Водоснабжение        23.05.2024   

Полномочия, функции и организация работы предметной комиссии. Словарь егэ Требования к помещениям аудиториям предметных комиссий

Проблемы есть. Мария Вербицкая, руководитель Федеральной комиссии по разработке КИМ (контрольно... обучение сводить к ОГЭ и ЕГЭ . Это всего лишь форма контроля... основе требований федерального компонента 2004 года, где требования, предметное содержание четко...

09.07.2018

И задачах на следующий год Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере... в проведении ЕГЭ : организаторов, технических специалистов, руководителей пунктов проведения экзаменов, предметных комиссий . ... в 9 классах. Демоверсии КИМ ЕГЭ и ОГЭ 2019 года будут...

06.07.2018

И отвечают на вопросы экспертов региональных предметных комиссий - как правильно проверять те... Элеонора Амбарцумова, замруководителя Федеральной комиссии ЕГЭ по... на чём-то написано "ЕГЭ ", то в целом виде до...

28.06.2018

Быть тема «Добро». А при написании сочинения на ЕГЭ по прочитанному тексту экзаменуемый вступает в диалог с... то, что им дорого. Автор - руководитель Федеральной предметной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов для государственной...

13.04.2018

С федеральными государственными образовательными стандартами. Но сами работы в отличие от ЕГЭ ребята пишут в стенах родной школы - ... школы «Гармония» Можайского муниципального района, зампред предметной комиссии по математике Московской области Ольга...

15.03.2018

2018 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки начинает... участие руководители федеральных комиссий по разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ -2018 ... уже размещены выпуски передачи «О ЕГЭ предметно » 2018 года - совместного проекта...

02.02.2018

Пунктах была впервые использована на ЕГЭ в 2014 году для организации... комплект экзаменационных материалов для участников ЕГЭ , включая бланки. Это позволит еще... и проверку предметными комиссиями результатов участников на региональном и федеральном уровне.

01.02.2018

Экзаменов. Об этом 15 января заявила руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ и ОГЭ по физике Марина Демидова в эфире программы «О ЕГЭ предметно » на ОТР. «Ситуация очень проста. Что касается ОГЭ, это экзамен за девятый класс, ...

16.01.2018

Его результатов. Об этом объявил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере... в декабре 2017 года Рособрнадзор запустит Федеральный обучающий портал, на котором будут... контроля за проведением ЕГЭ , взаимодействия РЦОИ с предметными комиссиями и ППЭ, ...

В состав предметной комиссии входят председатель комиссии, заместитель председателя и эксперты.

Численный состав комиссии определяется исходя из числа выпускников общеобразовательных учреждений (далее – выпускников) и поступающих в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования (далее - поступающие), которые будут сдавать ЕГЭ и ГВЭ по соответствующему общеобразовательному предмету в текущем году, а также с учетом сроков и нормативов проверки ответов на задания с развернутым ответом по данному общеобразовательному предмету.

В комиссию в качестве экспертов включаются учителя общеобразовательных учреждений области, методисты, преподаватели учреждений профессионального образования по профилю комиссии, прошедшие специализированный курс обучения технологии проверки экзаменационных работ в рамках ЕГЭ и ГВЭ.

Для ведения делопроизводства в состав предметной комиссии может быть включен технический секретарь.

    Полномочия, функции и организация работы предметной комиссии

      Предметная комиссия осуществляет свою работу в период проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний в ссузы и вузы. Организационно-технологическое обеспечение процедуры проверки развернутых ответов ЕГЭ и экзаменационных работ ГВЭ осуществляет РЦОИ. Ответственность за организацию работы Комиссии и результаты проверки развернутых ответов и экзаменационных работ ГВЭ несут председатель Комиссии и руководитель РЦОИ в рамках своей компетенции. В случае возникновения ситуаций, непредусмотренных настоящим Положением, решение принимает председатель Комиссии и/или руководитель РЦОИ в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием ГЭК.

3.2. Предметная комиссия в рамках проведения ЕГЭ:

принимает к рассмотрению по соответствующему общеобразовательному предмету ответы на задания с развернутым ответом участников ЕГЭ, выполненные только на бланках ответов №2 и дополнительных бланках ответов №2, утвержденной Рособрнадзором формы, и заполненные в соответствии с «Правилами заполнения бланков ЕГЭ»;

осуществляет проверку и оценивание ответов на задания с развернутым ответом в соответствии с установленными требованиями и инструкциями;

составляет и направляет в РЦОИ протоколы результатов проверки ответов на задания с развернутым ответом;

составляет и направляет в ГЭК итоговый отчет о результатах работы предметной комиссии.

