Крыша        06.01.2024   

Технологии логопедического обследования в доу. Основные этапы логопедического обследования детей Этапы логопедического обследования детей

1 этап знакомстово с обследуемым, краткие анамнестические сведения (возраст, семья, болезни), определен примерного уровеня психич и физич развития и состоян, характер взаимоотношен с родителями, учителями, отношение к своему дефекту речи, особенности эмоционально-волевой сферы, общего и речевого поведен. Данные заносятся в протокол обследован.
2 э -диагностика анатомических особенностей артикуляторн аппарата. При исследовании используется деревянный шпатель; отделы артикуляторного аппарата должны быть хорошо освещены. Описывают особенности строения артикуляторов:губы,зубы, небо мягкое/твердое,язык, прикус, члюсть.В заключен отражаются особенности строен артикуляторного аппарата: нормальное, негрубые/грубые отклонения (указать).
На 3 э диагностируются затруднения в движениях артикуляторных органов: явная невозможность, значительное ограничен объема движен, склонность к постоянному удерживанию языка "комком" в глубине полости рта, тремор, гиперкинез, замедление темпа при повторных движен. Отметмечается наличие/отсутствие сопутствующих движений лица, мимич мышц, устанавливается состояние общей моторики: координация движен, чувство равновесия, навыки самообслуживан, леворукость и т.п.
4 э диагностика нарушен звукопроизношения. Используют рисунки с предметными изображениями, с котор звуки нахндятся в 3 позициях.(начало, конец, середина слова). Определяют характер нарушен: полное отсутствие звука, замена его др, искаженное произнесение (носовое, смягченное, губное, межзубное, боковое, велярное, увулярное).
Заключен по следующей схеме: при изолированном произнесении зв: норм, отсутствует, заменяется, искажается; в начале, середине, конце слова: норм, отсутствует, заменяется, искажается; нарушено произношен шипящих, свистящих, дрожащих.
5 этап -диагностика состоян слухового дифференцирования звуков. задачи: проверить состояние слуха; выявить дифференциацию неречевых зв, состояние слуховой памяти и понимания речи; проверить слуховое различение слогов, слов с оппозиционными зв, состояние фонематического анализа и синтеза (старше 4 лет). Закрыв лицо экраном, голосом средней силы многократно в разной последовательности произносят слоги, слова, предложения с оппозиционными зв, ребенок, стоящий на расстоян 1,5 м, повторяет сказанное/показывает соответств картинку. В заключен отмечают уровень сформированности слуховой дифференциации и фонематич восприятия (достаточно/недостаточно сформирован).

Речевая карта - документ, фиксирующий результаты логопедич обследован. Разделы: паспортная часть, анамнестические данные, данные о физич и психич здоровье, общая характеристика речи: связная речь, словарный запас, грамматический строй, произносительная сторона, фонематический слух, слоговая структура слова, чтение и письмо, логопедическое заключен, индивидуальный план работы с ребенком.

Обязательные этапы обследования:

  1. Ориентировочный этап;
  2. Этап получения данных о состоянии невербальных процессов и речевой деятельности (диагностический);
  3. Аналитико-оценочный этап.

Первый этап - ориентировочный. Логопед заполняет карту развития ребенка со слов родителей, изучает документацию, беседует с ребенком. Основным содержание первого этапа является сбор анамнестических данных, выяснение запроса (жалоб) родителей, педагогов, выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребёнка.

В беседе с родителями выявляются предречевые реакции ребенка, в том числе гуление, лепет (модулированный). Важно выяснить, в каком возрасте появились первые слова и каково количественное соотношение слов в пассивной и активной речи, когда появились двухсловные, многословные предложения, не прерывалось ли речевое развитие (если да, то по какой причине), какова речевая активность ребенка, его общительность, стремление к установлению контактов с окружающими, в каком возрасте родителями обнаружено отставание в развитии речи, каково речевое окружение (особенности естественной речевой среды).

В процессе беседы с ребенком логопед устанавливает контакт с ним, нацеливает его на общение. Ребенку предлагаются вопросы, помогающие выяснить его кругозор, интересы, отношение к окружающим, ориентировку во времени и пространстве. Вопросы задаются таким образом, чтобы ответы были развернутыми, рассуждающего характера. Беседа дает первые сведения о речи ребенка, определяет направление дальнейшего углубленного обследования различных сторон речи.

На втором этапе проводится обследованием компонентов языковой системы и на основе полученных данных делается логопедическое заключение. Диагностический этап представляет собственно процедуру обследования, которая проводится по определенной схеме. Взаимодействие логопеда и ребенка направлено на выяснение следующих моментов: какие языковые и речевые средства сформированы к моменту обследования; какие речеязыковые средства не сформированы и характер несформированности этих средств (задержка развития или нарушение).

Сюда относится: обследование словаря, обследование грамматического строя речи, обследование связной речи, обследование звукопроизношения и фонематического слуха, обследование слоговой структуры и звуконаполняемости слов.

На третьем этапе логопед проводит динамическое наблюдение за ребенком в процессе обучения и уточняет проявления дефекта.

После комплексного обследования планируется коррекционно-воспитательная работа с детьми.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Раздел 1. Технология логопедического обследования

Этапы логопедического обследования

Предмет логопедического обследования – выявление особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии.

Объект логопедического обследования – речевые и тесно связанные с ними неречевые процессы.

Субъект обследования –человек (ребёнок), страдающий нарушениями речи.

На современном этапе развития педагогики доказана субъект-субъектная основа отношений между педагогом и обучающимся. Поэтому целесообразно говорить о ребёнке с нарушениями речи не как об объекте, а как о субъекте педагогического процесса.

Цель логопедического обследования – определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребёнка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере. Из цели вытекают следующие задачи:

1) выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;

2) выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углублённого изучения;

3) выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности.

Также выделяются задачи:

Выявление объема речевых навыков;

Сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития;

Определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и других видов психической деятельности;

Анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя;

определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи.

Этапы логопедического обследования.

Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой (1991) выделены следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста:

1) ориентировочный этап, на котором проводится сбор анамнеза и установления контакта с ребёнком;

2) дифференцировочный этап, включающий в себя обследование когнитивных (мышления) и сенсорных процессов с целью отграничения первичной речевой патологии детей от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха, зрения, интеллекта;

3) основной – обследование всех компонентов языковой системы (собственно логопедическое обследование);

4) заключительный (уточняющий этап), включает динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.

Рассмотрим более подробно ориентировочный, дифференцировочный и основной этапы логопедического обследования.

Ориентировочный этап

Сбор анамнеза проводится путем беседы с родителями о пренатальном, натальном и поснатальном развитии ребёнка. Выявляются течение беременности, перенесенные заболевания матери, наследственные заболевания родителей, различные вредности во время беременности. Отмечается протекание родов, состояние ребенка в первые дни после них, перенесенные заболевания, особенности раннего развития. Кроме беседы, можно предложить родителям анкету или опросник, которые они не спеша заполнят дома, вспомнив те или иные моменты в развитии ребенка. Г.В. Чиркина предлагает один из видов таких анкет и опросников.

Кроме ответов родителей, логопед обязательно изучает специальную документацию, в первую очередь – медицинскую. Здесь важна преемственность в работе разных специалистов: невролога, педиатра, оториноларинголога, хирурга, окулиста и других.

Беседа проводится с ребенком дошкольного возраста (3 – 7 лет), в ходе которой логопед устанавливает с ним контакт и составляет первичную картину речевого расстройства.

Дефференцировочный этап

Известно, что формирование речевой деятельности зависит от взаимовлияния многих факторов:

Протекания когнитивных (мыслительных) процессов.

Сохранности речедвигательной сферы.

