Внутренняя отделка        07.12.2023   

Братья Монгольфье. Воздушный шар с корзиной. Кто изобрел воздушный шар? Первые животные на воздушном шаре

Приведенные выше научные данные были впервые применены на практике во Франции. Честь постройки первого воздушного шара, заведомо поднявшегося на воздух, принадлежит братьям МОНГОЛЬФЬЕ. Летом 1783 года они сделали небольшой воздушный шар из легкого полотна, оклеенного бумагой. В нижней части шара было оставлено отверстие, сохранявшее свою форму благодаря имевшимся в нем обручам. Для нагревания воздуха шар помещался над небольшим очагом, в котором сжигали солому. В присутствии посторонних зрителей 5-го июня 1783 года вблизи Лиона во Франции был произведен первый опыт. Когда воздух внутри оболочки был достаточно нагрет, шар был отпущен и сейчас же плавно и быстро поднялся на высоту почти в две версты . За это время воздух в нем успел охладиться, и шар начал опускаться и потом упал на землю. Удача первого опыта воодушевила строителей, и они сейчас же приступили к постройке шара значительно больших размеров, такого, который мог бы поднять на воздух двух человек. В то же время французская академия наук поручила одному из своих ученых, профессору ШАРЛЮ, построить другой воздушный шар. На этот раз было решено наполнить воздушный шар или, как его называют иначе, аэростат, не гретым воздухом, а легким газом - водородом.

Большой аэростат бр. Монгольфье был готов несколько раньше. 21 ноября того же 1783 года состоялся первый полет шара с пассажирами. Громадный аэростат, около 100000 куб. фут. вместимостью , был наполнен гретым воздухом; в небольшой галерее, окружавшей его нижнее отверстие, поместились два человека, и шар вместе с ними поднялся на воздух.

Этот первый полет продолжался около 20 минут, причем воздухоплаватели достигли высоты около? версты и затем благополучно спустились в окрестности Парижа. Имена первых людей, поднявшихся на воздух, были: Пилатр де РОЗЬЕ и маркиз д"АРЛАНД.

В это же время заканчивалась постройка и первого водородного аэростата, созданного физиком Шарлем. Оболочка была сделана из шелка, пропитанного для непроницаемости лаком. На весь шар была надета сетка, к которой крепились шнурки, поддерживавшие корзинку для воздухоплавателей. Аэростат имел 27? футов в поперечнике и был построен правильно и обдуманно на основании научных данных. В шаре имелся клапан, приводимый в действие из корзинки и позволявший воздухоплавателям, в случае необходимости, выпустить часть газа, что должно было заставить шар идти вниз. Кроме того, в корзинке шара были заготовлены мешки с песком в виде балласта. Выбрасывая балласт и облегчая таким образом шар, можно было заставить его подняться выше или прекратить начавшийся спуск.

Первый полет этого аэростата состоялся в Париже 1-го декабря 1783 года. Необходимый для наполнения шара водород добывался в течение предшествовавших 3-х дней и ночей в деревянных бочках, заключавших в себе куски железа и разбавленную серную кислоту. Когда все приготовления были окончены, в корзине поместились: сам строитель аэростата профессор Шарль и его главный помощник РОБЕР. Шар был выпущен, и воздухоплаватели совершили на нем удачный полет около двух часов продолжительностью, пролетев около 50-ти верст. Во время этого полета часть газа просочилась через оболочку, и под конец аэростат уже не был в состоянии держать в воздухе 2-х людей. Поэтому, когда аэростат спустился на землю, Робер вышел, а профессор Шарль остался один и поднялся вновь. На этот раз сильно облегченный шар быстро пошел кверху и достиг высоты около 3-х верст. Любуясь невиданным величественным зрелищем, профессор Шарль в то же время произвел ряд интересных научных наблюдений.

Таким образом было положено начало воздухоплавания. В дальнейшем это дело продолжало развиваться. Много раз строились аэростаты значительно больших размеров. Иногда, при благоприятном ветре, людям удавалось пролетать очень большие расстояния. Одним из самых длинных полетов был перелет француза ДЕЛАВО из Парижа в Коростышев (в России). Этот полет продолжался 35? часов подряд и был совершен в октябре 1900 года. Наибольшая высота на круглом аэростате была достигнута немецким профессором БЕРСОНОМ - около 10? верст. На такой большой высоте людям обычно бывает трудно дышать и приходится брать с собою и вдыхать чистый кислород. В России также совершено было большое количество различных полетов такого рода генералом КОВАНЬКО и другими воздухоплавателями.

Развитие нового дела не могло, конечно, обойтись без жертв. Первым человеком, которому суждено было погибнуть от катастрофы с воздушным шаром, был Пилатр де Розье - первый поднявшийся на воздух человек ; в дальнейшем были и другие жертвы, но это не остановило нового дела, которое продолжало развиваться.

Круглые аэростаты принесли громадную пользу и в научном отношении; с их помощью были впервые исследованы высшие слои атмосферы, были произведены наблюдения над строением облаков и т. д.

Интересно отметить, что воздушный шар остался почти без изменений с тех пор, как он был впервые построен профессором Шарлем. Круглые аэростаты нынешнего времени почти не отличаются от первого шара. Они в полной мере обладают его главным недостатком. Они практически неуправляемы. Выпуская газ или выбрасывая балласт можно заставить шар спуститься или подняться. Но направление полета находится, можно сказать, полностью вне воли летящего, т. к. шар всегда движется в ту сторону, куда дует ветер. Это свойство делало совершенно невозможным применение воздушного шара как средства сообщения.