Предметная комиссия вправе:

запрашивать в рамках своей компетенции информацию и разъяснения в РЦОИ и, в случае необходимости, в организации, осуществляющей по поручению Рособрнадзора организационно-технологическое сопровождение ЕГЭ на федеральном уровне;

готовить и передавать руководству ГЭК предложения по содержанию заданий с развернутым ответом, требованиям и критериям оценивания ответов для направления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере образования;

готовить и передавать руководству ГЭК информацию о типичных ошибках в ответах выпускников и поступающих и рекомендуемых мерах по совершенствованию подготовки обучающихся по соответствующему общеобразовательному предмету;

сообщать об обнаружении в КИМах некорректных заданий в ГЭК.

Предметная комиссия размещается в непосредственной близости к РЦОИ в специально выделенных и оборудованных для этих целей помещениях, позволяющих ограничить доступ посторонних лиц и обеспечить соблюдение режима информационной безопасности и надлежащих условий хранения документации.

Протоколы предметной комиссии после окончания первичной обработки остаются в РЦОИ, где хранятся как документы строгой отчетности в течение одного года.

    Структура предметной комиссии

Предметную комиссию возглавляет председатель, который организует ее работу и несет ответственность за своевременную и объективную проверку ответов на задания с развернутым ответом.

Председатель предметной комиссии в рамках своей компетенции подчиняется председателю и заместителю председателя ГЭК.

Заместитель председателя предметной комиссии подчиняется председателю предметной комиссии, в отсутствии председателя предметной комиссии выполняет его обязанности.

    Ответственность экспертов

Эксперт может быть исключен из состава предметной комиссии в следующих случаях:

предоставления о себе недостоверных сведений;

утери подотчетных документов;

невыполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей;

возникновения конфликта интересов (наличие близких родственников, которые участвуют в ЕГЭ в текущем году).

Решение об исключении эксперта из состава предметной комиссии принимается ГЭК на основании аргументированного представления председателя предметной комиссии.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей, несоблюдения требований нормативных правовых актов по проведению ЕГЭ, нарушения требований конфиденциальности и информационной безопасности, а также злоупотреблений установленными полномочиями, совершенными из корыстной или иной личной заинтересованности, эксперты привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. Правила по работе предметной комиссии при проверке развернутых ответов участников ЕГЭ

    Организация проверки ответов на задания с развернутым ответом

      Распределение работ между экспертами и назначение работ на третью проверку выполняются автоматизировано в РЦОИ с использованием предоставленных ФЦТ алгоритмов и программных средств.

      РЦОИ подготавливает рабочие комплекты для экспертов в соответствии с п. 7.6 настоящего документа.

      Председатель Комиссии получает набор рабочих комплектов для экспертов у руководителя РЦОИ в день проведения проверки.

      Председатель Комиссии передает на проверку экспертам соответствующие рабочие комплекты.

      Проверка ответов на задания экзаменационной работы с развернутым ответом осуществляется согласно «Методике проверки ответов на задания экзаменационной работы с развернутым ответом».

      Эксперты, проводя проверку развернутых ответов, выставляют баллы в машиночитаемый бланк-протокол, который предоставлен РЦОИ в рабочем комплекте.

      По завершении проверки экзаменационных работ одного рабочего комплекта эксперт передает рабочий комплект председателю Комиссии.

      Председатель Комиссии передает руководителю РЦОИ по мере готовности заполненные бланки-протоколы для дальнейшей обработки.

    Методика проверки развернутых ответов на задания КИМ ЕГЭ

    1. Ответы участников ЕГЭ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом оцениваются двумя независимыми экспертами.

      Оба эксперта независимо по результатам проверки выставляют баллы за каждый ответ на задание с развернутым ответом или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается отдельно по каждой позиции оценивания) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом, предоставленных ФЦТ.

      Результирующие баллы за ответы на задания с развернутым ответом определяются автоматизировано, исходя из следующих положений (кроме общеобразовательных предметов, в критериях оценивания развернутых ответов которых указано иначе):

    если баллы двух экспертов совпали, то полученный балл является окончательным;

    если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то окончательный балл определяется как среднее арифметическое баллов двух экспертов с округлением в большую сторону;

    если установлено существенное расхождение в баллах в оценивании заданий с развернутым ответом, то назначается дополнительная третья проверка.

Существенное расхождение по каждому общеобразовательному предмету определяется в критериях оценивания по соответствующему общеобразовательному предмету.

      Третий эксперт назначается председателем предметной комиссии из числа членов предметной комиссии, ранее не проверявших данную экзаменационную работу.

      Третий эксперт проверяет и выставляет баллы только за те ответы на задания (позиции оценивания), в которых было обнаружено расхождение в баллах двух экспертов. Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу участника ЕГЭ. Баллы третьего эксперта являются окончательными.

