэстовых грядах) сменяются дерново-карбонатными почвами (рендзинами); около залива Уош и в некоторых других приморских низменностях - аллювиальные маршевые почвы.

Растительность. Зональными типами растительности на С. являются таёжные и смешанные леса с господством сосны, дуба и берёзы, на Ю. - широколиственные дубовые, грабово-дубовые и дубово-ясеневые леса, сменяющиеся с высотой дубово-берёзовыми, а в районах известняковых и меловых гряд - дубово-буковыми лесами. Леса занимают около 6% площади Великобритания (государство) Основные их массивы - в восточных и южных районах. Распространены лесные и парковые искусственные насаждения. Повсеместно характерны луга и верещатники. Верхний пояс гор занят горными лугами, верещатниками, торфяниками.

Животный мир. Лесная фауна чрезвычайно обеднена; лучше представлена фауна открытых пространств. Наиболее характерны: лиса, заяц, белка, ёж, различные виды землеройных млекопитающих. Из птиц - дикий голубь, в Шотландии - тундровая и шотландская куропатки, глухари. Реки и озёра богаты плотвой, усачом, голавлём.

Охраняемые территории. Охрана природы Великобритания (государство) осуществляется системой национальных парков, национальных природных (комплексных), лесных резерватов и резерватов для охраны водоплавающих птиц. Наиболее крупные национальные парки с охраной всего ландшафтного комплекса: Лейк-Дистрикт, в Камберленде (живописные горно-ледниковые озёра, водопады, вересковые заросли, дубовые и берёзовые леса); Сноудония, на С. Уэльса (горный район с многочисленными озёрами, в нижнем поясе гор - дубовые и каштановые леса). Крупные резерваты: Дартмур и Брекон-Биконс.

Природные районы. Шотландия и Северная Ирландия с среднегорным и низкогорным рельефом, торфяниками, верещатниками, таёжными лесами. Уэльс и горная Англия со значительной расчленённостью поверхности, вересковой и луговой растительностью, участками широколиственных лесов в нижнем поясе гор и на холмах низменностей. Юго-восточная Англия с равнинным рельефом, плодородными бурыми лесными почвами, широколиственными лесами, сильной распаханностью земель.

Лит.: Стамп Д. и Бивер С., Британские острова, пер. с англ., М., 1948; Добрынин Б. Ф., Физическая география Западной Европы, М., 1948; Demangeon A., Les Iles Britanniques, гэлы (90 тыс. чел.). Имеются значительные группы евреев (около 500 тыс. чел.) - главным образом в крупных городах, а также группы переселенцев из других стран: Вест-Индии (свыше 500 тыс. чел.), Индии (свыше 200 тыс. чел.), Пакистана (свыше 120 тыс. чел.) и африканских стран (около 150 тыс. чел.). Среди европейских иммигрантов - поляки (свыше 100 тыс. чел.), немцы (около 100 тыс. чел.), французы, итальянцы и др. Государственный язык и разговорный язык большей части населения - английский; часть ирландцев, уэльсцев и гэлов пользуется также своими языками, относящимися к кельтским языкам. По религии большинство коренного населения принадлежит к протестантским церквам и сектам (верующие англичане - в основном к англиканской церкви, шотландцы - к пресвитерианской); часть жителей (в том числе почти все ирландцы) - католики. До 2 сентября 1752 применялся юлианский календарь, а с 14 сентября 1752 - григорианский (см. Календарь ).

