Выгребная яма        29.03.2024   

Географическая игра «Что? Где? Когда? Интеллектуальная игра по географии «что, где, когда Что где когда по географии вопросы

Интеллектуальная игра по географии «ЧТО, ГДЕ, КОГДА».

Предмет: География

Цель и задачи:

повторить изученный материал, систематизировать его;

развить географическое мышление, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач; расширить кругозор учащихся и развить познавательный интерес к изучению географии; воспитывать чувство дружбы, товарищества, умение работать в коллективе, воспитание творческих способностей: воображения, театральных умений, музыкальных вкусов на основе подготовки и проведения музыкальных пауз.

Оборудование:

Столы и стулья, 6 конвертов с вопросами, волчок (юла), компьютеры, проектор, экран, компьютерные приложения - «География для умников», «Гугл - Планета Земля». Музыкальные записи песен, черный ящик,

Ход мероприятия:

I. Организационный момент. Разделить класс на команды можно различными способами, предлагаю свой. Деление на две команды проходит через игру «Кого выберешь ты?»:
Первого ученика приглашает к себе учитель и просит ее выбрать кого-нибудь из класса фразой «Кого ты выбираешь?», вновь выбранный встает по другую руку учителя и выбирает следующего, который, в свою очередь делает свой выбор, но становится к первому ученику. Каждый из учеников встает со стороны, противоположной той, откуда его пригласили.
Так формируются две команды. Они садятся за столы и придумывают название, выбирают капитана.
После небольшого вводного инструктажа конкурс начинается!

Здравствуйте, гости и участники.

Сегодня мы проводим урок в виде игры. Наша цель - повторить знания и умения, полученные на уроках географии. Команды должны набрать как можно больше баллов.

Конверты с заданиями:

1 задание: Игра «Дартс». 3 участника садятся за компьютеры (остальные помогают), включают приложение «География для умников». Выбирая уровень сложности «Новичок» выполняют задание по 5 вопросов из категорий «Страны мира», «Столицы», «Крупнейшие города мира», «Достопримечательности», «Флаги». Победит та команда, которая соберет максимальное количество очков.

2 задание: Найти и назвать название географического объекта, по заданным координатам используя приложение «Гугл - Планета Земля». Победит та команда, которая быстро и правильно назовет названия (команда, если и сказала быстро название объекта, но неправильно-ход передается другой команде). Координаты:1) 37° 45" 37"с. ш. , 140° 28" 06"в. д. (г. Фукусима, Япония)

2) 17°20"42" ю. ш. , 39°13"30" з. д. (г. Прадо, Бразилия)

3 задание: «Угадай мелодию». Игра проходит по подобию телевизионной игры «Угадай мелодию». Звучат мелодии из песен, где есть названия географических объектов (страны, города, реки) и приборов. Победит та команда, которая соберет больше очков.

4 задание: Решение задачи-примера «Найди ответ в WWW ». На доске дается формула, где вставляя вместо букв числа (которые учащиеся находят с интернета), надо найти ответ.

Z - (X*C*A+B) ;

где,

Число составных частей НТР;

Уровень урбанизации Ватикана;

Число автономных округов в Российской Федерации;

Z - Год провозглашения независимости Камеруна;

X - Число штатов в США;

5 задание: «Черный ящик». Перед командами черный ящик. А что там находится, рассказывают дошкольники через видеозапись «Рассуждалка» (Вещица имеет отношение к географии).

Этот конкурс предлагается командам, если они выполняли задания быстро, и осталось время до конца урока.

Итог урока.
1. Подсчитывается количество баллов для каждой команды.
2. Выставляются оценки.

Методическая разработка игры - викторины по географии «Что? Где? Когда?». Игра имеет свои правила:

  1. За нарушение дисциплины, подсказку жюри имеет право снять с команды от 2 до 5 очков.
  2. Каждая команда должна иметь свою эмблему, девиз, название.
  3. За стол садятся 6 членов команды. Их состав в течении игры может меняться произвольно.
  4. За правильный полный ответ команде присуждается 2 очка.
  5. Если команда не смогла ответить на вопрос, то 1 очко присуждается той команде, в которой состоит ученик, придумавший вопрос.
  6. За самый интересный вопрос присуждает 3 очка.
  7. Если команда ответила на вопрос частично, то, на усмотрение жюри, количество очков можно разделить между отвечавшей командой и командой, задавшей вопрос.
  8. Если вопрос принадлежит классу, команда, которого в данный момент играет, то она отвечает на следующий вопрос по ходу часовой стрелки.

В игре - викторине могут участвовать учащиеся и средних, и старших классов. Сложность вопросов соответствует их общей подготовки. Вопросы для викторины готовят сами учащиеся.