Примечания:

1 верста = 1,067 км. (Прим. ред.)

1 фут = 0,305 м. (Прим. ред.)

Пилатр де Розье и его компаньон Ромэн погибли 15 июня 1785 г., когда во время попытки перелететь через пролив Ла Манш их воздушный шар загорелся в воздухе. Однако первая катастрофа с воздушным шаром произошла раньше - 5 июня 1784 г. Это случилось в Испании; на высоте около 30 метров от искры загорелась оболочка монгольфьера, воздухоплаватель выпрыгнул из корзины и разбился насмерть. (Прим. ред.)

С древних времен человек мечтал подняться в небо. Он смотрел на пролетающих птиц и думал о том, как обрести такую же свободу и путешествовать, куда глаза глядят. Он интуитивно чувствовал, что время полетов придет, нужно лишь немного подождать и дать волю фантазии. Так и случилось.

«Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство »

Константин Эдуардович Циолковский

Представление средневековых людей о полете было вполне логичным: для того, чтобы подняться в воздух, нужны крылья, ведь именно так птицы путешествуют по воздушному пространству. Именно поэтому во множестве рассказов и мифов, сохранившихся с тех времен, так много героев, которые обрели крылья и устремились вверх, к солнцу.

Самой известной считается легенда о том, Дедал и его сын Икар пытались сбежать с острова Крит, чтобы спастись от гнева царя Миноса. Для этого Дедал изготовил для себя и сына крылья из воска и перьев. Правда, в полете Икар, что называется, «психанул» и решил полихачить, взлетев слишком высоко к Солнцу. Воск на перьях растаял, крылья рассыпались, и юноша со скоростью пикирующего истребителя устремился вниз. Что произошло дальше – мы знаем. С одной стороны, такая легенда должна отбить желание летать у любого фантазера, но с другой ее смысл намного глубже и учит она нас совсем не полетам.

На самом деле, произведений с летающими персонажами достаточно много, а их авторы весьма изобретательны. Вспомните, например, Бабу Ягу и ее знаменитую ступу с помелом – это ведь целый летательный аппарат сложной конструкции. Сапоги-скороходы, ковер-самолет, ведьминские мётлы и многое другое – все это порождение фантазии мечтателей, которые хотели увидеть землю с высоты птичьего полета. Именно такие истории и вдохновляли реальных изобретателей на их изобретения, который позволяли оторваться от поверхности.

Первые попытки полета человека над землей

Если абстрагироваться от мифов и обратиться к исторической литературе и фактам, пришедшим к нам из прошлого, то в них можно найти упоминания о людях, которые в разные времена пытались соорудить некое подобие летательных аппаратов.

В 852 году арабский лихач-ученый и изобретатель по имени Аббас ибн Фирнас соорудил крылья из перьев и ткани на деревянной раме. С этой конструкцией он спрыгнул с минарета Великой мечети в Кордове. Спрыгнул удачно и даже не погиб: конструкция сработала, как парашют, поэтому ученый отделался лишь ушибами. Такой успех заразил его мечтой полететь по-настоящему, и остаток своей жизни Аббас ибн Фирнас посвятил разработке более совершенного летательного аппарата.

В 875 году Аббас ибн Фирнас вновь спрыгнул с высокой точки на искусственных крыльях, и этот прыжок сделал его первым человеком, совершившим управляемый полет на искусственных крыльях. Ученый продержался в воздухе почти 10 минут. Технически, это было скорее планирование, поэтому Аббаса ибн Фирнаса считают изобретателем прототипа дельтаплана.

В дальнейшем конструкция подобного планера не раз упоминалась в исторических хрониках, собранных по всей земле. Даже в средневековой Руси, если верить преданиям, на праздниках сорвиголовы любили развлекаться тем, что прыгали «с церкви или высокого дома на шелковых крыльях ».

Многие помнят момент из всеми любимой комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», где подвыпивший Иван Грозный рассказывает Шурику историю о том, как один из умельцев его времени сделал крылья, после чего царь посадил еретика на бочку с порохом, «пущай полетает!».

На самом деле, эта история реальна больше, чем кажется. В начале 20 века в архивах историки обнаружили документ , в котором написан указ Ивана Грозного от 1565 года, согласно которому нужно: «Холопа боярского сына Лупатова, смерда Никиты Крякутного, совершившего полет на самодельных крыльях с вышки дворца Ивана Грозного в Александровой слободе. Человек — не птица, крыльев не имать. Аще кто приставит себе аки крылья деревянна, противу естества творит, за сие содружество с нечистой силой отрубить выдумщику голову, тело окоянного, пса смердящего, бросить свиньям на съедение, а выдумку после священные литургии огнем сжечь».

Переход от крыльев к воздушным шарам

Еще долгое время люди пытались подняться в воздух на летательных аппаратах, построенных на основе формы птичьего крыла. Многие помнят знаменитые работы Леонардо да Винчи с чертежами летательных аппаратов, которые теоретически все же могли подняться в воздух, если их немного доработать.

