Пол        15.02.2024   

Драматизация русской народной сказки в детском саду «Маша и медведь. Инсценирование сказки «Маша и медведь». Игры и упражнения на звукопроизношение (звук а, у) Маша и медведь сказка для подготовительной группы

Татьяна Жирова
Сценарий спектакля по мотивам русской народной сказки «Маша и медведь» в средней группе МДОУ

Сценарий

Спектакля по мотивам русской народной сказки Маша и медведь »

в средней группе МДОУ Детский сад №20 «Рябинушка»

Действующие лица :

Машенька, Бабушка, Дедушка, Корова, Медведь , Мышка, Подружки, Собачки.

1 действие

Домик дедушки и бабушки, рядом плетень, с другой стороны стол, самовар, дровосека, полено, топор.

Рассвет, звучит русская народная мелодия , пение петухов, мычание коров, кудахтанье кур. Восходит солнце.

Петушок поёт :

Петушок, я петушок,

Золотистый гребешок,

Маслена головушка,

Шелкова бородушка.

Утром первым я встаю,

Громко песенки пою :

Просыпайся весь народ ,

Новый день к нам идёт1

Ку-ка-ре-ку!

Машенька выгоняет корову и поёт :

Уж как я ль мою коровушку люблю.

Уж как я ль- то ей крапивушки нажну.

Кушай в волюшку, коровушка моя!

Ешь ты досыта, Бурёнушка моя!

Уж как я ль мою коровушку,

Сытна пойла я коровушке налью,

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек Бурёнушка дала!

(уходит)

Дедушка выходит, потягивается, чешет затылок, делает, кряхтя, зарядку. Берёт топор и рубит дрова под русскую народную музыку и поёт :

Тень, тень, потетень!

Сел петух на плетень.

Стал я дровенки рубить,

Самовар буду топить! (рубит)

Бабушка выходит и спрашивает : -Дедушка, самовар готов? Завтракать пора! (стелет скатерть)

Дедушка : Ты бабуля на стол накрывай, а я сейчас, быстро!

(берёт щепки разводит самовар, а бабушка ставит чашечки)

Дедушка : Самовар готов!

Обращаясь к бабушке говорит : А где Машенька?

Бабушка :

Наша внученька погнала Бурёнку на лужок пастись. Сейчас придёт.

Машенька : (кланяясь в пояс) Доброе утро, Дедушка!

Дедушка : Садись чай пить, внученька!

Бабушка : (поёт песенку про ватрушки)

Подружки исполняют хоровод «По малину в сад пойдём»

Подружки : (становятся у плетня) Здравствуйте! (с поклоном)

Первая подружка : Машенька! Пойдём с нами в лес грибы и ягоды собирать.

Бабушка : Не пустим мы её в лес, заблудится!

Вторая подружка : Пусти, бабушка! Пусти, дедушка! Мы за ней присмотрим.

Машенька с поклоном : Дедушка, бабушка! Очень мне хочется с подружками в лес пойти! Отпусти меня, дедушка! Отпусти меня, Бабушка!

Дедушка : Иди, Машенька! Только смотри, от подружек не отставай!

Звучит русская народная мелодия . Девочки уходят в лес. Занавес закрывается.

2 действие.

Под русскую народную мелодию подружки собирают в лесу ягоды и грибы, цветы. Исполняют хоровод «А я по лугу!»

После хоровода подружки замечают, что Машенька «потерялась»

Первая подружка : Девочки, подруженьки, а где Машенька?

Вторая подружка : Неужели она заблудилась!

Все подружки зовут : Ау! Ау! Машенька! Ау! Ау! Подруженька!

Все уходят, и звучит песня –

«Как пошли наши подружки в лес по ягоды, гулять.

Они ягод не набрали, лишь подружку потеряли!

Жалко, Жалко! Жалко! Жаль!

Лишь подружку потеряли,

Что любимую подружку - нашу Машеньку!»

Машенька (выходит из-за кустика) : Подружки, посмотрите, какой я грибок нашла!

Ой! А где они?

Ау-ау, подруженьки! Ау- ау, голубушки! Ой, я заблудилась!

Поёт :

У дедушки, у бабушки

Жила была я Машенька.

Меня подружки в лес завели,

Завели, да бросили!

Говорит : Что же делать, как я домой дорогу найду? Пойду по этой тропинке. Может она меня к дому приведёт?

3 действие.

Открывается занавес. Машенька подходит к избушке. Рассматривает её. Открывает дверь и входит.

Машенька : Кто здесь живёт? Почему никого не видно? А беспорядок, какой! Надо прибраться (ставит посуду, подметает) .

Звучит музыка – идёт Медведь .

Медведь принюхивается : Человеческим духом пахнет. Кто здесь хозяйничал? Что за чудеса! Пол чист, стол накрыт. И пахнет чем-то вкусненьким.