Численность населения, несмотря на эмиграцию, быстро росла с середины 18 в. до конца 19 в., то есть в период расцвета английского капитализма. С конца 19 в. прирост населения стал уменьшаться; лишь в первые годы после 2-й мировой войны временно возросла рождаемость. Естественный прирост населения невелик (4,2 на 1000 жителей против 14 в 70-х гг. 19 в.). Сокращение рождаемости повлияло на возрастной состав населения: жители до 15 лет в 1861 составляли 37,7% населения, 27% в 1921, 23,9% в 1969, в то же время доля возрастной группы свыше 64 лет в 1969 достигла 12,6% против 7,4% в 1931. Для внутренних миграций уже с 20-х гг. 20 в. характерно движение населения из северных частей страны, где расположены её депрессивные районы, к Ю.-Великобритания (государство) , позднее и к Ю. («дрейф на юг»), а с 30-х гг. также и к Мидленду. Во внешних миграциях существенное значение получили, с одной стороны, приток из стран Содружества «цветных» иммигрантов, которых в Великобритания (государство) более 1 млн. (в 1962 и 1968 приняты законы об ограничении их въезда); с другой - эмиграция части интеллигенции и инженерно-технических кадров (главным образом в США, а также в Австралийский Союз и Канаду).

В 1969 насчитывалось 23,5 млн. чел. экономически активного населения, около 60% которого занято в сфере материального производства. Характерна высокая доля лиц наёмного труда и очень небольшая по сравнению с другими странами доля промежуточных слоев населения. Распределение экономически активного населения (90% которого составляют рабочие и служащие) по отраслям хозяйства: промышленность и строительство 47,9%, сельское хозяйство 3,6%, транспорт и связь 6,7%, торговля 11,7%, финансово-банковская и страховая сфера 3,8%, просвещение, здравоохранение и др. профессиональные услуги 12,1%, государственная служба, армия 6,0%, прочие услуги 8,2%.

В Великобритания (государство) самый высокий по сравнению с другими развитыми странами уровень урбанизации: около 80% населения живёт в городах, из них около - в крупных городах с числом жителей более 100 тыс.: таких городов 91 (1967), в том числе 3 с населением свыше 1 млн. чел.: Большой Лондон (7,7 млн. в 1969), Бирмингем и Глазго (по 1,1 млн.). городского населения сконцентрировано в крупных городских районах - конурбациях: в Лондонской (7,7 млн.), Манчестерской (2,4 млн.), Западной Мидлендской (центр Бирмингем; 2,3 млн.), в Клайдсайде (Глазго; 1,8 млн.), в Западной Йоркширской (Лидс; 1,7 млн.), в Мерсисайде (Ливерпул; 1,4 млн.) и в Тайнсайде (Ньюкасл; около 1 млн.). Высока плотность населения - 226 чел. на 1 км 2 .

V. Исторический очерк

Древнейшие следы человека на территории Великобритания (государство) относятся к эпохе раннего и среднего палеолита. Большинство найденных останков древнего человека принадлежит к так называемому кроманьонскому типу и относится к позднему палеолиту, когда территория Британии ещё составляла одно целое с континентом; примерно около 5-го тыс. до н. э. море отделило Великобритания (государство) от материка. Большие перемены, возможно связанные с переселением племён более высокой культуры (либо иберов с Пиренейского полуострова, либо людей «средиземноморской» расы из Франции), произошли в период позднего мезолита и особенно в период неолита (3-е - начало 2-го тыс. до н. э.), когда наряду с охотой и рыболовством появляются и постепенно становятся главными занятиями населения скотоводство и земледелие. Совершенствуются каменные орудия, уступая затем место бронзовым, а позднее и железным, развивается ткачество.

Кельтская Британия. В период поздней бронзы и раннего железа (800-700 до н. э.) начинается переселение с континента на территорию Великобритания (государство) кельтов (последнее вторжение - белги, около 75 до н. э.). Кельты принесли с собой элементы культуры железного века, сосуществовавшие первоначально с бронзой. За кельтским и кельтизированным населением Британии утвердилось условное название «бритты». Накануне римского завоевания бритты находились уже на стадии разложения первобытнообщинного строя и зарождения элементов классового общества. О росте социального неравенства свидетельствовало выделение родовой и военной знати, а также существование патриархального рабства. У бриттов были развиты скотоводство и земледелие; они применяли тяжёлый колёсный плуг, ручную мельницу, гончарный круг, обрабатывали шкуры животных, занимались ткачеством, разрабатывали рудники, вели торговлю с приезжавшими с континента купцами. Племена бриттов объединялись иногда в племенные союзы во главе с военными предводителями («королями»). Из некоторых племенных центров позже выросли римские и средневековые города: Камулодунум (ныне Колчестер), Эборакум (ныне Йорк), Лондиниум (ныне Лондон) и др.

