Водоснабжение        25.11.2023   

Петр алексеевич бадмаев. Бадмаев Петр Александрович: биография. Петр Александрович Бадмаев

Пётр Александрович Бадмаев (Жамсаран) (18?-1920)

«А вот и споры наших профессоров Томского университета Коркунова и Курлова о тибетской медицине Бадмаева. Споры ожесточенные и жестокие. Если официальная медицина нападала на Бадмаева, то голоса лиц, лично встречавшихся с ним и получивших облегчение от его лекарств, были отважными защитниками «тибетского знахаря», как его называли. А затем уже и из медицинского лагеря начались признания полезности восточной медицины и в отношении рака, и туберкулеза, и других бичей человечества. Жаль, что наступившие общественные и государственные смятения помешали тогда же более систематично углубиться в эти полезные области» (Н.К.Рерих).

Петр Александрович Бадмаев (18?-1920) - знаменитый врач и диагност, политический и общественный деятель - был незаслуженно забыт почти на 70 лет. В настоящее время и его имя и тибетская медицина приобретают все большую популярность, и в то же время появляется множество шарлатанов и прочих «специалистов». Кроме того, существует много серьезных разногласий между преемниками его научного наследия.
Петр Александрович (Жамсаран) Бадмаев - бурят по происхождению, был самым младшим, седьмым сыном скотовода Засогола Батмы. Семья Батмы считалась потомственной в восьмом колене Чингисхана по женской линии. Батма (по-монгольски - цветок лотоса), — так звали любимую дочь Чингиз-Хана.

Год рождения Бадмаева неизвестен. Без всяких оснований в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона годом рождения указан 1849, а в современном энциклопедическом словаре дается 1851. В его следственном деле лежит справка ЧК, где указано, что он родился в 1810. В заявлении на имя председателя ЧК от 10 августа 1919 он написал:

«Я, 109 лет старик, потому только, что имею большое имя, популярное в народе, — сижу в заключении без всякой вины и причины уже два месяца ».

Его дочь говорила:

«Когда я родилась (это 1907 год), отцу было сто лет ».

Самый старший из братьев Сультим был эмчи-ламой (тибетским врачом) Степной думы. В последствии, при крещении Сультим сменил свое имя на русское Александр.
В 12 лет Жамсаран был отдан в иркутскую гимназию. Окончив курс, он уехал в Санкт-Петербург, к своему брату, который в это время содержал в столице аптеку и занимался лечением методом, основанным на принципах тибетской медицины.
С 1871 по 1875 год Жамсаран учился в Санкт-Петербургском университете, на факультете восточных языков по китайско-монголо-маньчжурскому разряду. Одновременно он начал посещать лекции в Медико-хирургической Академии в качестве вольнослушателя с правом сдачи экзаменов.
По примеру брата, Жамсаран крестился и взял себе имя Петр в честь своего кумира Петра I. Его крестным отцом стал цесаревич, будущий император Александр III. Переход его в православие отнюдь не был конъюнктурным шагом: он уверовал искренне. Известно, что в 1881, собираясь в свою первую, двухлетнюю поездку на Восток, в Монголию, Китай и Тибет, он специально отправился просить благословения отца Иоанна Кронштадтского и получил его. Иоанн лично приезжал освящать знаменитый петербургский дом Бадмаева на Ярославском, 65. Именно Бадмаев лечил знаменитейшего русского священника, получившего несколько ножевых ран при втором покушении на него.
Петр Александрович заочно успешно сдал экзамены в Академии, но не стал получать диплом, так как, по правилам того времени, выпускник должен был дать клятву, что будет лечить пациентов только известными европейской науке средствами. А Бадмаев решил посвятить себя тибетской медицине. После смерти своего старшего брата Сультима (Александра Александровича) возглавил организованную им аптеку тибетских лекарственных трав в Санкт-Петербурге. В 1877 году П. А. Бадмаев женился на русской дворянке Надежде Васильевой.
По окончании университета, Петру предложили должность чиновника 8 класса в Азиатском департаменте МИД Российской Империи, которая была связана с поездками в Китай, Монголию, Тибет. Это отвечало его планам: добыть подлинные рукописи книги "Жуд - Ши" - главного руководства по изучению врачебной науки Тибета. Рукопись представляла собой длинные манускрипты, которые следовало читать не слева направо, а сверху вниз.
Он ездил с поручениями своего департамента в Китай и Монголию, встречался с эмчи-ламами - знатоками врачебной науки Тибета, стремясь перенять у них как можно больше. Фамилия Батмы и принадлежность к одной из ветвей рода Чингиз-Хана открывала ему все двери.

Во время этих поездок Петр Александрович знакомился с событиями, происходящими в странах Востока. Побывав в Китае, он пришел к выводу, что правящая там маньчжурская династия скоро должна пасть (этот прогноз его позднее подтвердился).
В Тибете сходились интересы трех империй: России, Великобритании и Китая. Первые связи с Тибетом устанавливала еще Екатерина II. Начиная с конца XIX века, к Тибету проявляет большой интерес Англия, которая стремилась таким образом обезопасить свои позиции в Индии. Здесь в Тибете английским интересам реально противостоял только Китай. Англичанам удалось оттеснить своего восточного конкурента, закрепиться в Тибете и переориентировать его экономику на Индию. Подобная "наступательная" политика не могла не тревожить Санкт-Петербург. П.А.Бадмаев выступил с рядом грандиозных политических и экономических проектов (мирное присоединение к России Китая, Тибета и Монголии, разработка золотых приисков, строительство трансмонгольской железной дороги и т. п.).

27 февраля 1893 года на стол российского императора лег документ, озаглавленный как "Записка Бадмаева Александру III о задачах русской политики на азиатском Востоке". В нем подробно излагался процесс колониального движения России в Азии и возможность присоединения к русским владениям Монголии, Китая и Тибета мирным путем. Александр III так отозвался о планах Бадмаева: "Все это так ново, оригинально, что с трудом верится в возможность осуществления..." Но затем император пошел ему навстречу и приказал выдать два миллиона.