Сохранности слухового зрительного гнозиса.

1.Для изучения когнитивных процессов применяются методики обследования мышления: доски Сегена (модифицированные варианты); сбор пирамидки, матрёшки; «Четвёртый лишний», лабиринты, загадки, «Нелепицы», сбор конструктора, элементарные математические задания и т. д.

2. Обследование речедвигательной сферы включает:

1) Обследование мимической мускулатуры.

2) Обследование состояния моторики артикуляционного аппарата.

3) Обследование произвольной моторики пальцев рук.

4) Обследование развития общей моторики.

ОБСЛЕДОВАНИЕ МИМИЧЕСКОЙ МУСКУЛАТУРЫ

Приёмы Содержание задания Характер выполнения
1. Исследования объема и качества движения мышц лба а) нахмурить брови, б) поднять брови, в) наморщить лоб. Правильно или нет, движения с синкинезиями (щурятся глаза, подергиваются щеки), движения не удаются.
2. Исследования объема и качества движения мышц глаз а) легко сомкнуть веки, б) плотно сомкнуть веки, в) закрыть правый глаз, затем левый, г) подмигнуть. Выполнение правильное, движения не удаются, возникают синкинезии.
3. Исследования объема и качества движения мышц щек а) надуть левую щеку, б) надуть правую щеку, в) надуть обе щеки. Правильно, изолированное надувание одной щеки не удаётся, сильно напрягается противоположно выпяченная щека.
4. Исследования возможности произвольного формирования мимических поз Выразить мимикой лица: а) удивление, б) радость, в) испуг, г) грусть д) сердитое лицо. Правильно, движения не удаются, мимическая картина не четкая.
3. Исследования символического праксиса а) свист, б) поцелуй, в) улыбка, г) оскал, д) плевок, е) цоканье. Выполнение правильное, объем движений ограничен, симметричность носогубных складок, появление синкенизий, гиперкинезов, саливаций; движение не удаётся.

ОБСЛЕДОВАНИЕ МОТОРИКИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Прием Содержание задания Характер выполнения
Все задания должны выполняться при многократном повторении требуемого движения. 1.Исследование двигательной организации губ по словесной инструкции (после выполнения задания по показу) а) сомкнуть губы, б) округлить губы (как при[о] и удержать позу, в) вытянуть губы в трубочку как при произнесении [у] и удерживать удержать позу, г) сделать хоботок, д) растянуть губы в улыбке и удержать позу, е) поднять вверх губу так, чтобы были видны резцы, ж) опустить нижнюю губу вниз так, чтобы были видны нижние резцы, з) одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю, и) многократно произносить Необходимо отметить: выполнение правильное или нет, диапазон движений невелик, наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений, наличие тремора, саливаций, гиперкинезов, смыкание губ с одной стороны, движение не удается.
2. Исследование двигательной организации челюсти. а) широко раскрыть рот (как при[а]) и закрыть его, б) сделать движение нижней челюстью вправо, в) сделать движение нижней челюстью влево, г) движение нижней челюстью вперёд. Отметить: правильно или нет, движения челюсти недостаточно объемны, наличие синкинезий, тремора, саливации, движение не удаётся.
3. Исследование двигательной организации языка.Сначала по показу, затем по словесным инструкциям. а) положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет от 1 до 5, б) положить широкий язык на верхнюю губу и удержать под счет от 1 до 5, в) переводить кончик языка поочередно, из левого угла рта в правый, касаясь губ, г) высунуть лопаточкой, затем иголочкой, д) оттопырить правую, затем левую щеку языком, е) поднять кончик языка к верхним зубам, удержать от 1 до 5 и опустить к нижним зубам, ж) закрыть глаза, вытянуть руки вперёд, кончик языка положить на нижнюю губу, з) движения языком вперёд – назад, вверх – вниз, вправо – влево. Отметить: выполнение правильное или нет, движения языка имеют перестатическийдиапозон, в мышцах – содружественные движения, язык двигается неуклюже, всей массой, медленно,неточно. Имеются отклонения в сторону. Истощаемость движений, наличие тремора, гиперкинезов, саливации. Движения не удаются.
4.Исследование двигательной организации мягкого неба а) широко открыть рот и четко произнести [а] (в норме мягкое небо поднимается), б) провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме – рвотный рефлекс), в) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть. Отметить: правильно или нет, объем движений ограничен, наличие содружественных движений, малая подвижность небной занавески, гиперкинезы, саливация, движения не удаются.
5. Исследование продолжительности и силы выдоха а) сыграть на любом инструменте – игрушке, б) поддувать пушинки, листок бумаги. Сила и продолжительность выдоха.

Вывод: движения выполняются в полном или неполном объеме, правильно. Выражен период включения в движение, истощаемость движений, движения - в замедленном темпе с появлением синкинезий, тремора, гиперкинезов. Удерживание позы не удается, движения не выполняются.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК

Приёмы Инструкция Задания Характер выполнения
1. Исследование статистической координации движений (удержание пальцев в разных положениях под счет) Все предложенные задания – по показу, затем по словесной инструкции а) распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой руке и удержать в этом положении на счет от 1 до 15, б) аналогично – левой рукой, в) на обеих руках одновременно, г) распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удержать так под счет от 1 до 15, д) выставить первый и пятый пальцы и удержать от 1 до 15, е) показать второй и третий пальцы на обеих руках одновременно (5 – 8 раз), ж) второй и пятый пальцы, з) положить вторые пальцы на третьи (5 – 8 раз), и) положить третьи пальцы на вторые (5 – 8 раз).

Отмечается плавность, точность, одновременность выполнения проб.

Отмечается напряженность, скованность, нарушение темпа, переключения от одного движения к другому, гиперкинезы, невозможность удержать позу.

2. Исследование динамической координации движений Все предложенные задания – по показу, затем по словесной инструкции. а) выполнить под счет: пальцы сжать в кулак, разжать (5 – 8 раз), б) держа ладони на поверхности стола, разъединять и соединять пальцы, в) сложить пальцы в кольцо, раскрыть ладонь, г)попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем правой, левой, обеих рук одновременно.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ

Приемы Содержание задания Характер выполнения
1. Исследованиедвигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб. а) логопед показывает 4 движения для рук и предлагает их повторить: руки вперед, вверх, в стороны, на пояс, б) повторить движения, за исключением одного, заранее обусловленного (запретного) движения. Отметить качество, правильность, последовательность, выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое.
2.Исследованиепроизвольного торможения движений Маршировать и останавливаться внезапно по сигналу. Отметить плавность и точность движения обеих ног, соответствие двигательной реакции сигналу.
3.Исследование статической координации движения а) стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой. Руки вытянуты вперед. Время выполнения – 5сек. По 2 раза для каждой ноги. б) стоять с закрытыми глазами на правой, затем на левой ноге. Руки вытянуть. Время – 5сек. Отметить: свободно удерживает позы или с напряжением. Раскачивается из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, головой, сходит с места или делает рывок в стороны. Касается пола другой ногой, иногда падает, открывает глаза, открывается выполнить.
4.Исследованиединамической координации движений а) маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями, б) выполнять подряд 3 – 5 приседаний, не касаясь пятками пола. а) отметить: выполняет верно, с какого раза, напрягается, чередование хлопка и шага не удается. б) отметить: выполняет правильно, с напряжением, раскачиваясь, балансируя, становится на всю стопу.
5.Исследование пространственной организации по подражанию а) повторить движения на ходьбу, в обратном направлении, через круг. Начать от центра круга направо, пройти круг, вернуться с центра влево. Пройти через центр из правого угла по диагонали и вернуться в правый угол кабинета по диагонали через центр и с противоположного угла. Повернуться на месте вокруг себя и подскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа, б) то же выполнить слева, в) то же, но по словесной инструкции. Отметить ошибки пространственной координации: незнание сторон тела, неуверенность выполнения.
6.Исследованиепроизвольного темпа движений а) в течении длительного времени удерживать по сигналу логопеда. Выполнить движения мысленно, а по следующему сигналу показать, на каком движении испытуемый остановился (движения руки вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить), в) письменная проба: чертить на бумаге палочки в течении 15 сек. в произвольном темпе. В течении следующих 15 сек. чертить как можно быстрее, в течении следующих 15 сек. – в первоначальном темпе. Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный.
7. Исследованиеритмического чувства а) простучать за педагогом карандашом ритмичный рисунок, б) музыкальное эхо: логопед ударяет в определенном ритме по ударному инструменту, ребенок должен повторить. Отметить ошибки, повторяет в ускоренном темпе или замедленном по сравнению с образцом. Нарушенное количество элементов в данном ритмичном рисунке.