      Распределение работ членам предметных комиссий, определение окончательных баллов за ответы участников ЕГЭ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом, а также определение необходимости проверки третьим экспертом осуществляются автоматизировано, с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ.

      Председатель Комиссии обеспечивает неукоснительное исполнение экспертами следующего требования (кроме общеобразовательных предметов, в критериях оценивания развернутых ответов которых указано иначе): в полученном для работы наборе бланков ответов № 2 эксперты последовательно проверяют ответы участников ЕГЭ на задания С1 во всех полученных бланках ответов № 2, после этого проверяют ответы на задания С2 и т.д.

    Правила для председателя Комиссии

    1. Подготовительные мероприятия

      1. получить от департамента образования утвержденные ГЭК списки специалистов-предметников, направляемых на обучение по содержанию и технологии оценивания ответов участников ЕГЭ на задания с развернутым ответом и работ ГВЭ;

        обеспечить специалистов-предметников необходимыми материалами для проверки экзаменационных работ;

        провести инструктаж специалистов-предметников по содержанию и технологии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом и заполнению необходимых документов по результатам проверки;

        выявить по результатам работы специалистов-предметников, систематически дающих завышенные, заниженные или неустойчивые оценки по сравнению с другими специалистами-предметниками за те же ответы;

        принять решение об исключении таких специалистов из состава обучаемых или о проведении повторного инструктажа и дополнительных тренировочных занятий;

        установить количество занятий по обучению экспертов, исходя из необходимости обеспечить минимальное расхождение в результатах оценивания и производительность, достаточную для выполнения всех работ в установленные сроки;

        определить состав специалистов-предметников, рекомендуемых для работы в Комиссии, по результатам обучения;

        направить список специалистов-предметников, рекомендуемых для работы в Комиссии, в ГЭК для утверждения в качестве членов Комиссии – экспертов;

        получить от ГЭК утвержденный персональный состав Комиссии;

        не позднее, чем за неделю до начала обработки материалов ЕГЭ или ГВЭ, председатель Комиссии по соответствующему общеобразовательному предмету передает руководителю РЦОИ расписание работы членов Комиссии для планирования назначения экспертов на проверку работ.

        в этом же документе председатель Комиссии указывает допуск каждого из членов Комиссии к третьей проверке. Количество экспертов, допущенных к третьей проверке, должно составлять не более 25% от общего количество экспертов.

        Председатель Комиссии согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов, проводящих экспертизу пустых бланков ЕГЭ.

    2. на этапе проверки бланков ответов №2 ЕГЭ

      1. согласовать с ГЭК и руководителем РЦОИ время начала проверки ответов на задания с развернутым ответом и определения пустых (незаполненных) бланков ответов №2;

        назначить группу экспертов (не менее двух) для работы в РЦОИ проводящих проверку пустых бланков;

        получить у руководителя РЦОИ полный комплект критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом (далее – критерии) и необходимое количество комплектов критериев для экспертов;

        получить необходимое для проверки экспертами количество рабочих комплектов;

        перед началом работы экспертов провести инструктаж в соответствии с полученными критериями оценивания выполнения заданий;

        распределить экспертов по рабочим местам в предоставленных аудиториях;

        Помимо экспертов и председателя Комиссии в аудитории могут находиться:

    руководитель РЦОИ (или его заместитель);

    уполномоченный представитель ГЭК;

    должностные лица Рособрнадзора или департамента образования, осуществляющие выездную (инспекционную) проверку Порядка проведения ЕГЭ.

        выдать каждому эксперту комплект критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом по каждому варианту и рабочий комплект для проверки;

        обеспечить рабочую атмосферу и дисциплину в работе Комиссии.

        Во время работы экспертам запрещается:

    переговариваться;

    выносить после завершения работы рабочие комплекты и/или их части, а также критерии оценивания выполнения заданий.

        в рамках своей компетенции решать вопросы, возникающие у экспертов, а при необходимости решать вопросы, связанные с компетенцией РЦОИ, согласовывать свои решения с руководителем РЦОИ;

        контролировать качество заполнения экспертами бланков-протоколов и оперативно передавать бланки–протоколы и бланки-копии в РЦОИ;

        оперативно устранять возникающие у экспертов затруднения;

        если рабочий комплект по ряду объективных причин не был проверен экспертом полностью, то необходимо сообщить об этом руководителю РЦОИ и передать ему данный комплект с протоколом проверки;

        бланки-копии всего рабочего комплекта, не проверенного экспертом полностью, будут переназначены в РЦОИ другим экспертам. Этот вопрос руководитель РЦОИ решает в рабочем порядке;

        по завершении работы предметной комиссии сдать руководителю РЦОИ все критерии оценивания заданий с развернутым ответом, выданные предметной комиссии до проведения проверки;

        по завершении проверки получить от руководителя РЦОИ пакет документов о результатах работы Комиссии:

    количество работ, проверенных каждым экспертом;

    количество работ, отправленных на третью проверку;

    информацию об экспертах, показавших наибольшее количество расхождений в результатах оценивания.

