Коммуникации        22.04.2024   

Девора имя. Значение слова девора в библейской энциклопедии никифора. Рождение, воспитание и призвание к пророческому служению Самуила

Девора

(пчела) - имена двух женщин:

Варак согласился идти только в том случае, если Девора будет сопутствовать ему, на что она ответила: пойти пойду с тобою, но знай , что... в руки женщины предаст Господь Сисару (ст. 9), т.е. что честь победы будет принадлежать женщине, а не ему. События оправдали пророчество Деворы. Разбитый Вараком у потока Кисона, Сисара бежал, потеряв все свое войско, 900 железных колесниц, и затем погиб от руки Иаили, жены Хевера, в шатре которой он укрылся от преследования Варака. Таким образом честь окончательной победы над Сисарою действительно досталась женщине. Девора и Варак прославили Бога благодарственною песнию (Суд. 5), которая считается образцовым произведением Еврейского красноречия и составляет содержание пятой главы книги Судей. Израиль отмщен , так начинается эта возвышенная песнь, народ показал рвение; прославьте Господа (ст. 2). С неба сражались, звезды с путей своих - с Сисарою (ст. 20). Да будет благословенна между женами Иаиль , жена Хевера Кенеянина, между женами в шатрах да будет благословенна! Воды просил он (Сисара), молока подала ему... левую руку свою протянула к колу, а правую к молоту работников ; ударила Сисару , поразила голову его, разбила и пронзила висок его. К ногам ее склонился... где, склонился, там и пал сраженный . В окно выглядывает и вопит мать Сисарина сквозь решетку: что долго нейдет конница его, что медлят колеса колесниц его? Умные из ее женщин отвечают ей, и сама она отвечает на слова свои: верно они нашли, делят добычу, по девице, по две девицы на каждого воина... Так да погибнут все враги Твои, Господи! Любящий же Его да будут, как солнце, восходящее во всей силе своей (ст. 24-31)! Сими, по истине, величественными словами заканчивается хвалебная песнь Деворы. Во время ее правления покоилась земля 40 лет (ст. 31), замечает историк, заканчивая историю судии и пророчицы Деворы.


Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия. . арх. Никифор . 1891 .

Смотреть что такое "Девора" в других словарях:

    - (Дебора) (пчела) в Ветхом Завете судья и пророчица, народная предводительница. Она принимала на своём ритуальном месте под пальмовым деревом на горе Ефремовой всех, кто приходил за её советом или приговором. Девора велела выступить против… … Исторический словарь

    Ы, жен. Стар. форма имени (см. Дебора). Словарь личных имён. Девора ы, ж. Стар. форма имени Дебора (см.). Словарь русских личных имен. Н. А. Петровский … Словарь личных имен

    - (пчела): 1) кормилица Ревекки, сопровождавшая ее из г. Нахора (Месопотамия) к Исааку (Быт 24:59). Умерла в глубокой старости у Иакова в Вефиле и была там погребена под дубом, к рый с тех пор назывался дубом плача (Быт 35:8); 2) пророчица, жена… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Дебoра (евр. deborah, «пчела»), в ветхозаветном историческом предании (Суд. 4) пророчица, предводительница израильских племён, одна из «судей израилевых». Её авторитет основан на пророческом даре; будучи замужней женщиной («жена Лапидофова»), она … Энциклопедия мифологии

    Дебора (евр. «пчела»), в ветхозаветном историческом предании (Суд. 4) пророчица, предводительница израильских племен, одна из «судей израилевых». Ее авторитет основан на пророческом даре; будучи замужней женщиной («жена Лапидофова»), она… … Энциклопедия культурологии

    Запрос «Деворра» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Дебора (имя). Пророчица Девора. Иллюстрация Гюстава Доре Девора … Википедия

