Баня        20.02.2024   

Ядвига поплавская. Дочь Александра Тихановича: Папа был пряником, а мама – кнутом Как живет ядвига поплавская после смерти мужа

Выходные начались с печальной новости. Дочь знаменитого музыканта Тихановича сообщила в Фейсбуке о смерти своего 64-летнего отца . Мол, Александр ушёл из жизни после тяжёлой болезни.

"КП " в память о замечательном артисте публикует последнее интервью Тихановича.

Знаменитый семейно-творческий дуэт экс-солистов не менее знаменитого ВИА "Верасы" Ядвигу Поплавскую и Александра Тихановича давно знают и любят не только в родной Беларуси , но и далеко за ее пределами. "Малиновка", "Завируха, метель-завируха", "Я у бабушки живу", "Какой счастливый случай", "Цыганка"... Эти и другие золотые шлягеры артистов до сих пор на слуху не у одного поколения меломанов, а новоиспеченные молодые группы и солисты с удовольствием берут их в свой репертуар в новых аранжировках или делают свои кавер-версии.

Когда мы встретились с Тихановичем, музыкант со своей супругой отмечал "рубиновую свадьбу" - 40 лет совместной жизни. О любимой женщине и не только Александр рассказал "КП" в своём последнем интервью.

- Саша, а вы помните историю вашего знакомства с женой?

Первоначально мы работали в разных коллективах Белорусской филармонии.

Я играл на бас-гитаре в группе, которую возглавлял Валентин Бадьяров , бывший артист ансамбля Пьехи. В это же время создавался женский квартет под названием "Верасы". А когда нашу группу расформировали, сказав, что мы играем "чуждую для народа и общества музыку" (играли мы что-то подобное джаз-року - "как можно" в то время!), произошло слияние этих двух коллективов. Вот так мы с Ядвигой оказались "в одной упряжке" - правда, пока только творческой. Я -то раньше знал, что она работает в "Верасах", она мне нравилась уже тогда, я положил на неё глаз и подбирался к ней через её подруг: знакомился со всеми и к ней потихонечку так подкрадывался.

Солисты вокально-инструментального ансамбля "Верасы" Ядвига Поплавская и Александр Тиханович (справа) во время выступления. Фото Олега Булдакова /ИТАР-ТАСС/

Через три года встреч я все же добился ее согласия выйти за меня замуж. После концертов или на гастролях мы собирались группой в ресторане, сидели рядом. Она сначала настороженно ко мне относилась, но потом привыкла. И однажды я предложил: "Давай поженимся!" Но в загсе была интересная ситуация. Когда нас по традиции спросили: "Согласны ли вы..." я ответил: "Да, конечно, согласен". А когда этот же вопрос задали ей, Ядя долго молчала. Я думал уже, что мне надо просто уходить оттуда. Но потом она сказала "да", и из загса я первый раз в жизни нес её на руках.

И было это 40 лет назад... Знаете, есть такой анекдот: во время очередной годовщины свадьбы гости спрашивают супругов: "Вот вы живёте вместе уже столько лет, неужели у вас ни разу не было мысли развестись?" Муж отвечает: "Развестись - не было. Убить - было".

У меня подобных мыслей действительно не было. Нас часто спрашивают: как же вы так, везде вместе 40 лет - на работе, в дороге, в студии, дома, - ведь это очень сложно? Знаете, если двое любят, - не сложно. Хотя ситуации разные бывают, но на этот случай у меня есть свой рецепт: когда у одного партнёра, что называется, "закипает чайник", второму надо в этот момент просто промолчать, чтобы конфликт не получал развития. Зло всегда порождает зло!

- А кто из вас чаще молчал и уступал другому?

Не я, к сожалению. Потому что Ядвига умнее меня. Она молчала больше. И уступала чаще.

- Вас никогда не просили выступить на школьных праздниках вашей дочери Анастасии?

