Дача        07.10.2023   

Как правильно установить байпас в системе отопления. Установка байпаса. Видео о том, что такое байпас и каковы его преимущества

Тепло в доме - то, что необходимо каждому человеку. Благодаря современным отопительным системам можно удерживать комфортную обстановку в доме и поддерживать необходимую температуру, которая будет максимально удобной. Инженеры разработали для регулировки температуры байпас. Байпас - перемычка, сделанная в виде трубы. Ее устанавливают между обратной и прямой проводкой радиаторного отопления. Им регулируют в радиаторных батареях подачу теплоносителя в водяной системе отопления. Рассмотрим подробнее особенности и принципы работы этого устройства, а так же некоторые нюансы его эксплуатации.

Предназначение байпаса

Предназначение байпаса - возвращение лишнего теплоносителя в стояк из батарей, когда автоматическим или ручным терморегулятором измеряется количество теплоносителя. Одним словом с помощью байпаса теплоноситель параллельно транспортируется регулирующей и запорной арматуре.

Если бы байпаса не было, то невозможно было бы сделать ремонт батарей, когда система отопления находится в рабочем состоянии. Благодаря байпасу также упрощается процесс опорожнения и наполнения системы.

Кроме всего прочего, байпас обеспечивает работу отопительных систем, когда пропадает электроэнергия. В тот момент, как только электричество пропало, просто перекрываются краны, которые подают теплоносители насосу и открывается на центральной трубе кран.

Если использовать байпас с клапаном, то перекрывать краны в ручную не нужно будет, потому что все произойдет в автоматическом режиме.

Совет . Лучше всего выбирать байпас с диаметром, который будет на один калибр меньше диаметра труб.

Разновидности байпаса

Байпасы применяются в разных системах отопления , поэтому их есть два вида:

  • без клапана

Байпасы с обратными клапанами используются для циркуляционных насосов и их используют время от времени, по мере надобности. Когда насос включается, открывается клапан и под давлением начинает пропускать носитель тепла. В тот момент, когда насос выключается, клапан закрывается автоматически. В случае если на байпас попадет окалина или ржа, то может испортиться и выйти из рабочего состояния.

Байпасы без клапана позволят сделать ремонт в одной части отопительной системы, не отключая ее. С помощью бесклапанного насоса можно подключиться к системе отопления там, где не было радиатора.

Совет . Выбирать байпас необходимо под систему отопления. Автоматические - работают в автономном режиме, а без клапана - вручную.

Автоматический байпас

Выбирать автоматический байпас необходимо меньше на один размер чем размер трубы стояка, потому что в радиаторе теплоноситель просто перестанет циркулировать, поскольку в батарее гидравлическое сопротивление будет больше, чем в байпасе, если размеры будут одинаковыми.

Установка автоматического байпаса необходима вместе с циркуляционным насосом . Вместе, они работают автономно даже тогда, когда исчезает электроэнергия и продолжают работать благодаря естественной циркуляции .

Совет . Автоматический байпас следует устанавливать только в том случае, если вода хорошего качества, в противном случае он быстро придет в негодность.

Установка байпаса

Для установки байпаса необходимо пользоваться услугами специалистов, которые сделают монтаж и проверят систему на брак, дефекты и протекания.

Устанавливать байпас нужно близко к радиатору, но как можно дальше от стояка. Если возникнет необходимость, то на байпас можно установить дополнительный кран , который обеспечит полноценную циркуляцию отопительных систем при помощи радиатора, а не байпаса.

Кроме всех полезных функций, байпас будет своеобразным терморегулятором , благодаря возможности регулировать уровень горячей воды. Монтаж приборов происходит в направлении теплоносителя. Сначала устанавливается фильтр, затем обратный клапан и в конце циркуляционный насос.

Совет . Для того чтобы ввести байпас в стояк, возле насоса, нужно задействовать запорные клапаны. Устанавливать байпас лучше всего горизонтально, чтобы не было скопления воздуха.

Выбирая байпас для системы отопления, не следует на нем экономить и выбирать китайские. Для того чтобы выбрать качественный и надежный байпас , нужно чтобы:

  • товар имел все необходимые сертификаты ;
  • владелец предоставил копии гигиеничного и сертификата соответствия с печатью;
  • швы в месте сварки должны быть без пор;
  • соединения с резьбой должны свободно откручиваться .

В месте отопительной системы, где диаметр сужается и уменьшается скорость потока, можно использовать лишь шаровые вентили . Их конструкция состоит из корпуса и металлического шара с отверстием определенного диаметра. Благодаря такой конструкции вентиля не будет уменьшаться просвета во время его открытия. Если шаровые вентили приходят в негодность, то ремонту они не подлежат их можно только менять.

Если шаровые вентили не используются на протяжении длительного времени, то они могут прикипеть. Для того чтобы избежать подобной ситуации их нужно периодически проворачивать .

Сокращение затрат на электричество благодаря байпасу

Устанавливать байпас нужно не только из-за того, что это необходимо, но и для того, чтобы сократить затраты на электроэнергию. Сравнивая работу проточной и замыкающей систем отопления, то замыкающая будет подавать в батарею, примерно на 30−35% меньше теплоносителя и радиаторная теплоотдача уменьшится на 10%.

Использование байпаса существенно сокращает затраты на электроэнергию и позволяет создать в доме комфортную и удобную атмосферу.

Особенности использования байпаса

Современные системы отопления в своей конструкции имеют встроенный насос, что позволяет не задумываться об установке байпаса. Такие системы имеют ряд преимуществ:

  • они эффективно распределяют по радиаторам воду и насос просто необходим в случае, если батарей очень много или трубы имеют большую длину;
  • не боятся неточностей уклона труб во время их прокладки;
  • не боятся скопления воздуха .