3. Одним из важнейших факторов речевого развития является полноценное восприятие вербальных акустических сигналов, обеспечивающееся нормальным функционированием слухового анализатора.

Даже при незначительном снижении слуха сужается сенсорная база для

восприятия акустических признаков неречевых и речевых звуков, страдает слуховой контроль устной речи, что обуславливает, особенно в детском возрасте, формирование и закрепление в памяти неправильных звуковых стереотипов. Это приводит к недоразвитию импрессивной и экспрессивной речи.

Минимальное снижение слуха сложно своевременно диагностировать, т.к. при этом ребёнок в процессе коммуникации слышит речь окружающих в достаточной мере. Однако специалисты и родители обращают внимание на задержку темпов речевого развития, невнятность и нечёткость дикции, бедный словарный запас, аграмматизм.

В процессе обследования речи логопедом отмечаются специфические ошибки, типичные для детей с минимальным снижением слуха:

неустойчивые замены и смешения звуков, в том числе и не встречающиеся у детей с нормальным слухом (м – б, н – д, х – с, к –т);

раздельное произношение звуков, составляющих аффрикаты («тсып-лёнок»);

неадекватное смягчение согласных звуков и отсутствие мягкости в необходимых случаях;

оглушение звонких звуков и озвончение глухих независимо от позиции в слове;

нарушение слого-ритмического рисунка и звукового наполнения слов;

неверное выделение ударного слога в простых и знакомых словах;

затруднённое восприятие безударных частей слов, непонимание и неправильное употребление флексий.

Дети с различными речевыми нарушениями, как правило, наблюдаются психоневрологом и получают лечение. Аудилогические исследования слуха у большинства детей не проводятся, т.к. отсутствуют явные симптомы его снижения, и дети, не имеющие острой симптоматики (аденоиды,хронический ринит и т.д.), в течение длительного времени остаются без адекватной медицинской помощи.

Следовательно, в связи недостаточным объемом аудиологических мероприятий возрастает роль логопедов, владеющих методами ранней (ориентировочной) диагностики минимальных нарушений слуха у детей с недостатками речи.

ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ

Направления работы Методы работы Содержание методов
1.Выявление факторов риска 1) метод анализа анамнестических данных; 2) метод наблюдения за реакциями детей в различных коммуникативных ситуациях. При нейросенсорном нарушении слуха: а) перенесенные инфекционные заболевания: менингит, корь, скарлатина, паротит, краснуха, коклюш, ветряная оспа, грипп; б) черепно-мозговые травмы; в) лечение ототоксическимионтибиотиками: гентомицин, трептомицин, канамицин, мономицин и др. При кондуктивном нарушении слуха: а) воспалительные процессы в наружном и/ или среднем ухе: тубоотиты, евстахеиты, отиты, аденоидиты; б) обтурации слухового прохода инородными телами и серными пробками. Выявление специфических особенностей восприятия устной речи: А) мимика напряженного вслушивания; Б) частое переспрашивание; В) зрительный контроль артикуляции говорящего; Г) невыразительность и монотонность собственной речи; Д) тихий голос, сменяющийся криком в ситуациях непринужденного общения со сверстниками.
2.Непосредственное обследование слуха 1) метод обследования слуха речью. 2) Инструментальные методы: а) камертональный метод; б) метод скрининговой аудиометрии. Правое и левое ухо исследуются отдельно. Для достоверности проводится «заглушение» неисследуемого уха: плотно закрыть слуховой проход влажным пальцем ребенка или ватным тампоном. Предъявляются хорошо знакомые слова сначала разговорной громкостью, затем – шепотной с расстояния в 6 м, которое постепенно сокращается до расстояния, при котором слова воспринимаются безошибочно. Для проверки используют слова, включенные в специально разработанные Л.В. Неймановым и А.М. Ошеровичем детские таблицы. Обследование зависит от уровня владения ребенком речью: названные экспериментатором слова либо повторяют, либо показывают картинки. Анализ результатов заключается в определении расстояния, с которого ребенок слышит шепотную и разговорную речь и сравнение его с первоначальным – 6 м. а) С помощью камертонов определяется восприятие звуков по воздуху и по кости. Проводятся камертональные пробы Вебера (W) и Ринне (R); б) Выявляется степень снижения слуха с помощью микроаудиометра-отоскопа (типа AudioScope 3). Можно сомотреть наружное ухо и барабанную перепонку для установления возможных причин снижения слуха и определить восприятие ребенком тональных сигналов в частотном диапазоне от 500 до 4000 ГЦ при интенсивности звучания от 20 до 40 дБ.

Таким образом, диагностика нарушений слуховой функции, проведенная логопедом, носит ориентировочный характер. Поэтому ребенку, у которого подозревается незначительное снижение слуха, рекомендуется тщательное обследование у сурдолога для окончательного заключения.

Основной этап – обследование все компонентов языковой системы

(собственно логопедическое обследование)

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Обследование звукопроизношения имеет два взаимосвязанных аспекта (Г.В. Чиркина):

Артикуляционный.

Предполагает выяснение особенностей образования ребенком звуков речи и функционирования произносительных органов в момент речи.

Фонологический.

Предполагает выяснение различения ребенком системы речевых звуков (фонем) в различных фонетических условиях.

Обследование звукопроизношения

Обследование звуков речи проходит поэтапно.

Обследование изолированного произношения.

Обследование произношения звуков в слогах.

Обследование произношения звуков в словах.

Обследование произношения звуков в предложениях.

Проверяются следующие группы звуков:

гласные: А, О, У, Э, И, Ы;

свистящие, шипящие, аффрикаты: С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ч, Щ;

сонорные: Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ;

глухие и звонкие парные П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В – в твердом и мягком звучании: П`-Б`, Т`-Д`, К`-Г`, Ф`-В`;

мягкие звуки в сочетании с разными гласными, т.е. ПИ, ПЯ, ПЕ, ПЮ (также ДЬ, МЬ, ТЬ, СЬ).

Выявленные дефекты звуков группируют в соответствии с фонетической классификацией.

В логопедической литературе принято различать четыре типа дефектов звукопроизношения:

отсутствие звука,

искажение звука,

замена звука,

смешение звука.

Обследование строения артикуляционного аппарата

Губы: расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, укороченная верхняя губа.

Зубы: неправильный прикус и посадка зубов.

Твердое небо: узкое куполообразное (готическое); расщепление твердого неба (сумбукозная расщелина). Подслизистое расщепление неба (субмукозная расщелина) обычно трудно диагностируется, т.к. закрыто слизистой оболочкой. Нужно обратить внимание на заднюю часть твердого неба, которая при фонации гласного А втягивается и имеет форму равностороннего треугольника. Слизистый покров в этом месте истончен. В неясных случаях отоларинголог должен выяснить состояние неба путем тщательной пальпации.