      при рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами по ЕГЭ или ГВЭ (далее – апелляция по результатам)

      1. получить от ответственного секретаря конфликтной комиссии копии бланков ответов № 2 ЕГЭ и бланки-протоколов; экзаменационную работу ГВЭ;

        получить от руководителя РЦОИ критерии оценивания на задания с развернутым ответом варианта КИМ, по которому сдавал экзамен участник ЕГЭ, подавший апелляцию; задания к экзаменационной работе ГВЭ;

        назначить на рассмотрение апелляции двух экспертов, ранее не проверявших данную работу, и передать им вышеуказанные материалы;

        узнать у ответственного секретаря Комиссии время рассмотрения апелляции;

        направить экспертов в Комиссию на рассмотрение апелляции в указанное время;

      оперативно передавать в РЦОИ для Рособрнадзора, ФЦТ информацию о возможной некорректности заданий с обязательным указанием номера варианта КИМ, задания и содержания замечания.

      решение о корректности задания и об изменении баллов участникам ЕГЭ в случае признания задания некорректным принимается на федеральном уровне. В случае признания задания некорректным, всем участникам ЕГЭ, которые выполняли данное задание, пересчитываются баллы.

    Правила для экспертов

Эксперты должны:

      заблаговременно пройти инструктаж по содержанию и технологии оцени-вания заданий с развернутым ответом, в сроки, определяемые председателем Комиссии;

Эксперты, не прошедшие инструктаж, к проверке ответов на задания с развернутым ответом не допускаются.

      во время проверки ответов на задания с развернутым ответом

      1. по указанию председателя Комиссии занять рабочие места в предоставленных аудиториях;

        получить рабочие комплекты для проверки;

        соблюдать дисциплину во время работы;

        во время работы экспертам запрещается:

    самостоятельно изменять рабочие места;

    пользоваться средствами связи, фото и видеоаппаратурой, портативными персональными компьютерами (ноутбуками, КПК и другими);

    без уважительной причины покидать аудиторию;

    переговариваться;

    по завершении работы выносить рабочие комплекты и/или их части, а также критерии оценивания заданий с развернутым ответом.

    если у эксперта возникают вопросы или проблемы, он должен обратиться к председателю Комиссии или руководителю РЦОИ (его заместителю), которые решают их рамках своей компетенции.

        начать проверку ответов на задания с развернутым ответом, следуя следующим правилам:

    заполнять необходимые поля бланка-протокола следует печатными заглавными буквами черной гелевой ручкой строго внутри полей бланка-протокола;

    использование карандаша (даже для черновых записей), ручек со светлыми чернилами и замазки для исправления написанного недопустимо (наличие грифеля или замазки на сканируемом бланке может привести к серьезной поломке сканера);

    внесенные исправления должны однозначно трактоваться, все исправления зафиксированы и заверены подписью эксперта (соответствующие записи делаются внизу в бланке-протоколе);

    если участник ЕГЭ не приступал к выполнению задания, то в поле, в котором должен стоять балл за данный ответ на задание в бланке-протоколе, следует поставить метку «Х» ;

    если участник ЕГЭ приступал к выполнению задания, то в соответствующее поле (поля) бланка-протокола следует проставить соответствующий балл (баллы) от нуля до максимально возможного, указанного в критериях оценивания выполнения заданий с развернутым ответом;

    если участник ЕГЭ выполнял альтернативное задание, то в соответствующее поле бланка-протокола следует проставить номер выбранного участником ЕГЭ альтернативного задания.

        после завершения заполнения бланка-протокола поставить дату, подпись в соответствующих полях бланка-протокола и передать рабочий комплект председателю Комиссии для передачи на обработку;

      при экспертизе пустых бланков ответов № 2:

      1. получить инструктаж от руководителя РЦОИ;

        просматривать с экрана изображения пустых бланков ответов № 2;

        при наличии на изображении записей, знаков, рисунков или пометок, которые могут быть расценены как ответ на задание с развернутым ответом или подтверждение того, что участник ЕГЭ приступал к выполнению задания или имел возможность его выполнить, но не выполнил по какой-то причине, удостоверить, что изображение заполнено ;

        при отсутствии записей, относящихся к ответу на задания, удостоверить, что изображение не заполнено ;

        изображения, определенные хотя бы одним из проверяющих экспертов, как заполненные, отправляются на проверку в Комиссию.
        Изображения, определенные всеми проверяющими экспертами как незаполненные, относятся к разряду ответов на задания, к которым участник ЕГЭ не приступал, и оцениваются в ноль баллов за выполнение каждого задания с развернутым ответом посредством программного комплекса РЦОИ.

