Ремонт        30.01.2024   

Что можно и что нельзя? Чего нельзя православным? Что нельзя есть православному христианину

Мурад, Санкт-Петербург

Можно ли христианину есть свинину?

Здравствуйте. Я прочитал в Ветхом Завете: «Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей, - все погибнут, говорит Господь» (Ис. 66:17). Почему, имея эту истину от Бога, все христиане разводят и едят это запрещенное мясо?

Добрый день! Вы задали вопрос со ссылкой на Священное Писание. Хорошо, что Вы читаете слово Божие. Но надо знать, что подлинное Писание содержится в Церкви, и Церковь в своем Предании раскрывает его подлинный смысл. Нельзя брать какие-то цитаты в отрыве от контекста или без взаимосвязи с остальными священными книгами и на основании этого делать какие-то выводы. Согласитесь, было бы абсурдно, прочитав слова Христа, что Он пришел принести не мир, но меч (Мф. 10:34), взяться за оружие и начать воевать. Или, например, буквально поняв слова «возьми крест свой » (Мф. 10:38), сделать крест из бруса и таскать его на плечах. Звучит смешно, но такие люди в истории были.

Давайте теперь вникнем в смысл приводимого Вами отрывка. В нем пророк Исаия говорит о погибели тех, «которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей » (Ис. 66:17). Известно, что есть свиное мясо было воспрещено в Ветхом Завете, об этом есть прямое указание в законе Моисея (Лев.11:7; Втор.14:8). Однако в рассматриваемом нами отрывке употребление этого мяса в пищу осуждается не только само по себе (т.е. как нарушение закона), а во взаимосвязи с языческими жервоприношениями и суеверными обрядами. Мерзостью в Писании называется идолопоклонство. Тех, кто даже под страхом смерти так не делал, Церковь почитает святыми, например, мучеников Маккавеев и учителя их Елеазара (1 Мак. 1:41-64; 2 Мак. 6:18).

Говорит ли это, что употребление свинины запрещено раз и навсегда? Не можем же мы, в самом деле, предположить, что христиане не читали данного текста или просто пренебрегают им.

Начнём с того, что запрет на свинину — один из множества других запретов Моисеева закона. И вопрос о необходимости его соблюдения христианами (во всей полноте и строгости) встал ещё во времена апостолов. И тогда же он был решен на Соборе следующим образом: «Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете » (Деян. 15:28-29).

Богословское обоснование такой позиции дано святым апостолом Павлом в послании к галатийским христианам. Прочтите его полностью, а я ограничусь здесь только одной цитатой, в которой выражена вся суть: «Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер » (Гал. 2:21).

Можно найти и другие наставления апостола Павла на эту тему. При этом не следует забывать, что сам апостол язычников был фарисеем из фарисеев и с детства преуспевал в соблюдении иудейских правил (Гал. 1:14).

«Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и чтó наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и чтó наполняет ее » (1 Кор. 10:25-28).

«Я знаю и уверен в Господе Исусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто » (Рим. 14:14).

«Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть » (Тит. 1:15).

Так с апостольских времён сложилось православное отношение к пищевым запретам Моисеева закона. Хотя в разные времена и поныне появляются те, кто учит воздерживаться от каких-то видов пищи. Мне встречались те, кто не ест картошку, не пьет коровье молоко (мол, это пища телят), вареную пищу (так называемые сыроядцы) и т.п. Человеку ведь гораздо проще обложить себя внешними ограничениями и думать, что тем он приближается к Богу, чем бороться со своими страстями и грехами. Но «пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем » (1 Кор. 8:8). Прочтите у того же пророка Исаии, чем и как мы сможем оправдаться на Страшном Суде: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, как снег убелю; если будут красны, как пурпур, как вóлну убелю » (Ис. 1:16-18).