Нет, они сами прекрасно это делали. Учителя нас знали, мы же с некоторыми преподавателями вместе учились в консерватории. Потом в институте Настя с отличием закончила факультет искусствоведения, работает на сцене - и сама, и с нами, еще занимается продюсерской работой. После её первого выхода на сцену газеты написали: "Наконец-то природа отдохнула на родителях!" А потом она познакомилась с другом нашей семьи Димой и вышла за него замуж, родила нам внука Ванечку. Им интересно друг с другом. Несмотря на разницу в возрасте, я надеюсь, что это тот вариант, когда двое нашли друг друга и будут счастливы всю жизнь. Они венчались, и не ради моды, как в последнее время. Дима верующий, Настя верующая. И то, что они верующие, - это очень важно.

- И как они познакомились?

У нас дома. Дима мой друг, врач-пульмонолог, очень интересный человек. Так ушёл в профессию, чтов конце концов поступил в духовную семинарию, потому что считает: нельзя лечить людей без Бога. Мы с Ядей счастливы, что Настя нашла с ним общий язык. Он старше, но… Но Ванька-то есть!

А В ЭТО ВРЕМЯ

Лев Лещенко - об Александре Тихановиче и «Верасах»: Мы еще долго будем слушать их «Малиновку»

Лев Валерьянович, печальная новость из Минска - с нами больше нет Александра Тихановича... Как вы оцениваете эту потерю?

Кончина Саши - это, конечно, печальное событие для нас для всех... Потому что это был один из самых ярких дуэтов нашего советского песенного пространства. Ну, замечательный был дуэт

x HTML-код

Умер Александр Тиханович. Народному артисту Беларуси было 64 года..

// Фото: Салынская Анна/PhotoXPress.ru

В конце января умер народный артист Беларуси Александр Тиханович, участник ансамбля «Верасы». Мужчине было всего 64 года. Печальную новость сообщила дочь музыканта Анастасия. Александр Григорьевич скончался от идиопатического фиброзирующего альвеолита – редкого аутоиммунного заболевания легких. Близкие знаменитости до последнего надеялись на чудо и делали все возможное, чтобы облегчить его страдания.

Недавно вдова звезды музыки Ядвига Поплавская и ее дочь Анастасия Тиханович дали откровенное интервью программе «Простые вопросы» канала «РТР-Беларусь». Женщины поведали ведущему Егору Хрусталеву о мыслях и чувствах ушедшего из жизни артиста.

По признанию Ядвиги Константиновны, она была тронута большим количеством людей, которые пришли сказать последнее слово ее мужу. В настоящий момент певица с головой ушла в работу – она продолжает трудиться над новыми песнями.

«Мы с ним вдвоем даже не ожидали, что к нам придет так много народу, чтобы попрощаться с ним и поддержать меня… Люди просто требуют от меня продолжения. И я не могу подвести тех людей, которые этого ждут. И я понимаю, что Саша тоже не хочет, чтобы была какая-то остановка. Чем я успокаиваю сердце, так это работой в студии», – рассказала Поплавская.

По словам женщины, она считает, что супруг по-прежнему с ней. Уход близкого человека стал сильным потрясением для Ядвиги Константиновны. Певица призналась, что не успела многое сказать своему мужу.

«На сегодняшний день у меня нет ощущения того, что Саши нет рядом. Вот он уехал куда-то, и это настолько часто бывало, что я привыкла к тому, что я одна и жду его. Мы как-то смеялись, я говорила ему: «Ой, Сашка, мы с тобой, по-моему, встречаемся только на сцене. Именно в песнях мы говорим друг другу о тех чувствах, которые у нас есть внутри». А в реальной жизни мы с ним даже не успели, просто не успели наговориться. Мы так и не жили друг для друга», – поделилась исполнительница.

// Фото: Кадр программы «Утро. Студия хорошего настроения» канала СТВ

В ходе беседы с ведущим передачи Поплавская отметила, что после смерти любимого человека нашла в его бумагах трогательное стихотворение, которое потрясло ее.

«Когда Саши не стало, где-то, наверное, спустя месяц… Стоят сумки, папки, он часто что-то записывал, я не внедрялась, это было его. (…) И тут я думаю: «Ну все равно надо же, надо» И вы знаете, что я нашла… Видно, это был выплеск того, что у него внутри», – поведала певица.

Ядвига Константиновна отметила, что муж упомянул ее в своем произведении. Затем она прочитала его вслух. В стихотворении Тихановича были следующие строчки:

Сколько лет я прожил,
Блудным сыном болтался
И не видел тебя,
Хотя рядом ты был, Господи.
Как же я благодарен тебе за опеку твою,
За такую жену, что вернула меня
И открыла глаза, чтоб увидеть иной мир.