      при рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами по ЕГЭ или ГВЭ:

      1. получить от председателя Комиссии копии бланков ответов № 2, бланков-протоколов проверки работ экспертами, критерии оценивания на задания с развернутым ответом варианта КИМ, по которому сдавал экзамен участник ЕГЭ, подавший апелляцию; экзаменационную работу ГВЭ;

        рассмотреть работы апеллянта, а также проанализировать предыдущее оценивание работы;

        узнать у председателя Комиссии время рассмотрения апелляции и прибыть в указанное время в Конфликтую Комиссию;

        в случае возникновения у апеллянта или у Конфликтной Комиссии претензий к оцениванию ответов на задания с развернутым ответом дать соответствующие разъяснения;

      составить заключение о правильности оценивания ответов на задания с развернутым ответом, по которым была подана апелляция;

      в случае обнаружения ошибок или некорректных заданий в КИМ необходимо сообщить об этом председателю Комиссии с обязательным указанием номера варианта КИМ, задания и содержания замечания. Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам ЕГЭ в случае признания задания некорректным принимается на федеральном уровне. В случае признания задания некорректным, всем участникам ЕГЭ, которые выполняли данное задание, пересчитываются баллы в соответствии с распорядительным актом Рособрнадзора.

Приложение № 8

к приказу департамента образования

администрации Владимирской области

Правила для участников единого государственного экзамена

    Общая часть

1.1. Участниками ЕГЭ являются обучающиеся, освоившие основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности (далее - общеобразовательные учреждения), а также в образовательных учреждениях, не имеющих государственной аккредитации, либо в форме семейного образования или самообразования, либо в иностранных образовательных учреждениях, допущенные в установленном порядке к государственной (итоговой) аттестации (далее - выпускники текущего года).

Также участниками ЕГЭ могут являться:

обучающиеся и выпускники образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования;

выпускники образовательных учреждений прошлых лет, имеющие документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, в том числе лица, у которых срок действия ранее полученного свидетельства о результатах ЕГЭ не истек (далее - выпускники прошлых лет);

граждане, имеющие среднее (полное) общее образование, полученное в образовательных учреждениях иностранных государств.

1.2. ЕГЭ на территории области проводится по следующим общеобразовательным предметам: русский язык, математика, физика, химия, биология, история, обществознание, география, литература, английский, французский, немецкий языки, информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). При этом на этапе государственной (итоговой) аттестации участие в ЕГЭ по русскому языку и математике является обязательным, по остальным общеобразовательным предметам – добровольное.

1.3. Экзамены начинаются в 10.00 ч. по местному времени. Время начала экзаменов фиксируется в пропуске на ЕГЭ. На подготовительные мероприятия (проведение инструктажа, заполнение области регистрации бланков ЕГЭ и др.) выделяется время до 30 минут, которое не включается в продолжительность выполнения экзаменационной работы.

1.4. Администрация образовательного учреждения обязана заблаговременно ознакомить выпускников с необходимыми документами, определяющими порядок проведения ЕГЭ, с демонстрационными версиями КИМов, бланками ЕГЭ и иной информацией, связанной с процедурой проведения ЕГЭ и использованием его результатов. Лица, получившие среднее (полное) образование в прошлые годы, а также в иностранных образовательных учреждениях, должны ознакомиться со всей указанной информацией в средствах массовой информации, в которых до 01 февраля осуществляется официальное опубликование нормативных правовых актов и на web-сайте департамента образования.

Для отказа в организации и проведении государственной экологической экспертизы. II. Стандарт предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы...

  • Инструктивно-методические материалы по организации и проведению государственной (итоговой) аттетстации обучающихся освоивших основные образовательные программы основного общего образования с участием Региональной экзаменационной комиссии Ханты-Мансийского

    Пояснительная записка

    Записка Инструктивно - методические материалы по организации и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, ... труда при проведении экспериментального задания). Инструкция № 3 по организации и проведению государственной (итоговой) ...

  • Закон

    Г Л А М Е Н Т по организации и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся общеобразовательных учреждений, ... диагностики обучающихся. 1.3 Основной целью организации и проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся в...

  • Программа и методические рекомендации по организации и проведению государственной аттестации и самооценки организаций реализующих образовательные программы высшего и послевузовского образования

    Программа

    Утверждении правил государственной аттестации организаций образования» (далее – Правила), Инструкцией по организации и проведению государственной аттестации организаций образования, утвержденной...

  • Председателем предметной комиссии Единого государственного экзамена по информатике и ИКТ в Москве назначен декан факультета «Прикладная математика и физика» Московского авиационного института (национального исследовательского университета) Сергей Крылов. Напомним, что предметная комиссия ЕГЭ создана для проверки части работы с развёрнутым ответом, а также для проведения апелляций.