Римская Британия. После завоевания римлянами Галлии в середине 1 в. до н.

Статья про слово "Великобритания (государство) " в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 29198 раз

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии представляет собой унитарное государство, состоящее из Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии. Исторически объединение этих территорий происходило в разное время и при неодинаковых обстоятельствах, что обусловило особенности их общественной и политической жизни.

В разной степени, но и в Шотландии, и в Уэльсе, и в Северной Ирландии часть коренных жителей выступает за предостав-ление самостоятельности этим регионам: в Уэльсе и Шотландии - самоуправления, в Северной Ирландии - независимости от Ве-ликобритании. Отношение центрального правительства к этим настроениям (при всех особенностях подхода консерваторов и лей-бористов) выражается в стремлении к политике реформ, которые направлены на поиск оптимальных форм управления, сочетающих централизованное и децентрализованное начало, при сохранении демократических и правовых традиций жизни единого государства.

В 1975 году по итогам работы королевской комиссии по конституционным вопросам был подготовлен специальный доклад, основные положения которого были сформулированы в законо-

проекте, предусматривавшем административную автономию для Шотландии и Уэльса. В соответствии с законопроектом предполагалось создание ассамблей (представительных органов власти), формируемых на основе прямых выборов. Ассамблее в Уэльсе предоставлялось право толкования законов, принятых Парламентом Соединенного Королевства, а ассамблее Шотландии - право издавать "первичные и подзаконные акты" по вопросам местного самоуправления, здравоохранения, социального обеспечения и образования. При этом Парламент Великобритании имел право вето в отношении этих актов. Вопросы экономики, включая нефтераз-работку, установление и сбор налогов в местные бюджеты и многие другие, оставались в компетенции центральной власти. Законопроект в течение трех месяцев рассматривался в Палате общин, но так и не был принят.

В ноябре 1977 г. правительство лейбористов внесло в Палату общин два билля, отдельно по Шотландии и по Уэльсу, и, ис-пользуя способы ограничения прений по законопроекту, сумело провести их через обе палаты. Законопроекты получили одобре-ние монарха, но не стали законами, так как для вступления их в силу, вопреки обычной процедуре, требовалось получить одобрение 40% избирателей в Шотландии и в Уэльсе. Консультативные референдумы были проведены 1 марта 1979 г. и нужного количества голосов законопроекты не получили. В 1997 г. правительство лейбористов вновь возвращается к проектам об автономии Шотландии и Уэльса. В соответствии с Законом 1997 г. о референдумах в Шотландии и Уэльсе 11 и 18 сентября было проведено голосование, в ходе которого большинство шотландцев и валлийцев высказалось в пользу воссоздания Парламента в Шотландии и Ассамблеи в Уэльсе, упраздненных несколько веков назад в результате присоединения Шотландии и Уэльса к Англии. Создание этих государственных органов означает децентрализацию власти в Великобритании и расширение самостоятельности регионов. При этом объем полномочий шотландского Парламента и валлийской Ассамблеи различен. Парламент Шотландии наделяется законодательными полномочиями по вопросам местного правительства, экономического развития, жилищного, сельского и лесного хозяйства, рыболовства, окружающей среды, здравоохранения, образования, спорта и искусств. Полномочия по вопросам конституционного строя, внешней политики, обороны, национальной безопасности, финансово-экономической системы и обеспечения единого рынка товаров и услуг, социального обеспечения, регулирования транспорта и радиовещания остаются в ведении британского Парламента. Парламент Шотландии состоит из 129 депутатов, избираемых на 4 года.