Бадмаев немедленно приступил к действию, и 11 ноября 1893 года в Петербурге был основан торговый дом "Бадмаев и К". Сам же он вскоре после этого направился в Читу, где и была организована главная контора компании, которая вместе с тем являлась чем-то вроде штаба для предполагаемого "завоевания Монголии, Китая и Тибета". На первых порах работа Бадмаева проявилась, главным образом, в подготовке "экономического завоевания" указанных стран. "Торговый дом" организовал в Чите обширное промысловое скотоводческое хозяйство, закупил громадное количество верблюдов для перевозки грузов, арендовал земли у бурят и монголов, открыл несколько лавок в степях и даже завел в Чите типографию, которая в ноябре 1895 года начала издавать газету "Жизнь в Восточной окраине" на русском и монголо-бурятском языках.
Потом Бадмаев направился в Пекин, встречался там со многими князьями и ламами и знакомился с их взглядами на маньчжурскую династию. Сюда же, в Пекин, съезжались для доклада Бадмаеву агенты, разосланные им в разные места Китая. Но затем министр финансов отказался выдать Бадмаеву новую, запрошенную им, ссуду. В результате торговый дом "Бадмаев и К" прогорел и затея "завоевания" Востока провалилась.
Наряду с этим П.А. Бадмаев занимался благотворительной и просветительской деятельностью. Он анонимно жертвовал средства на строительство буддийского храма в Санкт-Петербурге. Учредил на восточном факультете Петербургского университета две стипендии для бурят. Петр Александрович содержал в Петербурге собственную гимназию, где обучались бурятские мальчики. Детей в школу обычно присылали родители из Забайкалья. Содержание и обучение в ней П.А. Бадмаев брал на себя. В 1897 году он ввел преподавание Закона Божьего. Условием обучения в школе было принятие крещения учеником, что порой создавало конфликтные ситуации. Некоторые из учеников отказывались это сделать и покидали школу.
Петр Александрович обращался с ходатайством об открытии пяти медицинских семилетних школ при дацанах для бурятского населения Восточной Сибири. Но ему разрешили открыть только две медицинские школы для бурят и одну для калмыков. Кроме того, в Петербурге, рядом с собственным домом Бадмаева было построено здание санатория, где проходили курс лечения его пациенты, хранились и готовились лекарственные препараты тибетской медицины.

П.А. Бадмаев поддерживал тесные отношения со своими родственниками из Забайкалья, приезжал на родину и был в курсе событий в Сибири. Буряты, приезжая в Петербург по делам или на учебу, обращались к влиятельному земляку за советом, содействием или помощью в решении своих вопросов и насущных проблем. В свою очередь, из Забайкалья, Монголии и Китая от соотечественников он получал лекарственные травы и препараты для приготовления лекарств тибетской медицины, а также книги и рукописи на монгольском и тибетском языках.

Но положение самого Бадмаева среди бурят было довольно своеобразным и противоречивым. Приняв крещение, он строил в Забайкалье православные храмы, но одновременно сотрудничал с представителями ламаистской иерархии, оказывал им помощь и поддержку, которую не афишировал.
Спустя пятнадцать лет Петр Бадмаев покинул министерство и отдал все свои силы тибетской медицине. В 1898 году вышло первое издание книги «Жуд-Ши» на русском языке.

В лечении больного очень важно правильно поставить диагноз. В этом Петру Александровичу не было равных. Обычно, встречая больного, он говорил: "Подождите! Вначале я попробую определить то, чем вы страдаете, а если ошибусь, поправьте меня...", - и тут же, вглядевшись в лицо пациента и прослушав его пульс, начинал говорить, чем страдает больной. Тот бывал поражен точностью диагноза и уже безоговорочно начинал верить в доктора (а вера во врача и безусловное ему послушание - одно из требований врачебной науки Тибета). Большую роль тут, конечно, играли опыт и врачебная интуиция. Но тибетская медицина использует и такие объективные данные как цвет кожи, голос и наконец пульс (существуют сотни оттенков пульса, понятные врачу). Если и эти данные не дают полной картины, то тибетский врач приступает к методичному расспросу больного, но при этом не спрашивает у пациента, что у него болит, а интересуется, например, какое у него ощущение после принятия пищи, какой вкус во рту и т.п.

Не смотря на то, что европейская и тибетская медицина имеют одну цель - оказание помощи больному, методы лечения и диагностирования их различны. И если европейский врач лишь констатирует, скажем, воспаление аппендицита или увеличение печени, или появление опухоли, то тибетский врач может предсказать появление болезни за год, а то и за два, и таким образом предотвратить ее своими советами и лекарствами.

Тибетские лекарства отличаются тем, что они не имеют противопоказаний и не вызывают никаких побочных явлений. Они полностью исключают применение химикатов. В их состав входят главным образом травы, произрастающие в Агинской степи Монголии, Тибете, а также плоды деревьев и минералы. Назначение этих лекарств состоит не в том, чтобы убить какие-то вредоносные микробы, а в том, чтобы помочь организму самому перебороть их. Лекарствами могут быть и яблоко, и стакан чистой воды. П. А. Бадмаев считал, что лекарством служит само окружающее нас пространство, коль скоро наш организм нуждается в нем.
Удивляла его работоспособность. И в преклонном возрасте он трудился по 18 часов в день. Бадмаев выработал в себе привычку через три - четыре часа работы засыпать на 10 - 15 минут. Поэтому его ум был всегда свеж и восприимчив.
Несмотря на всю свою занятость врачебным делом, П.А.Бадмаев всегда беспокоился о благополучии и процветании России. Так, 10 июля 1916 г. в «Памятной записке» Николаю II он пишет: «…для отдельных народностей, уже проживающих в пределах Российской империи, является наиболее целесообразным и полное слияние с империей при условиях сохранения своей национальной самобытности. Ставя свои интересы вполне солидарными с интересами империи, отдельные народности должны делать приобретения полностью тех же прав, какими пользуется коренное население, сохраняя свое национальное самоопределение в области религиозной, культурной и экономической.» А 8 февраля 1917г. в письме императору указывает на огромное значение для России незамерзающего мурманского порта, предлагает проложить трехсоткилометровую ветку для соединения мурманской железной дороги с Транссибирской, а также увеличить пропускную способность мурманской дороги созданием второй колеи.

По своим убеждениям П.А.Бадмаев был монархистом и человеком весьма консервативным. Ему было трудно смириться с новой властью. У него и с прежней, царской властью случались конфликты. К примеру, в 1916 г. он выгнал из своего дома министра внутренних дел А. Д. Протопопова, хотя знал, что тот легко может «убрать» его с помощью секретных агентов.
По распоряжению Временного правительства 13 августа 1917г. Бадмаев был выслан в Хельсинки, но вскоре вернулся в Россию. В последние годы жизни ЧК многократно подвергала его кратковременным арестам. Но каждый раз его выручали пациенты, среди которых были и большевики, члены РСДРП со дня основания партии. Известен случай, когда его из тюрьмы освободила группа вооруженных матросов, пришедших к нему на прием.

Петр Александрович легко мог бы избежать всех неприятностей, если бы выступил в газете со статьей, лояльной к новой власти, или принял бы японское подданство, как предлагал ему японский посол и при этом гарантировал беспрепятственный выезд с семьей в Японию. Но Петр Александрович не захотел покинуть Россию в тяжкий час испытаний и испил всю чашу разочарования, крушения надежд.