    О тенденциях в деятельности предметных комиссий, а также об особенностях сдачи школьниками единого госэкзамена Сергей Сергеевич Крылов поделился с интернет-порталом .

    — Сергей Сергеевич, Рособрнадзор с начала 2014 года имеет право включать в члены предметных комиссий своих представителей. Будут ли они включены в вашу комиссию?

    Кандидатуры председателей всех предметных комиссий проходят согласование в Рособрнадзоре. В нашей комиссии несколько человек прошли обучение на семинарах, организованных Рособрнадзором. Вообще, это ведомство имеет весьма широкие полномочия по контролю работы предметных комиссий на всех этапах их работы. Поэтому, на мой взгляд, вряд ли есть необходимость включать в московские комиссии каких-то специальных контролёров. Я думаю, если ему понадобится что-то отдельно проверить в работе московских комиссий, то командировать проверяющих из Москвы в Москву технически проще, чем в дальние регионы.

    Всё тот же Рособрнадзор выступает организатором обучающих семинаров для представителей предметных комиссий. Процедуру предстоит пройти и вам. Вы уже принимали участие в таких мероприятиях? Поделитесь впечатлением.

    Я участвовал в таких семинарах в роли ведущего секции информатики. На мой взгляд, это весьма полезное мероприятие. Основными его целями являются информирование председателей предметных комиссий обо всех нововведениях в организационных и других вопросах работы региональных комиссий, согласование подходов к оцениванию работ учащихся, обсуждение перспективных моделей ЕГЭ, замечаний и предложений для комиссии разработчиков заданий ЕГЭ.

    На мой взгляд, эти цели вполне достигнуты, в том числе, благодаря большой работе, которая была проделана Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) при подготовке к семинарам. Специалисты ФИПИ подготовили большой объём методических и учебно-методических материалов, по подготовке и организации работы экспертов предметных комиссий, то есть людей которые будут непосредственно проверять работы учащихся. Эти материалы легли в основу обсуждения.

    Обмен опытом в ходе свободной дискуссии профессионалов вообще очень важен и полезен.

    В местах проведения ЕГЭ теперь появляются наблюдатели. В этом году они смогут присутствовать не только во всех пунктах проведения экзаменов, но и в региональных центрах обработки информации, а также при работе предметных и конфликтных комиссий. Как вы считаете, такой шаг имеет право на существование? Не будут ли наблюдатели мешать работе предметной комиссии?

    Я думаю, что присутствие наблюдателей весьма полезно с точки зрения укрепления доверия общества к единому госэкзамену. Конечно, наблюдатель имеет вполне определённый круг полномочий, он не должен брать на себя функции технических сотрудников или членов комиссий, тем более мешать их работе. Наблюдатели проходят специальное краткое обучение в очной или дистанционной форме, где знакомятся со своими правами и обязанностями. Мы воспринимаем наблюдателей как союзников в обеспечении качества процедур ЕГЭ.

    - Вы уже руководили предметной комиссией. Как оцениваете этот опыт?

    Это интересная и ответственная работа. Особенность её - в необходимости сочетать организационно-административную деятельность с учебно-методической. Она также ценна общением с высококвалифицированными преподавателями информатики в московских школах, техникумах и вузах с коллегами из других регионов. Кроме того, непосредственная проверка экзаменационных работ, общение с выпускниками на апелляциях помогает лучше понять уровень подготовки абитуриентов, какие реальные знания стоят за их баллами ЕГЭ. Это важно для меня как декана факультета.

    Как вы считаете, какое количество школьников в этом году выберут ЕГЭ по информатике и ИКТ? Популярен этот предмет у современных школьников? Какая статистика год от года?

    Точных данных на этот год у меня пока нет, но, думаю, что ЕГЭ по информатике и ИКТ в Москве выберут примерно 5-6 тысяч выпускников. По статистике, количество московских школьников, выбравших этот экзамен, каждый год постепенно увеличивается. Информатика, как предмет, очень популярна среди школьников, но на количество выбравших экзамен сильно влияют перечни вступительных экзаменов в ведущие вузы.

    - На ваш взгляд, могут ли результаты ЕГЭ показать реальное знание школьников предмета?

    Для естественнонаучных дисциплин, я думаю, и могут, и показывают. Как известно из метрологии, любое измерение имеет погрешность. Большинство этих погрешностей связано с психоэмоциональным состоянием школьника во время экзамена. Например, он волновался, не смог сосредоточиться, поэтому получил оценку ниже своих возможностей. Но это особенность любого экзамена и олимпиады, что к ним нужно психологически готовиться.

    - Какой набор на факультет «Прикладная математика и физика» планируется в этом году?