На смену крыльям пришли шары и горячий воздух. Первые упоминания об удачном полете воздушного шара пришли из Китая – родины летающих фонариков, которые популярны по сей день. В 1306 году проходила праздничная церемония приветствия нового императора, и в его честь китайские умельцы подняли в воздух шар, заполненный горячим воздухом. Неизвестно, поднялся ли ввысь вместе с шаром человек, но гости из Франции утверждали, что этот аппарат взлетел достаточно высоко и отлетел от людей на большое расстояние.

Спустя четыре века, в 1709 году бразильский и португальский ученый-естествоиспытатель (а также священник!) Бартоломеу Лоуренсу де Гусман на глазах у изумленной публики и высокопоставленных персон смог поднять в воздух воздушный шар. Король Португалии Жуан V был настолько поражен увиденным, что немедленно отдал приказ о присвоении Бартоломеу звания профессора математических наук, а также полную привилегию на использование подобного изобретения. Существуют упоминания, что де Гусман смог пролететь на своем воздушном шаре «Passarola» целый километр, однако убедительных доказательств этому нет.

Опыт братьев Монгольфье

Убедившись, что воздушный шар – наиболее удобная конструкция для полета в реалиях технических достижений тех времен, люди начали развивать эту идею.

Владельцы бумажной фабрики во Франции братья Жак-Этьенн и Жозеф-Мишель Монгольфье отличались живым умом и не зацикливались на зарабатывании денег, предпочитая заниматься научными изысканиями. Шла вторая половина 18 века, и ученость была в моде. Братья исследовали такую диковинку на тот момент, как электричество, которое, по их мнению, накапливалось в облаках, из-за чего те взмывали в воздух.

Чтобы проверить свою теорию, Жак и Жозеф решили сделать макет облаков из бумажных шаров, наполненных продуктами горения мокрой овечьей шерсти и сухой травы.
Когда братья приступили к опыту, то отметили, что некоторые шары взмыли высоко в воздух и долгое время не опускались на землю. Такой факт натолкнул исследователей на идею изготовить большой воздушный шар, способный не только взлететь в воздух, но и поднять полезный груз.

После целого года трудов, 5 июня 1793 года братья смогли представить свое произведение широкой публике. Шар был изготовлен из бумаги и плотного холста, ведь под рукой у ученых была своя собственная фабрика по изготовлению этих материалов. Конструкцию опоясывал матерчатый пояс, к которому были прикреплены веревки, с помощью которых планировалось удерживать конструкцию. Для тех времен шар был поистине огромным – больше 11 метров в диаметре.

Несмотря на то, что большинство людей в городе считали братьев-авантюристов, мягко говоря, чудаками, посмотреть на эксперимент пришли многие. Поскольку братья Монгольфье ошибочно предполагали, что шар взлетает из-за особого состава дыма, они опять решили использовать в качестве топлива овечью шерсть и солому, чтобы поднять конструкцию в воздух. Спустя некоторое время полость шара полностью заполнил горячий воздух, и люди на земле уже с трудом удерживали рвущуюся на волю мощь. Сбоку на шаре красовалась надпись: «Ad Astra» («К звездам»), которая была частью знаменитого изречения Луция Аннея Сенеки «через тернии к звездам».

За 10 минут шар Монгольфье взмыл в воздух на высоту почти 500 метров, подняв при этом груз почти 200 кг, и левитировал там около 10 минут. Приземлилась конструкция более чем в километре от места старта. Несмотря на то, что подобный опыт считался авантюрой, власти подошли к нему со всей строгостью: на протяжении всего эксперимента за процессом следила комиссия, которая протоколировала результаты. В итоге братьям Монгольфье был выдан один из первых патентов на изобретение.

Людовик XVI и профессор Шарль

Людовик XVI был хорошо известен как человек, не отличающийся консервативными взглядами. Он ценил науку и верил в технический прогресс человека. Успех братьев Монгольфье не мог пройти мимо монарха, поэтому в скором времени к ним приехал гонец с персональным приглашением от короля прибыть в Версаль для демонстрации сего чуда.

Пока братья раздумывали, что лучше надеть в гости к монаршей особе, версальский ученый Жак Шарль решил повторить эксперимент Монгольфье по просьбе Людовика. Поскольку слухи о конструкции воздушного шара распространялись довольно быстро, всего за одну ночь французский изобретатель сделал наброски похожего шара, но лишь за тем исключением, что наполнять его нужно газом легче воздуха, например, водородом. Также Шарль предложил сделать конструкцию шара легче и герметичнее: использовать для этого китайский шелк с особой пропиткой, чтобы газ не выходил сквозь поры в ткани.

27 августа 1783 года Жак Шарль собрал толпу своих фанатов на Марсовом поле (по некоторым данным собралось несколько сотен тысяч человек), после чего с гордостью продемонстрировал зрителям свое произведение под названием «Глобус». Этот шар был в несколько раз меньше того, что изготовили братья Монгольфье, зато был наполнен настоящим водородом, что делало его максимально эффективным. Как только шар отпустили, тот устремился ввысь с огромной скоростью, и набрал высоту почти полтора километра. После этого оболочка конструкции не выдержала и лопнула, приземлившись в паре десятков километров от места старта на крестьянские поля. Крестьяне такой шутки не оценили, посчитав упавший шар порождением сатаны, за что и наказали его вилами да лопатами. Впрочем, Шарль нисколько не расстроился, ведь его изобретение сработало.