В общей сложности П.А. Бадмаев провел в заключении (при Временном правительстве - в Свеаборге, при большевиках - на Шпалерной, в Военной тюрьме, в Чесменском лагере, где переболел тифом, и в Крестах) около года. В последний раз был арестован тяжелобольным, доставлен в Кресты на носилках и через 2 недели (по-видимому, как безнадежно больной) освобожден. Умер он дома, в кругу семьи. Петр Александрович Бадмаев похоронен на Шуваловском кладбище в Санкт-Петербурге.

Среди эзотериков ходят слухи, что Бадмаев якобы был членом тибетского мистического общества Зелёный дракон. Из-за отсутствия какой-либо официальной документации в тайных организациях, аргументы «против» этого или «за» —- безосновательны.

Племянник Бадмаева, Николай, возглавлял клинику тибетской медицины в Кисловодске, потом в Ленинграде; лечил Горького, Алексея Толстого, Бухарина, Куйбышева и прочую элиту. Он был арестован и в 1939 расстрелян.

Вдова Бадмаева, Елизавета Федоровна, провела 20 лет в лагерях, но выжила и сохранила архив, который находится сейчас у ее внуков, которые добиваются реабилитации бадмаевской памяти: изданы книги о нем, переиздан перевод «Жуд-Ши», выдвигается идея назвать именем целителя одну из улиц Улан-Удэ. В том же архиве лежит неизданная третья часть «Жуд-Ши» — практические рекомендации по изготовлению лекарств.

Родственники Бадмаева продолжают заниматься тибетской медициной.

В 1991 по постановлению Президиума Академии наук был издан однотомник трудов Петра Бадмаева "Основы врачебной науки Тибета «Жуд-Ши».

http://www.lomonosov.org/esses/fouresses1034866.html

http://irkipedia.ru/content/badmaev_petr_aleksandrovich

Представители этой семьи стали первыми в Петербурге врачами тибетской медицины. В их практике присутствовало много непонятного и загадочного, но результаты она давала превосходные.
Самым известным представителем этой семьи стал Петр Александрович Бадмаев (1851–1920) , но начало династии положил его старший брат.

Сультим (Александр Александрович) Бадмаев происходил из семьи забайкальских скотоводов. В конце 50-х годов XIX века он перебрался в город на Неве и открыл первую аптеку экзотических лекарственных трав . Его младший брат Жамсаран, который называл себя потомком Чингисхана, окончил иркутскую гимназию. В Петербурге оба брата приняли православие. Так Жамсаран стал Петром Александровичем. Его крестным отцом был будущий император Александр III.

В 1871 году Петр Бадмаев поступил на восточный факультет петербургского Университета и одновременно стал учиться в Медико-хирургической академии. Окончив оба учебных заведения, этот «сын бурятских степей» стал одним из самых высокообразованных людей своего времени. С 1875 года Петр Бадмаев служит в азиатском департаменте Министерства иностранных дел . Он совершает служебные поездки в Китай, Монголию, Тибет , выполняет различные ответственные поручения, связанные с усилением влияния России в этом регионе.

Это его стараниями был устроен неофициальный визит Далай-ламы в Петербург и его встреча с российским императором. А состоялась эта высокая встреча после того, как Бадмаев подал на высочайшее имя «Записку о задачах русской политики на азиатском востоке». Автор предсказывал, как будут развиваться события в этом регионе в ближайшее десятилетие. Предложения же Бадмаева состояли в мирном присоединении к России Монголии, Тибета и Китая. Внутренняя логика идеи такова: не возьмет Россия, возьмут англичане… Петр Александрович считал, что усиление влияния России на Востоке должно идти через торговлю.

Выйдя в отставку, он целиком посвятил себя врачебной практике.На рубеже веков Петр Бадмаев известен в столице не только как один из самых успешных практикующих врачей , но и весьма влиятельное лицо , так как среди его пациентов было много представителей высшего света и даже императорской семьи.

С легкой руки Валентина Пикуля в советские времена за Бадмаевым закрепилась репутация политического интригана из ближайшего окружения Распутина. Затем этот негативный имидж перекочевал в фильм Элема Климова «Агония», основой сценария которого стал роман Пикуля «Нечистая сила» . Многие исследователи отмечали, что исторические романы Пикуля (хоть и основаны на архивных документах) грешат многими неточностями и ошибками.

Наверное, реальный Бадмаев мало походил на созданный в романе персонаж. У Пикуля он представлен шарлатаном от медицины, в лечебнице которого на Поклонной горе в промежутках между процедурами решаются судьбы Российской империи. Думается, что здесь допущено определенное «художественное преувеличение». Но то, что Распутин был одним из постоянных пациентов Бадмаева и что именно в его владениях «святой черт» частенько встречался с министрами, царедворцами и банкирами, - неоспоримые факты. Насколько сам Бадмаев был причастен к политическим интригам, мы судить не можем. Документов об этом не сохранилось.

Зато сохранились и сейчас уже опубликованы архивные документы, адресованные Бадмаевым высшим чиновникам империи. Он не уставал убеждать их в необходимости усиления российского влияния на Востоке . Известны и экономические проекты Бадмаева, которые он предлагал как основу этого влияния. Им было организовано Забайкальское горнопромышленное товарищество . Много внимания уделял Бадмаев железнодорожному строительству , настаивая на создании ветки от Семипалатинска до границы с Монголией и далее. В Петербурге он основал частную гимназию для детей из Бурятии. Проекты Бадмаева затрагивали не только Сибирь и Дальний Восток. За считанные дни до падения монархии он подает Николаю II докладную записку о необходимости развития Мурманского порта и продолжении строительства железной дороги. Эти планы были реализованы уже в советское время. Их жизненная необходимость для страны подтвердилась в ходе Великой Отечественной войны, когда именно через Мурманск шли в Россию военные грузы из-за океана.

Сам же Петр Александрович Бадмаев ненадолго пережил империю. По решению Временного правительства он был выслан в Финляндию , но вскоре снова возвращается в Петроград. При советской власти Бадмаев пытался вернуться к медицинской деятельности , но безуспешно. Несколько раз его арестовывала ЧК, но серьезных обвинений предъявлено так и не было. Он умер в своей постели в 1920 году.

С началом перестройки однозначно отрицательная оценка личности Бадмаева начинает постепенно меняться. Достоянием гласности становятся неизвестные ранее документы и свидетельства. Понятно, что наибольший интерес к бадмаевскому наследию проявляли и до сих пор проявляют в Бурятии .