Вспоминая супруга, артистка не смогла сдержать эмоций. На глаза Поплавской навернулись слезы.

«Ведь, на самом деле, я жила, чтобы он поднялся… И он это сделал. И в этом плане он действительно может быть ярким примером для других... Да, он был сломлен и не понимал, как можно было так поступать с людьми в свое время. Поэтому он сломался, и этим воспользовались другие», – добавила Ядвига Константиновна.

Ровно год назад ушел из жизни Александр Тиханович. Из жизни земной — в мыслях, воспоминаниях, музыке он остался навеки. «Каждый день я чувствую присутствие Саши. У меня такое впечатление, будто он куда-то уехал и скоро вернется», — говорит Ядвига Поплавская, но каждое слово дается через усилие. В интервью для TUT.BY она рассказала о том, каким для нее был год «без Саши».

«Это не то время, когда спокойно можно говорить о том, что еще болит. Душевная боль перебивает мысли», — на разговор Ядвига Поплавская долго не соглашается. Десять предыдущих дней она провела в больнице с переломом ноги: артистку на пешеходном переходе . Еще раньше, в ночь на 6 января, умерла ее мама. «А ведь на католическое Рождество мы вместе пели „сто лят“, желали всем здоровья», — вспоминает Ядвига Константиновна и отводит взгляд в сторону.

В пятницу она наконец вернулась домой. Теперь пытается приспособиться к новым условиям.

— Переборщила сегодня со своим «репетиционным периодом» в плане быта. Но я довольна. На плите стоит супчик. Могла бы вас угостить, но сперва нужно попробовать самой. Стол убрала к вашему приходу. Огоньки включила для настроения. Елку в этом году мы не ставили.

Говорить «я» вместо «мы» за этот год она не научилась.


Свадьба Ядвиги Поплавской и Александра Тихановича. В браке они прожили 40 лет. Фото: naviny.by

— В пятницу вы приехали из больницы. Кто помог вам добраться до дома?

— Сейчас с этим прекрасно справляются специальные службы доставки. Два богатыря усадили меня в кресло и, приехав к подъезду, донесли до четвертого этажа.

Жаль, что у нас в доме нет лифта. В свое время мы решили, что его отсутствие сделает нас крепче. А тут вот как оказалось… Но ничего, перелом — это время и терпение, все не так страшно. В гипсе придется пробыть около двух месяцев. За эти два месяца у меня будет возможность подумать. Надеюсь, придет мысль, которую я давно ищу.

— В сложных ситуациях окружающие люди часто говорят «держись». Говорят — и исчезают. То есть, когда тебе нужна поддержка, держаться не за кого. Кто или что был опорой для вас весь этот год?

— Стержнем весь этот год была для меня мама: за ней нужно было ухаживать, заботиться.

Сильной опорой было присутствие Саши. Я ощущаю его каждый день. Для кого-то его нет, но для меня это присутствие абсолютно реально. Впечатление, будто он просто уехал и скоро вернется. А уезжал он часто, его постоянно куда-то носило. Тиханович — это ветер.

Поддерживала работа на студии, где я проводила каждый день, пока со мной не случилось это ЧП. Позавтракаю — и скорее туда. Там я нахожу душевный комфорт, избавляюсь от ощущения, будто от меня отсекли половину. Студия — это моя келья.


Ведь с раннего детства благодаря папе Константину Иосифовичу Поплавскому и маме Стефании Петровне музыка для меня — это воздух. Сестра — пианистка, брат — скрипач. Проживая возле Оперного театра, мы имели возможность смотреть все балеты и оперы. Потом во дворе играли эти спектакли. Детство прошло в красках, звуках.

И самое важное — это любовь, участие и поддержка большого количества людей, которые любят и ценят наше творчество. Я просто не имела права опускать руки: не такой я человек. В жизни случалось много моментов, когда приходилось начинать сначала. Но тогда рядом был Саша. Ну, а сейчас… Прежде всего от всего сердца я хочу поблагодарить знакомых и незнакомых людей, которые со всех концов света окружили меня и мою семью вниманием, поддержкой и любовью. Я питаюсь из этого источника искренности, в котором столько любви и благодарности за наше творчество.