Всё это всегда хорошо понимали святые отцы. Вот, например, во времена святителя Василия Великого (IV в.) были так называемые «энкратиты» — гностики, которые гнушались употреблять в пищу любое мясо. В этом они были схожи с современными вегетарианцами. Слыша указание православных, что они поступают неправильно, они возражали, мол, и вы гнушаетесь некоторых снедей и воздерживаетесь от них. На это святой Василий изложил 86 каноническое правило, в котором говорит, что все мяса для нас тоже, что зелья травные, согласно словам Писания: «Как зелень травную даю вам всё » (Быт. 9:3). Но, различая и отделяя вредное, мы пользуемся тем, что не вредит. Так, мы гнушаемся и своих извержений, хотя они происходят из существа нашей плоти (моча, испражнения, пот, жидкости, выходящие чрез рот и нос и т.п.). Следовательно, как мы отвращаемся от этого, так не принимаем и некоторых из снедей. К зелиям принадлежит и болиголов, и белена, но так как они вредны, то мы избегаем их; равным образом к мясам принадлежит и мясо грифа и мясо собаки, но никто не станет есть собачьего мяса, разве только сильно голоден. А кто вкусит по нужде, тот не нарушит закона.

Подобным образом святой Василий пишет в 28-м правиле из второго канонического послания святому Амфилохию Иконийскому: «Достойным смеха показалось мне, что некто дал обет воздерживаться от свиного мяса. Посему благоволи научить их, чтобы удерживались от невежественных зареканий и обетов; между тем дозволь, чтобы употребление почиталось безразличным, ибо никакое создание Божие не отметено, с благодарением приемлемо (ср. 1 Тим. 4:4). Таким образом, и обет достоин смеха, и воздержание не нужно».

Кушайте на здоровье, а если хочется воздержания, то для этого нам даны святые посты.

«Пища должна укреплять тело,
а не вызывать болезнь
»

Святитель Василий Великий

Бесспорно то, что для младенца голос матери важнее даже самого звонкого голоса раскрасивой погремушки. Так и мы, в поисках ответа на наши вопросы, минуя неглубокие полуправды, будем припадать своим младенческим сердцем к самому родному и близкому нам родительскому Божиему голосу.

Триединый Господь поставил Церковь на земле и, освятив Её личным присутствием, сохраняет и направляет Её Своей безграничной любовью.

Православие – это горная тропа, восходящая над пропастью в Небесный Иерусалим. По тропе этой следовать можно только твёрдым шагом, на двух ногах – двумя заповедями: любовью к Богу и любовью к ближнему. Ступени же, от которых отталкиваются эти ноги есть Священное Предание и Священное Писание, где немало внимания уделено тому, что мы вкушаем.

Когда мы говорим о мясе, то это может означать следующее:

  • мясо — это мышечная масса убитого животного, употребляемая в пищу;
  • мясом также называется само блюдо, приготовленное из такой мышечной массы;
  • к мясу относится и мышечная часть рыбы;
  • мясом может называться собственно мышечная ткань;
  • а также это может быть мякоть плодов, окружающая семя.

Понятно, что мы будем обсуждать отношение Православия к животному мясу. Такое мясо делится обычно на говядину, свинину, баранину, конину, курятину и др.

Грех ли убивать животных ради еды?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к Священному Писанию, выше которого Святая Церковь никогда не превозносится.

В книге Бытия () написано, что Господь дает нам “всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя ”, и говорит, что нам “сие будет в пищу ”. Здесь для первых людей отчетливо сказано, что только растительная пища предназначена для человека.

Однако, после всемирного потопа, когда восемь человек вышли из ковчега на голую землю, несомненен тот факт, что такая бесплодная почва не могла накормить их ещё долгое время. Тогда Господь и разрешил им вкушение мяса. То есть Сам Вседержитель, Творец всей вселенной, благословляет вкушение мясной пищи по сложившимся обстоятельствам. Но и тут Он не говорит: “разрешаю вам на время”. Он просто благословил.

Господь есть Любовь и всё творимое Им есть благая забота о всем живом в земной нашей жизни и, важно, за ее чертой. Следовательно, ни умерщвление всех людей на планете во время потопа, ни смерть животных по Божиему благословению не противоречит Его благому промыслу о всех нас, как бы ужасно это нас ни впечатляло.

«Ошибается тот, кто считает,
что пост лишь в воздержании от пищи.
Истинный пост есть удаление от зла…
»

Свт. Василий Великий.

Вопрос читателя: Вегетерианство спасёт мир?

Некоторые люди ошибочно считают, что полное воздержание от мясной пищи приведёт человечество к высшей нравственной точке своего развития и, как следствие этого, мир будет спасен. Однако, страницы Священного Писания говорят, что такой закон не работает. Господь уничтожил потопом всё вегетерианское население земли. Да-да, до Ноя всё человечество питалось только лишь растительной пищей и, несмотря на это, всё равно на земле воцарилось полное растление нравов, растление такой низости, что Господу пришлось пойти на такой решительный крайний шаг.