Старые отопительные системы, которые монтировались без насоса, после установки байпаса начинают новую жизнь и не нужно полностью все менять. Байпас очень эффективно позволит справиться со многими проблемами:

  • ошибками, допущенными во время монтажа отопительных систем;
  • отсутствием нормальной циркуляции в системе отопления.

Байпасы могут устанавливаться на радиаторы, но их применять нужно только в том случае, если они имеют однотрубную отопительную систему. Устанавливается байпас в этом случае между подводящей и обратной трубой, для регулирования нагревания радиатора. В случаи необходимости ремонта некоторого участка отопительной системы или для регулировки температуры в батареях, байпасы очень удобны и легки в использовании.

Совет . Для того чтобы теплоноситель попадал в нижнюю часть быстро и с пользой, диаметр байпаса должен быть такой же, как и у стояка.

Реанимация старых отопительных систем

Для того чтобы старая отопительная система начала нормально работать можно установить циркуляционный насос и байпас. Для установки понадобится:

  • циркуляционный насос;
  • байпас;
  • два шаровых крана или обратный клапан.

Процесс установки достаточно прост, но его лучше всего доверить специалистам. Сначала устанавливается параллельно к трубе байпас, циркуляционный насос устанавливается на байпас, а с двух сторон монтируют два крана. Если в монтаже использовать шаровые краны, то они не снижают скорость теплоносителя в трубах , хотя в случае поломки, их придется менять.

Шаровые краны считаются более надежными, чем обратный клапан, но его можно установить для автоматизации системы отопления, чтобы она работала самостоятельно. Если качество воды очень плохое, то обратный клапан быстро придет в негодность и будет плохо и некорректно работать.

Совет . Если качество воды очень плохое, то лучше всего выбрать специальный насос, который будет предохранять от накипи и твердых частиц.

Байпас хотя и имеет немного примитивную конструкцию, но благодаря ему дом обеспечивается теплом, комфортом и уютом, а небольшие затраты электроэнергии позволят существенно сэкономить деньги.

Байпас в системе отопления (видео)

Эта незначительная, на первый взгляд, деталь оптимизирует теплоотдачу греющего узла, поэтому байпас в системе отопления не только желателен – он необходим. Перемычка (кусок трубы) монтируется в тепловую трассу параллельно радиаторам отопления. В зависимости от поставленных задач данный компонент используется либо в виде прямого участка, замыкающего подающий и обратный трубопроводы, либо как обводная линия.

Чтобы понять, зачем используется байпас, что это такое в отоплении, следует рассмотреть варианты его применения:

  • в гравитационной сети его монтируют параллельно функционирующему циркуляционному насосу;
  • в смесительных узлах разнообразного типа;
  • в закрытых и открытых системах, базирующих на одном трубопроводе, байпас устанавливается на радиаторы отопления;
  • также его используют в качестве перехода между подающим и обратным потоками, в этом случае образуется малый циркуляционный контур, сопровождающий нагрев отопительного узла.

Когда речь заходит о смешивающих узлах, установка байпаса в системе отопления необходима для связывания подачи и обратки, здесь также используется трехходовой термостатический клапан. Отрезок трубы нужен для направления в камеру клапана жидкости из обеих магистралей, чтобы на выходе образовалась вода с заданными температурными параметрами.

Перемычка в сопровождении трехходового клапана позволяет использовать принцип смешивания на следующих участках сети:

  • малый циркуляционный контур в случае дровяного котла;
  • коллектор, раздающий теплоноситель на греющие ветви теплого пола;
  • обвязка для теплоаккумулятора.

В частности, малый контур с внедрением байпаса защищает твердотопливный котел от выступления конденсата во время его разогрева.

Байпасный узел, используемый в обвязке твердотопливных агрегатов, используется в качестве элемента безопасности. Пример: выставлен максимальный обогрев, топка полная, и в это время прекращается подача электроэнергии. В подобной ситуации, характерной для отечественных эксплуатационных условий, до возобновления электропитания вода в радиаторах уже остынет. Котел в это время все еще будет горячим, ведь в нем продолжается переработка топлива. Как только включится насос, холодная среда попадет в котловую рубашку, вследствие чего чугунная секция лопнет – скажется возникший температурный шок. В данных условиях трубная перемычка крайне необходима.

Аналогичный алгоритм смешивания с помощью клапана и перемычки используется в теплых полах при обустройстве распределительной гребенки. После достижения температурной нормы в греющих контурах трехходовой кран перекрывает поступление от котла, носитель прогоняется насосом по внутренней тепловой линии через байпас.

Насос с байпасом для отопления

Самый распространенный сценарий врезки насоса в систему водяного отопления – непосредственно в трубопровод (либо в подающую ветвь, либо в обратную). В этом случае байпас не устанавливают, так как при остановке агрегата малый диаметр труб не будет способен поддерживать самостоятельную циркуляцию жидкости.


Байпас необходим в том случае, если изначально используется самотечная система. Здесь основным режимом теплоснабжения будет принудительное распределение носителя при помощи циркуляционного насоса. В периоды отсутствия электроснабжения конвекция будет способствовать естественному самотеку среды. Такое решение подразумевает установку насосного оборудования на байпас.

Узел может быть собран двумя способами:

  1. Прямая магистраль оснащается шаровым краном, запорная арматура, сетчатый фильтр и насос монтируются в обводную ветвь.
  2. Разрыв магистрали дополняется готовым комплектом в виде байпаса с обратным клапаном и насосом.

В первом случае самотечный режим необходимо активировать вручную. В момент отключения электричества жильцам придется самостоятельно открыть один из кранов в котельной. В противном случае прекращение циркуляции вызовет остывание среды.

Во втором сценарии отключение электричества вызовет автоматическую активацию обратного клапана, который остается закрытым в период работы перекачивающего устройства. Но здесь могут стать препятствием 2 потенциальные проблемы:

  • отдельные модификации шаровых клапанов не подлежат разборке. Если они выйдут из строя или загрязнятся, придется демонтировать и заменить новым весь узел (помимо фильтра и насоса);
  • U-образные вариации выполняют функции дополнительного воздухосборника, в них необходимо периодически поворачивать ручной сбрасывающий кран.