Машенька : Здравствуй, Михайло Иванович! Это я, Машенька! Я в лесу заблудилась, от подружек отбилась. Отведи меня домой, к Дедушке и Бабушке. Пожалей меня!

Медведь : Ага! Теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить и меня кашей кормить.

Садится Медведь за стол , Маша наливает ему кашу .

Сказочница : - Стала Машенька жить у Медведя в избушке . Проходит день, другой, третий. Скоро сказка сказывается , да не скоро дело делается.

Медведь : Я Маша в лес пойду , поброжу, да хворосту наберу, а ты тут хозяйничай. (Уходит)

Машенька сидит, грустит. Вбегает Мышка.

Мышка : Здравствуй, Машенька! О чём ты горюешь?

Машенька : Я за Дедушкой и Бабушкой соскучилась.

Мышка : Не грусти! Мы что-нибудь придумаем!

Машенька : Придумала! Я пирожков напеку и попрошу отнести их.

(Маша с Мышкой пекут пирожки)

Мышка : Ой, ой! Машенька, медведь идёт !

(убегает)

Идёт медведь . Его встречает Маша .

Машенька : Медведюшка , батюшка, отпусти меня на денёк в деревню. Я дедушке и Бабушке гостинцев отнесу. Я пирожков напекла.

Медведь : Нет не пущу, ты в лесу заблудишься. Давай, я сам отнесу.

Машенька : Хорошо! Вот смотри : я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их. Да помни : короб по дороге не открывай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду.

А сейчас выйди, посмотри, не идёт ли дождик!

Медведь : (уходит, а Маша прячется в короб , возвращается) Ну, что, готово? Вот и короб. (взваливает на спину и уходит)

Занавес закрывается, меняется декорация, и открывается занавес.

Звучит русская народная музыка . Медведь идёт по лесу .

Медведь : Сяду на пенёк, съем пирожок!

Машенька

Медведь : Ишь, какая глазастая, всё видит! (идёт дальше) Ох, устал! Сяду на пенёк, съем пирожок!

Машенька : Вижу, вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси Бабушке. Неси дедушке!

Медведь : Высоко сидит, на меня глядит! (идёт дальше)

4 действие.

Открывается занавес- домик Дедушки и Бабушки.

Медведь : (стучит) Эй, хозяева, открывайте. Я вам от Машеньки гостинцы принёс.

Раздаётся лай собак. Выбегают собаки. Лают, прогоняют Медведя .

Медведь ставит короб у ворот и уходит, отбиваясь от собак.

Бабушка : (выглядывая в окошко) Дед, посмотри, на кого собаки лают?

Дедушка : Жучок, Дружок! На кого вы лаете?

Дружок : Медведь приходил . Вон короб поставил.

Дедушка и Бабушка : (открывая короб) Да здесь Машенька! Живёхонька! Здоровёхонька!

Машенька : Здравствуйте! (обнимаются)

Тут подружки прибежали

Подружка Алиночка : Нашлась, нашлась Машенька!

Подружка Ксюшенька : Нашлась, нашлась подруженька!

Пляшут все под русскую народную мелодию «По малину в сад пойдём…» (плясовой вариант)

Сказочница : Вот и сказки конец , кто смотрел, тот молодец!

Публикации по теме:

У нас проходит областной конкурс по мотивам русских народных сказок "Старая, старая сказка". Мы тоже решили принять участие в конкурсе,.

Новый год - это всегда особенное время и для взрослых, и для малышей. И в наших силах сделать этот праздник настоящей сказкой для наших.

Конспект интегрированного занятия в младшей разновозрастной группе «Знакомство с русской народной сказкой «Маша и медведь» Конспект интегрированного занятия в младшей разновозрастной группе по теме «Знакомство с русской народной сказкой «Маша и медведь» Цель:.

Литературный досуг для средней группы по мотивам русской народной сказки «Бычок-смоляной бочок» Цель: 1. Познакомить детей с новой сказкой; 2. Развиваем активный словарь детей; развиваем графомоторные навыки и мелкую моторику детей. 3. Развиваем.

НОД «Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь» (младший дошкольный возраст) Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 478 комбинированного вида». Образовательная.

Действующие лица

Взрослые: Сказочница, Бабушка, Дедушка, Медведь.

Дети подготовительной к школе группы: Маша, Подружка.

Сказочница : Жили-были дедушка и бабушка. Была у них внученька Машенька.

Бабушка (изображая, что месит тесто и печет пирог):

Уж я Машеньке пирог испеку.

Уж я внученьке румяненький.

На нем корочка пшеничная,

А начиночка яичная,

А помазочка медовая,

Моя внученька бедовая!

Сказочница : Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой Машеньку.

Подружка:

Машенька, подружка!

Пойдем в лес дружно.

Грибы, ягоды найдем,

В кузовочек соберем,

Деду с бабой принесем.

Машенька (обращаясь к деду с бабой):

Дедушка, бабушка!

Отпустите в лес с подружками

Побегать на опушке,

Вволю поиграть,

Ягодок пособирать.