Приведем примеры вопросов, составленных учащимися:

«Вы находитесь в пустыне, заблудились, компаса нет, кругом - песчаное «море». Единственное, что вы знаете, - это то, что в данной местности преобладают южные ветры, но и ветра нет. Что вы будете делать?» Ответ: «Можно ориентироваться по дюнам: наветренный склон - пологий, подветренный - обрывистый» (VI класс).

«Есть ли на Земле страны, где нет ни одного сельского жителя, т.е. уровень урбанизации там равен 100%?» Ответ: «Это микрогосударства, в состав территории которые входит один город, например Сан-Марино» (Х класс).

Возрождение традиций студенческого КВНа оказывает влияние и на организацию внеурочной работы по географии. Соревнования по типу игры широко распространены в школах страны.

Интересен опыт проведения этой игры на тему «Моя Родина - Россия».

Подготовительный этап: в каждом классе организовано по команде из шести человек (всего 3 команды). Команды выбирают себе название, готовят приветствие для жюри и команд-соперниц. Класс, в котором проходят соревнования, заранее оформлен стендами, плакатами, картами нашей страны. Специальная группа ребят готовит музыкальное оформление, музыкальные паузы.

Вопросы задают командам последовательно, время на обдумывание вопросов - 30 сек.

  1. Самое низкое место в России? Название, местонахождение.
  2. Самый высокий действующий вулкан в России? Название, местонахождение.
  3. Самые высокие горы в России?
  4. Самое глубокое море у берегов России?
  5. Самое глубокое озеро в России?
  6. Самый крупный остров в России?
  7. Самая длинная река в России?
  8. Самая многоводная река в России?

Командам предлагают карточки с заданиями.

Вам нужно переставить буквы в словах так, чтобы получилось:

1. Названия городов: навар - Нарва

остров - Ростов

реки: мура - Амур

2. Названия городов: игра - Рига

кушак - Кушка

реки: данил - Линда

3. Названия городов: Куба - Баку

Кусну - Нукус

реки: уран - Нура

4. Названия городов: рубаха - Бухара

веки - Киев

реки: мука - Кума

Второе задание выполняют не более 1 мин.

  1. Лохматое животное со страдальческим выражением морды, смирившись со своей неподвижностью, висит на дереве вниз головой целыми часами? (Ленивец, Южная Америка.)
  2. Самое длинное животное? Сколько у него шейных позвонков? (Жираф, 7 позвонков, Африка)
  3. Самое крупное на Земле животное? (Слон, Африка, Азия)
  4. Гигант моря, млекопитающее? (Синий кит)
  5. Животное, которое называют «кораблем пустыни»? (Верблюд)
  6. Обитает в теплых краях, носит детенышей в сумке на животе? (Кенгуру, Австралия)
  7. Самая крупная из современных птиц, быстро бегает, но не летает? (Страус, Австралия)
  8. Птица, не умеющая летать, но отлично плавающая и ныряющая? (Пингвин, Антарктида)

Предлагают задание: назвать наибольшее число рек нашей страны. Называют по очереди, не повторяясь. Победителем считается та команда, за которой остается последнее название. Время аукциона - не более 10 мин.

Много поэтов посвятили свои стихи нашей прекрасной Родине. Определить автора произведения прочитанных отрывков.

Завет веков и вместе

Предвестье будущих времен.

И в наши души, точно песня,

Могучим басом входит он.

Опорный край державы,

Ее добытчик и кузнец,

Ровесник древней нашей славы

И славы нынешней творец! (А. Твардовский)

2. Кавказ подо мною, один в вышине

Стою под снегами, у края стремнины.

Орел, с отдаленной поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отсюда я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье. (А.Пушкин)

3. Иных времен, иных картин предвижу я начало.

В случайной жизни берегов моей реки любимой;

Освобожденный от оков народ неутомимый

Согреет, густо заселит прекрасные равнины,

Наука воды углубит, по гладкой их равнине

Разработка игры «Что? Где? Когда?»

Отборочный тур. В ходе отборочного тура формируются четыре команды по 3 человека. Тур проходит в четыре этапа. О готовности к ответу учащиеся сигнализируют лотами.

По ходу игры работает жюри. В отборочном туре оно отмечает тех учащихся, которые после объявления вопроса первыми поднимут лот.

Работники банка “Гео” контролируют передвижение капитала, т.е. раздают первоначальный капитал, взимают плату за вопрос, выигранный в ходе аукциона, выплачивают прибыль, полученную в результате правильного ответа.

Вопросы отборочного тура.