    Девора - () (“пчела”) в Ветхом Завете судья и пророчица, народная предводительница. Она принимала на своём ритуальном месте под пальмовым деревом на горе Ефремовой всех, кто приходил за её советом или приговором. Девора велела выступить против… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Девора - Двора, т. е, пчела Девора. 1) Кормилица или нянька Ревекки, которая последовала за ней в Ханаан. Она достигла глубокой старости, около 150 лет, и на ее глазах выросло три поколения избранного народа. После смерти Ревекки ее чтили как члена… … Словарь библейских имен

    Игум. Рождественск. мон., Тобольск. еп., 1840 г. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия

    - (пчела) библейско историческое имя нескольких ветхозаветных женщин, среди которых особенной известностью пользуется Д. пророчица и судья. Вскоре после поселения евреев в Палестине пыл их воинственности и религиозного одушевления остыл; они… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Однозадачность. Успевайте больше, фокусируясь только на одном деле , Зак Девора. О книге Книга, которая раз и навсегда избавит вас от опаснейшего современного наркотика - многозадачности - и значительно повысит вашу продуктивность. Слишком много людей стали зависимы от…

ДЕВОРА

(пчела) - имена двух женщин: Быт 24:59 - кормилица Ревекки, сопровождавшая ее в Ханаанскую землю, когда она оставила дом брата своего Лавана в Месопотамии для вступления в замужество за Исаака. В Быт 35:8 говорится, что по смерти своей она была погребена под дубом близ Вефиля, названным дубом плача. Из сего можем заключить, что означенная служанка пользовалась особенною любовью в семействе патриарха, в котором потеря ее глубоко чувствовалась. Обычай погребения под деревьями был весьма распространен у Евреев (1Цар 31:13,4Цар 21:18). Суд 4:5 - известная пророчица, бывшая судиею Израиля, по смерти судии Аода, жена Лапидофова. Она жила под пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой. Израиль, в означенное время, за грехи свои находился под тяжким игом Иавина царя Ханаанского. Девора, по Божественному указанию, призвала к себе Варака и именем Бога повелела ему расположиться на горе Фаворе с десятью тысячами мужей. А я, сказала она при этом, приведу к тебе, к потоку Киссону, Сисару, военачальника Иавина и колесницы его и многолюдное войско его и предам его в руки твои (Суд 4:7). Варак согласился идти только в том случае, если Девора будет сопутствовать ему, на что она ответила: пойти пойду с тобою, но знай, что... в руки женщины предаст Господь Сисару (ст. 9), т.е. что честь победы будет принадлежать женщине, а не ему. События оправдали пророчество Деворы. Разбитый Вараком у потока Кисона, Сисара бежал, потеряв все свое войско, 900 железных колесниц, и затем погиб от руки Иаили, жены Хевера, в шатре которой он укрылся от преследования Варака. Таким образом честь окончательной победы над Сисарою действительно досталась женщине. Девора и Варак прославили Бога благодарственною песнью (Суд 5), которая считается образцовым произведением Еврейского красноречия и составляет содержание пятой главы книги Судей. Израиль отмщен, так начинается эта возвышенная песнь, народ показал рвение; прославьте Господа (ст. 2). С неба сражались, звезды с путей своих - с Сисарою (ст. 20). Да будет благословенна между женами Иаиль, жена Хевера Кенеянина, между женами в шатрах да будет благословенна! Воды просил он (Сисара), молока подала ему... левую руку свою протянула к колу, а правую к молоту работников; ударила Сисару, поразила голову его, разбила и пронзила висок его. К ногам ее склонился... где, склонился, там и пал сраженный. В окно выглядывает и вопит мать Сисарина сквозь решетку: что долго нейдет конница его, что медлят колеса колесит/ его? Умные из ее женщин отвечают ей, и сама она отвечает на слова свои: верно они нашли, делят добычу, по девице, по две девицы на каждого воина... Так да погибнут все враги Твои, Господи! Любящий же Его да будут, как солнце, восходящее во всей силе своей (ст. 24-31)! Сими, по истине, величественными словами заканчивается хвалебная песнь Деворы. Во время ее правления покоилась земля 40 лет (ст. 31), замечает историк, заканчивая историю судии и пророчицы Деворы.