Веночек сплести

И вам принести.

Дедушка:

Иди, иди, поиграй,

Да смотри не отставай.

Отставать не годится,

Недолго и заблудиться.

Сказочница : Пришли девочки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька деревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек.

Исполняют русскую народную песню «Как пошли наши подружки».

Как пошли наши подружки

В лес по ягоды гулять.

Сею, вею, вею, вью.

В лес по ягоды гулять.

Они ягод не набрали,

Лишь подружку потеряли.

Сею, вею, вею, вью.

Лишь подружку потеряли.

То любимую подружку

Машеньку.

Сею, вею, вею, вью.

Машеньку.

Сказочница: Ушла Маша от подружек. Стала она аукаться, стала их звать, а подружки не слышат, не отзываются. Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась.

Маша: Что мне делать? Как мне быть?

Сказочница : Пришла она в самую чащу, в самую глушь. Видит — стоит избушка.

Маша:

Вот избушка стоит,

Очень странная на вид:

Окна большие,

Двери кривые,

Крыльцо гниет...

Кто же тут живет?

Сказочница: Постучала Машенька в дверь — не открывают. Толкнула она дверь — дверь и открылась. Вошла Маша в избушку, села у окна на лавочку.

Маша : Кто же тут живет? Кто хозяйство ведет?

Сказочница : А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.

Медведь : Ага!

Сама явилась ко мне, стало быть.

Как могу я тебя отпустить?

Будешь у меня теперь жить,

Печку топить, кашу варить

Да меня кашей кормить.

Сказочница: Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке. Медведь на целый день уйдет в лес, а Машеньке наказывает никуда из избушки не выходить.

Ты смотри не убегай от меня,

А не то поймаю и съем тебя.

Сказочница: Ушел медведь, а Маша села у окна, поет, причитает.

Маша:

Ах, подружки мои родимые,

Вы зачем же меня покинули?

У медведя живу большущего,

Убежать от него боюсь я.

Сказочница: Стала Маша думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сторону идти — не знает, спросить не у кого... Думала она, думала и придумала. Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему.

Маша:

Ах, медведь, мой медведь!

Отпусти в деревню на день,

Навещу деда с бабкою

Да гостинца снесу сладкого.

Медведь:

Не пущу тебя одну:

Ты заблудишься в лесу.

Бабе с дедом

Сам гостинец отнесу.

Сказочница: А Машеньке того и надо! Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю.

Положу я в короб пирожки,

Деду, бабе их отнеси.

Только помни да смотри:

Короб ты не открывай,

Пирожки не вынимай,

На дубке буду сидеть,

За тобой буду глядеть.

Медведь:

Ладно, ладно, не зевай,

Короб быстро подавай.

Маша:

Погоди, не спеши,

На крылечко ты сходи,

На погоду погляди.

Сказочница: Только медведь вышел на крылечко, Маша сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила. Вернулся медведь, видит: короб уже готов. Взвалил его на спину и пошел в деревню. Идет лесом.

Медведь:

Между елками иду,

Меж березками бреду,

В овражки спускаюсь,

На пригорки поднимаюсь.

Короб я несу, песенки пою.

Сказочница : Шел, шел, устал.

Медведь:

Сяду на пенек,

Съем пирожок!

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок,

Неси бабушке,

Неси дедушке!

Медведь:

Хитра Машенька, быстра,

На дубок взобралась,

Высоко сидит, далеко глядит.

Медведь:

Сяду на пенек,

Съем пирожок.

Маша:

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

Медведь : Вот глазастая какая! Видно, так и не присесть мне.

Сказочница : Встал и пошел быстрее. Пришел в деревню, нашел дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота.

Медведь:

Тук, тук, тук,

Отворяйте ворота,

Раскрывайте двери.

Я от Машеньки пришел,

Пирожков вам принес.

Сказочница : А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают. Испугался медведь, поставил короб у ворот да пустился в лес без оглядки. Вышли тут дедушка с бабушкой к воротам. Видят, короб стоит.

Бабушка:

Кто же это и откуда

К нам принес такое чудо?

Видно, короб неспроста

Принес кто-то нам сюда.

Что же в коробе такое?

Поскорей его откроем.

Сказочница : Дедушка поднял крышку, смотрят они — и глазам своим не верят: в коробе-то Машенька сидит. Обрадовались дед с бабкою.

Дедушка:

Здравствуй, Машенька,

Внученька наша!

Мы теперь умнее будем.

Никуда одну не пустим.

Бабушка:

Дай к тебе я подойду.

Поцелую, обниму

Да умницей назову.

Направление: познавательно-речевое развитие.

Образовательная область: познание.

Непосредственно образовательная деятельность:Чтение художественной литературы.

Цель: развивать у детей интерес к художественной литературе посредством сказки.