I этап

  1. Самый большой остров.
  2. Самый большой полуостров.
  3. Самая высокая точка мира.
  4. Самое маленькое море
  5. Самая глубокая впадина в Мировом океане.
  6. Самое жаркое место на Земле.
  7. Полюс холода планеты Земля.
  8. Самое сухое место на Земле.
  9. Самое влажное место на Земле.
  10. Самое мощное холодное течение в Мировом океане.

II этап

  1. Высшая точка Кордильер.
  2. Высшая точка Анд.
  3. Высшая точка Большого Водораздельного хребта.
  4. Высшая точка Гималаев.
  5. Высшая точка Альп.
  6. Высшая точка гор Атлас.
  7. Высшая точка гор Тянь-Шань.
  8. Высшая точка Памира.
  9. Высшая точка гор Кавказ.
  10. Высшая точка Уральских гор.

III этап

На каком материке находится озеро

  1. Байкал
  2. Титикака
  3. Танганьика
  4. Виктория
  5. Ладожское
  6. Большое Невольничье озеро
  7. Балатон
  8. Ньяса
  9. Балхаш

IV этап

  1. Самая длинная река мира.
  2. Самая многоводная река земного шара.
  3. Река, два раза пересекающая экватор.
  4. Река, на которой находится водопад Виктория.
  5. Самая крупная река Австралии
  6. Какую реку называли “отцом вод”?
  7. Притоком, какой реки является Иртыш?
  8. Ангара является левым или правым притоком реки Енисей?
  9. По какой реке проходит часть границы между Россией и Китаем?
  10. Какая река в Индии является священной?

Игра также проходит в четыре этапа.

В начале первого этапа командам вручают первоначальный капитал в условных деньгах (по 2000 долларов). Первый этап проходит в виде аукциона. Командам предлагается вопрос и называется первоначальная цена. Команды участвуют в аукционе, и право ответа предоставляется той команде, которая назвала большую цену. Соответствующая сумма изымается со счета команды в пользу банка “Гео”. В случае правильного ответа команда получает количество денег, обозначенных на вопросе. В противном случае пополняется фонд банка “Гео”.

Данное мероприятие проводится в форме игры в рамках школьной недели географии, за основу взят сценарий игры «Счастливый случай».
Класс делится на 2 команды (по 7 человек). Состав команды определяется по жребию (учащиеся вынимают карточки с названием команды)
На столах таблички с названием команд: «ПЛАН» и «КАРТА»
Участники команд выбирают капитана,
Представляется жюри. (Старшеклассники)

Цели: закрепление изученного материала, проверка знаний терминологий по теме «План местности и географическая карта», закрепление навыков решения географических задач.
Игра состоит из 6 геймов.

Задания для 1 команды :

  1. Создатель первого глобуса? (М. Бехайм)
  2. Ученый, впервые вычисливший окружность Земли и выделивший географию из других наук? (Эратосфен)
  3. Условная линия, соединяющая полюса? (Меридиан)
  4. Изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков… (План местности)
  5. Расстояние в градусах от экватора до какой-либо точки на Земле? (Географическая широта.)
  6. Совокупность неровности земной поверхности называется… (рельефом)
  7. Превышение одной точки земной поверхности над другой по отвесной линии? (Относительная высота)
  8. Самая большая географическая широта? (90о)
  9. Воображаема прямая, проходящая через центр Земли и пересекающая земную поверхность на полюсах? (Земная ось)
  10. «Адрес» любого объекта на поверхности Земли определяется… (географическими координатами)

Задания для 2 команды :

  1. Солнце и небесные тела, вращающиеся вокруг него образуют… (солнечную систему)
  2. Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Ф. Магеллан)
  3. Окружность, условно проведенная по поверхности Земли параллельно экватору? (Параллель)
  4. Уменьшенное изображение поверхности Земли на плоскости при помощи условных знаков? (Географическая карта)
  5. Расстояние в градусах от начального меридиана до какой-либо точки на Земле? (Географическая долгота)
  6. Воображаемая линия, которая делит Землю на северное и Южное полушария? (Экватор)
  7. Высота точки земной поверхности над уровнем моря называется… (абсолютной высотой)
  8. Прибор для определения сторон горизонта? (Компас)
  9. В каких точках «встречаются» все меридианы? (Северный и южный полюс)
  10. Что называют вторым языком географии? (Карта)

2 гейм «Заморочки из бочки»

Команды получат по 4 задания, по очереди выбирая числа от 1 до 8, время на задание 2 мин. за каждый правильный ответ – 1 балл.

1. В каком направлении движется судно, если по мере его движения изменяется только широта, а долгота остается неизменной; если изменяется только долгота, а широта остается неизменной. (С-Ю или З-В)

2. Во время похода туристы фиксировали все географические объекты, которые встречали на своем пути. Прочитайте по рисунку путь туристов:

(От станции наш путь шел по шоссе до металлического моста через реку. Затем мы пошли по лугу, где нам встретилось болото и кустарник. К вечеру мы вошли в смешанный лес, прошли 2 км. по просёлочной дороге вдоль линии электропередач и у дома лесника сделали привал.)