    Мы набираем на бюджетные места в бакалавриат 65 человек на направление подготовки «Прикладная математика», 70 - на направление «Прикладная математика и информатика».

    В магистратуру планируем взять на бюджет 10 человек по направлению «Прикладная математика». Небольшое количество мест в магистратуре связано с тем, что массовый выпуск бакалавров у нас будет только в следующем году.

    Кроме набора на бюджетные места, мы ведём приём на платное обучение, в том числе на магистерскую программу «Математическое и программное обеспечение корпоративных систем» кафедры № 806. В ней планируется обучение по очно-заочной (вечерней) форме.

    - Какие специальности вашего факультета самые востребованные среди вчерашних школьников?

    У нас всего две специальности «Прикладная математика» и «Прикладная математика и информатика». Обе востребованы. Проходные баллы на них одни из самых высоких в институте, а выпускники имеют интересную и высокооплачиваемую работу по специальности, связанную с современными информационными технологиями, математическим моделированием в самых разных отраслях экономики и управления.

    Вопросы первой части ЕГЭ в этом году (2011), на наш взгляд, были достаточно четкие, корректные. Другое дело, что выпускники в ряде случаев не смогли воспринять смысл вопроса, понять, что от них требуется.

    Например, в одном из вариантов был дан для анализа эпизод из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» (встреча рассказчика с Андреем Соколовым) и предлагалось ответить на вопрос: «Каким предстает внутренний облик главного героя в данном фрагменте?» Почти все отвечающие стали характеризовать рассказчика, а не Андрея Соколова.

    Часто учащиеся, не осознав содержание вопроса, обращенного к конкретному отрывку художественного текста, начинают излагать все, что помнят о данном произведении или данном авторе. Ответы получаются поверхностными, неубедительными, расплывчатыми.

    Так, в одном из вариантов предлагалось охарактеризовать родителей Базарова, исходя из их отношения к сыну. Отвечающие, как правило, пересказывали приведенный отрывок и давали описание стариков Базаровых.

    Еще один пример: на вопрос «Как в данном фрагменте пьесы «Гроза» проявляется неблагополучие семейных отношений в доме Кабановых?» в ответах приводят характеристику Кабанихи и этим ограничиваются, хотя в приведенной сцене задействованы еще три персонажа и вопрос требует совсем другого ответа.

    Вопросы заданий С 2 и С 4, состоящие, как правило, из двух частей, для многих выпускников стали камнем преткновения: сосредоточив внимание на подборе сходных произведений, школьники забывают дать содержательное обоснование для сопоставления, определить сходство или различие, привести необходимые аргументы.

    Нередко в ответах происходит подмена понятий, сформулированных в вопросе. Так, отвечая на вопрос: «В каких произведениях русских писателей показана глубина и сила родительского чувства?», выпускники начинают рассуждать о том, как писатели раскрывают тему семьи.

    В этом году в заданиях С 3 предлагалось для анализа немало стихотворений поэтов XX века - А. Ахматовой, В. Маяковского, О. Мандельштама. Школьники, к сожалению, проявили весьма поверхностные знания поэзии этого периода, не сумев определить своеобразие творчества каждого из поэтов. Так, вызвал существенные затруднения вопрос, связанный со стихотворением «А вы могли бы?..» Вл. Маяковского: «Кому и почему бросает вызов поэт в финале стихотворения?» На первую часть вопроса «Кому?» еще как-то пытались ответить, а вот вторая часть «почему?» осталась без комментариев.

    Очень часто отвечающие самовольно упрощают вопрос, лишая его главной сути. Например, на вопрос «В чем своеобразие понимания патриотизма лирической героиней стихотворения А. Ахматовой «Родная земля»?» дают ответы с поверхностными рассуждениями о патриотизме вообще.

    В части III (задания С 5) вызвали затруднения следующие формулировки:

  • Почему, несмотря на трагический финал пьесы «На дне», можно утверждать, что в ней торжествуют истинные ценности жизни?
  • В чем заключается трагизм судьбы Обломова?
  • В чем смысл открытого финала комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»?
  • Как соотносятся злободневное и вечное в «Слове о полку Игореве»?
  • Если в целом проанализировать ответы выпускников, то можно выделить следующие характерные ошибки и недочеты.

    1. Незнание текстов художественных произведении Падчерица Катерина пытается усмирить разгорячившуюся мачеху Кабаниху », «Раскольников совершил убийство ради сестры, чтобы она больше не занималась проституцией », «Обломов заболел чахоткой », «В лице Чичикова Гоголь показал власть, а народ - через купцов », «Обломову, лежащему на кровати, мешает жить загрязненность организма, ведь он уже немолод. На таких людей жалко смотреть - они заживо гниют, образую под собой пролежни »).