Образовательные задачи:

Учить эмоционально воспринимать содержание сказки, понимать и оценивать характер, поступки героев, запоминать последовательность событий;

Формировать умение интонационно выразительно передавать образы героев при воспроизведении песенок и текста из сказки;

Учить понимать и запоминать старославянские слова из текста сказки.

Развивающие задачи:

Развивать психические познавательные процессы, слуховое и зрительное внимание, образную память, образные движения посредством игры, инсценировки; мышление, воображение, любознательность.

Воспитательные задачи:

Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки, культуру речевого общения.

Интеграция образовательных областей:

Здоровье:

– сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей: регулировать смену деятельности путем подвижной игры, физминутки.

Коммуникация:

– обогащать речь детей сказочной лексикой, прилагательными, характеризующими сказочных героев;

Упражнять детей в подборе антонимов;

Формировать умение детей в построении высказываний, предположений, простейших выводов, излагать свои мысли понятно для окружающих;

Отрабатывать интонационную выразительность речи;

Развивать свободное общение со сверстниками и взрослыми.

Словарная работа: избушка, тропинка, короб, гостинцы, кликать, глушь, чаща, овражки.

Социализация:

- упражнять детей в умении инсценировать небольшие и наиболее выразительные отрывки из сказки;

Формировать такие качества у детей, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, доброта;

Поощрять участие детей в совместных играх.

Художественное творчество:

Продолжать развивать интерес к лепке из соленого теста;

Развивать самостоятельность, активность, творчество.

Труд:

Формировать начала ответственного отношения к порученному заданию (желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

Материал:

Иллюстрации по содержанию русской народной сказки «Маша и медведь»;

Картинки, иллюстрации с изображением леса, дедушки, бабушки, девочки Маши, медведя с коробом;

Фигурки настольного театра сказки «Маша и медведь»;

Волшебная палочка;

Платочки для девочек;

Шапка медведя;

Соленое тесто, скалочки, поднос, клеенка;

Музыкальное оформление из мультфильма «Маша и медведь»;

Техническое оснащение: ноутбук, флеш-карта.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок с последующим обсуждением характеров и поступков героев;

Работа над осмыслением старинных слов из текстов сказок;

Театрализованные игры на выражение эмоционального состояния персонажей из сказок;

Рассматривание иллюстраций из русских народных сказок с сопровождением беседы;

Словесные игры: «Скажи по-другому», «От каждого по словечку» (сказочные слова), «Подбор антонимов к заданному слову», «Подбор определений»;

Игра «Волшебные превращения» (учить детей образно перевоплощаться);

Интонационные упражнения;

Игра «Угадай настроение», описательные загадки»;

Просмотр в записи русских народных сказок по программе;

П/и «У медведя во бору», «Мишки косолапые»;

Продуктивная деятельность детей по содержанию русских народных сказок.

Форма проведения: игра-путешествие.

Виды деятельности: двигательная, игровая, познавательно-продуктивная, коммуникативная, трудовая.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Организационный момент

Звучит музыка из мультфильма «Маша и медведь».

Воспитатель: все мы за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

Ввод в тему:

Воспитатель : Ребята, хотите опять побывать в сказке?

Дети : Да.

Воспитатель :

Сказку детки очень ждали?

Детки сказку в гости звали?

Чтоб сказка к нам пришла опять

Загадку вам нужно отгадать.

Воспитатель : загадывает загадку: Он в берлоге спит зимой под большущею сосной,

А когда придет весна, просыпается от сна.

Дети : Медведь.

Воспитатель : Правильно! Значит, один из главных героев нашей сказки будет медведь. Давайте теперь за руки возьмемся и скажем: «Дружно за руки возьмись, быстро в сказке очутись!

Мы уже в сказке?

Дети : Нет еще.

Воспитатель : Для того, чтобы в сказку попасть, нам нужно вот эти иллюстрации рассмотреть (ставит на доску первую иллюстрацию, на которой нарисован лес). Ребята, что здесь изображено?

Дети: лес.

Воспитатель: А можем мы по этой иллюстрации определить, о какой сказке пойдет речь?

Дети: Нет, сложно догадаться, какая это сказка.

Воспитатель: Назовите мне сказки, в которых действия происходят в лесу?

Дети: «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Жихарка», «Кот, петух и лиса», «Маша и медведь».

Воспитатель достает вторую иллюстрацию с изображением дедушки и бабушки. Задает вопросы: Кто нарисован на картинке? Из какой сказки эта картинка?

Дети: Дедушка и бабушка есть в сказке «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь». По этой картинке нельзя догадаться, что это за сказка.

Воспитатель достает третью иллюстрацию с изображением девочки и задает вопросы: Кто изображен на иллюстрации? В каких сказках есть девочка?

Дети: Девочка есть в сказках «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Маша и медведь».

Воспитатель: Ну что, все еще трудно догадаться, что это за сказка? Достает четвертую картинку, где изображен медведь с коробом за плечами.