3. Замените выделенные слова условными обозначениями:

«Здравствуй, Андрейка!
Недавно мы поселились у лесника. Его избушка стоит левее проселочной дороги, которая пересекает березовый лес. На опушке леса проселочная дорога переходит в грунтовую. По обе стороны которой раскинулись заросли кустарника, за ними – фруктовый сад и наша школа. Все лето мы купались в озере. Приехать к нам ты сможешь по железной дороге»

4. Установите соответствие:

Численный

Именованный

1:1000

в 1 см –10 м

1:10000

в 1 см – 100 м

1:75 000 000

в 1 см – 750 км

1:25 000

в 1 см – 250 м

1:8 000 000

в 1 см – 80 км

Численный

Именованный

1:1000

в 1 см – 750 км

1:10000

в 1 см – 80 км

1:75 000000

в 1 см – 10 м

1:25 000

в 1 см – 250 м

1:8 000000

в 1 см – 100 м

5. Установите соответствие: (а – 5, б – 3, в – 2, г – 1, д – 4)

6. Определите масштаб плана, если на них дорога длиною в 3 км имеет длину 10 см.

А) В 1см 3000 м
Б) В 1 см 30 км
В) В 1 см 300 м

7. Запишите в таблицу численные масштабы, соответствующие указанным именованным.

Именованный

Численный

в 1 см - 5 м

1:500

в 1 см - 450 м

1: 45 000

в 1 см - 500 м

1:50 000

в 1 см - 25 км

1:2 500 000

в 1 см - 1 км

1:100 000

в 1 см - 50 км

1:5 000 000

в 1 см - 25 м

1:2 500

8. Чтобы определить стороны горизонта, мы обычно находим направление на север. Где на земном шаре наши взоры всегда будут обращены на север, как бы мы не поворачивались. (Южный полюс)

3 гейм «Ты мне – я тебе»

Капитаны команд выбирают задания для своих соперников, называя числа от 1 до 6, за каждый правильный ответ 1 балл.

1. Один из героев Жюля Верна совершил фантастическое путешествие к центру Земли через кратер потухшего вулкана в точке 64° с. ш., 21° з. д. Скажите, как называется остров, на который поместила вулкан фантазия Жюля Верна. (о. Исландия)

2. В 1856 г. английский путешественник Давид Ливингстон совершил открытие замечательного объекта. Найдите его на карте по координатам 18° ю. ш., 26° в. д. (вдп. Виктория)

3. Этот остров имеет несколько названий: Рапа-Нуи, Вайгу, но чаще его обозначают под другим названием. Найдите его на карте (27° ю. ш., 109° з. д.) . (о.Пасхи)

4. Самый высокий водопад мира низвергается с высоты 1054 м. Укажите его название, если его координаты 6° с. ш., 61° з. д. (вдп. Анхель)

5. 10 января 1821 г. русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла остров. Его координаты 69о ю.ш. и 91о з.д. найдите и назовите этот остров (о. Петра I)

6. Корабль находящийся в точке 30 о ю. ш 70 о в.д. потерпел крушение, радист передал координаты своего корабля и попросил помощи. В район бедствия направились два корабля «Надежда» (30о ю.ш. 110о в.д.) и «Вера» (20о ю.ш. 50о в.д.) . Какой корабль придет быстрее на помощь гибнущему судну? («Вера»)

4 гейм «Темная лошадка»

Кто быстрее и точнее расшифрует послание (max 5 баллов) .

5 гейм «Конкурс капитанов»

Дается 3 задания разной сложности капитан получает количество баллов в зависимости от выполненного задания, если выполняется несколько заданий, то баллы суммируются. На выполнение задания дается 7 мин.

5 баллов. Каким видом транспорта можно быстрее совершить «кругосветное» путешествие (с возвращением в точку отправления): самолетом по экватору (средняя скорость 800 км/ч), на морском судне по 60° ю. ш. (средняя скорость 40 км/ч) или на лыжах по 89° ю. ш. (средняя скорость 12 км/ч). Сколько времени будет продолжаться каждое из этих путешествий (не учитывая остановок)? (На самолете – 50 ч., на морском судне – 500 ч., на лыжах – 58 ч.)

4 балла. Найдите изображение отмеченных на панораме местности ориентиров на фрагментах топографической карты: (1 – г, 2 – е, 3 – ж, 4 – а, 5 – б, 6 – и, 7 – з, 8 – д, 9 – в, 10 – л, 11 – к) .