    2. Незнание реалий жизни прошлых эпох , а также «осовременивание» истории («Тихон уезжает из деревни в командировку и там спивается »; «Земляника - владелец богоугодных заведении, персонал которых плохо относится к пациентам »; «Обломов целыми днями лежит на диване и смотрит телевизор »).

    3. Фактические ошибки , в том числе связанные с путаницей имен и фамилий писателей и героев, названий произведений и т. д. («Н. В. Гоголь - великий русский поэт 18 века »; «В романе «Война и мир» описаны события Первой Мировой Войны »; «Митрофан и его мать, так называемая Кабаниха »; стихотворения Тютчева «Я пишу тебе с приветом... », Ломоноса «Нет, не тебя так пылко я люблю... », Бунина «О доблестях, о подвигах, о славе... »).

    4. Неверное или неточное использование литературоведческих терминов и понятий Олигория », «литорический вопрос », «Гоголь - великий русский писатель-фантаст », «Используя ямб и перекрестную рифму, Блок добивается звукописи », «Онегин и Ленский - лирические герои поэмы в стихах «Евгений Онегин »).

    5. Неточное цитирование Лермонтов описывает Россию как «страну воров, страну господ »; «Отправляя сына на службу, Гринев-отец сказал легендарную фразу: «Копейка рубль бережет »).

    6. Грамматические и речевые ошибки Блок восхваляет Россию противоречиво », «В самом конце пьесы удушивается Актер »; «после дуэля с Долоховым », «Вся комната Обломова обвешана паутинами »; «только прислуги были ему верны »; «невежеское общество »; «Ранее слышав интересные афоризмы из пьесы, мне хотелось прочитать эту книгу »).

    Перечисленные типы ошибок являются традиционными, повторяющимися из года в год. Вместе с тем хотелось бы заострить внимание на проблемах, которые отчетливо проявились в этом году на ЕГЭ по литературе.

    Первую можно отнести к издержкам усиленной подготовки к экзамену: часто выпускники, отвечающие на вопросы С1 или С3, начинают совершенно немотивированно перечислять средства художественной выразительности, вместо того чтобы четко и ясно отвечать на поставленный вопрос . Иногда, употребляя тот или иной литературоведческий термин, в скобках дают его определение.

    Вторая проблема связана с тем, что все больше проявляется тенденция усиления небрежности и фамильярности в ответах выпускников: отвечают порой неполными предложениями, откровенно признаются: «К сочинению я не подготовился, поэтому напишу текст песни «Брат за брата», может, вам интересно будет почитать »; допускают прямые и фамильярные обращения к проверяющим: «Вот вы, кто будет это читать, знаете, какой инструмент скрипка? Ничего вы не знаете... » Иногда в ответах звучит откровенный вызов: «Я не понимаю, в чем смысл трагизма Обломова, да и вряд ли кто это понимает »; «Роман «Отцы и дети» кажется мне бессмысленным, так как в нем нет ни начала, ни конца ».

    Порой трудно угадать, что движет отвечающим на вопросы школьником - то ли стремление эпатировать, то ли желание предстать «эрудитом»: «Чичиков превратился в робота с искусственным интеллектом »; «Чичиков - еще не тронутый человеческой деградацией человек »; «Чичиков - алчный материалист »; (Про Обломова): «Читаешь роман и ждешь, когда это ископаемое соизволит встать со своего ложа ».

    Все чаще встречаются в работах примитивные рассуждения, свидетельствующие о незнании предмета, о низком общекультурном и речевом развитии выпускников («Вишневый сад начинает гнить, поэтому его необходимо вырубить для хода «луча света в темном царстве »; «Само название «Вишневый сад» дает понять, что эта пьеса будет очень игривой и сладкой, как сама вишня »; «Цель Гоголя - показать все гнилье и темность отдельных личностей русского народа »).

    Выводы предметной комиссии

    Современная модель экзаменационной работы по литературе 2011 года кажется нам оптимальной для проверки знаний и умений учащихся, позволяющих анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике и строить свободное высказывание на литературную тему.

    Хочется отметить очень удобную для экспертов и в целом логичную и объективную систему оценивания заданий с развернутым ответом.

    На наш взгляд, в дальнейшем при изучении литературы в школе и подготовке к ЕГЭ по данному предмету следует обращать внимание на следующие моменты.

    Во-первых , добиваться прочтения художественных текстов , включенных в кодификатор элементов содержания ЕГЭ по литературе.

    Во-вторых , повышать у учащихся уровень владения теоретико-литературными понятиями .

    В-третьих , обращать особое внимание на проблематику произведений, аксиологическую составляющую художественных текстов, а также на своеобразие творчества писателей и поэтов.

    В-четвертых , предлагать учащимся заучивать наизусть наиболее значимые фразы из произведений.

    В-пятых , развивать навыки устных и письменных высказываний на проблемные вопросы.