Поэтому профессионалы избегают схем, базирующихся на готовых автоматических байпасах, предпочитают собирать узлы, включающие отсекающий кран. В этом случае в доме станет ощутимо прохладнее лишь через полчаса после отключения электричества, за это время можно открыть основную магистраль. Другой выход – монтаж байпасного узла с применением самостоятельных компонентов и обратного клапана из латуни (в нем резиновый шарик не фиксируется пружиной).

Установка байпаса на радиаторе в однотрубное отопление

Многоэтажки, заселенные еще в советские времена, имеют однотрубное отопление на базе вертикальных стояков, присутствующих во всех квартирах. Здесь распределение теплоносителя обеспечивается благодаря высокому давлению и усиленной скорости потока среды.


В таком сценарии обе подводки – это элементы соединения радиатора с единственной магистралью, между ними и врезается байпас. Перемычка имеет небольшое смещение относительно оси стояка, благодаря чему вода попадает в батарею, а не течет по легкому пути. Решение работает следующим образом:

  1. Поток горячей воды на подходе к первому элементу обогрева делится на две части – первая поступает в радиатор, вторая затекает в байпас.
  2. После охлаждения первого потока на пару градусов происходит смешение обеих частей, далее половина направляется в магистраль. В результате образовавшаяся смесь обладает температурой примерно на градус ниже той, что была изначально.
  3. Этот процесс последовательно происходит во всех отопительных приборах. Все потребители сети получают заданное количество тепловой энергии (в идеале в равной мере), потому что насосы прогоняют по магистралям большие объемы воды, нивелируя температурные перепады между первым и последним звеном.

Подобное решение принято использовать в двухэтажном жилом строительстве. Несмотря на то, что вертикальный стояк обслуживает только пару радиаторов, верхний желательно оснащать байпасом. Причина – несоразмерность производительности бытовых и промышленных циркуляционных насосов.

Если исключить прямую байпасную перемычку, полный объем носителя, пройдя через батарею, остынет сильнее, чем в описанной схеме. Разница температур приведет к тому, что в каждую следующую квартиру будет поступать все меньше тепловой энергии, крайняя практически не будет прогреваться.

Именно поэтому байпас так важен при обустройстве вертикального однотрубного теплоснабжения. Двухтрубные разводки основываются на самостоятельных магистралях для остывшей и горячей среды, здесь перемычка не нужна.

Небольшая мощность циркуляционного насоса, установленного в загородном доме, компенсируется большими пропускными способностями и диаметром трубопровода.

Ошибки, часто встречающиеся при самостоятельном монтаже

Нередко домашние умельцы, решившие собственноручно поставить новые алюминиевые радиаторы вместо отслуживших свое чугунных, допускают 2 распространенных огреха:

  • оснащают прямой байпасный отрезок шаровым краном в стремлении направить всю нагретую воду в батарею;
  • собирают смесительную конструкцию, дополнив ее трехходовым краном с целью самостоятельной регулировки теплоотдачи.

Второй пример с натяжкой можно назвать допустимым, если речь идет об индивидуальном отоплении, здесь домовладелец может единолично распоряжаться отдачей греющего узла. В стандартных многоквартирниках соседи могут оказаться в уязвимом положении, если кто-то один разбалансирует систему, забрав больше тепла.

Наконец, если байпас дополняет конструкцию полотенцесушителя, он предназначен лишь для удобства замены и обслуживания этого обогревателя. Рассматриваемый элемент не оказывает влияния на теплоотдачу, так как давление и скорость движения среды в водопроводе здесь изменяются в незначительной степени.

Как установить насос – продолжение, первая часть . Байпас - сборка и врезка, самое основное в этом деле.

Байпас - сборка.

Купленный байпас, перед врезкой в систему нужно подогнать по размеру насоса. Все детали раскладываются на ровной поверхности – на столе. Подгонка, осуществляется путем накручивания основной трубы - по муфте, установленной на запорный вентиль. Накручивать нужно до тех пор, пока расстояние между резьбовыми соединениями насоса и запорной арматуры – не достигнет минимального расстояния, где-то по 2 миллиметра с обеих сторон, достаточного что-бы вставить насос. Накрутив насос и убедившись все стороны стоят ровно и без перекосов, подтягиваем зажимную гайку на муфте.

На этом этапе, важно лишь достичь правильной длинны байпаса, поскольку все краны (кроме основного) и насос – перед сваркой нужно опять снять, иначе от температуры нагрева оплавятся их пластмассовые и резиновые части.

Если расстояние между насосом и резьбовыми соединениями большое – не стоит пытаться накручивать насос в надежде что все “растянется”. Лучше сразу добавить дополнительный сгон.

Байпас - врезка

Когда все детали байпаса будут подогнаны и подтянуты, можно снимать насос и готовиться к врезке байпаса в систему отопления. По правильному – насос располагают в метре от котла, на трубе обратной подачи воды (обратка). Но не всегда это можно реализовать на практике, зачастую котлы устанавливают близко к стене, где ни будь в углу комнаты, где он не будет никому мешать, врезать байпас в таких условиях местоположения котла - нереально. Народные умельцы нашли выход из положения. Врезку стали делать – прямо над котлом, конечный результат от этого нисколько не меняется (кроме эстетического вида).

Врезку байпаса делают так: Размечают в нужном месте трубы его точный размер и вырезают. На обоих концах труб снимают хорошую фаску и вставляют байпас. Проводя эти работы, нужно следить чтобы в систему не попадала стружка и другой мусор. Байпас выравнивают, центруют по трубе и обваривают. Работа это кропотливая – все зависит от мастерства сварщика, малейшие поры на сварном шве, неизбежно приведут к подтекам воды.