Дети: Все дружно называют сказку «Маша и медведь».

Воспитатель: Почему, ребята, вы сразу догадались, какая это сказка?

Дети: Мишка по лесу идет, а в коробе Машу несет.

Воспитатель: Правильно! Хотите еще раз послушать, что же случилось с одной маленькой девочкой, которая заблудилась в дремучем лесу?

Дети: Да.

Воспитатель: Хорошо, но давайте прежде мы с вами побываем в гостях в лесу у медведя.

Игровое упражнение: «Мишка по лесу идет»

Цель: вызвать желание у детей изображать действия медведя, побудив их фантазировать и одновременно упражнять в выразительности жестов, мимики, движений.

Мишка, Мишка, косолапый, Мишка по лесу идет. (Приподнять плечи, руки округлить, носки ног повернуть внутрь, идти переваливаясь.)

Мишка хочет сладких ягод, (Погладить себя по животу, облизнуться.)

Да никак их не найдет (Оглянуться по сторонам, пожать плечами.)

Вдруг увидел много ягод

И тихонько зарычал (Показать указательный палец, на лице восторг, двумя руками собирать ягоды в рот.)

Подошли к мишутке детки,

Мишка ягоды им дал. (Промаршировать, подтянуть руки вперед, имитируя жест – возьми.)

Воспитатель: Молодцы! Вот и побывали мы в лесу у Топтыги косолапого. Но нам пора вернуться к сказке.

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель рассказывает сказку, показывая ее наглядно при помощи фигурок из настольного театра и задает вопросы:

Про кого рассказывается сказка?

Дети: Про Машу и медведя.

Воспитатель: Расскажите, как Маша попала в лес?

Дети: Ее позвали подружки, она отпросилась у бабушки и дедушки пойти с подружками в лес.

Воспитатель : Каким был медведь?

Дети: Большим, лохматым, сердитым.

Воспитатель : Что сказал медведь Маше, когда вернулся домой?

Дети: Будешь жить со мной, еду мне готовить, не уходи, а то съем.

Воспитатель : Расскажите, что придумала Маша, чтобы перехитрить медведя?

Дети: Испекла пирожки, попросила медведя отнести их дедушке и бабушке.

Воспитатель: Как Маша обманула медведя, чтобы вернуться к дедушке с бабушкой?

Дети : Залезла в короб, а сверху на голову поставила миску с пирожками.

Воспитатель: Что говорила Маша, когда медведь хотел съесть пирожки?

Дети: Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси дедушке, неси бабушке.

Воспитатель : Как Маша оказалась у дедушки с бабушкой?

Дети: Медведь в коробе принес.

Воспитатель : Как дедушка с бабушкой нашли свою внучку?

Дети : Медведь бросил короб и убежал, дедушка с бабушкой вышли во двор, смотрят – стоит короб, а в нем Машенька.

Воспитатель: А кого испугался медведь?

Дети : Медведь испугался собак.

Воспитатель: Молодцы, ребята, а сейчас мы поиграем с вами в игру. Я буду называть слова из сказки, а вам нужно будет представить этот предмет или явление, показать его на картинке и назвать по-другому.

Сообщение нового.

Игра: «Скажи по-другому»

Цель: учить детей замечать и выделять старославянские слова из сказки, понимать их смысл.

Воспитатель: Дети:

Избушка -деревянный дом.

Тропинка -лесная дорожка.

Короб -берестяное изделие для переноса чего-либо.

Гостинцы -подарки.

Аукать - звать на помощь

Кликать -звать кого-то.

Глушь -глухое, заросшее место в лесу.

Чаща -густой, частый лес, заросли.

Вынимай -доставай.

Заблудиться -потеряться.

Овражки -глубокие, длинные с крутыми склонами впадины на поверхности земли.

Погоревали - расстроились.

Воспитатель (дополняет ответы детей для более точного определения предмета, действия) Молодцы! Со всеми словами справились. А еще хотите поиграть?

Дети: Да.

Воспитатель: Сейчас я буду называть слова, а к ним вы будете придумывать слова-неприятели.

Игра «Скажи наоборот» (с мячом)

Цель : помочь детям лучше запомнить характеры героев и предметы из сказки, учить подбирать слова антонимы.

Дети встают в круг.

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок, называя слово с противоположным значением, кидает мяч обратно воспитателю.

Воспитатель: Дети :

Лес был в сказке редкий, светлый - густой, темный

Машенька была большой - маленькой

ленивой - трудолюбивой

трусливой - смелой

Медведь был крохотным – огромным - скрытным - доверчивым

Короб был мелким, маленьким -глубоким, большим

Избушка была ветхой - крепкой

соломенной - бревенчатой

Тропинка была короткой, извилистой -длинной, прямой

Маша в коробе сидела низко -высоко

Смотрела близко – далеко.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы и с этим заданием справились, а давайте сейчас попробуем сыграть эту сказку, сначала вспомним, что говорил медведь, когда нес короб?