«Берегись измерять пост простым
воздержанием от пищи.
Те, кто воздерживается от пищи,
а ведет себя неподобающе,
уподобляются дьяволу,
который хотя ничего не ест,
однако ж не перестает грешит
ь».

Святитель Василий Великий.

Любое ли мясо для потребления в пищу благословил Господь?

Есть одна важная оговорка, которую сделал Господь при благословении мясной пищи. Он разделил всех животных на чистых и нечистых (Ветхий Завет).

  • ЧИСТОЕ животное имеет всего два признака - оно должно быть:
  1. парнокопытным и
  2. жвачным .
  • НЕЧИСТАЯ пища - это животные, у которых отсутствует хотя бы один из этих признаков. Это означает, что такое мясо для употребления в пищу не годится.

Также к нечистой пище относится идоложертвенное мясо, то есть туша, оставшаяся от животного, после принесения его в жертву идолу.

Вопрос читателя: «Помогите разрешить спор внутри нашей семьи! Наша тётя говорит, что у православного человека должно быть много запретов касательно еды и эти запреты не должны ограничиваться только постом. Она говорит, что православный человек должен готовить мясную пищу только по праздникам, а пищу других народов, узбекскую, японскую, корейскую, татарскую, нам нельзя. А моя мама ей отвечает, что, помолившись, можно вкушать любую пищу. Кто же прав?

В этом споре интересно то, что здесь при определённых условиях оказаться правыми могут обе женщины. Всё зависит оттого, куда направлен духовный взгляд каждой из них. «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную », говорит апостол Иоанн. И если эти женщины смотрят именно так на ту еду, как на подкрепление сил для освоения пищи духовной, то это попросту разговор двух ангелов, призывающих друг друга вступить на радость своего пути.

Для первой, видимо, воздержание необходимо от опасения потерять дарованное ей некогда драгоценнейшее чувство Бога. Пытаясь его сберечь, она неумело, возможно, переживает за всех своих близких, которые, по ее взгляду, это чувство не берегут.

А для второй – вполне возможно, что на духовной высоте её сердца пища нужна лишь для того, чтобы хотя бы ещё один день созерцать светотканное лицо Господа нашего Иисуса Христа. Так некогда Сам Господь по голодной человеческой необходимости благословляет апостолу вкушение нечистой пищи во время его молитвенного делания ().

Первому типу людей для спокойствия их совести необходимо определиться, что’ по ветхозаветным законам разрешается употреблять христианину, а что нет. Это также полезно и для людей, нечаянно свернувших с богоспасаемого пути для поклонения своему животу или самой пище, о которых, как говорит апостол Павел, «написано: народ сел есть и пить, и встал играть» (), а точнее, поправляет Лопухин «плясать », то есть блудодействовать.

«Возобладай над чревом,
пока чрево не возобладало над тобой
».
Свт. Василий Великий.

Так «…пищу других народов.. нам нельзя» ?!

В продолжение вопроса от нашего читателя давайте коротко определимся в различиях пищевых ограничений православного человека и представителей других религий, близких и неблизких нам по отношению к Священному Писанию Ветхого Завета. Для этого необходимо коротко упомянуть о наших общих запрещающих понятиях в области питания.

Исламская пища – разрешается условно

«Халяль » – это понятие разрешенного и дозволенного в исламе. Противоположное по смыслу понятие – это «харам ». Обычно, этими словами обозначают допустимую и недопустимую пищу.

К харамной у мусульман относиться:

  • свинина и производные её,
  • недозволено потребление мяса с невыпущенной кровью и падаль,
  • а также мясо с выпущенной кровью, но приготовленное без произненсения имени Аллаха.

*Мусульманам разрешается есть мясо, которое
было приготовлено только «людьми Писания».
К ним относятся христиане, иудеи и сами мусульмане.

Иудейская пища – разрешается

«Кашрут » – это свод иудейских законов о запретах в области потребляемой пищи. Пища по этим законам может быть кошерной и некошерной или пригодной и непригодной для потребления.

*«Духовная чувствительность человека,
употребляющего некошерные продукты,
понижается, его сердце «закрывается»
для восприятия духовных идей
».
Иудейская мудрость.