Мягкое небо: короткое мягкое небо, расщепление его, раздвоенный маленький язычок (uvula), отсутствие его.

Обследование дыхательной функции

Тип неречевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное).

Характеристика речевого дыхания: по результатам произнесения фразы, состоящей из 3 – 4 слов (для детей 5 лет), 4 – 6 слов (для детей 6 -7 лет).

Объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный).

Частота речевого дыхания (нормальное, учащенное, замедленное).

Продолжительность речевого дыхания (нормальное, укороченное).

Обследование просодической стороны речи

Темп (нормальный, быстрый, медленный).

Ритм (нормальный, аритмия, дисритмия).

Паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки).

Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).

Обследование фонематического восприятия

Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка. Однако и у детей с нормальным физическим слухом нередко наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи.

С целью выявления состояния фонематического восприятия обычно используют приемы, направленные на:

Узнавание, различение и сравнение простых фраз.

Выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу).

Различение отдельных звуков в ряду звуков, затем – в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу).

Запоминание слоговых рядов, состоящих из 2 – 4 элементов (с изменением гласной: МА-МЕ-МУ, с изменением согласной: КА-ВА-ТА, ПА-БА-ПА).

Запоминание звуковых рядов.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

Прежде чем приступить к обследованию импрессивной стороны речи, логопед должен убедиться в том, что у обследуемого ребенка полностью сохранен физический слух. Имея объективные данные о нормальном состоянии физического слуха, логопед приступает к исследованию фонематического слуха.

Обследование понимания речи включает следующие разделы.

Обследование понимания слов

Показ называемых логопедом предметов или картинок, находящихся перед ребенком.

Показ называемых логопедом предметов или картинок, которые не находятся непосредственно в поле зрения ребенка, но он должен их найти у себя или в окружающей обстановке.

Проверка понимания слов в затрудненных условиях (автор А.Р. Лурия). Используется многократное повторение слов или группы слов. Например: «Покажи стакан, книгу, карандаш, стакан, книгу».

Для выявления понимания действия предъявляются пары картинок. Например: на одной картинке изображен ученик, читающий книгу, на другой – книга. Логопед называет слово «читает» - ребенок должен показать соответствующую картинку.

Изучение понимания слов, сходных по звуковому составу, различение которых предполагает наиболее тонкий фонематический анализ.

Более сложные виды заданий, направленных на актуализацию значений слов, на их правильный выбор в том или ином контексте:

Подобрать к названным определениям подходящие предметы.

Подобрать к названию целого название его части.

Подобрать к названию общего понятия частного.

Подобрать названия предметов по их действиям.

Подобрать слова, противоположные по значению.

Закончить предложение.

Имена прилагательные, данные в парах слов, заменить прилагательными, близкими по значению: бесстрашный летчик, правильный ответ.

Выбрать прилагательные, которые можно употребить с существительными, указанными в скобках: густой, дремучий (лес, туман);

Выбрать из слов, данных в скобках, наиболее подходящие по смыслу: Утром к дому прилетела … (стая, стайка, стадо) воробьев. Они уселись на крыше и весело … (пели, щебетали, чирикали).

Обследование понимания предложений

Выполнение предъявленных на слух словесных инструкций различной сложности.

Для выявления трудностей понимания логико-грамматических структур используется разработанный А.Р. Лурия прием, который включает три варианта:

Ребенку предлагается показать два последовательно называемых предмета: карандаш, ключ;

«Покажи ключом карандаш».

«Покажи ключ карандашом».

Изучение понимания логико-грамматических отношений.

Например, ребенку предъявляются пары картинок, изображающие женщину с собакой и собаку. Ребенок должен показать, где хозяйка собаки.

Для выявления более тонких проявлений импрессивногоаграмматизма предъявляются непривычные для детей конструкции. Например, «Петю ударил Коля. Кто драчун?»; «Дуб выше кедра. Покажи кедр», (Предъявляются соответствующие картинки).

Исправить предложения: Коза принесла корм девочке

Исправить предложения, в которых порядок слов не совпадает с порядком действий.

Изучение понимания предложений, включающих подчинительную связь, выраженную различными синтаксическими отношениями.

Закончить предложения, выбрав вариант окончания.

Закончить предложение, придумав концовку.

Выбрать правильное предложение из двух.

Обследование понимания грамматических форм

При обследовании должна быть создана экспериментальная ситуация, при которой выполнение заданий исключает необходимость устного ответа испытуемого. Детям предлагается действовать по речевой инструкции, правильное выполнение которой возможно лишь при условии понимания ребенком заданных грамматических форм.

Приемы обследования.

Исследование понимания форм единственного и множественного числа существительных, глаголов, прилагательных с помощью набора картинок, изображающих один или несколько предметов.

Для исследования понимания форм мужского и женского рода глаголов прошедшего времени используют картинки, на которых изображены мальчик и девочка, совершающие одно и то же действие или находящиеся в одном и том же состоянии.

Исследование понимания значения предлогов.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА

Приемы обследования детей с полным или частичным отсутствием вербальных средств общения

Прежде всего важно вызвать и поддержать в процессе обследования эмоционально положительный настрой ребенка, благоприятный для общения. Желательно, чтобы выявление лексических средств языка, которыми владеет ребенок, проводилось в игровой форме.

Называние ребенком игрушек, действий с ними.

Называние ребенком картинок.

Приемы обследования детей, владеющих вербальными средствами общения

Называние предметов, действий, качеств по специально подобранным картинкам.

Подбор синонимов, антонимов, родственных слов для исследования слов, имеющих абстрактное значение, а также для исследования способности ориентироваться в словах одного семантического поля.

Называние обобщенных слов в группе однородных предметов (для обследования наличия в словарном запасе общих категориальных названий).

Приемы, направленные на изучение способов употребления слов в разных видах коммуникативной деятельности.

А) самостоятельное составление предложения с заданным словом;

Б) добавление 1 – 2 слов к неоконченному предложению;

В) корректирование ошибочных слов в предложении.

Метод направленной ассоциации.

Используется для изучения сочетательных свойств слова. Ребенку предъявляется задание, в ходе выполнения которого необходимо составить осмысленное словосочетание.

Подбор к данному слову нескольких слов, сочетавшихся с предъявленным. Используется для определения, насколько ребенок овладел многозначностью слов.

Дополнение предложения недостающим словом.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЯЗЫКА

Приемы обследования навыков построения предложения

Прием составления предложений по опорным словам.

Прием составления предложений по отдельным словам, расположенным в беспорядке (деформированные предложения).

Прием составления простых предложений по предлагаемой ребенку картинке, в которой «запрограммировано» предложение заданной конструкции:

А) построение простого нераспространенного предложения;

Б) умение пользоваться простым распространенным предложением, состоящим из 3 – 4 слов, т.е. с определением, дополнением, обстоятельством (с предлогами и без предлогов);

В) умение детей строить предложения с однородными членами;

Г) построение предложения с большим распространением (с 6 – 7 различными членами);

Д) изменение структуры исходного предложения.

Приемы составления сложных предложений.

А) Составить предложения по картинке, на которой изображено выполнение двух или нескольких действий.

Б) Закончить сложноподчиненное предложение по данному главному.

В) Составить сложноподчиненное предложение по двум простым.

Приемы обследования грамматических изменений

слов в предложении

Обследования грамматических отношений управления.

Прием подстановки данного слова в определенном падеже.

Составление словосочетания из глагола имени существительного с предлогом или предложения по сюжетной картинке, выполненным действиям.

Подстановка недостающего предлога в данный текст.

Обследования грамматических отношений согласования.

Прием составления по картинкам предложений, в которых прилагательное дается в различных падежных формах или роде.