73 из них избираются по мажоритарной системе относительного большинства, 56 человек - по пропорциональной системе, т. е. по партийным спискам. Шотландский Парламент наделяется полномочиями в вопросах налоговой политики на территории Шотландии, но финансироваться его деятельность должна

на основе решений Парламента Великобритании. Исполнительная власть осуществляется правительством, формируемым на парламентской основе и подотчетным Парламенту Шотландии. При этом пост министра центрального правительства по делам Шотландии сохраняется. Для Ассамблеи Уэльса реформа предусматривает иные права, нежели для Парламента Шотландии. Ассамблея не наделяется законодательными полномочиями, а получает лишь право расширительного толкования законов, принятых британским Парламентом применительно к особенностям регионального развития Уэльса. К компетенции Ассамблеи отнесены вопросы здравоохранения, жилищного строительства, просвещения, культуры, спорта. В Ассамблею избираются 60 депутатов, из них 40 человек по округам, а 20 - по партийным спискам. Финансирование деятельности Ассамблеи осуществляется на основе решений британского Парламента. Выборы в высшие представительные учреждения Шотландии и Уэльса намечены на 1999 год.

Еще более сложно складывались отношения центрального Правительства с Северной Ирландией. Это обусловлено историей присоединения Северной Ирландии к Великобритании. В 1801 г. законом об унии Ирландия была присоединена к Великобритании. Колонисты из Англии и Шотландии (протестанты по вероисповеданию), переезжавшие на остров, составили большинство населения в северо-восточной его части.

В 1921 году по англо-ирландскому Соглашению об Ирландском свободном государстве (Эйре) южная и северо-западная части Ирландии обрели статус Доминиона, а в 1949 г. - независимости. Северо-восточная часть острова осталась в составе Великобритании и получила название Северной Ирландии. Большая часть населения этой территории - протестанты, потомки английских и шотландских переселенцев, меньшую часть составляют католики-ирландцы. С 1922 по 1972 г. в Северной Ирландии действовал порядок осуществления власти, получивший название "система стормонта". Был сформирован парламент (стормонт), состоящий из двух палат. На основе представительства в нижней палате формировалось ответственное перед парламентом правительство. При этом центральные органы власти и управления Великобритании сохраняли свое верховенство в отношении государственных органов Северной Ирландии. В 1972 г. "система стормонта" была заменена "системой прямого правления из Лондона". В соответствии с Законом о временных мерах 1972 г. была приостановлена деятельность стормонта, а вся полнота власти передана центральному Правительству (Кабинету), в составе которого учредили новую должность государственного секретаря по делам Северной Ирландии. Борьба, которую ведут, в том числе и неконституционными методами, католики-ирландцы, обусловливает особенности кон-ституционного регулирования в этом регионе. Характерной чертой правопорядка в Северной Ирландии является действие чрезвычайного законодательства, применение которого создает условия

для превышения полномочий органами государства и нарушений прав граждан. В рамках конституционной реформы, намеченной лейбористским правительством Энтони Блэра, предусматривается изменение порядка взаимоотношений центрального Правительства и Северной Ирландии. При этом следует понимать, что политика децентрализации власти в отношении Северной Ирландии будет иметь свои особенности по сравнению с политикой в Шотландии и Уэльсе.

Еще по теме Унитарное государство и его реформа:

  1. § 4 Законные условия для вступления в брак. – Первое условие – свободное сознание сторон. – Понятие о принуждении. – Обычай женить и выдавать замуж в семье и в отношениях вотчинной власти. – Право государства принуждать к браку. – Историческое значение авторизации к браку. – Требование родительского согласия по иностранным законодательствам. – Ограничение свободы в браке со стороны государства и общины. – Постановления русского закона. – Хозяйственное значение брака в крестьянском быту и его пос