Когда байпас уже установлен, можно приступать к завершающей его сборке. Важный момент: Все резьбовые соединения перед скручиванием – нужно обязательно перепаковать подмоткой. Не стоит этим пренебрегать, в противном случае устранять потеки воды, вам придется на месте, а это не так удобно, как если бы это делать на столе. А так же - при сборке, не забывайте про указательные стрелки

Любая система водяного отопления, независимо от ее типа, должна быть спроектирована и смонтирована в строгом соответствии с существующими правилами, с учётом всех особенностей здания и размещения в нем приборов теплообмена (радиаторов). В собранном и отлаженном состоянии она должна работать, как сбалансированный общий механизм. Мелочей в этом вопросе нет – каждый элемент системы выполняет ту или иную функцию, и игнорирование установкой каких-либо деталей или узлов может закончиться неработоспособностью или крайней неэффективностью функционирования всего отопления в целом.

В настоящей публикации будет рассмотрен байпас в системе отопления что это такое, в каких случаях применяется, какую роль выполняет и другие сопутствующие вопросы. Даже если хозяева и не собираются заниматься самостоятельным монтажом своей системы – информация все равно будет для них полезной. Во-первых, она помогает понять требования по правильной эксплуатации приборов отопления – здесь есть определенные нюансы. Кроме того, это даст им возможность «говорить на одном языке» с приглашенными специалистами. Если пришедший сантехник ничего не знает о байпасе – то это явный «самозванец». Другая крайность – пользуясь неопытностью хозяев специалист начинает задирать за установку «сложного байпасного узла» просто нереальную цену. Так что лучше заранее иметь представление о предмете разговора.

Что собой в принципе представляет любой байпас?

У неискушенного пользователя может сложиться первое впечатление, что за названием «байпас» кроется какое-то сложное по своему строению, монтажу и принципу работы устройство, в чем разодраться без соответствующей подготовки – просто невозможно. На самом деле – все намного проще. Наверняка каждый видел этот самый байпас воочию, просто не представлял, что это именно так называется.

Подсказка кроется уже в самом названии. Попробуйте ввести слово «bypass» в любой из онлайн-переводчиков, и сразу получите кучу вариантов, объединенных одним смыслом – «обход», «объезд», «обходной путь», «обтекать», «идти обходным путем» так далее.

В сантехнической практике байпасом принято называть трубу-перемычку, врезанную в обход того или иного прибора. Она создает возможность альтернативного направления потока жидкости (обычной воды в водопроводных системах или теплоносителя в системах отопления). Байпас может работать в неуправляемом режиме, то есть быть открытым постоянно, иметь клапанные или другие устройства, автоматически переключающие поток жидкости по мере необходимости, либо управляться вручную, посредством установленных на него кранов или вентилей.

В системах отопления байпасы могут устанавливаться на различных участках. Чаще всего – это обвязка радиаторов отопления. В автономных системах частных домов он находит традиционное применение в узле циркуляционного насоса. В сложных по структуре системах отопления коллекторного типа байпас становится составляющей деталью смесительного узла. И, наконец, применяется он и при обвязке твердотопливных котлов. Рассмотрим каждый из этих случаев подробнее.

Цены на байпасы для систем отопления

байпас для радиаторов отопления

Байпас в обвязке радиатора отопления

Необходимость байпаса на радиаторе, принцип его действия

Чтобы представить себе важность байпаса, давайте вспомним, как обычно организуется система отопления в многоквартирных домах.

В многоэтажках старой постройки, в целях упрощения схемы и удешевления монтажа повсеместно применялась и остается по сей день однотрубная система отопления. В теплопункте (на элеваторном узле) здания имеются два коллектора – подачи и «обратки». От коллектора подачи вверх уходит труба-стояк, и от него, начиная с последнего этажа, последовательно «нанизаны» радиаторы отопления (вариант а. – с верхней подачей ) Другая сходная схема (вариант б. – с нижней подачей ), когда на пути до верхней точки стояк также захватывает последовательного расположенные радиаторы.

Попробуйте представить, что будет, если хотя бы на одном из радиаторов, неважно, в каком стояке и на каком из этажей, вдруг случится авария. Для замены батареи придётся ее демонтировать. А это автоматически влечен необходимость разрыва этой самой последовательной «цепочки». Весь стояк (или даже два, как в примере справа) становится полностью неработоспособным.

А теперь – эта же схема, но дополненная байпасами на каждом из приборов теплообмена.

Очевидно, что если на любой из батарей случится авария, или в течение отопительного сезона появится необходимость перекрытия какого-либо радиатора, например, для замены его на новую модель, это никак не скажется на общей работоспособности системы. Достаточно перекрыть прибор теплообмена с помощью запорных кранов (а их установка настоятельно рекомендуется), как показано на выноске справа, и вполне можно проводить ремонтные работы или полный демонтаж. Байпас обеспечит необходимую циркуляцию теплоносителя по всем остальным радиаторам в стояке.

Это – не единственное достоинство байпаса в обвязке радиатора однотрубной системы отопления. Многим, наверное, знакома ситуация, когда зимой внезапно приходит потепление, но централизованная система теплоснабжения – не настолько гибкая, чтобы мгновенно реагировать на подобные изменения. В итоге в комнатах – невыносимая жара, что бывает даже хуже, чем легкий недостаток тепла. Открытые настежь форточки зимой – это сквозняки, не несущие ничего хорошего. Значит, желательно иметь возможность регулировки уровня нагрева радиаторов.

Однотрубная система с байпасом предоставляет такую возможность. Достаточно установить на входе в батарею вместо запорного крана (или даже последовательно вместе с ним) прямой термостатический кран, и проводить по мере необходимости количественную регулировку уровня нагрева. Она заключается в изменении объема проходящего через радиатор теплоносителя за единицу времени. Невостребованный для достижения установленного уровня нагрева теплоноситель попросту «сбрасывается» дальше в систему общей циркуляции через байпас.