Нельзя есть:

  1. животное, если оно не имеет раздвоеное копыто и не жует жвачку. Это, к примеру, такие животные, как конина, медвежатина, волчатина, собачатина, свинина, зайчатина, мясо лисы и др.
  2. птиц: «орла, грифа и морского орла, коршуна и сокола с породою его, всякого ворона с породою его, страуса, совы, чайки и ястреба с породою его… » и других. Из птиц можно есть только тех у кого «есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле », то есть это курицы, индюшки, гуси и другие домашние птицы.
  3. животное, если оно погибло своей смертью (падаль) или было удавлено или убито током, то есть кровь животного осталась невыпущенной (из мёртвого животного кровь не выпустить, так как всякое движение по сосудам прекращается с остановкой сердца).
  4. рыб и всех обитателей речных, морских и океанских, которые не имеют плавников и чешуи. То есть сюда можно отнести крабов, мурен, акул, китов, молюсков, рачков, раков и лангустов и многое другое.
  5. жаренную кровью, в том числе кровяную колбасу, бифштексы с кровью и гематоген (пояснения см. дальше).

Различие чистых и нечистых животных и запрещение в Ветхом Завете употреблять нечистых животных в пищу имело специальное и временное значение: научить евреев чистоте жизни и сердца, и было внешним средством отличия и отделения евреев от других народов. С пришествием Мессии такое отделение сделалось излишним: все народы, принявшие Евангелие, освящены и очищены кровию Христа; посему в царстве благодати нест Еллин ни Иудей, обрезание и необрезание, но всяческая и во всех Христос ().

«Мясо можно есть только то, которое заколото,
а не убито электрическим током или задушено.
Определить это можно по цвету:

светлое мясо – с выпущенной кровью;
тёмное мясо – с невыпущенной (мертвечина);

синее – удавленина ».

Отец Даниил Сысоев

Камнем преткновения является распространённый принцип заготовления мяса у тайцев и некоторых других родственных им народов. Перед тем, как убить животное, его долго избивают с целью пропитать живое мясо кровью.

Христианам лучше бы вообще создать
свои скотобойни и магазины,
где заведомо продавалось
бы ритуально чистое мясо..
.».
Священник Олег Стеняев

Почему нельзя есть кровь, в том числе и жаренную, кровяную колбасу, бифштексы с кровью и гематоген?

В книге Бытия мы читаем наставление Божие: «только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте » (). Эти наставления Вседержитель делает для Ноя и его семьи после потопа. То есть, благославляет есть плоть, но запрещает есть душу. По слову Божиему, кровь соединена с душою того, кого окормляет: «душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает » (). Слово «душа» в данном случае обозначает жизнь. Здесь Господь говорит о том, что всякая кровь должна быть использована либо для жертвоприношения Ему, либо пролита на землю. Отсюда древняя традиция у «людей Писания», то есть у иудеев, мусульман и христиан, выпускать кровь у животного перед потреблением его мяса в пищу.

А далее, в книге Левит мы находим результат отступления от этой заповеди: «обращу лице Мое на душу того <..> и истреблю ее из народа ее » (), говорит Господь. Люди Ветхого Завета ревностно исполняли обрядовые правила. Собором апостолов, который состоялся около 50 года в Иерусалиме, было утверждено положение, по которому на христиан из язычников непосильные иудейские правила не накладывались. В то же время было указано о необходимости воздержания от удавленины и крови (). Подробнее в разделе .

Гематоген хоть и является
производным крови крупного рогатого скота,
однако, приём его в лечебных целях
возбраняться не может
».

Отец Олег Стеняев

Кровь нельзя есть, но как она может очистить душу?

В указаниях на то, что «кровь сия душу очищает», говорится об окроплении Божиего жертвенника в качестве залога за содеянный грех (подробно в книге Левит).

Этот кровавый акт при поверхностном взгляде на историю Священного Писания кажется бессмысленным и жестоким. Однако, всё остаётся труднообъяснимым до тех пор, пока на свет ни появляется Господь Иисус Христос. Спаситель Сам стал «тельцом» для жертвенника и окропил Кровью Своею Жертвенник-Крест, чтобы раз и навсегда очистить души наши от пропасти богоотчуждённости. Это Божие указание есть прообраз Великой будущей Жертвы за наши грехи. «Христос <..> со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление » (), говорит апостол Павел в письме к иудеям.