3 балла . Какое место на Земном шаре ближе всего расположено к центру Земли? Почему? (У полюсов, т.к. Земля приплюснута у полюсов)

Одновременно с конкурсом капитанов проводится конкурс для остальных членов команд. За каждый правильный ответ 1 балл.

Заполните таблицу, определив географические объекты по данным координатам.

6 гейм «Гонка за лидером»

Капитаны перед конкурсом выбирают конверт с заданиями, за каждый правильный ответ 1 балл.

1 команда

1. Уменьшенная модель Земного шара – это … (глобус)
2. Условная линия на плане, которая соединяет точки с одинаковой абсолютной высотой?
(Горизонталь)
3. Азимут измеряется в …
(градусах)
4. Широта бывает…
(северной и южной)
5. Условная мера, показывающая, во сколько раз расстояние на местности уменьшено при изображении на карте или плане.
(Масштаб)
6. Какое кругосветное путешествие будет короче: по экватору или по 60
о с. ш.
7. Прибор для определения сторон горизонта.
(Компас)
8. Легенда карты – это …
(условные знаки)
9. Все параллели имеют одинаковую…
(форму – окружность)
10. Сторона горизонта, имеющая азимут 270
о (Запад)

2 команда

1. Угол между направлением на север и направлением на предмет, измеряется в градусах по ходу часовой стрелки? (Азимут)
2. Долгота бывает…
(западной и восточной)
3. Путь, по которому движутся планеты.
(Орбита)
4. Точка, у которой только одна координата.
(Полюс)
5. Как называется линия, до которой нельзя дойти?
(Горизонт)
6. Сторона горизонта, имеющая азимут 90
о . (Восток)
7. Умение находить стороны горизонта.
(Ориентирование)
8. Самая длинная параллель.
(Экватор)
9. Этот полюс на глобусе находится внизу.
(Южный)
10. 510 млн. кв. км.– это…
(площадь поверхности нашей планеты)

Конкурсы для болельщиков

Конкурсы для болельщиков можно провести, когда жюри подводит итоги конкурса или одновременно с конкурсами для команд. Оценка за каждое задание 5 баллов, приплюсовываются к счету команды, за которую они болеют.

Задание 1 . Впишите в пустые клетки названия объектов, соответствующих изображенным условным знакам.

Задание 2 . Каждой команде болельщиков раздаются разрезанные карточки. Задача – установить соответствие «Картина – условный знак».

Подведение итогов. Награждение победителей

Литература :

1. «Вопросы и задачи по географической карте и глобусу» В.А. Жучкевич, Минск – «Высшая школа» 1981 г.
2. «Дидактические материалы по физической географии 6 класс» Н.Н. Ладилова, М.–«Просвещение», 1998 г.
3. «Тематический и тестовый контроль по начальному курсу географии» О.В. Чичерина, М. – «Сфера», 2000 г.
4. «По страницам занимательной географии» Г.П. Пивоварова, М. – «Просвещение» 1999 г.
5. «Занимательные вопросы по географии» Б.А. Нагорный, М. – «Учпедгиз» – 1958»
6. «Веселая география на уроках и праздниках» И.Д. Агеева, М. – «Сфера», 2004 г.
7. «География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям» Н.А. Касаткина, Волгоград – «Учитель», 2003 г.
8. «Занимательные вопросы по географии» Н.М. Гробштейн М. – «Просвещение», 1965 г.
9. «География. 6 класс. Поурочные планы» И.И. Нагорная, Волгоград – «Учитель», 2007г.


Разделы: География

Задачи урока:

  • сформировать представление о столицах стран зарубежной Европы, используя нетрадиционные формы обучения;
  • способствовать формированию чувства прекрасного, развитию кругозора.

Организационный момент:

  • класс делится на команды (по 10 человек);
  • выбор капитана (заранее);
  • эмблема, название каждой команды.

Экспертная группа по подсчету очков-баллов;

1 ученик у доски, отвечающий за закрытие на табло цифр-заданий.

Оборудование:

  • политико-административная карта Европы;
  • рефераты учащихся,
  • дополнительная литература по столицам;
  • магнитная доска с нарисованным табло с цифрами;
  • конверты с вопросами.

Ход урока

Учитель: Ребята, у нас сегодня необычный по форме проведения урок "Что? Где? Когда?" по теме "Столицы стран зарубежной Европы".

Готовясь к уроку, вы много узнали о европейских странах. Города - удивительное творение рук, ума, таланта человека. В каждом из них отражена история государства, уникальные архитектурные памятники. И сегодня ваша задача состоит в том, чтобы за одну минуту вы смогли сказать, о каком городе идет речь.