Казалось бы, а что мешает установить подобный термостатический кран или клапан и без байпаса? Да, действительно, терморегуляция будет, но так как работа такого крана основана на заужении прохода и, соответственно, снижения общего объема протекающего через радиатор теплоносителя, то это скажется на всех абсолютно батареях, подключенных к этому стояку. И вряд ли это может понравиться соседям.

Одним словом, в однотрубной системе отопления многоквартирного дома, байпас становится обязательным элементом обвязки радиаторов.

В автономных системах частных домов хозяева, безусловно, вольны «экспериментировать» так, как им нравится. И все равно установка байпаса дает им массу преимуществ – это и более равномерное распределение тепла по помещениям, и уже упомянутая ремонтопригодность любого из участков системы. При желании или по необходимости всегда сохраняется возможность даже полного отключения того или иного помещения – это не скажется на общей работоспособности отопления.

В частном доме, имеющем два или более этажей, может применяться точно такая же система стояков, или же горизонтальная разводка по каждому уровню, как в одноэтажном здании. Суть не меняется – между входом и выходом каждого радиатора и при горизонтальной разводке однотрубной системы все равно монтируется перемычка.

Одной из «классических» систем, сочетающей простоту и экономичность монтажа и достаточную гибкость в регулировках, является «ленинградка». Уже в самой ее конструкции заложены принципы «байпасного узла» на каждой батарее отопления. Причем очень часто роль такой перемычки между входом и выходом радиатора выполняет непосредственно сама горизонтальная труба отопительного контура.

Благодаря своей простоте и ряду неоспоримых достоинств, система «ленинградка» остается одной из наиболее популярный в среде частных застройщиков.

Как правильно организовать систему отопления «ленинградка»?

Принципиальная схема подобной системы – едина, но в ее реализации также возможны различные варианты. Специально для тех, кто желает организовать в своем доме , на нашем портале размещена очень подробная публикация, посвященная именно этому вопросу.

Видео: ключевая роль байпасов в обвязке радиаторов однотрубной системы отопления

Монтаж байпаса в обвязке радиатора отопления

Те хозяева, которые уже сталкивались с монтажом сантехнических труб и соответствующей арматуры, должны справиться и с установкой байпаса на радиатор отопления. Если есть навык сборки резьбовых соединений, фитинговых узлов, сварки (пайки) полимерных труб, то никаких особых сложностей не предвидится.

  • Между основной трубой контура и байпасом не должно быть никаких запорных элементов. Так исключается вероятность даже случайного перекрытия нормальной циркуляции теплоносителя по всему контуру.

  • Если байпас монтируется на вертикальном стояке, то его следует разместить, по возможности, на максимальном удалении от стояка и при этом – как можно ближе к радиатору отопления. Безусловно, при этом должна быть заранее продумано свободное пространство для установки запорных (и регулировочного, если он планируется) кранов на входе и выходе из батареи.
  • Важное значение всегда имеет диаметр труб, из которых собирается байпасный узел обвязки радиатора. «Классической» схемой является следующая: на разветвляющем тройнике патрубок, отходящий к радиатору отопления, имеет диаметр на один размер меньше диаметра стояка, а сам байпас – на два размера меньше.

Пример показан на рисунке: контур (стояк) выполнен из трубы 1 дюйм, стало быть патрубки подключения радиатора должны быть ¾ дюйма, а труба, из которой выполнен байпас – ½ дюйма. При таких пропорциях обеспечится корректная работа радиатора безо всякого дополнительного вмешательства – согласно законам гидравлики, поток теплоносителя разделится на основной, следующий через радиатор и вызывающий его нагрев, и прямой, идущий через байпас. Этим самым, кстати, достигается и наиболее оптимальное расходование тепловой энергии. Тепло практически не растрачивается на прямом отрезке байпаса, тем самым несколько компенсируя при обратном смешивании потоков те потери, которые ушли на отопление данного помещения.

При горизонтальном положении контура соотношения обычно несколько иные. Роль байпаса здесь играет сама магистральная туба. Однако, рекомендуется ее участок между тройниками ответвлений на радиатор заузить на один размер. Соответственно, патрубки подключения батареи отопления с кранами должны быть меньше магистральной трубы на два размера.

  • Допустимо ли ставить вентиль на байпасе? Казалось бы, он напрашивается – с его помощью можно также регулировать количество проходящего через радиатор теплоносителя. Например, при недостаточности тепла такая мера может дать определенный эффект – закрыв кран, хозяева перенаправляют весь поток именно через батарею.

Вопрос – неоднозначный. Если речь идет о стояке однотрубной системы отопления в многоквартирном доме, то установка крана станет грубым нарушением. Перекрытие байпасов в одной или нескольких квартирах приводит к разбалансировке общей схемы раздачи тепла, то есть эффект усиления обогрева в одном месте достигается исключительно за счет других жильцов дома. Если поступят жалобы на качество коммунальных услуг, и проверкой будут выявлены самовольно установленные краны на байпасах, неважно от их закрытого или открытого положения на момент ревизии, то можно не сомневаться, что на этих хозяев свалят ответственность за всё. Понятно, что оправдываться перед соседями будет очень сложно, и так можно нажить себе кучу врагов. Это еще не считая возможных мер административного плана.

А вот в автономной системе частного дома такие регулировочные краны ставят достаточно часто. В этом случае даже нет нужды строго соблюдать пропорции диаметров труб байпаса – все можно сбалансировать вручную, сужая или расширяя проход для теплоносителя краном. В той же «ленинградке» - это вполне обычное явление, повышающее общую гибкость всей системы.

Пример показан на иллюстрации. В демонстрируемом случае радиаторы подключаются к контуру через обычные шаровые вентили (поз. 1), выполняющие только функцию запорной арматуры – для возможного полного отключения батареи. А точная балансировка уже производится игольчатым краном, который установлен на участке магистральной трубы между тройниками, выполняющем при подобном подключении роль байпаса. Впрочем, и это нисколько не мешает дополнительно установить еще непосредственно на входе в батарею термостатический кран или клапан. Одним словом, все в руках хозяев.