Библейская энциклопедия, Никифор. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ДЕВОРА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ДЕВОРА
    (пчела) — библейско-историческое имя нескольких ветхозаветных женщин, среди которых особенной известностью пользуется Д. пророчица и судья. Вскоре после поселения евреев …
  • ДЕВОРА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (пчела) ? библейско-историческое имя нескольких ветхозаветных женщин, среди которых особенной известностью пользуется Д. пророчица и судья. Вскоре после поселения евреев …
  • ДЕВОРА (ДЕБОРА, "ПЧЕЛА") в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    в ветхозаветном историческом предании пророчица, предводительница израильских племен, одна из "судей израилевых". Авторитет Деворы, жены Лапидофова основывался на ее даре …
  • УБИ’ЕНИЕ в Библейском словаре:
    (убийство, умерщвление, умирание) — отнятие, лишение каким-либо образом (а в случае обычной смерти — прекращение «естественным» путем) жизни человека — …
  • С’УДЬИ в Библейском словаре:
    (Израиля) — вожди израильского народа, которых Бог выдвигал из различных колен для временного избавления от поработителей (Суд.2:16), при этом слово, …
  • ПРОР’ОЧИЦА в Библейском словаре:
    — женщина, имеющая дар пророчества. В Писании упомянуты следующие пророчицы: Анна (Лук.2:36), Девора (Суд.4:4), Иезавель (Отк.2:20) (лжепророчица), Мариамь (Исх.15:20), Ноадия …
  • П’АЛЬМА ДЕВ’ОРИНА в Библейском словаре:
    (Суд.4:5) — место, где жила пророчица Девора. (см. Ваал-Фамарь …
  • СУДИИ ИЗРАИЛЬСКИЕ
    (Деян 13:20). Когда по смерти Иисуса Навина и Елеезара первосвященника умерли и старейшины, бывшие свидетелями великих дел Божиих, и возникло …
  • СУД, ИЛИ СУДОПРОИЗВОДСТВО У ИЗРАИЛЬТЯН в Библейской энциклопедии Никифора:
    (Вт 16:18, 1Цар 7:16, 8:1 и др.). Как в начале, во времена патриархальные, отец как глава семейства имел вместе право …
  • СИСАРА в Библейской энциклопедии Никифора:
    (порядок битвы) - имя двух лиц: Суд 4:2 - военачальник войска Иавинова. Это первый военачальник, который в Библии означается по …
  • РАМА в Библейской энциклопедии Никифора:
    (высота) - название след. мест и городов: Нав 18:25, Мф 2:18, Иер 31:25 - город в колене Вениаминовом, лежавший близ …
  • ПРОРОЧИЦА в Библейской энциклопедии Никифора:
    (Исх 15:20). Слово пророчица означает не только жену пророка (Исх 8:3), но также и женщину, которая владеет даром пророчества. Из …
  • ПРОРОК в Библейской энциклопедии Никифора:
    Под словом пророк вообще разумеются, во-первых, люди предсказывающие будущее, во-вторых, лица возвещающие людям слово назидания. увещания и утешения, по особому …
  • ПАЛЬМА ДЕВОРИНА в Библейской энциклопедии Никифора:
    (Суд 4:5) - пальма под которой во времена Судей жила пророчица Девора. Она находилась между Рамою и Вефилем, в колене …
  • КИССОН в Библейской энциклопедии Никифора:
    (извивающийся, извилистый; Суд 4:7, Пс 82:10) - известный ручей в Палестине, называемый то рекою, то потоком и берущий свое начало …
  • ИАИЛЬ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (серна, дикая коза; Суд 4:18, 21:5-6,24) - жена Хевера Кенеянина, поразившая Сисару, военачальника Иавина, царя Асорского (см. Иавин). Когда …
  • ГРОБЫ, ГРОБНИЦЫ в Библейской энциклопедии Никифора:
    - находились у древних Евреев обыкновенно за чертою города (Лк 7:12, Ин 11:30). Для гробниц или могил в древности большею …
  • СУД 5
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга Судей Израилевых. Глава 5 Главы: 1 2 3 4 …
  • СУД 4 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Книга Судей Израилевых. Глава 4 Главы: 1 2 3 4 …
  • МИХАИЛ (ДАХУЛИЧ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Михаил (Дахулич) (род. 1950), иеромонах, избранный епископ Нью-Йоркский и Нью-Джерсийский (Православная Церковь в …
  • БЫТ 35 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Бытие. Глава 35 Главы: 1 2 3 4 5 6 …
  • ДЕБОРА в Большом энциклопедическом словаре:
    (Девора) в Библии пророчица и судья, возглавившая завоевание древнееврейскими племенами Палестины. "Победная песнь Деборы" - один из древнейших памятников еврейского …
  • ДЕБОРА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Девора (др.-евр.), по Библии, еврейская пророчица и судья, объединившая древне-еврейские племена и возглавившая завоевание ими Палестины. По данным библеистики, рассказ …
  • СИСАРА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    военачальник Иавина, царя асорского в Северной Палестине. Иавин 20 лет угнетал израильтян. Когда Варак по приказанию Деворы сделал нападение на …
  • РАМА, ГОРОД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (евр. "высота, "возвышение", "возвышенное место") — название нескольких городов в Палестине; из них наиболее известны: 1) город колена Вениаминова (Нав. …
  • РААБ, ГЕОРГ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Raab, 1821 — 1886) — австрийский живописец, художественное образование получил в венской академии художеств, с 1841 по 1846 гг. работал …
  • ДЕБОРА в Современном энциклопедическом словаре:
    (Девора), в Библии пророчица и судья, возглавившая завоевание древнееврейскими племенами Палестины. "Победная песнь Деборы" - один из древнейших памятников еврейского …