Сегодня с нами играют 2 команды двух классов. Давайте с ними познакомимся. Итак, представляю Вам капитана первой команды (Ф.И. уч-ся) – “Пожалуйста, капитан представьте сегодня тех, кто играет в Вашей команде. (Представление детей в команде). (Тоже самое со 2 командой).

Но у нас в резерве есть еще и 3 команда – зрители.

Правила игры:

Каждая команда выбирает цифру-задание на табло, которая сразу же закрывается магнитом-игрушкой. На размышление команде дается 1 минута. Если команда не отвечает, или дает неправильный ответ, то вопрос адресуется 3 команде – зрителей. Игра заканчивается, как только закрывается полностью табло.

Итак, начинаем игру! Будьте внимательны! Прежде, чем дать первое слово какой-либо из команд, вы должны ответить на вопрос, который определит очередность выбора задания первым.

Вопрос: - Сколько стран Зарубежной Европы входит в международную организацию “БОЛЬШАЯ ВОСЬМЕРКА” (ОТВЕТ: 4 – ФРГ, Франция, Великобритания, Италия.)

Команда определилась. Слушаем вопрос, который вы выбрали на табло (вопросы…)

В конце игры подводятся итоги экспертной группой. Команды награждаются эмблемой в виде оценки “5”

поочередно приглашаются знатоки первой команды, ребята открывают поочередно цифры на табло и называют столицу, о которой идет речь.

Примеры возможных вопросов

1. Город расположен в живописной местности у подножия горной гряды Альп на берегах реки Дунай. До нашей эры на месте современной столицы располагалось древнее поселение кельтов. В 1 веке здесь появились римляне, которые построили крупный военный лагерь Виндобона, положивший начало городскому населению. В настоящее время славится производством изделий "высокой моды". (ответ: Вена.)

2. Город - крупнейший финансово-торговый центр капиталистического мира после Нью-Йорка. Но в отличие от Нью-Йорка, где сравнительно немного музеев, театров, исторических памятников, город - один из самых оживленных культурных и научных центров западной Европы и не уступает в этом отношении Парижу. Городские театры сосредоточены в районе улицы Пиккадилли. Здесь их около тридцати. Тут же расположены и крупнейшие кинотеатры. (ответ: Лондон.)

3. Город лежит как раз на "языковой" границе, на стыке территорий, где употребляются два языка - французский и фламандский. Все таблички с названиями улиц и площадей написаны здесь на двух языках. К столице ведет большинство железных дорог и шоссе. Это не только политический и экономический, и культурный центр страны. Здесь живут потомки Тиля Уленшпигеля. (ответ: Брюссель)

4. Самый крупный город в стране. Расположен в широкой котловине, возник 2000 лет назад у теплого минерального источника. Сначала на этом месте поселилось одно из фракийских племен - серды, и их поселок был назван Сердикой. Поселок оказался на торговом пути между Западом и Востоком и еще во времена Римской империи стал важным торговым центром.

После освобождения страны от турецкого ига поселок был провозглашен ее столицей. На гербе города есть надпись: "Растет, но не стареет". (ответ: София.)

5. На правом, высоком берегу Дуная, еще за 2 века до нашей эры было римское военное поселение Аквинкум. Пешт возник как самостоятельный город на левом, низменном берегу Дуная в 13 веке. В 1872 году оба города были объединены в один. Сейчас этот город - столица с населением более 2 млн. человек, что составляет почти пятую часть населения страны. На Замковой горе сохранились старинные дома и улочки, остатки средневековых крепостей, стен и башен. В маленьком домике "Русвурм" создан музей кондитерского искусства. (ответ: Будапешт.)

6. После поражения во второй мировой войне город был временно поставлен под совместное управление четырех держав - СССР, США, Великобритания, Франции. В августе 1961 года была возведена стена, которая разделила город на 2 части - западную и восточную. Расположен на реке Шпрее. Крупный транспортный узел. В городе много парков и теннистых аллей. Среди них широко известных Трентов-парк. (ответ: Берлин.)

7. Порт и столица сомкнулись, по существу, это единый город. Здесь живет более 2 млн. человек. Это важный транспортный, промышленный и культурный центр страны. Через столицу проходят международные воздушные линии, связывающие европейские города с Азией, Африкой, Австралией. Со всех концов города на фоне ясно-голубого южного неба виден Акрополь. (ответ: Афины)

8. Один из старейших европейских городов, ему около 1000 лет. Название столицы в переводе на русский язык означает "Торговая Гавань". В наше время это вполне современный европейский город с широкими улицами, высокими зданиями, бульварами, парками. Но в старинной его части сохранились узенькие улочки и маленькие домики. В столице много озер. Вдоль морского причала идет широкая аллея - излюбленное место для прогулок. У гавани на камне сидит задумчивая бронзовая русалочка из известной сказки Андерсена. (ответ: Копенгаген.)