Дети : Сяду на пенек, съем пирожок.

Воспитатель: А что отвечала Машенька?

Дети : Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке.

Воспитатель выбирает мальчика для роли медведя, одевает ему шапочку медведя и девочку для роли Машеньки, повязывает ей платочек, остальные дети – зрители. С помощью воспитателя разыгрывается небольшой эпизод из сказки. Одновременно проводятся интонационные упражнения.

Цель : формировать у детей выразительность речи.

Медведь несет короб к бабушке и дедушке. Воспитатель обращает внимание на то, что у медведя голос грубый, хриплый, помогает ребенку придать движениям образную выразительность (медведь устал, ему тяжело нести короб, он не доволен, Машенька же весела, говорит лукаво, хитро, радостно).

Практическая деятельность:

Разыгрывается эпизод.

«Медведь идет» через лес, увидел пенек, сел и говорит, грубым, уставшим голосом: «Сяду на пенек, съем пирожок».

Машенька отвечает лукаво звонким, громким, хитрым голосом: «Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке».

Воспитатель : Молодцы, ребята, правильным голосом озвучивали роли. А сейчас при помощи вот этой волшебной палочки я всех девочек превращу в Машенек, а мальчиков в медведей.

Подвижная игра «Маша и медведь»

Цель: формировать у детей воображение, выразительные средства мимики, жестов, движений.

Девочки «пекут» пирожки (имитируют этот процесс, складывают пирожки в короб, прячутся за спинку стульчика, как будто в короб медведя). Мальчики, имитируя движения медведя, идут по лесу, время от времени присаживаются на стульчики (пеньки) со словами «сяду на пенек, съем пирожок». Девочки встают из-за стульчиков и грозят медведям пальчиком: «Не садись на пенек, не ешь пирожок». Затем снова прячутся.

Медведи отвечают: «Ишь, какая глазастая, высоко сидит, далеко глядит».

Воспитатель : Ребята, вот и закончилось наше путешествие в сказку. Давайте подведем с вами итог, чему научили нас герои этой сказки?

Дети : Нужно быть внимательным в лесу, не отставать от подружек, иначе можно заблудиться и попасть прямо в лапы к медведю, нельзя удерживать силой….

Воспитатель : Да, ребята, но главное, что из любой ситуации можно найти выход, если не испугаться, не отчаяться, не растеряться, а применить свою сообразительность, ум, находчивость, и тогда даже маленький человечек, как Машенька, может выбраться из леса, обманув, огромного медведя.

Но все же мне медведя жалко, не таким уж он был и плохим в этой сказке. И Маша то его оставила, собаки его напугали, и не полакомился он пирожками. А вам его жалко?

Дети: Жалко.

Воспитатель : Тогда давайте и для него испечем гостинцы.

Дети : Давайте.

Дети лепят из соленого теста гостинцы для медведя.

Воспитатель : Давайте, ребята, угостим нашего медведя тем, что мы испекли!

Дети угощают.

Воспитатель : А все, что мишка не съел, положим ему в кузовок! Дети складывают гостинцы в кузовок и прощаются с медведем.

Воспитатель. Эту сказку мы уже прочитали. Давайте теперь для Маши и медвежонка не только расскажем эту сказку, но и покажем ее.

Воспитатель усаживает игрушки и распределяет роли: воспитатель - ведущий, дети - дру­зья Маши, кукла - Маша, мишка - медведь} и помогает детям разыгрывать сказку, задавая вопросы:

Кто жил с бабушкой и дедушкой? (Внучка Маша.)

Куда позвали подруги Машеньку? (Дети проговаривают слова: «Пойдем, Маша, в лес по грибы».)

Как Маша стала звать подруг, когда заблудилась? (Маша кричала: «Ay, ay!».)

Чью избушку нашла в лесу Маша? (В избушке жил медведь.)

Что делала Маша в избушке? (Убирала, варила еду.)


Как Маша просила медведя отпустить ее домой? («Отпусти меня домой проведать дедуш­ку с бабушкой».)

Что сказал медведь в ответ на просьбу девочки? («Не отпущу».)

Тогда Маша что попросила? (Отнести дедушке с бабушкой гостинцы.)

Что испекла Маша для дедушки с бабушкой? (Пирожки.)

Куда она положила пирожки? (В короб.)

А сама куда спряталась? (В короб, под пирожки.)

Зачем медведь присел на пенек? (Дети проговаривают слова: «Сяду на пенек, съем пиро­жок».)

Что ему сказала Маша? (Дети проговаривают слова: «Высоко сижу, далеко гляжу...».)

Куда пришел медведь? (В деревню.)

Как собаки лаяли на медведя? («Гав-гав».)

Как дедушка с бабушкой встретили внучку? (Обняли Машу.)-

Воспитатель в процессе инсценировки прикрепляет к фланелеграфу декорации и фигурки

персонаж:ей сказки.