Вот так Богочеловек примирил человека через Свою Кровь с Богом Отцом. Так и мы через вкушение Крови и Плоти Божией, шагом минуя непреодолимую пропасть, становимся причастными Царству Небесному.

Почему установлены запреты на пищу?

В Апостольских правилах есть особые указания на отношение христиан к Ветхому и Новому Заветам. Там сказано: «Книги же яко подобает почитати Ветхого и Нового Завета суть ». Поэтому Православная Церковь анафематствовала, то есть отлучила от Себя, всех тех, кто усомнился в святости и богодухновенности книг Ветхого и Нового Заветов.

Святитель Амвросий Медиоланский называл оба Завета «чашами премудрости» в наших руках, потому что, говорил он, из «обеих пьете Христа ».

Договор Бога с людьми

Слово «завет» означает договор. Под «Ветхим Заветом» подразумевается договор с древними праведными патриархами, то есть отцами и представителями народов земли, – Ноем, Авраамом, Исааком и Иаковом. Их можно представить драгоценными семенами, упавшими сеятелю в руку в период всемирной засухи. Цель Господа – уберечь от болезней и смерти жизнь в этих семенах, то есть сохранить чистоту веры и рода, в котором должен появиться на свет Христос, Спаситель мира. Поэтому Он выдвигает строгие требования в вере, преданности и послушании. Взамен же даёт Своё благословение и обещает даровать спасение народу Божиему.

Забота Всевышняго о людях Своих заключалась в Его заповедях, некоторыми из которых были заповеди о внимательном отношении к пище. Однако, необходимо понимать, что теперь, когда Христос уже родился, жил между нами, был распят, воскрес и восседает одесную Бога Отца, это ветхозаветный договор, строгий по понятным уже причинам, приведен в исполнение. А ныне для нас тянется время Нового Завета, договора между всему людьми без выделений и разграничений, договора «покаяния-прощения», главным критерием которого является наша личная совесть.

Критерий воздержания от пищи – наша совесть?

Из чего исходил Господь, устанавливая такие разделения, сказать трудно. Быть может, здесь отражаются некие санитарные соображения, но скорее всего то, о чём знает только Бог, а мы можем только догадываться. Одно ясно, если заповедь – это тропа, то нарушение заповеди – это болото в стороне от неё, – можно завязнуть и никогда не выбраться. Так, невидимые границы этой спасительной тропы – Божиего «договора», ныне пришедшего в исполнение – инерционно, подобно раскрученному велосипедному колесу, тянутся и до нашего времени. Так, к примеру, апостол Лука рекомендует «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда», но тут же ставит на этом грубом пьедестале заповедь новой высоты, Нового Завета, заповедь суда собственной совести: «не делать другим того, чего себе не хотите» ().

А апостол Павел, подтверждая отмену Христом необходимости ветхозаветного закона, говорит, что закон этот не может «сделать в совести совершенным» исполняющего его, ибо доходит только «до плоти». Эти заповеди были установлены, говорит он «только до времени исправления». Только Христос, пишет апостол Павел, «Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» ().

О благословении на нарушение по необходимости этой заповеди говорит и апостол Пётр. Ему было видение, в котором к нему во время голода и молитвы спустился с отверстого неба «некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю». В этом полотне находились «всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные». Господь призвал Петра поесть, однако Петр, испугавашись, ответил, что он «никогда не ел ничего скверного или нечистого». И Господь ответил ему: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» ().

Так, на «Апостольском» соборе было принято и ограничить эту заповедь постановлением воздерживаться от крови , удавленины и идоложертвенного мяса (), то есть приносимого на поклонение идолам. Но всё же, на высоте своей боголюбивого сердца апостол Павел разрешает вкушение всего, «что продаётся на торгу, <..> без всякого исследования, для спокойствия совести» христианского сердца. При этом он находится уже на такой высоте, что личность его растворяется в подвиге бесконечной любви. «Для слабых я был слаб, чтобы приобрести слабых, для всех я стал всем, чтобы спасти, кого можно» (), говорит христоподобный апостол Павел.