9. Столица - важнейший транспорный узел и основной морской порт, через который проходят почти все внешнеторговые связи страны. Главная отрасль промышленности в городе - пищевая: пивоваренная, спирто-водочная, мукомольная, консервная, кондитерская. Наиболее важные и крупные предприятия группируются вокруг порта вдоль реки Лимож и каналов. Документы печатаются на двух языках: гэльском и английском. (ответ: Дублин.)

10. Маленький, чистый городок, где живет около 70 тыс. человек, расположен в глубине залива Факсафлоуи. Он не защищен от сильных ветров, дующих с моря, и иногда пешеходам в городе приходится держаться за канаты, протянутые вдоль улиц. В дождливую погоду столица выглядит не очень првлекательно. Но когда тучи рассеиваются, город очень живописен. Небольшие двух- и трехэтажные дома с красными, зелеными, синими крышами придают городу своеобразный облик. В городе несколько крупных зданий, среди них Национальный театр, университет и гостиница "Борг". На внешний рынок страна вывозит много рыбных продуктов. (ответ: Рейкьявик)

11. Столица находится почти в центре полуострова. В ней живет более 2 млн. человек. В течение многих веков город был небольшой крепостью.

Во 2-й половине 16 века была перенесена столица из Толедо. Центральная площадь Пуэрто-дель-Соль с ее играющим радужными отблесками фонтаном Нептуна - это как бы праздничный фасад столицы. От нее отходит одна из главных улиц города - Алькала. Музей Прадо - национальный музей, его картинная гаперия - уникальное собрание живописи Веласкеса, Гойи и других известных живописцев. Туристические проспекты настойчиво приглашают посетить Андалусию - "страну солнца", песен и памятников старины. (ответ: Мадрид.)

12. Cамый крупный город страны. Административный и культурный центр. Много небольших фабрик легкой промышленности. Сюда приезжает много иностранных туристов. Город-музей. Небольшие площади, украшенные памятниками и фонтанами, узкие улицы. В старинном городе много античных зданий, средневековых дворцов и соборов. У Палатинского холма расположена древняя площадь Форум. Неподалеку от Форума высится гигантское полуразвалившееся здание Колизея - одного из самых больших сооружений древности. Следует отметить хорошо сохранившийся величественный храм Пантеон. (ответ: Рим.)

13. Город возник около 1000 лет назад на правом берегу устья маленькой реки Лоэльв. Устье реки на языке народа этой страны - "ос". "Город - у устья реки Ло". Не только промышленный город, но и крупнейший порт. В окрестностях столицы находится всемирно известный лесистый холм Холменколен. Здесь проводятся международные соревнования лыжников. (ответ: Осло.)

14. На Висле, в среднем течении, расположена столица. Во время второй мировой войны гитлеровцы разрушили почти весь город. Наиболее замечательные исторические сооружения были восстановлены по чертежам и фотографиям, но большая часть города отстроена заново. Советские люди подарили городу высотное здание - Дворец культуры и науки. Некоторые уголки старины сохранились. Это Старое место - район средневековой застройки с узкими улочками. Здесь находятся памятники Николаю Копернику, Адаму Мицкевичу, Костел св.Креста,где погребено сердце Шопена. (ответ: Варшава.)

15. Столица построена на крутых холмах в устье реки Тежу. Дома словно карабкаются по склонам, образуя узкие извилистые улицы. Много старинных построек. Одна из самых древних -- развалины крепостной стены, воздвигнутой еще вестготами. В городе несколько музеев изобразительных искусств, национальная библиотека, университет и Академия наук. В большом парке растут самые разнообразные растения - от японского карликового дуба до баобаба. Природные условия делают столицу одним из лучших портов в мире. (ответ: Лиссабон)

16. На Нижне-Дунайской низменности, у берегов небольшой реки Дымбовицы лежит столица. По народной легенде, этот город получил свое название от имени якобы основавшего его пастуха Букура. И поныне на берегу реки Дымбовицы стоит небольшая церковь с грибовидным куполом, сооруженная в память легендарного пастуха. Впервые упоминается в 1459 году как крепость, построенная господарем Владом Цепешем для защиты Валахии от турецкого нашествия. (ответ: Бухарест.)

17. На месте этого города в древности находилось поселение Галлов-Лютеция. С 987 года - столица. В 14-15 вв.- самый большой город Западной Европы. С 19 века - крупнейший международный финансовый центр. Это признанный законодатель мировой моды. Архитектурный облик города складывался в течение 20 столетий, сочетает в себе черты разных стилей, но сохранил художественное единство. Основные ансамбли: церкви Сен-Жермен де Пре, Сен-Северен, площадь Согласия, Лувр, Елисейские поля,Эйфелева башня, Пантеон, знаменитый "Гранд - Опера". (ответ: Париж.)