В 2006 году в Улан-Удэ торжественно отмечали 155-летие со дня рождения Петра Александровича Бадмаева. В Национальной библиотеке республики, где ведется большая работа по изучению бадмаевского наследия, собрались его многочисленные потомки и последователи. Многие из них продолжают заниматься тибетской медициной. Наиболее известен внучатый племянник Петра Бадмаева доктор Владимир Бадмаев. Он представляет четвертое поколение этой медицинской династии и продолжает попытки найти оптимальное сочетание принципов традиционной западной медицины с практикой тибетского врачевания.

На встрече был показан фильм о жизни и деятельности Петра Бадмаева, снятый его внучкой Зинаидой Дагбаевой. Также среди родственников была правнучка Петра Бадмаева Ольга Вишневская, которая живет в Санкт-Петербурге. В Бурятии проживают много потомков Петра Бадмаева. По их инициативе создан фонд его имени.

Материал взят с сайта http://www.utrospb.ru/

) - врач тибетской медицины , первым перевел на русский язык трактат «Чжуд-Ши »; крестник императора Александра III ; лечил членов семьи Николая II и Григория Распутина ; убеждал российских императоров включить в состав России Тибет , Монголию и Китай .

Происхождение

П. А. Бадмаев по происхождению бурят . Его отец вёл кочевой образ жизни в Агинской степи Забайкалья .

Дата рождения

Год рождения Бадмаева неизвестен. Без всяких оснований в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона годом рождения указан 1849 год, а в современном Энциклопедическом словаре даётся 1851 год. В его следственном деле лежит справка ЧК , где указано, что он родился в 1810 году. В заявлении на имя председателя ЧК от 10 августа 1919 года он написал: «Я, 109 лет старик, потому только, что имею большое имя, популярное в народе, - сижу в заключении без всякой вины и причины уже два месяца». Его дочь говорила: «Когда я родилась (это 1907 год), отцу было сто лет».

Имя и крещение

Деятельность

Пётр Бадмаев окончил гимназию в Иркутске. В поступил в Петербургский университет на Восточный факультет . В 1875 году окончил его с отличием по монгольско-маньчжурскому разряду. В это же время был вольнослушателем в Военно-медицинской академии . С 1875 году на службе в Азиатском департаменте МИД. После смерти своего старшего брата Сультима (Александра Александровича) возглавил организованную им аптеку тибетских лекарственных трав в Санкт-Петербурге. В 1877 году П. А. Бадмаев женился на русской дворянке Надежде Васильевой.

Занимался лечебной практикой (лечил травами, порошками собственного изготовления). Пользовался доверием императора Александра III и Николая II . Долгое время лечил царевича Алексея . Выступал против Григория Распутина . На Поклонной горе имел дом, при котором находился огород, на котором он выращивал целебные травы.

Создал торговый дом «П. А. Бадмаев и Ко», действовавший в 1893-1897 гг. в Забайкалье . Целью торгового дома была торговля с бурятами . В здании торгового дома «П. А. Бадмаев и Ко» в Чите с 1895 года издавалась первая частная газета Забайкалья «Жизнь на восточной окраине». Газета издавалась на монгольском и русском языках без контроля цензуры. Улучшил местную породу лошадей благодаря покупке в Читу Торговым домом Бадмаева чистокровных английских скаковых лошадей. Содействовал миссионерской деятельности Забайкальской духовной епархии. В 1909 году организовал «Первое Забайкальское горно-промышленное товарищество» для разработки золотых приисков.

Предложения по интеграции в Россию стран Востока

В 1893 году после нескольких экспедиций в Монголию , Китай и Тибет , Бадмаев-дипломат написал и подал императору Александру памятную записку «О задачах русской политики на азиатском Востоке». План Бадмаева был грандиозным и предусматривал добровольное присоединение к России Монголии, Китая и Тибета. Он предсказывал, что дни маньчжурской династии в Китае сочтены, и предупреждал: если туда не придём мы, придут англичане. (Он не ошибся: после смерти Александра III англичане ввели войска в Тибет.) Бадмаев утверждал, что в Китае нет навыка самоуправления, страна привыкла к диктатуре и оттого встретит русских с покорностью и даже благодарностью. Император наложил на письмо резолюцию: «Всё это так ново, необычайно и фантастично, что с трудом верится в возможность успеха». Советские источники переврали резолюцию - вместо «необычайно» написали «несбыточно». За представленный труд Петр Александрович получил генеральский чин - действительного статского советника .

Строившаяся при Александре III Транссибирская железнодорожная магистраль способствовала быстрому экономическому развитию дальневосточной окраины империи, до этого оторванной от центра. В своём докладе императору Бадмаев предлагал сменить экономическую ориентацию России с востока на юг - на Тибет, построив для этого ещё одну железную дорогу к городу Ланчжоу , расположенному в 1500 верстах от границы Российской империи и являющемуся, по мнению Бадмаева, ключом к Тибету. «Ланчжоу-фу - ключ в Тибет, Китай и Монголию. Вся торговля Китая попадёт в наши руки, - убеждает он императора. - Европейцы не в состоянии с нами конкурировать… С проведением этой линии начнётся финансово-экономическое могущество России».

Перспективы, описанные в докладе, заинтересовали министра финансов Витте. В сопроводительной записке к докладу тот пишет императору, что взгляды Бадмаева представляются ему «весьма серьёзными» и «устанавливающими новую точку зрения в практических вопросах политики… По своему географическому положению Тибет, с точки зрения интересов России, имеет важное политическое значение. Значение это особенно увеличилось в последнее время ввиду настойчивых стремлений англичан проникнуть в эту страну и подчинить её своему политическому влиянию».

Репрессии и смерть

Зимой 1919-1920 гг. находился в заключении в Петербургской городской тюрьме и в Чесменском лагере. Умер в июле 1920 года. Похоронен 1 августа 1920 года на Шуваловском кладбище в Петрограде.

Мистические ордена Тибета

Среди эзотериков распространена сложнопроверяемая информация, что Бадмаев якобы был членом тибетского мистического общества «Зелёный дракон» . Ввиду отсутствия в тайных организациях какой-либо официальной документации любые аргументы «за» или «против» утверждения этого безосновательны.

Образ в литературе

П. А. Бадмаев описан в романе известного писателя В. Пикуля «Нечистая сила».

Современность

Киновоплощения

  • Байтен Омаров - Агония -
  • Рустам Сагдуллаев - Григорий Р. -

Библиография

  • Проект включения Тибета, Монголии и Китая в Российскую империю «О задачах русской политики на азиатском Востоке», 1893.
  • Главное руководство по врачебной науке Тибета «Жуд-ши ». - СПб., 1903. - 159 с. (Переиздание: М.: Наука. 1991.)
  • Ответ на неосновательные нападки членов медицинского совета на врачебную науку Тибета. - СПб., 1911. - 72 с.