Прием подстановки пропущенных окончаний в слова предложения.

Прием подстановки в предложение недостающего слова из числа слов, данных для выбора.

Аналогично исследуют возможности ребенка согласовывать имена существительные с числительными, местоимениями, а также с глаголами в роде, числе и падеже.

Приемы обследования грамматического оформления на морфологическом уровне

называние картинок, изображающих один предмет или их множество (преобразование существительных, глаголов мужского, женского, среднего родов или слов с уменьшительными суффиксами);

прием выбора пары слов из данных (для изучения умений правильно употреблять число при согласовании имени существительного с прилагательным), например: красные, шар, шары, красный и т.п.;

исследование грамматической категории рода;

исследование умений пользоваться способами словообразования;

а) суффиксальный способ.

б) префиксальный способ.

ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Используются следующие приемы:

Пересказ (с опорой на готовый сюжет и предложенный авторский).

Рассказ по сюжетной картинке или серии сюжетных картин.

Рассказ-описание или рассказ из личного опыта.

При анализе результатов обследования пересказа отмечается:

самостоятельность пересказа (с помощью наводящих вопросов);

полнота передачи текста (использование слов «потом», пропуск основных событий);

последовательность изложения (меняет, искажает логическую последовательность);

плавность изложения;

правильность оформления высказывания (аграматизмы, предложения).

При анализе результатов обследования рассказа отмечается:

самостоятельность составления рассказа;

3) точность, полнота изложения;

4) познавательность рассказа;

5) лексико-грамматическое оформление высказывания.

Технология логопедического обследования детей раннего возраста

В последние годы акцент исследований в детской логопедии сместился в сторону более раннего выявления отклонений в речевом развитии и раннего начала комплексной коррекционной работы.

Своевременная логопедическая диагностика позволяет снизить социальную депривацию безречевого ребенка, использовать в полной мере возможности сензитивных периодов становления речи как высшей психической функции, эффективно корригировать темп психоречевого развития ребенка и предупреждать возникновение вторичных нарушений. Чем раньше будут выявлены индивидуальные проблемы в раннем речевом развитии ребенка, тем больше времени будет у родителей и педагогов для их коррекции.

1 Обследование доречевого развития младенца

(от рождения до 12 месяцев)

Логопедическая диагностика и стимуляция речевого развития на начальных этапах становления речевой коммуникации имеет целью раннее распознавание и исправление отклонений речевого развития и начинается с первых месяцев жизни ребенка. Это предполагает использование специальных приемов обследования и дифференциальной диагностики в сочетании с тщательным анализом данных медицинского анамнеза и психолого-педагогических наблюдений за ребенком.

В логопедическом обследовании детей раннего возраста в зависимости от того, воспитывался ли ребенок с рождения в семье или доме ребенка, используют комбинированно методы анализа анамнестических данных, анкетирования родителей и наблюдения за ребенком младенчество возраста. При проведении ранней диагностики отклонений в речевом развитии целесообразно также ориентироваться на традиционную схему нормального развития доношенных детей до 3 лет (Н.М. Аксарина, 1972; Л.О. Бадалян, 1982, 1988) и методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста (Г.В. Пантюхина, К.Н. Печора, Э.Л. Фрухт, 1996).

I этап (период новорожденности)

Логопедическое обследование

При сборе анамнестических данных о неонатальном периоде логопеду целесообразно ориентироваться на следующие:

Характер первого крика новорожденного (громкий, пронзительный, хриплый, слабый, тихий, после хлопка по попке, после стимуляции, не кричал);

Физиологическая функция дыхания (дышал самостоятельно с рождения, проводились реабилитационные мероприятия из-за заглатывания околоплодных вод или слизи, подключали к аппарату искусственной вентиляции легких, на какой срок, длительность нахождения в кювезе);

Интенсивная терапия в неонатальном периоде (антибиотики, заменное переливание крови, подключение к капельнице);

Хирургические мероприятия в неонатальном периоде (в случаях тяжелой врожденной патологии органов дыхания, кровообращения, голосообразования и т.п.);

Первое кормление ребенка грудью (на какой день, сосал сам или кормили сцеженным молоком из бутылочки, использовался ли молокоотсос);

Причины раннего искусственного вскармливания (стафилококк в материнском молоке, заболевание матери, болезнь ребенка, слабость сосательного рефлекса, разлука с матерью и др.);

Длительность кормления (быстро уставал и засыпал, отсасывал молоко у соска и отказывался сосать дальше, активно сосал все кормление, отказывался брать грудь, требовал соску);

Характер сосательных и глотательных движений при кормлении (срыгивания, поперхивания, захлебывания, вытекание молока через нос, вялость губ, болезненное «покусывание» груди во время кормления).

II этап (1-3 месяца)

Логопедическое обследование

Оно начинается с наблюдения за ребенком в естественных условиях. При опросе родителей и осмотре ребенка логопед обращает особое внимание на:

Характер реакций на голод, охлаждение или перегрев при купании (резкий крик и общая двигательная активность, вялое покряхтывание, длительный пронзительный крик, общая вялость и пассивность);

Появление первых мимических гримас (реакция на «сладкое -горькое» при изменении питания кормящей матери или введении новой смеси или пищевых добавок), их симметричность или асимметричность, вялость, смазанность);

Начальное зрительное или слуховое сосредоточение (затихает при поднесении к лицу яркого, светящегося предмета или прислушиваясь к новому языку на фоне других);

- «оральное внимание» (фиксирует взгляд на лице говорящего взрослого);

Наличие «комплекса оживления» в ответ на обращение к нему со стороны взрослого;

Характер преобладающих реакций на раздражители (резкий звук, яркие блики, болевые ощущения): крик, плач, вздрагивание, широкое открывание глаз, начальное сосредоточение, отсутствие реакций;

Характер преобладающих реакций на обращенную к нему речь матери: «оральное внимание», «комплекс оживления», отворачивается в сторону, плачет, не реагирует;

Проявление положительных эмоций в комфортных условиях, например, после кормления или смены мокрых пеленок (покряхтывание, ворчание, сопение и т.п.).

Отдельно отмечаются первые доречевые реакции младенца:

Начально гуление – «гуканье»

Истинное гуление (время его появления, длительность и напевность голосовой продукции, наличие голосовой и двигательной аутостимуляции, особенности общего поведения при гулении, наличие / отсутствие эмоциональной реакции на ухаживающего взрослого в форме более активного гуления после звуковой или двигательной стимуляции);

Первые реакции на интонацию взрослого (сердитую, ласковую), их проявления в форме плача, комплекса оживления, мимических гримас;

Монотонность /выразительность, напевность гуления, модулированный /немодулированный характер первой доречевой продукции.

III этап (3-6 месяцев)

Логопедическое обследование

Характер голосовых реакций младенца и особенности его поведения, когда к нему обращаются или длительно смотрят на него (активно реагирует, не обращает внимания, тянет руки к взрослому, отворачивается, плачет, проявляет беспокойство; спонтанное или ситуативно обусловленное «гакунье», преобладание коротких голосовых серий, переход к длительной напевной вокализации);

Особенности интонационной окрашенности голосовых реакций и их мелодической организации (выразительность, монотонность, скандирование, истощаемость голоса и дыхания, близость вокальной продукции к мелодике родного языка ребенка);

Переход к произнесению артикулем, близких к речевым звукам; появление «слогов» различной длительности (с акцентом на первом «слоге» серии);

Изменение поведения в ответ на слуховые раздражители (ребенок оборачивается на хлопок ладонями, закрывает глаза на громкий шум, поворачивает голову по направлению шелеста бумаги, звучания колокольчика, скрипа двери);

Наличие или отсутствие мышечной активности в речевой и мимической мускулатуре (гримасничанье, первый смех типа «повизгивания», щелканье языком, пришлепывание губами, «жевание» игрушек);

Патологические трудности при переходе на густую пищу (наличие рвотного рефлекса при попытке кормить с ложки, особенности формирования умения пить глотками из поильника, сглатывать с кончика языка капельки жидкости или крошки печенья): «дисфагия»;

Особенности визуального контакта с близкими людьми: поиск или избегание встречного взора, напряженность, отстраненность взгляда;

Неполноценность комплекса оживления (отсутствие двигательного, голосового, эмоционального компонента, его безадресность или адресованность неодушевленным предметам, запаздывание реакции на раздражитель).