Возможно, вас заинтересует информация о том, как рассчитывается

Для монтажа байпаса не потребуется много деталей. Как правило, если не нужна сколь-нибудь сложная конфигурация, все ограничивается двумя отводами, двумя тройниками снежным диаметром выходов, двумя шаровыми вентилями, несколькими отрезками труб, муфтами или сгонами для окончательной сборки.

Такой узел можно выполнить как из металлических труб, так и с использованием полипропиленовых или металлопластиковых. Ниже будут приведены несколько чертежей – они просты для понимания для тех, кто знает, о чем идет речь. Ну а для тех, кто не владеет навыками такой сборки, боится браться за самостоятельную работу – пусть будет как руководство для проверки правильности выполнения работ приглашенным специалистом. В их среде, к сожалению, появилось немало явных неопытных профанов, желающих только лишь быстрого и легкого заработка.

На схеме обозначены:

Поз. 1 – труба стояка со стороны поступления теплоносителя. Соответственно, поз. 2 – этот же стояк, но уже со стороны обратки.

Переход с резьбовой части металлической трубы на полипропилен осуществлен с помощью фитингов (поз. 3).

Поз. 4.1 – два отрезка полипропиленовой трубы (здесь и на всех других участках необходимо использовать армированную, для горячей воды), внешним диаметром 32 мм.

Поз. 4.2 – два отрезка диаметром внешним диаметром 25 мм.

Эти отрезки ввариваются в два тройника (поз. 5), для чего могут потребоваться переходники на нужный диаметр.

Поз. 6 – сам байпас, выполненный из отрезка армированной трубы внешним диаметром 20 мм.

Поз. 7 – фитинги для перехода к металлической резьбовой части кранов.

Поз. 8 – на входе в радиатор ставится термостатический прямой кран (или клапан). Может использоваться и обычный шаровой вентиль, если нет необходимости регулировать уровень нагрева.

Поз. 9 – шаровой запорный вентиль – со стороны выхода из радиатора.

Оптимальным решением подключения к радиатору, позволяющим быстро и без особого труда провести его установку или демонтаж, будет использование муфтового соединения с накидной гайкой – «американкой» (поз. 10). Очень часто они уже входят в комплект запорно-регулировочных устройств.

Поз. 11 – радиатор отопления.

Диаметры труб могут быть и иными – это зависит от параметров стояка отопления. Но рекомендуется соблюдать соотношение, о котором упоминалось по тексту выше.

Схема сборки узла обвязки с байпасом с использованием металлопластиковых труб отличается только применением специальных пресс-фитингов вместо сварных. В остальном же перечень деталей – очень схожий. На схеме показано, что на входе в радиатор, по желанию, может устанавливаться либо запорный вентиль, либо устройство термостатического регулирования.

Если сборка узла будет вестись из стальных труб ВГП, то здесь все зависит от умения и предпочтений мастера. Это может быть сварная конструкция, но с обеспечением разъемного соединения на самих радиаторах (сгоны или, удобнее, гайки-«американки»). Вполне можно собрать этот узел и полностью на резьбовых соединениях, как, например, показано на иллюстрации ниже:

Кстати, в этом случае можно приобрести и готовую деталь – сам байпас с уже приваренными верхним и нижним горизонтальными патрубками. Такие сборки, рассчитанные на стандартные межосевые расстояния радиаторов, продаются в специализированных магазинах.

Возможно, вас заинтересует информация о том, как выбрать

Еще один вопрос по теме обвязки радиаторов – а нужен ли байпас на двухтрубной системе отопления?

Нет, он там уже никакой роли не играет. Каждый радиатор – совершенно независим, так как «опирается» и на трубу подачи, и на «обратку». Подобное параллельное подключение дает возможность в любой момент отключать или даже полностью демонтировать перекрытую батарею – это никак не скажется на общей работе всей системы.

Двухтрубная система – более дорогая и сложная в монтаже, но зато преимуществ у нее намого больше. Все чаще она применяется и в многоэтажных домах, и если в вашей квартире именно такая система, то о байпасе задумываться не придется.

Правда, необходимо быть точно уверенным, что система - именно двухтрубная. Дело в том, что может ввести в заблуждение наличие второй трубы, которая всего лишь выполняет роль стояка, обеспечивающего верхнюю подачу теплоносителя, а система все равно остается при этом однотрубной. Радиатор подключён последовательно к одной трубе, и байпас в таком случае – обязателен.

В двухтрубной системе обязательно радиатор подключён к двум разным стоякам – к подаче и «обратке». Байпас в такой ситуации никакой роли играть не будет.

Возможно, вас заинтересует информация о том, что собой представляют

Байпас в узле циркуляционного насоса

Доказывать то, что автономная система отопления частного дома, работающая по принципу принудительной циркуляции теплоносителя – более эффективная и управляемая, наверное, не надо. Установка насоса быстро оправдывает себя и в плане оптимального распределения тепла по помещениям, и в экономичности эксплуатации, и это даже несмотря на то, что сам насос являете потребителем энергии. Даже те хозяева, у которых собранные когда-то системы были рассчитаны на естественную, гравитационную циркуляцию, не отказываются сейчас и от дополнительной установки насосного узла.

Но вот проблема – в ряде местностей не являются каким-либо и ряда вон выходящим явлением перебои в снабжении электроэнергией. Ну а система отопления, завязанная на циркуляционный насос, волей-неволей становится энергозависимой. Хорошо, если продуман вопрос какой-нибудь альтернативной подачи электроэнергии на этот случай – от источника бесперебойного питания или собственного генератора. , хотя и это выручит только на какой-то короткий период. Значит, необходимо спланировать систему отопления так, чтобы она в подобных экстремальных ситуациях могла бы переключаться на работу по принципу естественной циркуляции. И в этом помогает байпас, установленный на насосном узле.