) – кормилица Ревекки, сопровождавшая ее в Ханаанскую землю, когда она оставила дом брата своего Лавана в Месопотамии для вступления в замужество за Исаака. В кн. Быт. () говорится, что по смерти своей она была погребена под дубом близ Вефиля, названным дубом плача . Из сего можем заключить, что означенная служанка пользовалась особенной любовью в семействе патриарха, в котором потеря ее глубоко чувствовалась. Обычай погребения под деревьями был весьма распространен у евреев (; );

б) () – известная пророчица, бывшая судьей Израиля, по смерти судьи Аода, жена Лапидофова. Она жила под пальмой Девориной , между Рамой и Вефилем, на горе Ефремовой. Израиль, в означенное время, за грехи свои находился под тяжким игом Иавина, ц. ханаанского. Девора, по Божественному указанию, призвала к себе Варака и именем Бога повелела ему расположиться на горе Фавор с десятью тысячами мужей. А я, сказала она при этом, приведу к тебе к потоку Киссону, Сисару, военачальника Иавина и колесницы его и многолюдное войско его и предам его в руки твои ().

Варак согласился идти только в том случае, если Девора будет сопутствовать ему, на что она ответила: пойти пойду с тобою, но знай, что... в руки женщины предаст Господь Сисару (ст. 9), т. е. что честь победы будет принадлежать женщине, а не ему. События оправдали пророчество Деворы. Разбитый Вараком у потока Киссона, Сисара бежал, потеряв все свое войско, 900 железных колесниц, и затем погиб от руки Иаили, жены Хевера, в шатре которой он укрылся от преследования Варака. Таким образом, честь окончательной победы над Сисарой действительно досталась женщине. Девора и Варак прославили Бога благодарственной песнью (), которая считается образцовым произведением еврейского красноречия и составляет содержание пятой главы книги Судей. Израиль отмщен, так начинается эта возвышенная песнь, народ показал рвение; прославьте Господа (). С неба сражались, звезды с путей своих – с Сисарою (). Да будет благословенна между женами Иаиль, жена Хевера Кенеянина, между женами, в шатрах да будет благословенна! Воды просил он (Сисара): молока подала она... левую руку свою протянула к колу, а правую к молоту работников, ударила Сисару, поразила голову его, разбила и пронзила висок его. К ногам ее склонился... где склонился, там и пал сраженный. В окно выглядывает и вопит мать Сисарина сквозь решетку: что долго не идет конница его, что медлят колеса колесниц его? Умные из ее женпщн отвечают ей, и сама она отвечает на слова свои, верно они нашли, делят добычу, по девице, по две девицы на каждого воина... Так да погибнут все враги Твои, Господи! Любящие же Его да будут, как солнце, восходящее во всей силе своей! (