После этих слов Ядвига Константиновна просит прервать интервью. Говорит, что все слова сейчас поверхностны, а на глубокий разговор она пока не готова. Тем более болит нога. Просим о последнем вопросе. Ядвига Константиновна соглашается — раскачивается в кресле. Слышно, как то ли обручальное кольцо, то ли кольцо с гравировкой «Спаси и сохрани» ударяется о металлические элементы кресла.

— Пересматривала видеозапись вечера памяти Александра Тихановича. Где вы нашли в себе силы петь, аккомпанировать, просто стоять на сцене? Очевидно, вам было очень непросто.

— Так я воспитана: когда просят, не могу отказать. Саша точно такой же. Ко всему я еще очень послушная. Когда Анжелина Микульская, которая режиссировала концерт, попросила: «Если бы вы смогли…», я не сумела отказать.

И я бы не стала называть этот концерт вечером памяти, как он был обозначен в программе телепередач. Вечер памяти может быть спустя год, два, когда можно спокойно говорить обо всем. Сашка — это улыбка и столько всяческих историй, которые не расскажешь на 12-й день после его ухода. Поэтому тот концерт — как бы продолжение поминального стола, как выразился один священник. Своего рода еще одна часть панихиды.

Этот вечер состоялся благодаря нашим коллегам — артистам, которые хотели выразить свою любовь, уважение, потому что многим из них Саша помог состояться. Это было еще одно Сашино выступление, на котором он был солистом.

— Что вы чувствовали после выступления?

— Знаете, накануне концерта я весь день провела в студии. Вернулась домой в 2 или 3 часа ночи. Делала песню, которую Саша всегда хотел спеть. Сколько я ему говорила: «Где тебя носит? Зайди, я сделаю хотя бы поверхностную аранжировку. Ты только напой». Это песня Василия Раинчика на стихи Владимира Некляева «Возвращение». И мы с Настенькой (дочерью Александра Тихановича и Ядвиги Поплавский — Прим. TUT.BY) ее исполнили.

Хотя весь концерт происходил будто на автомате. Вышла на сцену, но это была не я. Со стороны на себя посмотрела спустя месяц, наверное. Я была никакая. Самым главным в тот момент было выдержать, запомнить, на какие места нужно стать, куда перейти. Как сомнамбула.

А когда после исполнения песни «Парус» я вышла и зал встретил меня стоя… Я чуть не рухнула на колени. Но лучше бы рухнула, потому что именно на коленях нужно благодарить всех людей, которые пришли к Саше. И не только из Беларуси — из Молдовы, Прибалтики, Дальнего Востока, Сибири. (Плачет.)

До сегодняшнего дня на могилу Саши приезжают люди. Смотрю — то венок с российским флагом появится, то цветы свежие. Саше там тепло от людской любви. Он это заслужил. Он столько любви отдал окружающим.

— «Со смертью все не кончается», — писал древнеримский поэт Проперций. Думали ли вы о том, чем займетесь в будущем?

— В первую очередь огромное всем спасибо за потрясающую поддержку. Я вам обещаю: никого из вас не подведу. Потому что ощущаю столько любви, участия, это все настолько искренне, человечно и сердечно, что я не имею права остановиться.

В данный момент я понимаю: Бог мне дает паузу. Чтобы я подумала, пришла в себя, расставила все, как на шахматной доске. А дальше — жить. Как и по какому пути пойду? Я уже знаю, потому что у меня есть отличная защита и на земле, и от небожителей, которые для меня живы и будут жить столько, сколько живу я.

У Ядвиги Поплавской опустились руки. Певица призналась, что у нее было единственное желание – «убежать к Сашке на могилу и зарыться».

«Завируха», «Я у бабушки живу», «Малиновки заслышав голосок», «Счастливый случай» – эти композиции в исполнении Ядвиги Поплавской и Александра Тихановича вошли в сокровищницу советской эстрады. Их поют уже несколько поколений. А вот Поплавская делать этого больше не может.