Такой узел может работать в ручном режиме – при отсутствии электропитания хозяевам необходимо всего лишь переключить краны, перенаправив поток теплоносителя не через байпас с насосом, а напрямую по магистральной трубе. В иных сборках используются клапанные устройства – там поток будет перенаправлен в автоматическом режиме. Еще один вариант – инжекторная схема, без крана и клапана, но ее, честно говоря, не особо хвалят, и советуют все же обратиться к «классике».

В настоящей публикации на насосном узле с байпасом останавливаться не будем. Вовсе не потому, что этот вопрос – не важен. Скорее, наоборот – проблемам выбора и правильной установки циркуляционного насоса, от проведения необходимых расчетов до пошаговой инструкции по самостоятельному монтажу, посвящена отдельная публикация.

Циркуляционный насос системы отопления.

Преимущества принудительной циркуляции теплоносителя по контуру отопления – очевидны. Сам насос – не столь дорог, и его монтаж также не представляет особого труда. Поэтому, не сомневайтесь – прочтите специальную публикацию нашего портала, в которой вам расскажут и о том, как правильно выбрать, и как самостоятельно .

Цены на разные виды циркуляционных насосов

циркуляционный насос

Другие случаи использования байпасов в системе отопления

Байпас в коллекторном узле системы водяного «теплого пола»

В сложный по своей структуре автономных системах отопления обычно используется коллекторная схема. Особо это важно в тех случаях, когда требуется соблюсти разные показатели температуры и давления теплоносителя в различных выделенных контурах.

Как правило, это встречается в системах, включающих водяные «теплые полы». В них недопустимы высокие температуры, а точные показатели давления в каждом отдельном контуре (а их может быть даже по нескольку в одном помещении) зависят от его протяженности и диаметра использованных для укладки труб.

Чтобы добиться точной балансировки каждого контура, применяются специальные коллекторно-смесительные узды. Они обычно оснащены собственным циркуляционным насосом, специальными термостатическими приборами, обеспечивающими смешение потоков теплоносителя из труб подачи и «обратки», чтобы выйти на требуемый уровень температуры. Кроме того, они помогают сбалансировать и давление в разветвлённых контурах.

Циркуляционный насос этого модуля не может плавно менять создаваемый им напор – в лучшем случае, там предусмотрено две-три ступени регулировки. Точная настройка напора и производительности для каждого контура производится индивидуальными балансировочными вентилями. И в конструкцию некоторых подобных смесительных узлов разработчики включают еще и байпас, с собственным балансировочным клапаном.

Судя по отзывам опытных монтажников «теплых полов», некоторые из них считают байпас в этой схеме – практически лишней деталью. Действительно, можно встретить массу примеров предлагаемых в продаже смесительно-коллекторных узлов без этого элемента. Тем не менее, и он выполняет определённую роль, в частности, предохраняет циркуляционный насос модуля от перегрузки. Избыточный, невостребованный в контурах «теплого пола» напор теплоносителя просто сбрасывается через хорошо сбалансированный байпас в «обратку», предотвращая, таким образом, никому не нужные скачки давления.

Возможно, вас заинтересует информация о том, что такое

Байпас, создающий «малый контур» твердотопливного котла

Если присмотреться к правильно выполненной обвязке твердотопливного котла системы отопления, то очень часто можно заметить, что в непосредственной близости от него основные магистрали подачи и «обратки» связаны перемычкой-байпасом. Для чего это нужно?

Дело в том, что работу такого котла регулировать сложнее всего, а температуры при горении твердого топлива всегда достигают, в отличие от газового оборудования, очень высоких величин. Кроме этого, процесс сгорания древесины в любом виде или угля обязательно сопровождается большим количеством дыма, содержащего массу твердых взвесей, которые оседают в виде сажи.

При запуске такого котла, на начальной стадии, когда в него поступает холодный теплоноситель, из-за очень большой разницы температур на внешних стенках теплообменника начинается массовое выпадение конденсата. А это – прямой путь к быстрому зарастанию и внутренних газовых каналов теплообменника, и дымоходной трубы сажей, так как она отлично липнет на влажную поверхность. Кроме того, подобных «термических ударов» очень не любят чугунные теплообменники котлов. А для стальных теплообменников такие перепады нередко становятся «триггером» коррозии.

Выход один – свести к минимуму по времени этот цикл прогрева, когда температура теплоносителя на входе в котёл (в «обратке») и в трубе подачи – разительно различаются. Но как это сделать, если предстоит прогреть немалый объем всей системы отопления?

Вот для этого и создается малый круг циркуляции через упомянутый выше байпас. На таком коротком участке нагрев произойдет очень быстро, и процесс выпадения конденсата прекратится. А в нижней точке байпаса, на магистрали «обратки», стоит термостатический клапан или трёхходовой кран, предустановленный на определенную температуру.

Трехходовой термостатический клапан, останавливаемый на малом контуре котла, в точке пересечения байпаса и магистрали «обратки»

Как только температура циркулирующего пока только по малому контуру теплоносителя достигнет установленного значения (обычно это около 55 – 60 ºС), клапан начнет приоткрываться и постепенно «запускать в оборот» холодную воду из магистрали обратки. Смешивание с горячей водой, поступающей через байпас, обеспечит стабильность температуры поступающей в теплообменник котла жидкости. Такой плавный выход котла на расчетную мощность помогает избежать массы неприятных последствий, и в целом – значительно продлевает срок службы оборудования и всей системы отопления.

Рассматривать установку байпасов в смесительных узлах теплых полов и в малом контуре твердотопливного котла в настоящей статье – не планируется. Во-первых, подобные работы все же должны проводиться соответствующими специалистами – самодеятельность здесь не приветствуется. А во-вторых – эти темы вполне заслуживают отдельного подробного рассмотрения, которое обязательно будет проведено и опубликовано на страницах нашего портала. Следите за выходящими статьями.