IV этап (6-9 месяцев)

Логопедическое обследование

Особенности формирования лепета:

Отсутствие лепета, смодулированный по громкости и тону лепет, его затухание в этом периоде; постепенное обогащение звукового состава, интонационная выразительность речевой продукции;

Близость лепета к интонационным особенностям родной речи (незавершенность интонации, перепады частоты основного тона по высоте и громкости, удлинение ударных гласных и т.д.);

Лепетные диалоги: постепенный переход от эмоциональной реакции на обращенный монолог матери к диалогу мать-ребенок, в котором они выражают свое эмоциональное отношение друг к другу в сериях слоговых последовательностей (ба-ба-ба, ма-ма-ма);

Умение ребенка выражать свои эмоции в обществе других людей или в одиночестве (при игре с игрушками) с помощью лепета.

2) Особенности формирования понимания обращенной речи :

Знает свое имя (реакция на имя), начинает различать имена близких людей – как их называют в семье (мама, папа) и поворачивать головц в их сторону в ответ на вопросы: «Где мама?»; «Где папа?».

3) Развитие паралингвистических форм коммуникации:

Выражение своих просьб жестами и требовательными возгласами, криком;

Формирование направленного взгляда («соединяющего»), использование его, наряду с жестами, чтобы получить необходимую игрушку, пищу;

Умение всегда смотреть в глаза своему «собеседнику», соблюдать некую последовательность, отдаленно напоминающую диалог, при «беседе» со взрослым (в «диалогических» лепетных сериях).

4) Развитие навыков глотания и формирование навыков жевания твердой пищи:

Постепенно ослабевает рвотный рефлекс, сдвигаясь к корню языка, и ребенок получает возможность не только сосать во рту твердую пищу, но и есть рассыпчатую картошку и кусочки бисквита;

Развиваются движения языка из стороны в сторону и вверх – вниз, необходимые для разжевывания твердой пищи во рту, и ребенок перестает выталкивать твердую пищу изо рта движением кончика языка вперед;

Переход от питья кефира (густой жидкости) к умению пить воду из чашки маленькими глотками, не захлебываясь и не поперхиваясь.

5) Характер взаимодействия матери и ребенка:

Сколько времени мать уделяет общению с ребенком, игре с ним;

Пытается ли мать активизировать ответную реакцию малыша.

V этап (9-12 месяцев)

Логопедическое обследование

-первоочередное усвоение основных прагматических аспектов человеческой коммуникации (младенец смотрит в глаза собеседнику, соблюдает очередность «высказываний», кивает головой – «согласен/не согласен», машет ручкой – «до свидания» и т.п.);

- хорошее понимание обращенной речи (знает свое имя, понимает простые вопросы, следует запретам, выполняет простую инструкцию);

- завершение лепетной стадии (активный лепет, его интонационная окрашенность и его близость к выразительным мелодико-ритмическим особенностям речи взрослых, переход от аутолалическойстадии лепета к лепетным диалогам с мамой, подражанию новым слогам);

- появление первых слов и переход к речевой коммуникации (в лепете различаются первые слова, близкие по своей структуре к лепету, развивается подражание значимым словам взрослых людей в форме нескольких облегченных слов);

- условия, наиболее влияющие на активизацию звуковой/речевой активности ребенка: тактильно-эмоциональное, эмоционально-речевое, предметно-действенное общение ребенка со взрослым или сочетание этих форм;

- сформированность базовых навыков глотания и жевания.

Опрос родителей и анализ результатов наблюдения за ребенком первого года жизни целесообразно проводить, опираясь на общие закономерности развития первых психических реакций младенца в онтогенезе, их зависимость от формирования двигательных функций, соматического здоровья ребенка и других факторов (например, особенностей эмоциональных отношений в семье). Любые выявленные у младенца нарушения голосового, дыхательного или артикуляционного компонента произносительной стороны речи требуют проведения своевременных коррекционных мероприятий, дополнительного обследования ребенка у других специалистов (невропатолога, отоларинголога, сурдолога), а трудности формирования коммуникативной деятельности – консультирования у детского психолога.

1 этап знакомстово с обследуемым, краткие анамнестические сведения (возраст, семья, болезни), определен примерного уровеня психич и физич развития и состоян, характер взаимоотношен с родителями, учителями, отношение к своему дефекту речи, особенности эмоционально-волевой сферы, общего и речевого поведен. Данные заносятся в протокол обследован.
2 э -диагностика анатомических особенностей артикуляторн аппарата. При исследовании используется деревянный шпатель; отделы артикуляторного аппарата должны быть хорошо освещены. Описывают особенности строения артикуляторов:губы,зубы, небо мягкое/твердое,язык, прикус, члюсть.В заключен отражаются особенности строен артикуляторного аппарата: нормальное, негрубые/грубые отклонения (указать).
На 3 э диагностируются затруднения в движениях артикуляторных органов: явная невозможность, значительное ограничен объема движен, склонность к постоянному удерживанию языка "комком" в глубине полости рта, тремор, гиперкинез, замедление темпа при повторных движен. Отметмечается наличие/отсутствие сопутствующих движений лица, мимич мышц, устанавливается состояние общей моторики: координация движен, чувство равновесия, навыки самообслуживан, леворукость и т.п.
4 э диагностика нарушен звукопроизношения. Используют рисунки с предметными изображениями, с котор звуки нахндятся в 3 позициях.(начало, конец, середина слова). Определяют характер нарушен: полное отсутствие звука, замена его др, искаженное произнесение (носовое, смягченное, губное, межзубное, боковое, велярное, увулярное).
Заключен по следующей схеме: при изолированном произнесении зв: норм, отсутствует, заменяется, искажается; в начале, середине, конце слова: норм, отсутствует, заменяется, искажается; нарушено произношен шипящих, свистящих, дрожащих.
5 этап -диагностика состоян слухового дифференцирования звуков.задачи: проверить состояние слуха; выявить дифференциацию неречевых зв, состояние слуховой памяти и понимания речи; проверить слуховое различение слогов, слов с оппозиционными зв, состояние фонематического анализа и синтеза (старше 4 лет). Закрыв лицо экраном, голосом средней силы многократно в разной последовательности произносят слоги, слова, предложения с оппозиционными зв, ребенок, стоящий на расстоян 1,5 м, повторяет сказанное/показывает соответств картинку. В заключен отмечают уровень сформированности слуховой дифференциации и фонематич восприятия (достаточно/недостаточно сформирован).

Речевая карта - документ, фиксирующий результаты логопедич обследован. Разделы: паспортная часть, анамнестические данные, данные о физич и психич здоровье, общая характеристика речи: связная речь, словарный запас, грамматический строй, произносительная сторона, фонематический слух, слоговая структура слова, чтение и письмо, логопедическое заключен, индивидуальный план работы с ребенком.


Обязательные этапы обследования:

  1. Ориентировочный этап;
  2. Этап получения данных о состоянии невербальных процессов и речевой деятельности (диагностический);
  3. Аналитико-оценочный этап.