Научное сообщество отдает дань как изобретению братьев Монгольфье, так и Жака Шарля. Воздушные шары, которые работают на принципе подъема горячим воздухом называются «монгольфьеры», а шары, заполненные газом легче воздуха, называются «шарльеры» .

Первые полеты людей на воздушных шарах

Братья Монгольфьер пудрили носы до осени, и лишь в начале сентября 1783 года доехали до Парижа. На самом деле, изобретатели просто совершенствовали конструкцию своего шара, чтобы не упасть в грязь лицом перед королевской особой. А также шокировали публику заявлением, что готовы осуществить первый полет человека на воздушном шаре.

Общественность всполошилась. Люди просто не представляли, что может случиться с человеком на высоте. Священники падали в обморок и пророчили кару божию всякому, кто попытается дотянуться до Бога. В общем, все как всегда. Глядя на это, братья не отказались от своих намерений подняться в воздух, но Людовик XVI считал иначе. Мудрый король решил, что нет смысла оплакивать возможную гибель столь светлых умов, поэтому предложил отправить ввысь отпетых преступников, чьи жизни нисколько не жаль. Так бы и произошло, но один из советников подсказал королю, что негоже делать героями-воздухоплавателями мерзавцев-смертников.

19 сентября 1783 года вокруг Версальского дворца опять собралась многотысячная толпа зевак, которые хотели зрелищ (желательно кровавых, как было заведено). Большинство людей считало, что испытатели просто упадут на землю и разобьются в кровь, поэтому не могло упустить подобное шоу. За опытом также наблюдала целая комиссия из ученых со всех уголков Европы.

Чтобы не идти на поводу у толпы, братья Монгольфье решили отправить в воздух не людей, а животных. Так, к шару привязали корзину, в которую посадили барана, утку и петуха. Шар взмыл ввысь, как и было задумано, однако на высоте его оболочка не выдержала и треснула. Несмотря на утечку горячего воздуха, шар сумел спланировать обратно на землю столь плавно, что животные в корзине нисколько не пострадали.

Ободренные опытом естествоиспытатели начали готовить новый полет воздушного шара, но теперь уже точно с человеком на борту. 21 ноября 1783 года молодые смелые авантюристы по имени Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд сумели не только взлететь на своем аэростате вверх, но и успешно пролетели на воздушном шаре типа «монгольфьер» почти 10 километров, после чего так же успешно приземлились, став первыми людьми, совершившими настоящий полет. Так началась эра путешествий человека в небе.

Спустя всего год небо над Европой запестрило самыми разнообразными воздушными шарами, на которых молодые смельчаки начали устанавливать разнообразные рекорды и совершать попытки настоящих путешествий.

Достижения человека в современном воздухоплавании

Всего 25 минут полета Пилатра де Розье сподвигли молодых людей-авантюристов и уважаемых ученых заняться воздухоплаванием.

Ученый Жак Шарль продолжил развитие воздушного шара собственной конструкции, и одним из первых взлетел на немыслимую высоту – почти 3 километра.

Уже 7 января 1785 года французский пионер авиации и воздухоплавания Франсуа Бланшар решается на безумный поступок – полет через Ла-Манш, который длился два с половиной часа. Пилатр де Розье решил повторить подвиг Бланшара, однако из-за плохой погоды его шар потерпел крушение, а сам Розье погиб.

Свою лепту в освоение неба внес и знаменитый писатель Жюль Верн, особенно его рассказ «Вокруг света за 80 дней». Глядя на успехи мореплавателей и их кругосветные путешествия, любители полетов решили, что наибольшим достижением для них станет кругосветное путешествие по воздуху. Долгое время никто не решался на столь самоубийственную авантюру, воздушные шары не были предназначены для столь длительных перелетов.

Шло время, технологии совершенствовались, в небе появились первые дирижабли. Наконец, в августе – сентябре 1929 года немецкий дирижабль LZ 127 «Граф Цеппелин» под командованием Хуго Эккенера смог совершить настоящий кругосветный перелет вокруг земного шара. Всего за 20 суток цеппелин преодолел более 34 тысяч километров и удачно приземлился в точке своего отправления.

Первое настоящее кругосветное путешествие без посадок состоялось лишь в 2002 году: американский путешественник Стив Фоссет сумел установить рекорд и облететь землю на своем аэростате.

В наши дни настоящим рекордсменом является российский путешественник Федор Конюхов, который смог совершить невероятное количество путешествий по нашей планете на самом разнообразном транспорте. Конюхов даже умудрился переплыть Атлантический океан на весельной лодке. В 2016 году Федор совершил кругосветное путешествие на воздушном шаре, облетев планету всего за 11 дней.

"ПАССАРОЛА" ЛОРЕНЦО ГУЗМАО

K числу пионеров воздухоплавания, чьи имена не были забыты историей, но чьи научные достижения оставались неизвестными или ставились под сомнение на протяжении столетий, относится бразилец Бартоломмео Лоренцо .

Это его подлинное имя, а в историю воздухоплавания он вошел как португальский священник Лоренцо Гузмао , автор проекта "Пассаролы", которая до последнего времени воспринималась как чистая фантазия. После длительных поисков в 1971 году удалось найти документы, проливающие свет на события далекого прошлого

Эти события начались в 1708 году, когда, перебравшись в Португалию, Лоренцо Гузмао поступил в университет в Коимбре и зажегся идеей постройки летательного аппарата. Проявив незаурядные способности в изучении физики и математики, он начал с того, что является основой любого начинания: с эксперимента. Им было построено несколько моделей, ставших прообразами задуманного судна.