Воспитатель. Маша и медвежонок, вам понравилось, как мы вам рассказали сказку?

Музыкально-ритмические движения под музыку.

Звхчит украинская народная мелодия «Стуколка». Воспитатель показывает детям про­стейшие танцевальные движения, дети выполняют их вслед за ним.

Пальчиковая гимнастика.

Выполняется 2 раза. И. п. - сидя за столом, руки сжаты в кулаки. Первый раз поочерёдное разгибание пальцев начиная с большого, второй раз - с мизинца.

Раз, два, три четыре, пять -Будем пальчики считать. Крепкие, дружные. Все такие нужные. На другой руке опять -Раз, два, три четыре, пять!



Рисование дорожек.

Воспитатель. В сказке Маша не смогла найти дорожку, которая бы привела ее к дому. Только медведь знал, как дойти до той деревни, где жила Маша. Давайте нарисуем эту дорожку. чтобы в следующий раз не заблудиться в лесу. Рисовать дорожку мы будем красками. Давайте вспомним, как правильно нужно взять кисточку в руку. Опустим кисть в стаканчик с водой для того, чтобы намочить ворс. Теперь обмакиваем кисть в краску и снимаем лишнюю краску, про­ведя ворсом по краю баночки с краской. Наша кисточка готова к рисованию. Я рисую дорожку. по которой Маша всегда может вернуться из леса домой. (Рисует на мольберте извилистую ли­нию, приговаривает: «Вот тут, Машенька, дерево, мы его обойдем» и т. п.) Я нарисовала до­рожку для Маши. А теперь нарисуйте вы свои дорожки и тропинки.

Воспитатель в процессе рисования детей контролирует приемы их работы, помогает де­тям, затрудняющимся в выполнении задания, активизирует их деятельность, говоря: «У Кат: дорожка широкая, а у Саши узенькая. По Сашиной тропинке медведь не пройдет» и т. п.

6. Рефлексия.

Рисунки детей выставляются на стенде.

Воспитатель. Сколько дорожек вы нарисовали! Тут и узкие, и широкие, и длинные, и ко­роткие. Света, у тебя нарисовано две дорожки. По какой дорожке можно дойти до бабушки с де­душкой?


ПОЛОЧКА ДЛЯ ДЕРЕВЯННЫХ ИГРУШЕК. ИГРА «ОПРЕДЕЛИ НА ОЩУПЬ»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследователь­ская, продуктивная.

Цели: учить создавать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память, мышление, активизировать словарь по теме.

Планируемые результаты: сооружает элементарные постройки по образцу, прояв­ляет желание строить полочку для деревянных игрушек самостоятельно, выполняет поручения взрослого (находит кубики, ставит игрушку на полочку), отвечает на вопросы при обсуждении построек; владеет основными движениями в подвижной игре «Повторяй за мной», принимает участие в игре «Определи на ощупь».

Материалы и оборудование: кубики одного размера, пластины, небольшие деревян­ные игрушки (матрешки, лошадки, грибочки и т. д.), плюшевые игрушки.

Организационный момент.

Воспитатель (показывает игрушки, которые лежат на столе). Куда же нам положить игрушки? Я предлагаю построить для них полочку.

Основная часть. Конструирование.

Воспитатель предлагает принести из деревянного строительного материала кубики и пла­стины, кубики отложить в отдельную коробку, а пластины положить на стол воспитателя. Когда дети принесут кубики, педагог раздает одинаковое количество кубиков и пластин детям и показывает приемы конструирования.

Воспитатель (кладет пластину, на нее два кубика, сверху еще одну пластину). Что полу­чилось? (Полочка.) Постройте такие же полочки. Сначала положите одну пластину (дети выпол­няют это действие), затем поставьте сверху кубики, а на кубики - еще одну пластину.

Вопросы детям:

Что у вас получилось?

Из чего мы построили полочку?

Для чего мы построили эту полочку?

Что мы на нее поставим?

Задание «Поставь игрушку на полочку».

Воспитатель предлагает детям взять любую деревянную игрушку со стола и поставить на свою полочку.

Вопросы детям:

Какую игрушку ты взял?

Куда ты ее поставил?».

Физкультминутка

Подвижная игра «Повторяй за мной»

Воспитатель показывает различные движения: приседает, поднимает руки вверх, топает, хлопает в ладоши, делает наклоны, а дети смотрят и повторяют.

Игра «Определи на ощупь».

Воспитатель выставляет на своем столе плюшевые и деревянные игрушки, затем предлага­ет каждому ребенку поочередно подойти к ним, закрыть глаза, потрогать игрушки и опреде­лить на ощупь, какая игрушка мягкая, а какая твердая.


Рефлексия.

Воспитатель предлагает детям самостоятельно построить полочки для плюшевых игрушек.

МБОУ ДО ЦВР Кашарского района

СЦЕНАРИЙ СПЕКТАКЛЯ

«МАША И МЕДВЕДЬ»

Педагог дополнительного образования

Филёва Л. А.