Напишите отзыв о статье "Бадмаев, Пётр Александрович"

Примечания

Литература

  • Гусев Б. Доктор Бадмаев. - М.: Русская книга, 1995.
  • За кулисами царизма. Архив тибетского врача Бадмаева // Под редакцией В. П. Семённикова. - Л.: Госиздат, 1925. - 175 с.
  • В. Пикуль. Нечистая сила. - М.: Интерпринт, 1991.
  • Кузьмин Ю. В. Тайны доктора П. А. Бадмаева. Под ред. В. В. Свинина. - Иркутск: Оттиск, 2003. - 124 с.
  • Кузьмин Ю. В. Восточные проекты доктора П. А. Бадмаева. - Иркутск, Изд-во БГУЭП, 2006. - 184 с.
  • Лобанов В. Г. Старая Чита. Документальный рассказ. Изд. 2-е, испр. и доп. - Чита: Степанов М. А., 2003. - 336 с.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Бадмаев, Пётр Александрович

Она проскользнула между горшками на другую сторону цветов и, опустив голову, остановилась.
– Наташа, – сказал он, – вы знаете, что я люблю вас, но…
– Вы влюблены в меня? – перебила его Наташа.
– Да, влюблен, но, пожалуйста, не будем делать того, что сейчас… Еще четыре года… Тогда я буду просить вашей руки.
Наташа подумала.
– Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать… – сказала она, считая по тоненьким пальчикам. – Хорошо! Так кончено?
И улыбка радости и успокоения осветила ее оживленное лицо.
– Кончено! – сказал Борис.
– Навсегда? – сказала девочка. – До самой смерти?
И, взяв его под руку, она с счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную.

Графиня так устала от визитов, что не велела принимать больше никого, и швейцару приказано было только звать непременно кушать всех, кто будет еще приезжать с поздравлениями. Графине хотелось с глазу на глаз поговорить с другом своего детства, княгиней Анной Михайловной, которую она не видала хорошенько с ее приезда из Петербурга. Анна Михайловна, с своим исплаканным и приятным лицом, подвинулась ближе к креслу графини.
– С тобой я буду совершенно откровенна, – сказала Анна Михайловна. – Уж мало нас осталось, старых друзей! От этого я так и дорожу твоею дружбой.
Анна Михайловна посмотрела на Веру и остановилась. Графиня пожала руку своему другу.
– Вера, – сказала графиня, обращаясь к старшей дочери, очевидно, нелюбимой. – Как у вас ни на что понятия нет? Разве ты не чувствуешь, что ты здесь лишняя? Поди к сестрам, или…
Красивая Вера презрительно улыбнулась, видимо не чувствуя ни малейшего оскорбления.
– Ежели бы вы мне сказали давно, маменька, я бы тотчас ушла, – сказала она, и пошла в свою комнату.
Но, проходя мимо диванной, она заметила, что в ней у двух окошек симметрично сидели две пары. Она остановилась и презрительно улыбнулась. Соня сидела близко подле Николая, который переписывал ей стихи, в первый раз сочиненные им. Борис с Наташей сидели у другого окна и замолчали, когда вошла Вера. Соня и Наташа с виноватыми и счастливыми лицами взглянули на Веру.
Весело и трогательно было смотреть на этих влюбленных девочек, но вид их, очевидно, не возбуждал в Вере приятного чувства.
– Сколько раз я вас просила, – сказала она, – не брать моих вещей, у вас есть своя комната.
Она взяла от Николая чернильницу.
– Сейчас, сейчас, – сказал он, мокая перо.
– Вы всё умеете делать не во время, – сказала Вера. – То прибежали в гостиную, так что всем совестно сделалось за вас.
Несмотря на то, или именно потому, что сказанное ею было совершенно справедливо, никто ей не отвечал, и все четверо только переглядывались между собой. Она медлила в комнате с чернильницей в руке.
– И какие могут быть в ваши года секреты между Наташей и Борисом и между вами, – всё одни глупости!
– Ну, что тебе за дело, Вера? – тихеньким голоском, заступнически проговорила Наташа.
Она, видимо, была ко всем еще более, чем всегда, в этот день добра и ласкова.
– Очень глупо, – сказала Вера, – мне совестно за вас. Что за секреты?…
– У каждого свои секреты. Мы тебя с Бергом не трогаем, – сказала Наташа разгорячаясь.
– Я думаю, не трогаете, – сказала Вера, – потому что в моих поступках никогда ничего не может быть дурного. А вот я маменьке скажу, как ты с Борисом обходишься.
– Наталья Ильинишна очень хорошо со мной обходится, – сказал Борис. – Я не могу жаловаться, – сказал он.
– Оставьте, Борис, вы такой дипломат (слово дипломат было в большом ходу у детей в том особом значении, какое они придавали этому слову); даже скучно, – сказала Наташа оскорбленным, дрожащим голосом. – За что она ко мне пристает? Ты этого никогда не поймешь, – сказала она, обращаясь к Вере, – потому что ты никогда никого не любила; у тебя сердца нет, ты только madame de Genlis [мадам Жанлис] (это прозвище, считавшееся очень обидным, было дано Вере Николаем), и твое первое удовольствие – делать неприятности другим. Ты кокетничай с Бергом, сколько хочешь, – проговорила она скоро.
– Да уж я верно не стану перед гостями бегать за молодым человеком…
– Ну, добилась своего, – вмешался Николай, – наговорила всем неприятностей, расстроила всех. Пойдемте в детскую.
Все четверо, как спугнутая стая птиц, поднялись и пошли из комнаты.
– Мне наговорили неприятностей, а я никому ничего, – сказала Вера.
– Madame de Genlis! Madame de Genlis! – проговорили смеющиеся голоса из за двери.
Красивая Вера, производившая на всех такое раздражающее, неприятное действие, улыбнулась и видимо не затронутая тем, что ей было сказано, подошла к зеркалу и оправила шарф и прическу. Глядя на свое красивое лицо, она стала, повидимому, еще холоднее и спокойнее.