Библия в книге Судей рассказывает о первой великой героине, подвиги которой описаны в одной из самых первых поэм священной истории. Вероятнее всего, книга Судей была написана в конце монархической эпохи (седьмой век до Р. Х), но собирает в себе гораздо более древние предания. История Деворы и Барака относится к двенадцатому веку до нашей эры, и многие литературные особенности Песни из главы 5 позволяют предположить, что она происходит из той же архаической эпохи. Несомненно, этот текст один из древнейших в Библии, он дает возможность приоткрыть, каким был менталитет Израиля у самых его истоков, во времена, когда кочевые кланы начали селиться в Земле Обетованной.

Имя Деворы, героини 4 и 5 глав Книги Судей, чрезвычайно богато символически: оно значит «Пчела». В египетской иероглифике, как зачастую и на древнем Востоке, пчела являлась символом военной мощи благодаря своей организации, силе в сражении и дисциплине в служении одному «социуму». Так что самим именем своим Девора вызывает ассоциацию с военной силой, но не только этот древний символ с нею: в Египте и в Греции пчела - это образ загробной жизни души, знак вечности, изображение которого можно найти на древних могилах. Она символизирует душу совершенно чистую и поэтому бессмертную, душу, проникающую в тайны так, как пчела извлекает из цветов сок, из которого делает мед. Таким образом пчела олицетворяет собой непобедимую силу очищенной души; и Девора является воплощением духовной силы своего народа; поэтому она не сражается, но вмешивается от лица Бога, чтобы вызвать сражение.

Девора - пророчица, она «судит Израиль под пальмою Девориною», то есть обладает большим нравственным авторитетом как пророчица и воительница (ибо таков смысл слова «судья» в книге Судей), и ее решения, принимаемые под сенью вечной Мудрости (пальма) имеют в Израиле силу закона. По велению Божию она посылает на поиски Барака, военачальника одного из кланов, чтобы собрать войско и побить Хананеян, притесняющих племена Завулоновы и Неффалимовы. Но этот воин, чье имя переводится как «Благословенный», отказывается противостать врагам без Деворы, так как она для него гарантия сверхъестественной помощи, та, что слушает глас Божий и обладает интуитивным знанием Его воли. И это его требование присутствия рядом женщины во время битвы Бог счел недостатком доверия и отказом взять на себя мужскую роль, ответственность военачальника. Поэтому Девора предупреждает его, что он будет лишен плода победы; плод этот будет предан в руки женщины: «Варак сказал ей: если ты пойдешь со мною, пойду; а если не пойдешь со мною, не пойду...» «Она сказала: пойти пойду с тобою; только знай, что не тебе уже будет слава на сем пути, в который ты идешь; но в руки женщины предаст Господь Сисару» (4, 8-9). И действительно, другая женщина Иаиль (что значит «Господь есть Бог») смертельно поражает главу вражеского войска, лишив Барака славы героя. Этот эпизод напоминает об обетовании из 3 главы книги Бытия (3,15) (семя жены будет поражать змея в голову) и подчеркивает комплементарность мужской и женской ролей. Женщина - вдохновительница, она пробуждает в мужчине силу и таким образом подготавливает победу, оставаясь внешне бездействующей. Мужчине же надлежит осуществить, воплотить на практике, возглавить сражение. В 4 главе книги Судей Варак не достигает венца своих усилий, потому что не исполняет свою роль.