сл. Кашары 2017 г.

Цель. Организация коллективной творческой деятельности обучающихся.

Задачи.

1.Создать условия для развития творческих способностей и реализации их творческих возможностей.

2. Формировать навыки театральной деятельности.

3. Воспитывать нравственные качества у обучающихся – доброту, любовь, дружбу, чувство коллективизма, взаимопомощи.

Предварительная работа: изготовление персонажей сказки, декораций, используя стиль оригами.

Оборудование: ширма, на ширме елочки, затем домик; фигурки медведя, девочки Маши, собаки, дедушки, бабушки; короб, ёлочки, березка, пенёк, домик медведя, домик дедушки и бабушки, стол, кровать, стул.

Ход мероприятия.

1. Орг. момент.

2. Введение в тему спектакля.

Ведущий. Здравствуйте, ребята, сегодня мы покажем вам сказку «Маша и медведь». Но вместо кукол будем использовать фигурки, сделанные из бумаги, в стиле оригами. Давайте смотреть сказку.

3. Показ сказки.

На ширме, украшенной ёлками, установлена избушка медведя.

Ведущий. Пошла Маша в лес с подружками, по грибы, по ягоды. Отстала от подружек, да и заблудилась. Идёт по лесу, плачет, подружек зовёт, Вдруг, видит, избушка стоит. Постучала в двери, никто не отвечает, толкнула - дверь открылась. Вошла Маша в избушку.

Маша. Хорошо в избушке, уютно. Мои ножки устали, мои ручки устали. Прилягу, отдохну.

Ведущий. Прилегла Маша и уснула, а в это время медведь из малинника вернулся.

Медведь. Кто это ко мне в гости пожаловал? Ах, девочка! Да какая пригожая!

Ведущий. Проснулась Маша, увидала медведя и закричала.

Маша. Медведь! Ой, боюсь, боюсь!

Медведь. Не бойся. Будешь у меня жить, я одинокий, не с кем и словом перемолвиться.

Маша. Не хочу я у тебя жить! Хочу к бабушке, хочу к дедушке! Отпусти меня, Медведь.

Медведь. Вот ещё, глупости! Бабушка, да ещё и с дедушкой, им и так не скучно. А я один. Сказал «нет», значит «нет».

Ведущий. И осталась Маша у медведя жить. Медведь её малиной кормил. Она ему кашу варила.

Живёт Маша у медведя, а сама думает, как бы ей домой попасть. Она бы давно от медведя убежала, да дороги домой не знает, заплутает в лесу, пропадёт. Думала она, думала, да и придумала.

Пришёл раз медведь из малинника, а Маша ему и говорит.

Маша. Вот что Медведь. Испеку я пирожков, а ты отнеси их бабушке и дедушке! Я пирожки в короб поставлю, а ты по дороге короб не открывай, пирожков не ешь. Я знаю, какой ты сластёна, все пирожки съешь. Я влезу на высокий дуб и буду смотреть.

Медведь. Ладно! Пеки пирожки, так уж и быть, отнесу.

Ведущий. Вот Маша напекла пирожков, взяла самый большой короб. И говорит медведю.

Маша. Выйди на крылечко, посмотри, не идёт ли дождик.

Ведущий . Только медведь вышел, залезла Маша в короб и блюдо с пирожками себе на голову поставила. Зашёл медведь, взвалил себе короб на плечи и пошёл в деревню.

Медведь. Сяду на пенёк, съем пирожок.

Маша. Из короба.

Медведь. Оглядывается по сторонам. Ох, и девочка. И вправду залезла на дерево.

Ведущий. Взвалил медведь короб на плечи и пошёл дальше.

Идёт медведь между ёлками, идёт между берёзками, на пригорки поднимается, в овражки спускается. Шёл, шёл – устал, и говорит.

Медведь. Сяду на пенёк, съем пирожок.

Маша. Из короба. Высоко сижу, далеко гляжу, неси бабушке, неси дедушке.

Ведущий. Идёт медведь между ёлками, идёт между берёзками, на пригорки поднимается, в овражки спускается. Шёл, шёл – устал, и говорит.

Медведь. Сяду на пенёк, съем пирожок.

Маша. Из короба. Высоко сижу, далеко гляжу, неси бабушке, неси дедушке.

Ведущий. Испугался медведь, схватил короб и побежал дальше. А тут и деревня показалась.

Вот нашёл медведь избу, в которой жили Машины бабушка с дедушкой, и давай в ворота стучать. Собаки выскочили, лают на медведя, кидаются. Испугался медведь и убежал. А Маша осталась с бабушкой с дедушкой.

Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.

Ведущий. Дети, вам понравилась сказка? Вот как можно с пользой использовать поделки оригами, показывать сказки.

И ребята, которые показывали сказку молодцы. Свои роли исполнили выразительно, старались передать характер героев. Давайте скажем «Спасибо» артистам.