В гостиной продолжался разговор.
– Ah! chere, – говорила графиня, – и в моей жизни tout n"est pas rose. Разве я не вижу, что du train, que nous allons, [не всё розы. – при нашем образе жизни,] нашего состояния нам не надолго! И всё это клуб, и его доброта. В деревне мы живем, разве мы отдыхаем? Театры, охоты и Бог знает что. Да что обо мне говорить! Ну, как же ты это всё устроила? Я часто на тебя удивляюсь, Annette, как это ты, в свои годы, скачешь в повозке одна, в Москву, в Петербург, ко всем министрам, ко всей знати, со всеми умеешь обойтись, удивляюсь! Ну, как же это устроилось? Вот я ничего этого не умею.
– Ах, душа моя! – отвечала княгиня Анна Михайловна. – Не дай Бог тебе узнать, как тяжело остаться вдовой без подпоры и с сыном, которого любишь до обожания. Всему научишься, – продолжала она с некоторою гордостью. – Процесс мой меня научил. Ежели мне нужно видеть кого нибудь из этих тузов, я пишу записку: «princesse une telle [княгиня такая то] желает видеть такого то» и еду сама на извозчике хоть два, хоть три раза, хоть четыре, до тех пор, пока не добьюсь того, что мне надо. Мне всё равно, что бы обо мне ни думали.
– Ну, как же, кого ты просила о Бореньке? – спросила графиня. – Ведь вот твой уже офицер гвардии, а Николушка идет юнкером. Некому похлопотать. Ты кого просила?
– Князя Василия. Он был очень мил. Сейчас на всё согласился, доложил государю, – говорила княгиня Анна Михайловна с восторгом, совершенно забыв всё унижение, через которое она прошла для достижения своей цели.
– Что он постарел, князь Василий? – спросила графиня. – Я его не видала с наших театров у Румянцевых. И думаю, забыл про меня. Il me faisait la cour, [Он за мной волочился,] – вспомнила графиня с улыбкой.
– Всё такой же, – отвечала Анна Михайловна, – любезен, рассыпается. Les grandeurs ne lui ont pas touriene la tete du tout. [Высокое положение не вскружило ему головы нисколько.] «Я жалею, что слишком мало могу вам сделать, милая княгиня, – он мне говорит, – приказывайте». Нет, он славный человек и родной прекрасный. Но ты знаешь, Nathalieie, мою любовь к сыну. Я не знаю, чего я не сделала бы для его счастья. А обстоятельства мои до того дурны, – продолжала Анна Михайловна с грустью и понижая голос, – до того дурны, что я теперь в самом ужасном положении. Мой несчастный процесс съедает всё, что я имею, и не подвигается. У меня нет, можешь себе представить, a la lettre [буквально] нет гривенника денег, и я не знаю, на что обмундировать Бориса. – Она вынула платок и заплакала. – Мне нужно пятьсот рублей, а у меня одна двадцатипятирублевая бумажка. Я в таком положении… Одна моя надежда теперь на графа Кирилла Владимировича Безухова. Ежели он не захочет поддержать своего крестника, – ведь он крестил Борю, – и назначить ему что нибудь на содержание, то все мои хлопоты пропадут: мне не на что будет обмундировать его.
Графиня прослезилась и молча соображала что то.
– Часто думаю, может, это и грех, – сказала княгиня, – а часто думаю: вот граф Кирилл Владимирович Безухой живет один… это огромное состояние… и для чего живет? Ему жизнь в тягость, а Боре только начинать жить.
– Он, верно, оставит что нибудь Борису, – сказала графиня.
– Бог знает, chere amie! [милый друг!] Эти богачи и вельможи такие эгоисты. Но я всё таки поеду сейчас к нему с Борисом и прямо скажу, в чем дело. Пускай обо мне думают, что хотят, мне, право, всё равно, когда судьба сына зависит от этого. – Княгиня поднялась. – Теперь два часа, а в четыре часа вы обедаете. Я успею съездить.
И с приемами петербургской деловой барыни, умеющей пользоваться временем, Анна Михайловна послала за сыном и вместе с ним вышла в переднюю.
– Прощай, душа моя, – сказала она графине, которая провожала ее до двери, – пожелай мне успеха, – прибавила она шопотом от сына.
– Вы к графу Кириллу Владимировичу, ma chere? – сказал граф из столовой, выходя тоже в переднюю. – Коли ему лучше, зовите Пьера ко мне обедать. Ведь он у меня бывал, с детьми танцовал. Зовите непременно, ma chere. Ну, посмотрим, как то отличится нынче Тарас. Говорит, что у графа Орлова такого обеда не бывало, какой у нас будет.

– Mon cher Boris, [Дорогой Борис,] – сказала княгиня Анна Михайловна сыну, когда карета графини Ростовой, в которой они сидели, проехала по устланной соломой улице и въехала на широкий двор графа Кирилла Владимировича Безухого. – Mon cher Boris, – сказала мать, выпрастывая руку из под старого салопа и робким и ласковым движением кладя ее на руку сына, – будь ласков, будь внимателен. Граф Кирилл Владимирович всё таки тебе крестный отец, и от него зависит твоя будущая судьба. Помни это, mon cher, будь мил, как ты умеешь быть…
– Ежели бы я знал, что из этого выйдет что нибудь, кроме унижения… – отвечал сын холодно. – Но я обещал вам и делаю это для вас.
Несмотря на то, что чья то карета стояла у подъезда, швейцар, оглядев мать с сыном (которые, не приказывая докладывать о себе, прямо вошли в стеклянные сени между двумя рядами статуй в нишах), значительно посмотрев на старенький салоп, спросил, кого им угодно, княжен или графа, и, узнав, что графа, сказал, что их сиятельству нынче хуже и их сиятельство никого не принимают.
– Мы можем уехать, – сказал сын по французски.
– Mon ami! [Друг мой!] – сказала мать умоляющим голосом, опять дотрогиваясь до руки сына, как будто это прикосновение могло успокоивать или возбуждать его.
Борис замолчал и, не снимая шинели, вопросительно смотрел на мать.
– Голубчик, – нежным голоском сказала Анна Михайловна, обращаясь к швейцару, – я знаю, что граф Кирилл Владимирович очень болен… я затем и приехала… я родственница… Я не буду беспокоить, голубчик… А мне бы только надо увидать князя Василия Сергеевича: ведь он здесь стоит. Доложи, пожалуйста.
Швейцар угрюмо дернул снурок наверх и отвернулся.
– Княгиня Друбецкая к князю Василию Сергеевичу, – крикнул он сбежавшему сверху и из под выступа лестницы выглядывавшему официанту в чулках, башмаках и фраке.
Мать расправила складки своего крашеного шелкового платья, посмотрелась в цельное венецианское зеркало в стене и бодро в своих стоптанных башмаках пошла вверх по ковру лестницы.
– Mon cher, voue m"avez promis, [Мой друг, ты мне обещал,] – обратилась она опять к Сыну, прикосновением руки возбуждая его.
Сын, опустив глаза, спокойно шел за нею.
Они вошли в залу, из которой одна дверь вела в покои, отведенные князю Василью.
В то время как мать с сыном, выйдя на середину комнаты, намеревались спросить дорогу у вскочившего при их входе старого официанта, у одной из дверей повернулась бронзовая ручка и князь Василий в бархатной шубке, с одною звездой, по домашнему, вышел, провожая красивого черноволосого мужчину. Мужчина этот был знаменитый петербургский доктор Lorrain.