В августе 1709 года модели были продемонстрированы высшей королевской знати. Одна из демонстраций была успешной: тонкая яйцеобразная оболочка с подвешенной под ней маленькой жаровней, нагревающей воздух, оторвалась от земли почти на четыре метра. В том же году Гузмао приступил к осуществлению проекта "Пассаролы". История не располагает сведениями о ее испытании. Но в любом случае Лоренцо Гузмао был первым человеком, который, опираясь на изучение физических явлений природы, сумел выявить реальный способ воздухоплавания и попытался осуществить его на практике.

ИЗОБРЕТЕНИЕ ЖОЗЕФА МОНГОЛЬФЬЕ

"Скорее приготовь побольше шелковой материи, веревок, и ты увидишь одну из удивительнейших в мире вещей", - такую записку получил в 1782году Этьенн Монгольфье , владелец бумажной мануфактуры в маленьком французском городке, от своего старшего брата Жозефа . Послание означало, что наконец-то найдено то, о чем братья не раз говорили при встречах: средство, с помощью которого можно подняться в воздух.

Этим средством оказалась наполненная дымом оболочка. В результате нехитрого эксперимента Ж. Монгольфье увидел, как матерчатая оболочка, сшитая в форме коробки из двух кусков ткани, после наполнения ее дымом устремилась вверх. Открытие Жозефа увлекло и его брата. Работая теперь уже вместе, они соорудили еще две аэростатические машины (так они называли свои воздушные шары). Одна из них, выполненная в виде шара диаметром 3,5 метра, была продемонстрирована в кругу родных и знакомых.

Успех был полный - оболочка продержалась в воздухе около 10 минут, поднявшись при этом на высоту почти 300 метров и пролетев по воздуху около километра. Окрыленные успехом, братья решили показать изобретение широкой публике. Они построили огромный воздушный шар диаметром более 10 метров. Его оболочка, сшитая из холста, была усилена веревочной сеткой и оклеена бумагой с целью повышения непроницаемости.

Демонстрация воздушного шара состоялась на базарной площади города 5 июня 1783 года в присутствии большого числа зрителей. Шар, наполненный дымом, устремился ввысь. Специальный протокол, скрепленный подписями должностных лиц, засвидетельствовал все подробности опыта. Так впервые официально было заверено изобретение, открывшее путь воздухоплаванию .

ИЗОБРЕТЕНИЕ ПРОФЕССОРА ШАРЛЯ

Полет воздушного шара братьев Монгольфье вызвал большой интерес в Париже. Академия наук пригласила их повторить свой опыт в столице. В то же время молодому французскому физику профессору Жаку Шарлю было предписано подготовить и провести демонстрацию своего летательного аппарата. Шарль был уверен, что Монгольфьеров газ, как называли тогда дымный воздух, - это не лучшее средство для создания аэростатической подъемной силы.

Он был хорошо знаком с последними открытиями в области химии и считал, что гораздо большие выгоды сулит использование водорода, так как он легче воздуха. Но избрав водород для наполнения летательного аппарата, Шарль оказался перед рядом технических проблем. В первую очередь, из чего изготовить легкую оболочку, способную длительное время держать летучий газ.

Справиться с этой проблемой ему помогли механики братья Робей. Они изготовили материал необходимых качеств, использовав легкую шелковую ткань, покрытую раствором каучука в скипидаре. 27 августа 1783 года на Марсовом поле в Париже стартовал летательный аппарат Шарля. На глазах 300 тысяч зрителей он устремился ввысь и вскоре стал невидимым. Когда кто-то из присутствовавших воскликнул: "Какой же во всем этом смысл?!" - известный американский ученый и государственный деятель Бенджамин Франклин, находившийся среди зрителей, заметил: "А какой смысл в появлении на свет новорожденного?" Замечание оказалось пророческим. На свет появился "новорожденный", которому было предопределено великое будущее.

ПЕРВЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ПАССАЖИРЫ

Успешный полет аэростата Шарля не остановил братьев Монгольфье в их намерении воспользоваться предложением Академии наук и продемонстрировать в Париже аэростат собственной конструкции. Стремясь произвести наибольшее впечатление, Этьенн использовал весь свой талант, недаром он считался также отличным архитектором. Построенный им воздушный шар был в определенном смысле произведением искусства. Его оболочка высотой более 20 метров имела необычную бочкообразную форму и была разукрашена снаружи вензелями и красочными орнаментами.

Продемонстрированный официальным представителям Академии наук воздушный шар вызвал у них такое восхищение, что было решено повторить показ в присутствии королевского двора. Демонстрация состоялась в Версале (под Парижем) 19 сентября 1783 года. Правда, воздушный шар, вызвавший восхищение французских академиков, не дожил до этого дня: его оболочку размыло дождем, и он пришел в негодность. Однако это не остановило братьев Монгольфье. Работая день и ночь, они построили к намеченному сроку шар, который по своей красоте не уступал предыдущему.