После смерти ее супруга композитор Эдуард Ханок потребовал 25 тысяч долларов за право дальнейшего использования созданных им композиций. «Он пришел ко мне, едва минуло 40 дней с момента Сашиной кончины. Честно говоря, я подумала, что Эдуард Семенович хочет обсудить новые песни, тексты к которым написала Лариса Рубальская. Оказалось, он решил запретить мне исполнять его песни! Якобы его гложет глубокое чувство обиды – дескать, мы с Сашей не произносили фамилии автора музыки к песням «Я у бабушки живу» или «Малиновки». Я вам клянусь: это неправда!» – со слезами на глазах рассказала артистка.

«Боже, чего я наслушалась! Что я и авантюристка, и мерзавка, и хамка, – продолжила шокированная Поплавская. – Он угрожает, что, если не отдам ему 25 тысяч долларов, подаст в суд. Настолько меня задавил и запугал, что со мной случился коллапс настоящий. Я пошла реветь, было одно-единственное желание – убежать к Сашке на могилу и зарыться. Какие тысячи долларов?! Денег у нас нет – все ушло на лекарства во время болезни мужа. Если бы не дочка, у меня давно бы руки от такой наглости опустились».

«Надеюсь, здравый смысл вернется к нему», – цитирует Поплавскую сайт Eg.Ru. Ранее в интервью Dni.Ru ее дочь заявила: «Странная, непонятная история, которую мне неприятно обсуждать и комментировать».

"Малиновки заслышав голосок", "Завiруха мяце завiруха", "Счастливый случай" – песни прославленного белорусского дуэта Ядвиги Поплавской и Александра Тихановича знают и любят, кажется, во всех странах бывшего СССР. Каждый год эта музыкальная семья выступала на фестивале искусств "Славянский базар в Витебске". Но в 2017-м Тиханович ушел из жизни. И сегодня на сцене Летнего амфитеатра Поплавская участвует в концертах с дочерью Анастасией. В день рождения Александра Тихановича, когда ему исполнилось бы 66 лет, с его вдовой и наследницей встретился корреспондент сайт.

"Про меня часто говорят: "Это же дочь Поплавской и Тихановича!" – улыбается Анастасия. – Но меня это не обижает, отношусь к этому как к данности. Я тоже выступаю, хотя сравнивать нас не вполне корректно – у них был творческий дуэт, совершенно в другое время возникло их творчество".

ПО ТЕМЕ

"Уход папы стал тяжелым испытанием для всей нашей семьи, – продолжает Настя. – Но с божьей помощью мы учимся справляться с этим, как в жизни, так и на сцене. Оставлять ее мама, кстати, не думала, когда осталась одна. Ведь для нее это не просто род деятельности, а образ жизни, без сцены она не смогла бы. Родители при помощи своей профессии всегда служили людям, и мама знает, что должна это делать и дальше".

Правда, сразу после смерти мужа Ядвигу Поплавскую ждал серьезный удар. Композитор Эдуард Ханок запретил ей использовать музыку пяти своих песен ("Малиновки заслышав голосок", "Я у бабушки живу", "Завіруха", "Счастливый случай", "Вы шумiце, бярозы"), потребовав, как писали, за их использование 25 тысяч долларов. У и без того скромно живущей семьи сразу после похорон Тихановича таких денег не нашлось.

Сегодня, слава богу, все тяжбы, разбирательства и обвинения в прошлом. "Конкретно с правами на исполнение этих песен со сцены больше вопросов нет, – пояснила Анастасия Тиханович. – Причем деньги мы никому не платили. Вопрос решила третья сторона".

После Александра Тихановича осталось много костюмов, музыкальных инструментов. Они могли бы стать экспонатами мемориальной квартиры или музея истории музыкальной культуры. "Но мы пока это не обсуждали, – признается Настя. – Просто папа был очень скромным человек, не любил шумихи вокруг своего имени, не ждал похвал. Поэтому увековечивание его в материальном плане не совсем соотносится с его сущностью. Но улицу в его родном Минске может, и можно было бы его именем назвать. Хотя мне важнее, чтобы он продолжал жить в памяти и сердце людей".


И Ядвига Поплавская в разговоре с корреспондентом сайт призналась, что хотя ее муж и достоин музея, но пока про это серьезно семья не думает. "Гитару Саши я подарила своему племяннику на память, – пояснила артистка. – А один из многочисленных красивых костюмов мужа взял в свою коллекцию историк моды Александр Васильев".