Для той любви, которой любил апостол Павел, нет никакого ограничения, ничего чистого и нечистого, никакого закона, ибо он стал выше закона. Так и для нас закон этот нужет только с целью приобретения такой безграничной и жертвенной любви к Господу и ближнему своему. Нам, кто всё ещё страстные желания чрева своего путает с жизненнонеобходимой истиной.

Диакон Владимир Рождественский,
физиотерапевт НИДОИ им. Г.И. Турнера

Запрет на потребление свиного мяса, согласно Библии, был наложен на евреев еще во времена Ветхого Завета. Но можно ли христианам есть свинину сегодня? Современные священники считают, что блюда из свинины вполне допустимы, только это не относится ко времени Великого поста.

Православные христиане спокойно едят свинину, так как знают, что Бог видит необходимость ее употребления. В Новом Завете этот закон Моисея стал отмененной догмой. Бытует мнение, что ритуальное очищение пищи (молитва) делает свиное мясо пригодным для приготовления разнообразного меню. Хотя споры об актуальности и нужности запрета не утихают до сих пор.

Мифы и легенды о сотворении мироздания, дошедшие до нас, свидетельствуют, что первые люди питались растительной пищей. Затем Адам и Ева утратили рай, и их пребывание на земле существенно усложнилось. Тогда-то и разрешил им потреблять в еду все живое.

Еще одно указание на то, что свинина в самом начале не была запретным продуктом, есть там, где описан всемирный потоп. В своих разговорах с Ноем Бог прямо указывает на разрешение употребления в еду всего живого, кроме человека.

Евреи же получили запрет на свинину, для того чтобы они имели возможность максимально отделиться от язычников. Их поведение, питание и правила должны были в корне отличаться от народов, поклоняющихся иным богам. Так Бог хотел проверить свой избранный народ, но в дальнейшем подобная необходимость стала неактуальной. И ограничение было снято.

Впоследствии отказ от свинины стал данью традиции, а не потребностью. Поэтому ответ на вопрос о том, можно ли христианам есть свинину, кроется в современных толкованиях Законов Божьих.

Почему запрет на мясо свиньи был снят?

«Все, что освящено Богом, очищено» – так гласит библейская мудрость. И обычная свинья в этом плане ничем не отличается от других животных.

Почему современные христиане употребляют мясо свиньи? Они делают это по следующим причинам:

  • В Новом Завете нет прямого указания на запрет.
  • Религия меняется вместе с естественным изменением мира.
  • Менталитет католиков и православных отличается от менталитета иудеев.

Все вышеперечисленное помогает святым отцам объяснять своей пастве, что в блюдах из мяса свиньи нет ничего особенного. И свинину употреблять можно.

Есть или не есть свиное мясо – решать только вам. Некоторые люди живут в тяжелых климатических условиях и на растительном рационе просто не выживут. Другие же настолько привыкли к такому стилю питания, что исключение свинины из их личного списка принесет негативные последствия для психики.

Можно ли есть свинину? Пусть каждый решает самостоятельно. В любом случае, свинина – это пища не для ежедневного употребления. Ее свойства и уровень жиров в составе могут стать серьезной проблемой для неподготовленного человека. Но иногда включать ее в рацион весьма полезно.

Здравствуйте!
Объясните пожалуйста, почему христианам вначале запрещено было есть свинину, а потом в Новом Завете разрешено. У мусульман ничего не менялось. Кто вносил эти изменения и для чего?
Читал Новый Завет и все равно не нашел конкретного разрешения на употребления в пищу свинины. Я хочу быть настоящим христианином, и хотел бы разобраться в этом вопросе. Если запрещено, значит так тому и быть, а грешить не хочется. Спасибо.

Леонид

Отвечает иерей Григорий Барашко

Давайте сразу вспомним, что запрет употреблять в пищу нечистых животных (в том числе и свиное мясо) был дан Богом Израильскому народу в Ветхом Завете через пророка Моисея. Но, что было до этого?

До грехопадения Адама и Евы мясной пищи, конечно же, не было вообще.

«И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так» (Бытие 1, 29-30).

После грехопадения, хотя конкретно об этом ничего не говорится, по-видимому, мясо можно было уже вкушать, что видно из того, что сын Адама и Евы Авель был пастырь овец.

Но только лишь после потопа Господь указал Ною прямо: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (Бытие 9, 3). Здесь важно заметить, что в пищу пока еще можно было вкушать все, т. е. всех животных.