Чтобы произвести еще больший эффект, братья прицепили к воздушному шару клетку, куда посадили барана, утку и петуха . Это были первые пассажиры в истории воздухоплавания . Воздушный шар оторвался от помоста и устремился ввысь, а через восемь минут, проделав путь в четыре километра, благополучно опустился на землю. Братья Монгольфье сделались героями дня, были удостоены наград, а все воздушные шары, в которых для создания подъемной силы использовался дымный воздух, стали с того дня именоваться монгольфьерами.

ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ ЧЕЛОВЕКА НА МОНГОЛЬФЬЕРЕ

Каждый полет воздушных шаров братьев Монгольфье приближал их к заветной цели - полету человека. Построенный ими новый шар был крупнее: высота 22,7 метра, диаметр 15 метров. В нижней его части крепилась кольцевая галерея, рассчитанная на двух человек. В середине галереи был подвешен очаг для сжигания крошеной соломы. Находясь под отверстием в оболочке, он излучал тепло, подогревавшее воздух внутри оболочки во время полета.

Это позволяло сделать полет более длительным и в какой-то мере управляемым. Король Франции Луи XVI запретил авторам проекта принимать личное участие в полете. Столь рискованную для жизни задачу, по его мнению, следовало поручить двум преступникам, приговоренным к смертной казни. Но это вызвало бурные протесты Пилатра де Розье , активного участника постройки монгольфьера.

Он не мог смириться с мыслью о том, что в историю воздухоплавания войдут имена каких-то преступников, и настаивал на личном участии в полете. Разрешение было получено. Другим "пилотом" стал поклонник воздухоплавания маркиз д"Арланд . И вот 21 ноября 1783 года человек наконец-то смог оторваться от земли и совершить воздушный полет. Монгольфьер продержался в воздухе 25 минут, пролетев около девяти километров.

ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ ЧЕЛОВЕКА НА ШАРЛЬЕРЕ

Cтремясь доказать, что будущее воздухоплавания принадлежит шарльерам (так называли аэростаты с оболочками, наполненными водородом), а не монгольфьерам, профессор Шарль понимал, что для этого нужно осуществить полет людей на шарльере, причем более эффектный, чем полет братьев Монгольфье. Создавая новый аэростат, он разработал ряд проектно-конструкторских решений, которые затем использовались на протяжении многих десятилетий.

Построенный им шарльер имел сетку, обтягивавшую верхнюю полусферу оболочки аэростата, и стропы, с помощью которых к этой сетке подвешивалась гондола для людей. В оболочке была сделана специальная отдушина для выхода водорода при падении наружного давления. Для управления высотой полета использовались специальный клапан в оболочке и балласт, хранящийся в гондоле. Был предусмотрен и якорь для облегчения посадки на землю.

1 декабря 1783 года шарльер диаметром более девяти метров взял старт в парке Тюильри. На нем отправились профессор Шарль и один из братьев Робер, принимавших активное участие в работах по постройке шарльеров. Пролетев 40 километров, они благополучно опустились возле небольшой деревеньки. Затем Шарль в одиночку продолжил путешествие.

Шарльер пролетел пять километров, забравшись на небывалую для того времени высоту - 2750 метров. Пробыв в заоблачной вышине около получаса, исследователь благополучно приземлился, завершив, таким образом, первый в истории воздухоплавания полет на аэростате с оболочкой, наполненной водородом.

АЭРОСТАТ НАД ЛА-МАНШЕМ

Жизнь французского механика Жана Пьера Бланшара , совершившего первый перелет на аэростате через Ла-Манш, примечательна тем, что является яркой иллюстрацией переломного момента в развитии воздухоплавания конца XVIII века. Бланшар начал с осуществления идеи машущего полета.

В 1781 году он построил аппарат, крылья которого приводились в движение усилием рук и ног. Испытывая этот аппарат подвешенным на веревке, перекинутой через блок, изобретатель поднимался на высоту крыши многоэтажного дома при противовесе всего 10 килограммов. Обрадованный успехами, он опубликовал в газете свои соображения о возможности машущего полета человека.

Воздушные путешествия, совершенные на первых аэростатах, а затем поиски средств управления их движением вновь возвратили Бланшара к мысли о крыльях, на этот раз в качестве управления аэростатом. Хотя первое путешествие Бланшара на аэростате с крыльчатыми веслами окончилось неудачно, он не оставлял своих попыток и все больше увлекался подъемом в небесный простор. Бланшар начал выступать с публичными демонстрациями полетов.

Когда осенью 1784 года начались его полеты в Англии, у него появилась мысль перелететь на аэростате через Ла-Манш , доказать тем самым возможность воздушного сообщения между Англией и Францией. Этот исторический перелет, в котором участвовали Бланшар и его друг американский доктор Джеффри, состоялся 7 января 1785 года.

ЖИЗНЬ, ОТДАННАЯ ВОЗДУХОПЛАВАНИЮ

История воздухоплавания была историей не только побед, но и поражений, а порой и драматических судеб. Примером тому жизнь Пилатра де Розье. физик по образованию, он одним из первых понял истинное значение изобретения Жозефа Монгольфье.

Розье упорно выдвигал идею пилотируемого воздухоплавания, неоднократно заявляя о личной готовности совершить полет на воздушном шаре. Настойчивость и смелость привели к триумфу: Розье стал первым пилотом-воздухоплавателем, совершив 21 ноября 1783 года вместе с маркизом д"Арландом двадцатиминутный полет на монгольфьере. По его предложению была изменена конструкция монгольфьера, строившегося в 1783 году в городе Лионе для демонстрации полета.