Тибетское схематическое изображение двух деревьев; первое символизирует собой состояние здорового человека (по-тибетски «намбар ма-журба»), а второе – человека, у которого произошло расстройство питания (по-тибетски «намбар журба»).

Индия, Тибет, Кукунор, северо-западная часть Китая, Монголия, юго-восточная часть Туркестана, бурятские и калмыцкие степи являются колыбелью и ареной деятельности представителей врачебной науки Тибета. Народы этих стран, хотя тысячелетиями пользуются ее услугами при своих недугах и относятся к ней с полным доверием и уважением, еще не сознают великого значения этой науки для человечества вследствие многочисленных условий, препятствовавших их общему развитию и послуживших причиной их отсталости от других культурных народов.

Отсталость эта, конечно, зависит от руководителей народов, населяющих перечисленные страны. Руководителями буддийско-ламаистского Востока являются ламы (духовные лица – монахи). Многие из лам принимают на себя роль врачей, так как врачебная наука входит в число отраслей знания, изучаемых ламами в своих монастырях или у отдельных лиц, считающихся знатоками этой науки. Лам, изучающих врачебную науку в полном ее составе, весьма немного на всем ламаистском Востоке. Зато чрезвычайно много лам, не знакомых с основами врачебной науки, а врачующих по установленной рецептуре и по «тарни».

«Тарни» – это целый обширный отдел буддийско-ламаистской литературы, заключающий в себе учение о явлениях спиритизма, гипноза, ясновидении, о заклинаниях с известными формулами и т. п. Многочисленные врачующие ламы не знакомы серьезно также и с этим учением, а пользуются только его заклинательными формулами и обрядовой стороной для достижения своих целей. Обрядовая сторона «тарни» нередко чрезвычайно груба и легко может показаться фокусничеством и грубой формой обмана.

В соответствии с духом буддийско-ламаистского учения ламы-гелунги, т. е. ламы, давшие обет целомудрия – в самом широком смысле этого слова, – не имеют права изучать врачебную науку, так как они дают обет даже не находиться под одной кровлей с женщиной. Если лама-гелунг желает заниматься врачебной наукой, которая требует от него исследования и лечения не только мужчины, но и женщины, то он должен передать другому лицу на все то время, пока будет врачом, данный им при посвящении в гелунги обет целомудрия.

На буддийско-ламаистском Востоке народ считает своих лучших лам преемниками Будды и ставит их выше лам-врачей, так как первые свято охраняют дух буддийско-ламаистского учения; потому-то и в кругу лам-гелунгов весьма немногие посвящают себя изучению врачебной науки. Остальные же ламы, как сказано выше, относятся к ней лишь поверхностно.

Что же касается тех лам, услугами которых пользуется народная масса, то они занимаются врачеванием только по установленной рецептуре и по «тарни». Эти ламы не знакомы ни с буддизмом, ни с врачебной наукой, ни с «тарни» и по своему развитию близко подходят к народной массе, знают ее нужды и потребности и умеют эксплуатировать ее невежество. Лица, интересующиеся буддийско-ламаистским Востоком и желающие изучать этот мир, всегда наталкиваются на лам последней категории, которые, конечно, не станут признаваться в своем невежестве. С ламой же первой категории встретиться практически невозможно, во-первых, из-за их малочисленности, во-вторых, из-за их скромности и, в-третьих, из-за обременительности их занятий.

Первый выпуск книги «Чжуд-ши» убедил меня, что этой наукой интересуются только лица, пользовавшиеся ее услугами. Многие из интеллигенции, имевшие соприкосновение с тибетской медициной, и несколько врачей прочитали эту книгу, усвоили ее смысл и обращались ко мне с различными вопросами. Поэтому я и решил в печатаемом здесь введении к новому переработанному переводу «Чжуд-ши» ознакомить всех, кто желает отнестись более сознательно к врачебной науке Тибета, с основными ее воззрениями и с различными ее отраслями. Эти сведения изложены в «Чжуд-ши» в сжатой форме и могут пригодиться как врачу в его практической деятельности, так и лицам, привыкшим осмысленно относиться к своему здоровью и своим недугам.

Мне пришлось изучать врачебную науку Тибета под руководством своего брата, известного знатока этой науки, который учился у бурятских, монгольских и тибетских лам. После смерти моего брата я продолжал это изучение под руководством первых врачей в бурятских степях и пополнял свои знания сведениями, сообщавшимися мне лучшими знатоками этой науки. Последние почти ежегодно, в продолжение более чем двадцати лет, приезжали в Петербург и каждый раз жили у меня не менее полугода, давая мне свои указания и советы.

Занятия в С.-Петербургском университете на факультете восточных языков и, главным образом, в Медико-хирургической академии дали мне возможность достигнуть некоторых результатов при переводе сочинения «Чжуд-ши», которое послужило материалом для настоящего труда. При этом нельзя не упомянуть, что весьма трудно установить терминологию, которая соответствовала бы смыслу подлинника и была бы понятна лицам, привыкшим к европейским медицинским терминам.

Нужно знать, что тибетская медицинская литература чрезвычайно обширна и касается различных вопросов жизни отдельного человека, семьи, общества и государства. Многие сочинения недоступны из-за своей редкости и невозможности попасть в отдаленный Западный Тибет не только частным лицам, но даже и богатым монголо-бурятским буддийским монастырям. Но, благодаря знакомствам на Востоке, мне удается получать редкостные книги, лекарства и другие предметы, необходимые для полного изучения тибетской медицины, хотя мне их приходилось ждать десятки лет. Подлинные сочинения по медицине, анатомии, физиологии, эмбриологии, зоологии, ботанике и минералогии, хирургические инструменты и различные лекарства, а также и рисунки могут быть приобретены только при помощи людей знающих, которые не часто встречаются в Тибете и сопредельных с ним областях.

Обстоятельства эти являются помехой для ознакомления европейских читателей с результатами трудов целых поколений врачей, работавших в глубине Азии в течение многих веков на поприще врачебной науки с целью облегчить физические и умственные недуги человечества.