Далее по хронологии Вы помните, что от Ноя род человеческий стал распространять по лицу земли и вскоре многие его потомки (главным образом, от сыновей Хама и Иафета) стали забывать Истинного Бога, стали язычниками. Забыв Бога, эти народы вели греховный образ жизни и все дела их, на всякое время, были зло.

Вот тогда-то Господь и захотел отделить Свой избранный народ (тот, который сохранял истинную веру) от язычников тем, что повелел им через Моисея неукоснительно соблюдать некоторые законы (один из которых и запрещал евреям вкушать в пищу нечистых животных).

Посмотрим с Вами на текст Священного Писания: «ты народ святой у Господа Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле. Не ешь никакой мерзости. Вот скот, который вам можно есть: волы, овцы, козы... » (Втор. 14, 2-4) , далее перечисляются и животные которых есть нельзя. Здесь хорошо видна эта взаимосвязь - избранничество от прочих народов и избирательных подход к пище.

Этот закон, как и многие другие, должен был оградить евреев от тесного общения с язычниками, которое всегда приводило к развращению нравов и, как следствие, искажению веры.

Необходимо указать, что огромное значение имеет и символическая сторона вопроса. Ветхий Завет полон символов: Неопалимая купина прообразовала Божию Матерь, сын Авраама Исаак - Самого Христа, прохождение евреев через чермное море - таинство крещения и т. д., и т. д.

Нечистые животные были прообразами языческих народов.

Вспомним о видении ап. Петра, который видел «отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо» (Деян. 10, 11-16). Данное видение показывало ап. Петру, что вера Христова должна отныне распространиться и среди прочих языческих народов. Что, впоследствии, и произошло.

Нечистые народы, через принятие истинной веры, очистились, а запрет на вкушение «нечистых» животных был упразднен, как многие другие законы и обряды еврейского народа.

На Апостольском соборе (см. Деян. гл. 15) было конкретно определено, что бы новообращенные христиане, из уверовавших язычников, никаких обрядов и законов иудейских не соблюдали, но только, «чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе».

Так же интересным может показаться и следующее место Писания:

«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим. 4, 1-5).

Теперь, согласно Вашему вопросу, можно сделать вывод: запрет на вкушение свинины был отменен Самим Богом через св. апостолов, отменен потому, что он потерял свое значение и актуальность.

Свинья христианам можно?

Мир вам друзья, Бог да благословит Вас. Надеюсь вас привел не праздный интерес на этот сайт и вы действительно обеспокоены тем, чтобы не огорчить Бога не соблюдением какой либо заповеди. Но подумайте сначала о том, что весь закон был дан для того чтобы хорошо было в первую очередь человеку, а не Богу. В мире всё течет и меняется и от того что одной хрюшки станет меньше или одной коровы станет больше глобально ничего не изменится. Бог больше обеспокоен не тем, что человек будет есть, а тем что у человека в душе и верит ли он. Обижает ли он своего ближнего или делает ему добро. И мне кажется что если ты спасаешь голодного от смерти голодной, то Богу без разницы накормишь ты его шашлычком или окорочками. Но люди они такие, склонны к ко всякого рода табу и запретам. И им людям, очень важно не вникать в глубокий смысл действий и последствий, а просто знать что они поступают правильно. Люди склонны к правилам, традициям, запретам и не понимают, что то что нельзя иногда необходимо, а то что можно иногда нельзя.

Вопрос о свинине возник не просто так. С самого начала священного писания мы видим что животные были разделены на чистых и не чистых. И всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского;
Бытие 7:2

С самого начала мира были известны человечеству животные пригодные в пищу и для жертвоприношения и не пригодные. И Ной знал эту систему различий, которую потом записал Моисей в Законе. Но сохранили ли потомки ноя знания об этом? Далеко, далеко не все. Благословен Бог Сима и да вселится он в широкие шатры Иафета и да проклят будет Ханаан. Так в кратком виде звучит благословение Ноя, в котором мы видим будущее всего мира и наше настоящее. Симиты(я специально так пишу) евреи – последовали за Богом, Иафет(европейские народы) тоже приобщился к вере через Христа, а ханаан там всё плохо(африка).

Мы уже поняли, что свинину есть иудеям(евреям не верующим во Христа) нельзя, можно ли есть тем кто верит во Христа? Можно ли есть евреям верующим во Христа есть свинину? Что говорит об этом Библия?