В новом варианте воздушный шар был рассчитан на подъем в воздух двенадцати человек. И хотя лионский монгольфьер поднял в воздух только семь человек и через 15 минут снова коснулся земли, это был первый в истории воздухоплавания полет многоместного воздушного шара. Затем Розье ставит новый рекорд. В полете на монгольфьере вместе с химиком Пру он достигает высоты 4000 метров. Добившись этого успеха, Розье возвращается к мысли о дальних перелетах.

Теперь его цель - перелет через Ла-Манш. Он разрабатывает аэростат собственной конструкции, объединяющий в себе обычный сферический шарльер и монгольфьер цилиндрической формы. Комбинированный аэростат стал именоваться розьером. Но судьба явно не была благосклонна к Пилатру де Розье . Поднявшись 15 июня 1785 года в воздух вместе со своим помощником Роменом, Розье не успел долететь даже до Ла-Манша. Возникший на розьере пожар привел к трагической гибели обоих воздухоплавателей.

ОТ МЕЧТЫ К ПРОФЕССИИ

Попытки реализации управляемого движения аэростатов, предпринимавшиеся во Франции в первые годы развития воздухоплавания, не дали положительных результатов. А интерес широкой публики к демонстрационным полетам постепенно превращал воздухоплавание в особый вид зрелищных мероприятий.

Но в 1793 году, то есть десять лет спустя после первых полетов людей на аэростатах, была обнаружена область их практического применения. Французский физик Гитон де Морво предложил использовать аэростаты на привязи для подъема в воздух наблюдателей. Эта идея была высказана в тот момент, когда враги Великой французской революции пытались задушить ее.

Техническая разработка проекта привязного аэростата была возложена на физика Кутелля. Он успешно справился с задачей, и в октябре 1793 года аэростат отправили в действующую армию для проведения полевых испытаний, а в апреле 1794 года был издан декрет об организации первой воздухоплавательной роты французской армии. Ее командиром был назначен Кутелль.

Появление привязных аэростатов над позициями французских войск ошеломило противника: поднимаясь на высоту 500 метров, наблюдатели могли заглянуть далеко в глубь его обороны. Разведывательные данные передавались на землю в специальных коробках, которые спускались по шнурку, прикрепленному к гондоле.

После победы французских войск решением Конвента была создана Национальная воздухоплавательная школа. Хотя она просуществовала всего пять лет, начало было положено: воздухоплавание стало профессией.

ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Впервые в России полет воздушного шара без пассажиров продолжительностью 6 часов осуществил француз Минель 30 марта 1784 года , чем вызвал огромный интерес среди русского населения. Но уже 15 апреля 1784 года в России Екатерина II подписала "Указ о запрещении запускать воздушные шары с 12 марта по 12 декабря (под страхом уплаты штрафа 20 рублей)", то есть в теплое время года из-за возможной опасности возникновения пожаров.

При Александре I появилась идея вооружить воздушными шарами русскую армию. Однако далее пробных полетов она тогда не продвинулось. А первым российским воздухоплавателем стал штабс-лекарь Кашинский , который в октябре 1805 года самостоятельно совершил полет на шаре-монгольфьере. Исследователи упоминают также о некой московской мещанке Ильинской, в августе 1828 года поднявшейся в воздух на аэростате собственной конструкции. Но происхождение сыграло с ней злую шутку: воздухоплавание все еще относили к дворянской привилегии, и потому героиней своего времени она не стала. История не сохранила ни ее имени-отчества, ни биографии. Не обошлось и без жертв: в 1847 года погиб воздухоплаватель Леде, чей шар ветром унесло в Ладожское озеро.

3 декабря 1870 года было создано Русское общество воздухоплавания. А через пять лет Дмитрий Менделеев на заседании Русского физико-химического общества предложил свой проект аэростата с герметически закрывающейся гондолой для высотных полетов. В 1880 году по его инициативе при Русском техническом обществе был создан воздухоплавательный отдел. Помимо Менделеева, свой интерес к полетам в небе проявили Алекандр Радищев, Илья Репин, Лев Толстой, Виктор Васнецов и многие другие. А в феврале 1885 года в Петербурге на Волковом поле была организована Кадровая военная команда воздухоплавателей, которая проводила военные учения с использованием аэростатов.

ХХ век максимально демократизировал полеты. В том числе и в Российской империи. Появился специализированный журнал и аэроклуб. В 1910 прошел первый Всероссийский праздник воздухоплавания, в 1924 - Всесоюзные воздухоплавательные состязания.

Из истории воздухоплавания:

Жозеф-Мишель и Жак-Этьенн Монгольфье были сыновьями французского производителя бумаги. Взяв в свои руки управление отцовским предприятием, они принялись экспериментировать над различными изобретениями. Одержимые мечтой о полете, братья разработали и построили первые воздушные шары, наполненные горячим воздухом, - монгольфьеры. Первые испытания они проводили в безлюдных местах, на задворках своей фабрики.