Песнь Деворы (Суд 5), пришедшая из глубины веков и передававшаяся из поколения в поколение, рассказывает эти события в форме поэмы. Подобно Средневековым героическим сказаниям, она позволяет увидеть самые существенные черты древнееврейской ментальности. Эта военная песнь восхваляет женщину-мать, героиню своего народа, пробуждающую в воинах силу:

«Не стало обитателей в селениях у Израиля, не стало, доколе не восстала я, Девора, доколе не восстала я, мать в Израиле...война у ворот... Вос-пряни, воспряну, Девора, воспряни, воспряни! воспой песнь! Восстань, Варак! ....». (Суд 5, 7. 12).

«Да будет благословенна между женами Иаиль, ... между женами в шатрах да будет благословенна!... Любящие же Его [Господа] да будут как солнце, восходящее во всей силе своей!». (Суд 5, 24).

Роль женщины здесь совершенно очевидна: песнею своей она созывает мужчин на битву, зажигает их, подобно Жанне Д"Арк или Жанне Ашет, и всем Дамам, ради которых рыцари прежних времен превосходили сами себя и открывали в себе неожиданные источники энергии. Женское присутствие, если оно «направлено» в нужную сторону, пробуждает мужественность, дух силы и отваги в сердцах отчаявшихся и рассеянных страхом мужчин. Оно порождает героев. Девора пример великих персонажей, над которыми Библия предлагает поразмышлять.

Но после смерти Аода израильтяне снова забыли о Боге и Его законах. Бог долго терпел грехи израильтян, но наступил момент, когда чаша Его терпения переполнилась, и Он отдал Свой народ во власть царя Иавина, чьи владения лежали на севере Ханаана.

У Иавина была очень сильная армия - у нее на вооружении имелось девятьсот железных колесниц, и командовал ею опытный полководец по имени Сисара. Пешие воины израильтян ничего не могли поделать с такой армией, и поэтому Иавин целых двадцать лет безнаказанно угнетал сынов Израилевых.

Судьей Израиля в то время была пророчица Девора. Все в Израиле знали, где жила Девора, и приходили к ней, когда требовалась ее помощь или совет.

Но однажды Девора сама послала людей разыскать и привести к ней человека по имени Варак. Когда Варак предстал перед ней, она сказала ему:

Варак, Господь велит тебе собрать войско и выступить с ним против Сисары, полководца Иавина. Несмотря на многочисленность его войска и на девятьсот железных колесниц, ты, с Божьей помощью, одержишь победу над ним.

Варак ужаснулся самой мысли о том, что ему придется сражаться против непобедимого войска Сисары.

Если ты пойдешь со мной, то я пойду против Сисары. Если же не пойдешь, то и я не пойду, - сказал Варак Деворе.

Хорошо, я пойду с тобой, - ответила ему пророчица. - Но тогда не тебе достанется честь победы над Сисарой, а женщине.

Варак подчинился слову Божьему, переданному ему Деворой. Он собрал израильское войско и повел его на гору, у подножия которой, с другой стороны, расположился со своими воинами и колесницами Сисара.

Когда все приготовления к битве были закончены, Девора сказала Вараку:

Встань, ибо сегодня тот день, в который Господь предаст Сисару в твои руки. Господь Сам пойдет перед тобою.

Вдохновленные этими словами, израильские воины устремились на врага. Казалось, что они идут на верную смерть.

Армия Сисары со всеми девятьюстами колесницами ринулась навстречу израильтянам и уже готова была смять их, но тут Бог привел в смятение ряды ханаанеев. Их колесницы увязли в грязи и из грозного боевого вооружения превратились в балласт. Воинам Сисары и ему самому пришлось сойти на землю и сражаться пешими. Лишенные своих колесниц, ханаанеи не устояли под натиском израильтян и бежали.