Выработанная двадцать столетий тому назад система скромных тружеников врачебной науки может быть названа и в настоящее время terra incognita для европейского мира. Поэтому позволительно надеяться, что изложение системы «Чжуд-ши» будет встречено с весьма понятным интересом. Тем более что лица, уже ознакомившиеся с этим сочинением, хотя и отдаленные друг от друга временем и расстоянием, единогласно утверждают, что «Чжуд-ши» считается главным руководством по тибетской врачебной науке. Это, как подробно разъяснено ниже, утверждали: Реман в 1811 году, Чома Де-Кёрез в 1820 году, архиепископ Нил в I860 году, Уайз в 1867 году и А.А. Бадмаев тоже в шестидесятых годах XX столетия – и все внимание этих лиц останавливалось именно на «Чжуд-ши», несмотря на то, что одни из упомянутых ученых изучали тибетскую врачебную науку в бурятских степях Забайкалья, другие – в Индии и в Кашмире.

Необходимо добавить, что обширнейшая область медицины – ее история – нуждается в пополнении, так как система, изложенная в «Чжуд-ши», до сих пор была еще неизвестна в Европе, а Высочайшее повеление о переводе «Чжуд-ши» на русский язык и об издании этого сочинения за счет резервных сумм военного министерства состоялось 1 июня 1860 г.

П. Бадмаев

Тибетское схематическое изображение двух деревьев: первое символизирует собой пищевые вещества (по-тибетски «сай»), а второе – образ жизни (по-тибетски «жод»).

Петр Александрович (Жамсаран) Бадмаев родился в Забайкалье в 1851 году (дата рождения требует уточнения). Он был младшим сыном в семье зажиточного скотовода Засогола Бадмаева. Самый старший брат его, Сультим (Александр Александрович), был эмчи-ламой, то есть лекарем тибетской медицины. В конце пятидесятых годов он перебрался в Петербург и открыл там аптеку лекарственных трав. Младший, Жамсаран, окончил Иркутскую гимназию и в шестидесятых годах приехал к брату. В Петербурге оба брата приняли православие. Так Жамсаран стал Петром Александровичем. Этот талантливый и неординарный человек получил два высших образования. В 1871 году он поступил на факультет восточных языков Петербургского университета по китайско-монголо-маньчжурскому разряду, который окончил в 1875 году. Одновременно Петр Александрович окончил Медико-хирургическую академию. Завершив образование, он поступил на службу в Азиатский департамент министерства иностранных дел и по роду деятельности неоднократно ездил в Китай, Монголию и Тибет, выполняя различные поручения, связанные с усилением сферы влияния России в этом регионе. В Тибете он также усовершенствовал свои знания тибетской медицины, полученные от умершего к тому времени брата. Врачебной практикой (и весьма успешной) Петр Бадмаев занимался с 1875 года вплоть до конца жизни. Целью его было развитие тибетской медицины в России. В начале века он перевел на русский язык книгу "Жуд-Ши" (основы врачебной науки Тибета). После революции его труд не издавался и был вновь опубликован только в 1991 году.

Однако в данном издании основное место уделяется не врачебной деятельности П. А. Бадмаева, а политической и коммерческой стороне его жизни. Итак, прослужив восемнадцать лет в министерстве иностранных дел, он вышел в отставку в чине действительного статского советника. Можно сказать, что итогом его работы была "Записка Александру III о задачах русской политики на азиатском Востоке" (часть четвертая настоящего издания). Прежде чем обсуждать этот вопрос, необходимо дать небольшую историческую справку. Положение на Востоке было достаточно сложным. Индия и Непал уже век были колонией Великобритании. Англичане усиленно стремились на север, в Гималаи и Тибет, где неизбежно должны были столкнуться с Россией, в конце семидесятых годов завоевавшей Среднюю Азию. Монголия находилась под властью Китая. Япония, которой революция Мэйдзи 1868 года позволила выйти на мировую арену после многовековой изоляции, стремилась к утверждению своею влияния на всем Дальнем Востоке. Монголия и Китай представляли интерес как для Японии, так и для России. В древнем Китае с 1644 года правила маньчжурская династия Цин, годы которой были уже сочтены: во время революции 1911 года эта династия пала. В своей записке Бадмаев предвидел это. Он был убежденным монархистом и сторонником расширения влияния России на Востоке. Стремясь к переориентации российской политики на Восток, он строил грандиозные планы по включению Китая, Тибета и Монголии в сферу влияния России, вплоть до полного присоединения этих стран. В своей записке он рассказывает о многовековом движении русских на Восток, приводит легенду о "белом царе" и утверждает, что монголы охотно перейдут в российское подданство. Он строит планы антикитайского восстания (точнее, восстания против династии Цин) в Монголии, мирного проникновения в Монголию, Тибет и Западный Китай и вхождения их в Российскую империю, что представляется невозможным. Особое внимание Бадмаев обращает на Тибет, называя его ключом к Азии со стороны Индии. Он пишет: "Кто будет господствовать над Тибетом, будет господствовать и над всем Китаем". Очевидно, китайцам это было совершенно ясно, когда они завоевали Тибет в 1959 году, и это государство перестало существовать. А в начале века Бадмаев, выражая российские имперские интересы, опасался возникновения прямой конфронтации с Англией на Тибете.

Убеждая императора Александра III, а затем и Николая II в необходимости усиления влияния на Востоке, Бадмаев разрабатывал планы экономического усиления этого влияния. Им было основано Забайкальское горнопромышленное товарищество. Он пишет о золотодобыче, о развитии сельского хозяйства на Дальнем Востоке и в Сибири, о необходимости его поддержки со стороны государства. Особое внимание уделяется им решению земельного вопроса в Бурятии. Заботясь о своем народе, Бадмаев открыл для своих земляков в Петербурге частную гимназию и пытался добиться для нее официального статуса ("Записка Николаю II", часть четвертая). Как дипломат он настаивал на создании специального дипломатического корпуса, члены которого должны были проходить особую подготовку для работы на Востоке.

Огромное внимание П. А. Бадмаев уделял строительству железных дорог. Он считал необходимым строительство железнодорожной ветки от Семипалатинска до границы с Монголией и, далее, трансмонгольской железной дороги, указывая на залежи полезных ископаемых в тех местах. В пятой части этого издания приводятся документы, связанные с железнодорожными концессионными предприятиями Бадмаева. Деятельность Бадмаева затрагивала не только Сибирь и Дальний Восток. Так, в 1916 году он организовал акционерное общество для работы в турецкой Армении, в то время занятой русскими войсками. В феврале 1917 года, буквально за считанные дни до падения монархии, которой Бадмаев был так предан, он пишет императору о необходимости развития Мурманского порта и дальнейшего строительства Мурманской железной дороги. Однако все планы Бадмаева рухнули в том же 1917 году. Он был выслан из страны Временным правительством, но задержан в Гельсингфорсе (теперь - Хельсинки) и после месячного заключения вернулся в Петроград. Там он продолжал свою медицинскую деятельность, несколько раз арестовывался ЧК, но умер в своей постели, 29 июля 1920 года.