Первый этап - ориентировочный. Логопед заполняет карту развития ребенка со слов родителей, изучает документацию, беседует с ребенком. Основным содержание первого этапа является сбор анамнестических данных, выяснение запроса (жалоб) родителей, педагогов, выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребёнка.

В беседе с родителями выявляются предречевые реакции ребенка, в том числе гуление, лепет (модулированный). Важно выяснить, в каком возрасте появились первые слова и каково количественное соотношение слов в пассивной и активной речи, когда появились двухсловные, многословные предложения, не прерывалось ли речевое развитие (если да, то по какой причине), какова речевая активность ребенка, его общительность, стремление к установлению контактов с окружающими, в каком возрасте родителями обнаружено отставание в развитии речи, каково речевое окружение (особенности естественной речевой среды).

В процессе беседы с ребенком логопед устанавливает контакт с ним, нацеливает его на общение. Ребенку предлагаются вопросы, помогающие выяснить его кругозор, интересы, отношение к окружающим, ориентировку во времени и пространстве. Вопросы задаются таким образом, чтобы ответы были развернутыми, рассуждающего характера. Беседа дает первые сведения о речи ребенка, определяет направление дальнейшего углубленного обследования различных сторон речи.

На втором этапе проводится обследованием компонентов языковой системы и на основе полученных данных делается логопедическое заключение. Диагностический этап представляет собственно процедуру обследования, которая проводится по определенной схеме. Взаимодействие логопеда и ребенка направлено на выяснение следующих моментов: какие языковые и речевые средства сформированы к моменту обследования; какие речеязыковые средства не сформированы и характер несформированности этих средств (задержка развития или нарушение).

Сюда относится: обследование словаря, обследование грамматического строя речи, обследование связной речи, обследование звукопроизношения и фонематического слуха, обследование слоговой структуры и звуконаполняемости слов.

На третьем этапе логопед проводит динамическое наблюдение за ребенком в процессе обучения и уточняет проявления дефекта.

После комплексного обследования планируется коррекционно-воспитательная работа с детьми.

Таким образом, особое внимание уделяется описанию последовательности действий логопеда, обеспечивающих всесторонний подход к изучению недостатков устной и письменной речи детей различного возраста.

I этап. Ориентировочный.

// этап. Диагностический.

III этап. Аналитический.

IVэтап. Прогностический.

V этап. Информирование родителей.

Остановимся подробнее на характеристике каждого из этих этапов и технологии его проведения.

Этапы логопедического обследования

1. Ориентировочный этап

Задачи первого этапа:

§ сбор анамнестических данных;

§ выяснение запроса родителей;

§ выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.

Решение данных задач позволяет сформировать адекватный возрастным и речевым возможностям, а также интересам ребенка пакет диагностических материалов.

Виды деятельности:

§ изучение медицинской и педагогической документации;

§ изучение работ ребенка;

§ беседа с родителями.

Обследование рациональнее начинать со знакомства с медицинской и педагогической документации, которая изучается в отсутствие родителей или лиц их заменяющих. Обычно перечень необходимых документов обговаривается заранее с родителями при записи на обследование и его объем может зависеть от характера трудностей, которые испытывает ребенок. К медицинской документации относятся медицинская карта ребенка или выписки из нее специалистов: педиатра, невропатолога, психоневролога, отоларинголога и др. Кроме того, могут быть предоставлены заключения специалистов, консультации которых получены по собственной инициативе родителей в различных медицинских учреждениях, в том числе и негосударственных: аудиограммы, заключения о результатах ЭЭГ, РЭГ, ЭХО-ЭГ1 и др.

Лит-ра Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи.Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005.

Логопедическое обследование – первый и очень важный этап в обучения ребенка, коррекции его речи.

Предмет логопедического обследования – выявление особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными откло- нениями в развитии.

Объект логопедического обследования – речевые и тесно связанные с ними неречевые процессы.

Субъект обследования – человек (ребенок), страдающий нарушени- ем речи.

На современном этапе развития педагогики доказана субъект-субъект- ная основа отношений между педагогом и обучающимся. Поэтому целе- сообразно говорить о ребёнке с нарушениями речи не как об объекте, а как о субъекте педагогического процесса.

Цель логопедического обследования – определение путей и средств кор- рекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере. Из цели вытекают следующие задачи:

1) выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;

2) выявление негативных тенденций в развитии для определения необ- ходимости последующего углубленного изучения;

3) выявление изменений в речевой деятельности для определения эф- фективности педагогической деятельности.

Также выделяются задачи:

1) выявление объёма речевых навыков;

2) сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития;

3) определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и других видов психической деятельности;

4) анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой сторо- ной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя;

5) определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи.

К методам логопедического обследования относят педагогический эксперимент; беседу с ребенком; наблюдение за ребенком; игру.

В качестве дидактического материала могут быть исполь­зованы реальные объекты действительности, игрушки и муляжи,. сюжетные и предметные картинки, предъявляемые единично, сериями или наборами, устно предъявляемый вер­бальный материал, карточки с напечатанными заданиями, книги и альбомы, материализованные опоры в виде схем, условных значков и проч.

Характер дидактического материала в каждом конкрет­ном случае будет зависеть:

■ от возраста ребенка (чем меньше ребенок, тем реальнее и реалистичнее должны быть объекты, предъявляемые ре­бенку);

От уровня развития речи (чем низке уровень развития речи ребенка, тем реалистичнее и реальнее должен быть предъяв­ляемый материал);

■ от уровня психического развития ребенка;

От уровня обученности ребенка (предъявляемый матери­ал должен быть достаточно освоен - но не заучен - ре­бенком).

Материал отбирается в соответствии с социальным опы­том ребенка, чтобы не провоцировать возникновения непред­виденных технических трудностей (например, ребенок не мо­жет узнать объект на рисунке и поэтому затрудняется назвать его; не знает букв и не может выполнить задание на карточке и проч.).

Необходимо подбирать материал таким образом, чтобы в рамках одного диагностического теста можно было обследо­вать несколько классов или категории языковых единиц (на­пример, грамматический строй и словарный запас, звукопроизношение и слоговую структуру слова и т. д.).

Процедура диагностического этапа начинается с установ­ления контакта с ребенком. В зависимости от возраста ре­бенка и его личностно-типологических особенностей она мо­жет иметь несколько вариантов. Однако в любом случае зна­комство начинается с того, что логопед, улыбаясь входящему ребенку, здоровается с ним, приглашает его присесть рядом с собой или пройти к шкафу с игрушками,. называет свое имя, а уже потом спрашивает. как зовут обследуемого. Это может звучать, например, так: «Здравствуй, меня,зoвym Ольга Евге ньевна. А тебя как зовут?

При этом степень развернутости и официальности зави­сит от возраста ребенка. Трехлетнему малышу можно пред­ставиться как «тетя Оля», а для тяжелого безречевого ребен­ка можно ограничиться просто именем Оля. Это не влияет на авторитет логопеда, но облегчает контакт с ребенком. Пос­ле знакомства предложите ребенку еще раз повторить ваше имя или имя и отчество, для того чтобы убедиться, что ребе­нок его запомнил и н случае необходимости сможет к вам обратиться.

Если у дошкольника выражен речевой негативизм, пред­ставьтесь сами, но не требуйте от ребенка назвать его имя. В случае, если будете настаивать, он откажется общаться с вами и обследование не состоится. Поэтому контакт с ребенком налаживается в процессе игры или предметно-практической деятельности в нейтральном для ребенка месте, например па полу или у полки (столика) с игрушками.