Сложность современных отопительных систем невозможна без применения и использования обводных трубопроводов, одним из которых считается байпас. Если вы не имеете представление о том, что такое байпас, и каков принцип его работы, то данный материал просто необходимо освоить.

Что представляет собой байпас, и для каких целей он необходим

Согласно нормативным и санитарным правилам проживания в многоквартирных домах, наличие терморегулятора на отопительных системах и устройствах является обязательным. Иным вариантом регулировки воды в отопительных системах является механический способ, который заключается в установке байпаса.

Механический способ установки предполагает расположение байпаса вблизи радиаторов отопления. Работоспособность и функционирование байпаса осуществляется с введением в систему запорной арматуры. Благодаря применению байпаса в отопительной системе имеется возможность транспортировки теплоносителя, в контуре параллельно регулирующей и запорной арматуре. Говоря доступным языком, байпас является перемычкой, собранной в виде отрезка трубы, устанавливаемого между проводкой радиатора отопления.

Основными функциями байпаса в системе отопления являются:
регулировка подачи теплоносителя в отопительный контур
ускорение освобождения трубопровода от смеси теплоносителя перед планируемым ремонтом.
Поэтому вопрос: «Для чего нужен байпас в системе отопления» не возникает.
Особенно необходимо присутствие байпаса в отопительной системе в экстренном случае, когда возникает периодическое или аварийное отключение электроэнергии.

При этом принцип действия байпаса достаточно прост: отключение электроэнергии вызывает следующие действия – перекрытие крана на подачу теплоносителя. В таком случае система отопления переводится ручным способом в режим естественной циркуляции теплоносителя. Кроме того, установка байпаса на входах систем водоснабжения параллельно счетчику воды, позволит увеличить ее расход при аварийных ситуациях в домах.

Что представляет собой байпас и принципы его работы представлены в видео.

Основным назначением байпаса можно назвать функцию возврата избытка теплоносителя из батареи в стояк. Изменение количества теплоносителя происходит за счет его автоматического или ручного регулирования. Поэтому без наличия в системе байпаса невозможно производить ремонтные работы при работоспособном состоянии системы.

Схема байпаса

Наиболее распространенной схемой считается схема, в которой сохранена центральная линия подачи теплоносителя и циркуляционный насос подключен в байпасе (параллельном трубопроводе). Для реализации схемы используются трубы, вентили и собственно насос.

Однако при сборке схемы байпаса необходимо учитывать некоторые особенности подключения, а именно подбор кранов и вентилей.

В системе отопления частного дома любого типа, открытого или закрытого, установка байпаса во время аварийной ситуации позволяет функционировать циркуляции.

Конструкция байпаса

Устройство байпаса несложное. Конструктивно устройство байпаса состоит из следующих элементов:
циркуляционного насоса
фильтра грубой очистки
запорной арматуры.

Байпас в отопительной системе может работать постоянно или во время запуска работы радиаторов. В качестве запорной арматуры в системе могут быть использованы элементы:
шаровой вентиль
обратный клапан.
Поэтому считается необходимым наличие обратного клапана в системе отопления. В отопительной системе обратный клапан может быть установлен вместо крана.

При этом во время включения циркуляционного насоса обратный клапан находится в режиме закрытого состояния. При отключении электроэнергии клапан открывается автоматически, позволяя системе перейти в режим естественной циркуляции.
Поэтому вопрос выбора запорной арматуры в конструкции байпаса является основополагающим. В случае отсутствия вентиля включение циркуляционного насоса происходит по малому отопительному контуру, который образован магистралью и байпасом.

В конструкции обратного клапана должна быть предусмотрена подпружиненная пластина и шар, перекрывающий просвет. Преимущества наличия обратного клапана в системе заключаются в его функционировании без присутствия или участия человека. Включение циркуляционного насоса под давлением смеси теплоносителя «закрывает» клапан. Но по надежности функционирования клапан уступает вентилю, потому что наличие в смеси теплоносителя абразивных примесей имеет место.

По мнению специалистов, занимающихся установкой запорной арматуры, оптимальным вариантом является приобретение вентиля от лучших производителей, потому что потекший шаровой кран ремонту не подлежит.

Установка байпаса в отопительную систему

Установка байпаса производится вблизи отопительного котла на линии обратной магистрали, в месте, где теплоноситель обладает наименьшим температурным режимом. Место установки байпаса не должно находиться в минимальном расположении, исключив тем самым возможность перегрева насоса. Конструктивно с целью исключения завоздушивания при включении отопительной системы, монтаж байпаса производится в горизонтальной плоскости.

Установка немногочисленных приборов на байпасе производится по направлению к теплоносителю и обязательно в данной последовательности:
фильтр
клапан обратный
циркуляционный насос.
Основной единицей измерения линии байпаса является значение диаметра условного прохода (Ду), на основании которого производится теплотехнический расчет и последующий выбор элементов системы отопления. Диаметр условного прохода линии байпаса аналогичен диаметру обратной магистрали и составляет около 50 мм.

Диаметр труб врезки насоса, оснащенного запорным краном и фильтром грубой очистки должен соответствовать диаметру насоса. На практике, фильтр грубой очистки устанавливают перед насосом, по направлению движения смеси теплоносителя. Рекомендуется при сборке и монтаже все краны укомплектовывать фитингами разборного типа. Это исключит при ремонте сложные ситуации. Профессиональные сантехники и слесари используют Американки, позволяющие безболезненно производить регламентированные ремонтные работы.

Для отопления с естественной циркуляцией в соответствующем режиме необходимо, чтобы кран находился в состоянии «открыто», в циркуляционный насос был отключен. Для функционирования в режиме принудительной циркуляции эти краны должны быть закрыты. Циркуляционный насос наоборот должен находиться в состоянии «включено».

Как произвести сборку байпаса своими руками подскажет предложенное видео.

Сборка насоса через байпас.