И Хотя Иисус свинину не ел, и даже уничтожил стадо свиней, как бы намекая сквозь века, Иисус говорил что очень много людей придут в Царствие Божие не из евреев, потому что евреи отвергнут Его.

Евангелие от Матфея 8:11. Говорю же вам , что многие придут с востока и

запада и возлягут с Авраамом , Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;

И что происходит тогда, когда это случается? Когда апостолы проповедуют язычникам и те обращаются к Богу?

Случается у уверовавших язычников история, которая попадает на страницы священного Писания. И Давайте прочитаем всё.

1 Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись.

2 Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим.

3 Итак, быв провожены церковью, они проходили Финикию и Самарию, рассказывая об обращении язычников, и производили радость великую во всех братиях.

4 По прибытии же в Иерусалим они были приняты церковью, Апостолами и пресвитерами, и возвестили всё, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам.

5 Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев.

6 Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела.

7 По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали;

8 и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам;

9 и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их.

10 Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?

11 Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.

12 Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников.

13 После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня.

14 Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Своё.

15 И с сим согласны слова пророков, как написано:

16 «Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю её,

17 чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы , между которыми возвестится имя Моё, говорит Господь, творящий все сие».

18 Ведомы Богу от вечности все дела Его.

19 Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников,

20 а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.

21 Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.

22 Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, именно: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями,

23 написав и вручив им следующее: «Апостолы и пресвитеры и братия – находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться.

24 Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон , чего мы им не поручали ,

25 то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом,

26 человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа.

27 Итак, мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно.

28 Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:

29 воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».

30 Итак, отправленные пришли в Антиохию и, собрав людей, вручили письмо.

31 Они же, прочитав, возрадовались о сём наставлении.

Деяния апостолов 15 глава

Такая вот история друзья. Смотрите что говорят Апостолы! Спасение души не от еды! Спасение по вере в Бога! Бог очищает сердца язычников через веру во Христа! И Апостолы смотря в корень, понимая что есть свинину или не есть свинину не играет никакой роли в спасении душ их, посылают письмо им, в котором говорится что нельзя пить кровь, есть задушенное, и грешить блудом и не делать другим того, чего не желаешь себе.

Этими словами, не делать другим того, чего не желаешь себе, они заменяют закон, и более того избегают слепого, тупого следования заповедям без размышления. Ведь с таким подходом нужно будет вникать в себя, и думать от том, хочу ли я чтоб у меня украли, хочу ли я чтоб меня побили, хочу ли я чтоб меня спасли от смерти путём изъятия у меня опасной вещи?

Суть в том, что свинину есть разрешили. Что еще Библия говорит об этом?

говорил ли Бог есть нечистых животных, к коим относится и насущная хрюшка?

9 На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.
10 И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление
11 и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю;
12 в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.
13 И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.
14 Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.
15 Тогда в другой раз
был глас к нему:

что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.

16 Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.
Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым, написано в Библии.

И еще написано:

1 Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам-обольстителям и учениям бесовским,

2 через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей,

3 запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил , дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением.

4 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,

5 потому что освящается словом Божиим и молитвою.

1-е послание Тимофею 4 глава

Мы видим что запрет употреблять в пищу то, что Бог сотворил исходит не от Бога, а от злых духов и бесов.

Да и в самом начале Библии в книге Бытие есть разрешение для всех народов

всё движущееся, что живёт, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам всё;
Бытие 9:3

Можно есть всё. Главное вера в Спасителя И Господа Бога Иисуса Христа, умершего и пострадавшего за наши грехи и воскресшего из мертвых.

И еще напоследок из посланий апостолов, где говорится о том, что есть можно всё, но чтобы мы своей свободой в пище не ввели другого человека в грех.

«Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн». Рим.14:20

«Для чистых все чисто». Тит.1:15

«Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца , а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими». Евр.13:9

«Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою. Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие ». Кол.2:14-16

«Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его… Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога». Рим.14:2-3,6

Здесь о свободе совести, и кто свободен – тот пусть ест, но если кто-то думает что это грех и является не свободным, то не надо его осуждать или заставлять, каждый должен отойти от слепого подчинения законам к разумному служению самостоятельно.

Подписывайтесь на сообщество