4 июня 1783 г. братья впервые подняли в небо воздушный шар при большом скоплении народа.
Произошло это в городке Анноне, под Лионом. Шар продержался в воздухе 17 минут, покрыв за это время расстояние в 2 км. 19 сентября 1783 г., внеся в конструкцию некоторые усовершенствования, братья Монгольфье усадили в гондолу шара первых ни о чем не подозревавших пассажиров: барана, петуха и гуся. Все три животных прекрасно перенесли восьми минутное путешествие (только петух хлопал крыльями, но это от избытка чувств!) и таким образом открыли путь в небо людям. При этом зрелище присутствовали французский король Луи XVI и его жена, королева Мария-Антуанетта. 21 ноября 1783 г. из замка Мюэтт, расположенного в Булонском лесу (большом парке в окрестностях Парижа), отправился в полет первый монгольфьер, управляемый людьми - физиком Жаном-Франсуа Пилатром де Розье и маркизом д’Арлавдом. В гондоле аэростата высотой 20,7 м и диаметром 13,6 м они поднялись над землей на высоту 1000 м и преодолели за 25 минут 8 км. Изобретение братьев Монгольфье принесло им большую известность, они стали членами Академии наук, а король Луи XVI возвел их в дворянское звание.

Первый воздушный шар создан

Катастрофа на воздушном шаре

По иронии судьбы первый воздухоплаватель стал первой в мире жертвой авиакатастрофы. 15 июня 1785 г. Жан-Франсуа Пилатр де Розье поднялся на борту монгольфьера, состоящего из двух баллонов: один был наполнен воздухом, а второй водородом. Воздухоплаватель собирался пересечь Ла-Манш. Поднявшийся в воздух монгольфьер буквально через 15 минут загорелся и взорвался. Пилатр де Розье и его спутник - конструктор воздушных шаров Пьер-Анж Ромен - погибли.

Как Монгольфер поднимался в воздух

Братья Монгольфье рассуждали просто: если теплый воздух, согласно законам природы, устремляется вверх, достаточно заполнить им легкую оболочку, чтобы она тоже начала подниматься. Воздух они нагревали с помощью жаровни, помещенной под воздушным шаром. Для приземления достаточно было подать в баллон холодный воздух.

Вокруг света на воздушном шаре

В марте 1999 г. монгольфьер «Брайтлинг Орбитер III» облетел вокруг земного шара за 19 дней, без единой остановки преодолев расстояние 42 800 км!

Следите за весом

Во время первых полетов монгольфьеров произошел забавный случай. Госпожа Летиция Сейдж, английская леди, решившая испытать радость полета, буквально вытолкала из гондолы одного из двух других пассажиров, чтобы монгольфьер не перевернулся. Кстати, отважная дама весила около 100 кг!

Мечта подняться над землей, преодолеть гравитацию и приблизиться к Солнцу с античных времен живет в душе человека. Известны исторические факты, свидетельствующие о том, что еще в древнем Риме и Китае предпринимались первые попытки это сделать посредством емкостей, наполненных дымом. В Средние века они продолжались, но получаемые воздушные шары были небольшими, недолговечными и неспособными поднять еще что-то, кроме себя. Кто же изобрел воздушный шар с большой подъемной силой, имеющий возможность переносить дополнительный вес? Все началось в конце XVIII века во Франции, которую можно считать родиной воздухоплавания.

Начало пути

Всё началось 5 июня 1783 года, когда сыновья французского бумажного промышленника Монгольфье создали огромный шар из бумаги, объемом 600 кубометров. Через решетку из виноградных веток он был наполнен дымом от костра и поднялся на 500 метров. Через 10 минут, когда дым остыл, шар приземлился в 2 км от места запуска.


Проработав все лето над усовершенствованием конструкции братья Монгольфье 19 сентября 1783 года отправили в полет первые живые души: барана, петуха и утку. А 21 ноября в достаточно крепкой и надежной корзине рискнули подняться в воздух два французских дворянина. Пролетев 9 км на высоте 1000 метров они вместе с шаром вернулись на землю невредимыми и стали почитаться как герои.

Но братья Монгольфье не были единственными, кто изобрел первые воздушные шары. Параллельно с ними над изобретением летательного аппарата работал другой француз: физик Шарль. Он создал более перспективную модель, вместо дыма использовав водород, этим намного продлив нахождение конструкции в воздухе и сделав возможными ее более компактные размеры. 27 августа 1783 года его изобретение — шар объемом около 200 кубометров из пропитанного каучуком шелка, успешно оторвался от земли и, покрыв расстояние в 28 км, почти через час благополучно приземлился.


Дальнейшая работа

Жак Шарль продолжил работу над своим летательным аппаратом. Он ввел усовершенствования, которые повысили прочность оболочки шара и в некоторой степени обезопасили полет. Он изобрел способ измерять высоту и контролировать ее в полете и при посадке. Его нововведения, веревочная сеть для шара, мешки с песком для балласта, клапан для газа, воздушный якорь, сделали его летательный аппарат настоящим транспортным средством, позволяющим достаточно быстро и безопасно перемещаться на большие расстояния.

Единственный недостаток, взрывоопасный водород, по прошествии лет был заменен на безопасный гелий, но продолжал применяться на непилотируемых шарльерах. В России первый полет шара и человека состоялся в 1804 году в Петербурге. Затем воздушные шары использовались в основном для научных исследований.

Усовершенствование воздушных летательных аппаратов велось и в дальнейшем. В настоящее время аэростаты – это не только средство для практических целей, но и красивейший и популярный вид спорта. А первые ученые, которые изобрели воздушный шар, навсегда остались в истории воздухоплавания и человеческой памяти.