18. Известен с 12в. В14 в. сюда перенес свою резиденцию великий князь Гедимин. В 16 в. город стал крупным торговым, ремесленным и культурным центром Европы. В 1525 году Франциск Скорина напечатал здесь "Апостол". В 16 в. иезуиты основали в этом городе академию, в которой учились А.Мицкевич, поэт Словацкий. С 1795 года - центр Виленской губернии России. Наиболее значительные архитектурные памятники: руины Верхнего замка, монастырь Бернардинцев, церкви 16-17 вв.,кафедральный собор и ратуша, епископный дворец. (ответ: Вильнюс.)

Используемая литература:

1. Энциклопедический справочник “ Весь мир”, Минск, 1999г.

2. Максимов Н.А. За страницами учебника географии. М.; Просвещение, 1996г.

Данную викторину можно включить в сценарии внеклассного мероприятия, посвящённого Международному дню земли или сценарии экологических праздников .

Викторина по географии для учащихся 5 класса с ответами

Тема викторины: географии

1. В тундре за короткое прохладное лето успевает оттаять лишь самый верхний слой почвы. А слой твердый, как камень, с прожилками льда, лежащий под ним, называется... (вечной мерзлотой).

2. Могут ли в природе встретиться белый медведь и пингвин? (Нет. Белый медведь живет на Северном полюсе, а пингвин - на Южном.)

4. Эта климатическая зона напоминает огромный пляж. (Пустыня.)

5. Назовите город и реку, которые имеют одно и то же название. (Москва, Орел.)

6. Санкт-Петербург, Оренбург. Что означает в переводе с немецкого слово «бург»? (Крепость, город.)

7. Назови географические объекты, названные в честь знаменитых путешественников? (Магелланов пролив, город Хабаровск, остров Тасмания.)

8. В полярных районах нашей планеты можно наблюдать это необыкновенно красивое явление природы. (Северное сияние.)

9. Какая река умеет летать? (Реки Ворона, Сорока.)

10. В какой стране находится одно из семи чудес света - всемирно известные пирамиды? (В Египте.)

11. Какой город имеет название, совпадающее с названием хищной птицы? (Орел.)

12. Какой город назван по форме залива, на берегу которого этот город находится? Залив же своей формой напоминает рог крупного травоядного. (Таганрог.)

13. Есть в нашей стране город, название которого является самым любимым и ласковым словом для любого человека. (Город Мама.)

14. Какой город ползает? (Ужгород.)

15. Назовите самый маленький и холодный океан. (Северный Ледовитый.)

16. Какой полуостров жалуется на свою малую величину? (Ямал.)

17. Какой остров можно носить на голове? (Сомбреро.)

18. Название какого государства совпадает с названием головного убора? (Панама.)

19. Каким мысом можно вскопать огород? (Лопатка.)

20. Какое время года в Южной Америке и в Австралии в июле? (Зима.)

21. Это единственный континент в мире, на котором совершенно нет растительности. (Антарктида.)

22. Контуры какой страны на карте напоминают сапог? (Италии.)

23. Только на этом континенте живут сумчатые животные. Кроме того, здесь находится лишь одно государство. (Австралия.)

24. Родина футбола и баскетбола. (Англия.)

26. Станция в Сибири, имеющая самое «холодное» название? (Станция Зима.)

27. Какой город в России называют Северной Венецией, так как он, подобно итальянскому городу Венеция, находится на нескольких десятках островов? (Санкт-Петербург.)

28. Однажды на один из городов США полился необычный дождь: с неба сыпались камешки, водоросли и даже лягушки! Какое природное явление предшествовало такому «дождику»? (Смерч.)

29. Естественная граница между Европой и Азией находится на территории нашей страны. А знаешь ли ты, где проходит эта граница? (По Уральским горам.)

30. Где надо построить дом, чтобы все его окна выходили на север? (На Южном полюсе.)

31. Какой материк омывается всеми четырьмя океанами? (Евразия.)

32. Очень интересные названия дают люди рекам, городам и озерам. Часто эти названия связаны с именами людей. Назовите человеческие имена на карте. (Города Анна, Лида, реки Лена, Яна, город Владимир, озеро Виктория.)

33. Самое глубокое озеро в мире, в которое впадает множество рек, а вытекает лишь одна - Ангара. (Байкал.)

34. Этим словом мы называем и спортивный комплекс для занятий плаванием, и часть земной поверхности, с которой по ручьям и рекам собирается вода в больший водоем (озеро или реку). Что это за слово? (Бассейн.)

35. Назовите «цветные» моря. (Черное, Белое, Красное, Желтое.)