Иногда, при выраженном элективном мутизме (это психоневротическое состояние, при котором ребенок вступает в словесный контакт только с некоторыми людьми) начало обследования проводят «из-за угла». Логопед просит маму организовать с ребенком какую-либо деятельность, например игру или рассматривание картинок сначала в отсутствие лого­педа. Логопед начинает обозначать свое присутствие посте­пенно. Входит в комнату, но не вмешивается в ход работы мамы и ребенка; стоит, отвернувшись; делая вид, что занят чем-то другим, проходит мимо. Время его присутствия и вни­мания к ребенку увеличивается, и, наконец, логопед включает­ся в общение с ребенком, организуя совместную деятельность. Показателем успешности вашего включения будет служить неснижающаяся активность ребенка.

У школьников, как правило, нет такого выраженного рече­вого негативизма. У них - другие проблемы. Эти проблемы связаны со стрессовой ситуацией обследования. Школьник относится к логопеду, прежде всего, как к человеку, который будет выискивать у «бедного» ребенка недостатки и ошибки. Кому же приятно оказаться в такой ситуации?

Поэтому не рекомендуем начинать налаживать контакты со школьником с вопросов об успеваемости ребенка. Лучше с учащимся начать беседу с нейтральных тем, продемонстрировав ваше знание его сильных сторон и увлечении. А вопросы об успеваемости вы сможете задать попозже.

Особенно выражена тревожность, а иногда и агрессия у под­ростков. Поэтому установление контакта с этими детьми очень важно, хотя для этого требуется приложить некоторые усилия.

При обследовании подростков необходимо продемонстри­ровать, что вы относитесь к ним, как к самостоятельным взрос­лым людям, у которых есть некоторые проблемы. Позиция союзника в поиске проблем и путей их решения, пожалуй, одна из самых сильных в общении с этими детьми, поскольку союзник является одним из самых востребованных лиц в жизни этих детей. Поэтому беседу необходимо начать с выяс­нения того, как ребенку удобнее проходить обследование, в присутствии родителей или в их отсутствие, как лучше к нему обращаться, но «ты» или «вы», попросить сформулировать его проблему самостоятельно.

Но желательно логопедическое обследование проводить в при­сутствии родителей. Это необходимо для того, чтобы родите­ли наглядно могли увидеть те проблемы, которые есть у ребен­ка, а затем логопед мог проиллюстрировать свое заключение и рекомендации примерами из обследова­ния.

Как правило, родителей просят располагаться но некото­ром расстоянии так, чтобы ребенок «чувствовал» их присут­ствие, но не видел их постоянно. Это необходимо по следую­щим соображениям. Во-первых, присутствие матери или отца воодушевляет ребенка, делает его спокойнее и увереннее. Иногда он даже оборачивается, чтобы видеть реакцию родите­лей. Вo-вторых, ребенок не видит изменений выражений лица родителей постоянно, особенно в моменты, когда ребенок, по их мнению, совершает ошибку или не может ответить па элемен­тарный вопрос. В подобных ситуациях родители часто начи­нают вмешиваться в процесс обследования, подсказывая отве­ты на вопросы или комментируя действия ребенка, сообщая все, что они думают по этому поводу. Логопед должен мягко, но решительно пресекать эти вмешательства, уверяя родите­лей, что все свои дополнительные мысли они смогут сообщить ему позже, наедине, что он как специалист понимает, как тя­жело ребенку продемонстрировать все свои знания, что обсле­дование имеет свои процедурные особенности, которые нельзя нарушать. В крайнем случае, можно сказать родителям, что если они не прекратят вмешиваться в процесс обследования, то им придется покинуть кабинет.

Для маленьких или очень боязливых и стеснительных детей делается исключение. Допускается, что ребенок в нача­ле обследования может находиться на коленях матери или отца, но постепенно, по мере установления контакта, логопед перемещает ребенка поближе к себе, как бы отрывая и удаляя его от родителей.

Устанавливая и установив контакт с ребенком, логопед выясняет для себя некоторые особенности коммуникативного по­ведения, присущего обследуемому ребенку, и вносит уточнения в тактику обследования и набор дидактического материала.

Необходимо специально отметить, что материал для обследования отбирается индивидуально, но в рамках некото­рых нормативов, характеризующих определенный возраст­ной период в жизни ребенка и его социальное окружение (го­родской ребенок, сельский ребенок, ребенок из неблагополучной семьи, сирота, отдаленные поселения - изоляторы, представите­ли других национальностей и др.). В настоящее время эти нормативы не определены ни количественно, ни качественно и определяются скорее интуитивно, исходя из опыта анало­гичной работы. Это, безусловно, затрудняет процесс анализа полученных результатов. Тем не менее знание законов развития речи в онтогенезе поможет логопеду правильно отобрать языковой материал и виды работы по обследованию детей.

Обследование детей разных возрастных групп и разной степени обученности будет строиться по-разному. Однако су­ществуют общие принципы и подходы, определяющие после­довательность проведения обследования.

Принцип индивидуального и дифференцированного под­хода предполагает, что отбор заданий, их формулировки и наполнение вербальным и невербальным материалом должны соотноситься с уровнем реального психоречевого развития ребенка и учитывать специфику его социального окружения и личностного развития.

Исследование рационально проводить в направлении от общего к частному. Сначала специалист выявляет про­блемы в развитии речи ребенка, а затем эти проблемы рас­сматриваются пристальнее, подвергаются количественно­му и качественному анализу.

Внутри каждого вида тестирования предъявление мате­риала дается от сложного к простому. Это позволяет ре­бенку закончить каждую пробу успешно, что создает до­полнительную мотивацию и положительный эмоциональ­ный настрой, которые, в свою очередь, повышают продуктивность и продолжительность обследования. При стандартном подходе, когда каждая проба усложняется по мере тестирования ребенка, ребенок обречен в большин­стве случаев <упираться> в неуспех, что вызывает чувство негативизма, ощущение неизбежности ошибки, а это в значительной мере провоцирует снижение интереса к предъяв­ляемому материалу и ухудшение демонстрируемых дос­тижений.

От продуктивных видов речевой деятельности - к ре­цептивным . Исходя из данного принципа, в первую оче­редь обследуются такие виды речевой деятельности, как говорение и письменная речь (или чаще в логопедии гово­рится о самостоятельной письменной речи, под которой имеются в виду письменные высказывания, имеющие коммуникативную направленность - сочинения). Письмен­ная речь обследуется только у школьников, прошедших обучение и имеющих опыт написания подобных работ. При наличии диагностических признаков неблагополучия в про­дуктивных высказываниях или жалоб со стороны родите­лей рекомендуется проводить исследование по изучению состоянии рецептивных видов деятельности: аудирования и чтения.

Логично сначала исследовать объем и характер употреб­ления языковых и речевых единиц, и только при наличии трудностей их использования переходить к выявлению особенностей пользования ими в пассиве. Таким образом, последовательность процедуры можно сформулировать как от экспрессивной языковой компетенции к импрессивной.

Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста требуют всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей.

При изучении детей дошкольного возраста так же должны быть учтены следующие принципы:

Онтогенетический принцип (учет последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе);

Этиопатогенетический (учет симптоматики речевой аномалии);

Деятельностный (учет ведущей возрастной деятельности):

Взаимосвязь речевого и общего психического развития.

В процессе изучения логопед должен выявить объем речевых навыков у ребенка с речевой аномалией, сопоставить его с возрастными нормативами, а также с уровнем психического развития, определить соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой и коммуникативной активности и других видов психической деятельности.

При выявлении речевых дефектов необходимо проанализировать взаимодействие между процессом овладения звуковой стороны речи, развитием лексического запаса и грамматического строя. Не менее важно также определить соотношение развития экспрессивной и импрессивной речи ребенка, выявить компенсаторную роль сохранных звеньев речевой функции, сопоставить уровень развития языковых средств с их активным использованием в речевом общении.

В связи с этим выделяются несколько этапов обследования ребенка.